рское муниципальное казенное образовательное учреждение
«Потаповская средняя общеобразовательная школа №12»
Тема: «Нетрадиционные формы урока литературы как фактор
формирования положительной мотивации к обучению»
Учитель русского языка и литературы
первой категории
Новикова Зинаида Викторовна
Таймыр, 2012г.
Вся радость жизни – в творчестве
Р.Роллан
Информация об опыте.
Литературе отводится главная роль в формировании ценностных ориентаций молодежи. Именно этот предмет в первую очередь способствует социальному становлению личности. В.Г.Белинский назвал литературу учебником жизни. Знакомясь с образами литературных героев 19 века, ребята изучают жизнь во всех проявлениях. Но главное то, что под руководством преподавателя они постигают высшие нравственные ценности, являющиеся вневременными категориями.
Преподавание только тогда может дать ощутимый результат, когда оно основано на сотрудничестве и сотворчестве учителя и ученика. Активно участвуя в процессе работы над литературным произведением, учащиеся не только изучают художественный мир писателя, но и формируют свои представления об окружающем мире. Происходит процесс сотворчества писателя, учителя и ученика, в котором решаются важнейшие задачи обучения и воспитания. Такая работа способствует повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей обучающихся.
Одно из приоритетных направлений моей педагогической работы – воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном мире, опираясь на важнейшие общечеловеческие нравственные ценности.
Для успешной реализации этой идеи я стараюсь организовать «интересное» преподавание, которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию положительного эмоционального настроя учебной группы на решение учебно-воспитательных задач урока.
В выборе путей и педагогических средств я в первую очередь опираюсь на сотрудничество, так как это создает ситуацию «не я-я», а «я - люди», что совершенствует процесс взаимопонимания, навыки общения, формирует у учащихся умение соотносить свои действия с действиями других. В ситуации сотрудничества и делового общения происходит самораскрытие и саморазвитие личности.
Сотворчество, духовно-практическая деятельность писателя, учителя и ученика, предполагает высокую степень работоспособности, независимость суждений и обоснованность позиций, способность к самопознанию и саморазвитию со стороны одного и другого.
Условия возникновения опыта.
Молодых людей начала 21 века больше волнует проблема материального выживания и социально-экономического комфорта в последующей самостоятельной жизни, поэтому очень важно акцентировать их внимание на духовных ценностях, всегда занимавших в русской литературе центральное место. Через постижение этих духовных ценностей происходит становление личности.
Моя задача как учителя – максимально активизировать творческий потенциал воспитанников через их личностные ориентации в окружающей социальной среде и их соотнесенность с незыблемыми морально-этическими нормами, на которые нас выводит литература.
В процессе решения этой задачи я помогаю учащемуся понять, насколько интересен процесс творческого поиска, так как это и есть процесс развития, совершенствования, повышения самооценки, проявление индивидуальности ученика. Я стараюсь создавать условия для того, чтобы ребята открыли себя, свои возможности, чтобы с процессом познания у них были созданы положительные эмоции, рождалось стремление к саморазвитию.
Ученики проникаются интересом к изучаемому вопросу лишь тогда, когда сталкиваются с конкретным человеком или «примеряют» литературный образ, его мировоззрение, судьбу на себя. Например, при изучении романа «Обломов» И.А.Гончарова учащимся предлагается написать письмо герою романа и посоветовать ему, как можно преобразовать деревню Обломовку; результатом работы над романом М.Е.Салтыкова – Щедрина «История одного города» стало сочинение на тему «Что бы я сделал в городе Глупове, если б был там градоначальником». Таким образом, при написании этих и подобных им творческих работ ребята вживаются в тот или иной образ, стараются проследить связь эпохи создания произведения и современности.
Я убедилась в том, что использование традиционных методов передачи детям готовых знаний часто приводит к формированию у учеников стереотипного мышления, в то время как для них характерно стремление выделиться, проявить индивидуальность, создать что-то свое. Таким образом, важно использовать инновационные методы и нестандартные формы работы.
Актуальность опыта.
Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Нетрадиционные уроки реализую, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, развивающую творческие способности.
Используя нестандартные формы уроков, перед собой ставлю следующие цели:
ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей;
научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру;
воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.
Основные задачи, которые я решаю в процессе обучения:
формирование у учащихся умения творчески мыслить, анализировать, логически правильно выражать мысли;
развитие в ученике читательского таланта;
формирование умения создавать текст, подбирать языковые средства;
повышение мотивации к обучению.
Творческие принципы методики нестандартных уроков, применяемых на моих уроках:
Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и
формализма в проведении.
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную
деятельность на уроке.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как
основа эмоционального тона урока.
Поддержка альтернативности, множественности мнений.
Развитие функции общения на уроке как условие
обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию,
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: семинар, проект, исследование, литературная гостиная, диалог на основе проблемной ситуации, поиск, игра, зачет, конференция, диспут, урок художественного чтения. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Всем этим урокам предшествует урок-рекомендация. Для меня и моих учащихся - это творческая мастерская, между «работниками» которой заранее распределяются роли и обязанности с учетом индивидуального уровня развития и творческих способностей каждого. На таком уроке создается эмоциональная атмосфера, способствующая восприятию литературной темы: предлагаются стихотворения поэтов для заучивания, отрабатываются сольные музыкальные номера, придумывается оформление уроков. Если это уроки-концерты, то коллективными усилиями дорабатываются сценарии уроков.
Наиболее интересным в этом плане мне представляется метод проектов. Используя проектную технологию, я успешно включаю ребят в проектирование и реализацию творческих замыслов, находя в этом большие возможности для создания развивающего пространства и формирования творческой самостоятельности учащихся.
Уроку-проекту предшествует «мозговой штурм», в ходе которого простраивается тематика возможных проектов. Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы я как учитель выступаю в качестве консультанта, помощника или по просьбе учащихся участника малой исследовательской группы), цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон, результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов.
Важной формой моей деятельности с учащимися является работа индивидуальная. Форму такую я использую на уроках-исследованиях, уроках-поисках, при организации и проведении семинаров, ролевых и деловых игр. На таких уроках обеспечивается возможность для самораскрытия своего «я» в ходе решения проблемы и по отношению к ней.
Урок – поиск требует серьезной предварительной подготовки, привычки учащихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренный урок.
Этапы урока:
1-й этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся.
2-й этап. Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
3-й этап. Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.
4-й этап. Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.
5-й этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.
В 9 классе был проведен урок-поиск на тему: «Где, в каких городах, по каким адресам жила А. Ахматова, с кем она общалась, кому посвятила свои стихотворения?». Ученики проводили предварительный поиск и докладывали результаты поисков на уроке.
При проведении урока «Как А.С. Пушкин относился к женщине, к друзьям, к детям, к поэзии, к природе?» ученики должны были найти ответы в стихах, письмах поэта. Затем ученики подготовили спектакль «Монологи о Пушкине».
Проблемно-поисковый метод помогает самораскрытию учащихся на уроке, вырабатывается определенная точка зрения, чувствуется огромная заинтересованность ребенка, ученика в понимании, принятии этой проблемы и ее разрешения.
При подготовке к уроку-семинару «Серебряный век русской поэзии» были сформированы 3 группы учащихся, которым было заранее дано задание собрать материал о видных поэтах «серебряного века». Ребята должны приготовить : презентацию о жизни и творчестве того или иного автора, охарактеризовать литературное течение, подготовить выразительное чтение стихотворений, подобрать музыкальные произведения , соответствующие творчеству того или иного поэта, рисунки.
1 группа- К.Бальмонт, А.Ахматова, О.Мандельштам.
2 группа – В.Маяковский, Б.Пастернак, А.Блок.
3 группа – Н.Гумилев, С.Есенин, М.Цветаева.
Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.
Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. Успех таких уроков в необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями, костюмами, фантазированием, актерством. Например:
Составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий и т.д. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном.
Класс превращается в кабинет врача, здесь ставится диагноз, предлагается лечение.
Одним из современных требований к урокам русского языка и литературы является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.
Этапы подготовки и проведения урока- исследования :
выбор текстов;
составление плана анализа текста;
предварительная работа с произведением;
создание творческих групп;
дифференцированное распределение отрывков;
исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;
подготовка группы к «защите» исследования;
представление текста (художественное чтение) одноклассникам;
Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Использую для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализы. На таком уроке возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.
Чтобы разрешить противоречие между стремлением учащихся к творчеству и отсутствием у них знаний об основных этапах творческого процесса, делаю их соавторами писателя и учителя, даю им почувствовать удовлетворение от процесса творчества, учу творить, заставляю переживать радость от небольших открытий.
Создание на уроках литературы мизансцен из изучаемых произведений («Война и мир» Л.Н.Толстого, «Ионыч» А.П.Чехова, «На дне» А.М.Горького и др.)- средство развития потенциальных творческих способностей учащихся. Инсценировки помогают усвоению теоретического материала. Прием драматизации способствует решению учебно-педагогических задач: эмоционально готовит учащихся к изучению творчества писателя, формирует мотивацию прочтения произведения до конца, способствует конкретизации понятий при изучении отдельных образов.
На уроках- зачетах и уроках-конференциях эффективен учебно-диагностический метод. Этот метод способствует развитию у учеников навыков связного монологического ответа, логического мышления
Урок-зачет является эффективным видом контроля успеваемости учащихся . Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.
При проведении урока-конференции за месяц до проведения конференции учащиеся получают для продумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл сообщений - познакомить учащихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Учащиеся в зале не должны специально готовиться, их задача - услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Жюри регистрирует малые открытия и интересные идеи, проставляет баллы.
Такие уроки способствуют сотворчеству, формированию умений правильно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, владеть интонацией. Защищать рефераты. На таких уроках проявляется творчество учащихся : проба пера, эрудиция, мастерство речи, умение вести спор, самостоятельность. Учащиеся учатся писать тезисы, конспекты, лекции, доклады, рефераты; умеют спорить, делать выводы, излагать свои мысли, проводить исследовательскую работу.
Ситуативный метод – это создание на уроке таких условий, в которых ученик может определить себя, свою позицию. Речь веду об уроках, на которых делаются творческие отчеты, об уроках-диспутах, уроках-диалогах. Важно, чтобы учащиеся во время занятий чувствовали себя комфортно и свободно, принимая активное участие в обсуждении темы, выстраивая сюжет. Мои ученики раскрепощены, мы вместе творим урок, а ведь сотворчество – это обоюдная помощь друг другу учителя и ученика в процессе активного поиска ответов на значимые и сложные вопросы современности. Атмосфера нашего сотрудничества отличается доброжелательностью, взаимопониманием. Мои принципы:
1. Вникни.2. Не унижай. 3. Возвышай.
Уроки – диспуты позволяют учащимся высказать свою точку зрения, выслушать мнения других. Такие уроки провожу при изучении произведений о Великой Отечественной войне. Например, по произведению К.Воробьёва «Это мы, господи». При подготовке к уроку ребята проводили исследовательскую и поисковую работу. По архивным документам установили имена военных, бывших в плену. На уроке были использованы слайды, подлинные фото военнопленных.
Уроки-диспуты и уроки-конференции помогают научить ребят не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнение, спорить, не бояться быть самим собой, даже если твое мнение не совпадает с мнением многих. Особенно интересно проходят такие уроки при работе с критическими статьями, содержащими взаимоисключающие точки зрения. Например, изучая комедию “Ревизор” Н.В. Гоголя в 8 классе, предлагаю провести диспут по образу Хлестакова с использованием высказываний о герое самого автора и писателей 20 века Д.С. Мережковского и В. Набокова.
В 10,11 классах провожу интегрированные уроки. Изучение истории, культуры и быта с помощью художественных произведений, использование знаний по истории позволяют учащимся более глубоко понимать литературный текст. Целостно воспринимать окружающий мир.
Интегрированные уроки провожу в течение целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80 процентов урочного времени отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используются различные способы воздействия на учащегося: видео-художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.
При проведении уроков-соревнований за несколько дней до урока класс делится на две команды и судейскую бригаду. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается тридцать секунд на обсуждение. Судейская бригада ставит баллы каждому участнику за участие и качество вопроса и ответа и всей команде в целом. Я как учитель играю роль консультанта, но имею право вето, если вопрос выходит за рамки темы или разумного. Учитываются знание, понимание, остроумие, юмор, реакция, оригинальность ответов.
Интересными и особенно любимыми являются уроки художественного чтения. Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с учителем форму и содержание текста и его подачи. Это может быть мелодекламация (исполнение текста под музыку), или чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно, участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, чтение текста может исполняться дуэтом, возможно, текст будет инсценирован, или будет организовано чтение по цепочке, но в конце урока важно, чтобы несколько судей-искусствоведов из числа учащихся поделились своими впечатлениями.
21 век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии. Внедрение компьютерных технологий в уроки литературы позволяет повышать интерес учащихся к предмету, развивать у них творческое мышление.
Место ИКТ может быть различным: при проведении внеклассных мероприятий, при изучении нового материала, при опросе учащихся, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного. При закреплении знаний и при опросе на уроках по творчеству А.П.Чехова использую викторину «Угадай героя по описанию» и важные даты в биографии автора, используя ИКТ.
Учебно-игровой урок с применением ИКТ (брейн-ринг «Интернет и Пушкин») проводился в виде соревнования двух команд учеников. На этом уроке были созданы условия для быстрого применения учащимися новых знаний, обеспечивалась обратная связь. Учащиеся группы разделились на 2 команды, выбрали капитанов команд, которые исполняли роль организаторов и координаторов действия, оценивали работу членов команды. Игра состояла из вопросов по литературе и информатике. Задания выполнялись каждым устно. Кому дать слово для ответа, решал капитан команды. Если команда была готова отвечать, поднималась сигнальная карточка.
Нестандартная форма работы - «Литературная гостиная», используемая мною, способствует нравственному, эстетическому, духовному становлению личности. Например, при подготовке литературного вечера, посвященного С.А. Есенину «Несказанное, синее, нежное…» использовался прием «ожившего портрета», выразительное чтение стихов, исполнение романсов под гитару на стихи автора, а также сочинения учащихся о нем.
Стихотворения учащихся – результат работы педагогического творчества. Я испытываю радость, когда ученики приносят мне свои стихи, и в них размышления о тех проблемах, которые мы затрагивали на занятиях. Горжусь тем, что у моих учеников пробуждаются творческие способности, их развитие считаю перспективным, дающим учителю возможность лучше узнать ученика.
Участники «Литературной гостиной» вносят вклад в организацию и проведение общешкольных мероприятий («День учителя», «Татьянин день», «День Матери», «День Победы» и др.).
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Использую следующие типы домашнего задания:
творческая работа;
подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
рисование обложек к литературным произведениям;
художественное чтение;
инсценировка художественного произведения;
создание самостоятельных литературных произведений
различных жанров;
продолжение неоконченных произведений;
наблюдение за природой;
составление вопросника к зачету по теме;
составление конспекта, опорных таблиц;
письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Выбираемые мною формы, методы и приемы работы соответствуют поступательному движению в процессе освоения предмета: от научения до обучения, от делового общения до диалога, партнерства, успеха, свободы выбора.
«Я» на уроке. На каждом ли уроке может «я» себя реализовать? Отсюда и выбор, поиск форм уроков как важного средства в творческой лаборатории учителя.
Результативность работы по использованию
нетрадиционных форм уроков.
Результатом моей работы является духовное становление учащихся, идущих через сотворчество к совершенствованию. У них формируется самоуважение, повышается уровень самоконтроля и внутренняя культура, существенно меняются ценностные ориентиры.
Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся обучающимся, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Их главным достоинством является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся.
Результатом таких уроков является показатель качества знаний обучающихся по литературе.
Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку
учащимися 11 «А», 11 «Б», 11»В» классов (выпуск 2008 года)
(качество знаний) (успеваемость)
Результаты сдачи ГИА по русскому языку
учащимися 9 класса (выпуск 2011 года)
(качество знаний)
Тщательно продуманное содержание различных форм уроков, в том числе нетрадиционных, мультимедийных, интегрированных с применением новых педагогических технологий обучения, позволили мне добиться высоких результатов учебных достижений обучающихся. О позитивной динамике успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ЕГЭ, государственной аттестации школы. В 2008-2009,2009-2010, 2010-2011 учебных годах качество обучения русскому языку составило 49% -66%, по литературе 48%-83% при 100% успеваемости.
Имею выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью.
Заключение.
В ходе работы я попыталась показать возможность
использования нетрадиционных форм урока.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
Годы работы в учебном заведении помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать и развивать каждым своим уроком. Надо, чтобы на каждый урок ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке. Как утверждал Б.Желтков: «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно».
обобщить и закрепить знания, полученные на уроках технологии;
развить у учащихся навыки и умения;
содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата;
воспитание эстетического вкуса, ответственности перед коллективом, критического отношения к достигнутому результату.
Подготовка к нему:
оформление зала,
выполнение работ для выставки,
формирование команд, которые примут участие в конкурсах (участники готовят название команды, девиз, эмблему, газету, оригинальные наряды). В этом конкурсе принимают участие девушки 8 классов.
Музыка песня о маме
Ведущий 1: Удивительно и прекрасно совпадение — Международный женский день и весна. И это справедливо — весной девушки, женщины полны надежд, красота их освещается светом мартовского солнца.
Ведущий 2. Сколько прекрасных стихов сложено во славу женщины, сколько великих дел освещено ее именем! Послушаем стихотворение «Прекрасные женщины» в исполнении ученика 5 класса Столыпина Валерия.
Мы верим, что все женщины прекрасны —
И добротой своею и умом.
Еще весельем, если в доме праздник.
И верностью, когда разлука в нем.
Не их наряды и не профиль римский —
Нас покоряет женская душа.
И молодость ее. И материнство.
И седина, когда пора пришла.
И мы, мужчины, кланяемся низко
Всем женщинам родной страны моей.
Недаром на солдатских обелисках
Чеканит память лики матерей.
Ведущий 1: А сегодня мы собрались все вместе для проведения соревнования «А ну-ка, девочки!», посвященного такому празднику, как 8 марта. В конкурсной программе принимают участия девочки нашей школы.
1 команда: 2 команда:
Гинц Арина 1.Чиркова Маргарита
Пикунова Мария 2.Лырмина Анна
Силкина Маргарита 3.Зуйкова Кристина
Кох Юлия 4.Кабанова Екатерина
Шмаль Ангелина 5. Ямкина Лада
Прошу считать наши соревнования открытыми! Не забывайте о смекалке, юморе, ловкости, проявляйте свои таланты!
ВЕДУЩИЙ 2 . А теперь я осуществлю разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Так вот, законодательную власть я беру на себя. Исполнительную власть добровольно взяли на себя наши участницы. И, наконец, традиционный вопрос: "А судьи кто?" Я с удовольствием хочу познакомить вас с членами жюри:
Ведущий 1. Уважаемое жюри, мы искренне вам сочувствуем, сегодня вам предстоит нелегкая работа, выбрать лучшую команду девушек среди наших обаятельных конкурсанток.
Кажется, все церемонии соблюдены, можно приступать к делу.
С удовольствием объявляю первый конкурс: он называется "Будемзнакомы! Участницам нашего конкурса предоставляется возможность обаять зрителей и жюри. Задача наших конкурсанток состоит в том, чтобы дать как можно более полную информацию о себе. Сделать это нужно как можно интересней, как можно эмоциональней. Наконец это - конкурс первого впечатления.
Ну, что приступим? Слово предоставляется 1 команде
Ведущий 2.Современная девушка должна уметь делать все! Наш второй конкурс называется: «Уложи волосы» . На подготовку прически и ее защиту-5 минут.
А мы в это время посмотрим с вами видеоклип «Притча о маме», ведь праздник 8 марта прежде всего ассоциируется со словом мама.
Послушаем стихотворение «Мама» в исполнении Аскаровой Аделии
Мама
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею все сообща,
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим ее и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза,
Но стоит с повинной прийти головою,
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо,
Мы можем доверить ей сердце свое.
И просто за то, что она наша мама,
Мы крепко и нежно любим ее.
Слово предоставляется участницам. Они должны защитить свою прическу.
Ведущий 1.Итак, наши девочки показали, как быстро, умело и креативно они могут сделать прическу, нарядиться и отправиться на свидание. Наверняка, вам знакомы строки из песни: «Мы были оба: я - у аптеки ,а я в кино искала Вас…». Сейчас наши девушки пригласят кавалеров на свидание, но по-особенному. Свидание нужно назначить в форме пантомимы, говорить запрещено. Подсказка: участницы должны показать день недели, число, место. (Варианты заданий: Среда,10 вечера ,на вокзале. Четверг, в 8 вечера, у памятника А.С.Пушкину).
Пока команды готовят ответы, мы поиграем созрителями . Приглашаются 2 мальчика . Конкурс «Дамский угодник « . На каждый шаг надо говорить комплимент (Например: Ласточка, зоренька, солнышко…)
Ведущий 2. Всем известно ,что девчонки - страшные болтуньи ,особенно по телефону. Наш следующий конкурс называется «БОЛТУНЬИ», Нужно в течение одной минуты без перерыва говорить по телефону. Выбираем по одной представительнице. Итак , начнем!
Ведущий 1. Вы отлично поболтали, а теперь поговорим о цветах. Все цветы мира сегодня к ногам наших участниц! Есть много цветов , а знаете ли вы песни , в которых встречаются названия цветов? Наш следующий конкурс: за 3 минуты вспомните эти песни и спойте несколько строчек. Время пошло.
А мы в это время послушаем стихотворение « Когда красива женщина?»
(читает ученик 4 кл. Столыпин Артем)
Красива женщина тогда,
Когда в глазах искрится счастье,
Тогда и годы - не беда,
И солнце видится в ненастье.
Красива женщина тогда,
Когда нужна, когда любима,
Чтоб чувство это - на года,
Чтоб не ушло и не остыло.
И я хочу сегодня о любви сказать,
Которой каждая из Вас достойна,
Ее хочу Вам каждой пожелать -
Бушующей и беспокойной –
Ведущий 2. Наш следующий конкурс называется «Собери белье иприщепки». Приглашаем по 1 участнице. (Стоят 2 человека в прищепках,
надо с завязанными глазами собрать прищепки на время.)
Ведущий 1. Следующий конкурс называется «САМЫЕ СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ». Задание обоим командам. Кто быстрее разгадает загадки.
1. Шагает красавица, 1. Он прилетает каждый год
Легко земли касается, Туда, где домик его ждёт.
Идёт на поле, на реку, Чужие песни петь умеет,
И по снежку, и по цветку. А всё же голос свой имеет.
(Весна.) (Скворец.)
2. Первый вылез из землицы 2.Дует тёплый ветер,
На проталинке. Солнышко всё ярче светит,
Он мороза не боится, Снег худеет, мякнет, тает,
Хоть и маленький. Грач горластый прилетает.
(Подснежник.) Что за месяц? Кто узнает?
(Март.)
3. Будто снежный шар бела, 3. Прилетает к нам с теплом,
По весне она цвела, Путь, проделав длинный,
Нежный запах источала. Лепит домик под окном
А когда пора настала Из травы и глины.
Разом сделалась она (Ласточка.)
Вся от ягоды черна.
(Черёмуха.)
Ведущий 2. Объявляется следующий конкурс : «САМЫЕ ШУСТРЫЕ»
Кто быстрее соберёт праздничную открытку и прочитает текст.
( Открытка с поздравительным текстом разрезана на кусочки.)
А в это время мы послушаем песню «Как хорошо, что есть на свете мама» в исполнении Аскаровой Аделии, Лырминой Анны и Тунгатаровой Зарины:
Мальчишек, девчонок я знаю немало,
И много вокруг меня верных друзей.
У всех у них очень хорошие мамы,
Но все-таки лучше нет мамы моей!
Припев:
Как хорошо, что есть на свете мама!
Как хорошо, что есть у мамы я!
Людей прекрасных вижу постоянно,
Но мама всех милее для меня!
(2 раза)
2.
Хочу я на маму во всем быть похожей
И делать, как мама, все в доме дела.
Хочу быть примерной, хочу быть хорошей,
Чтоб мама довольна всегда мной была!
Ведущий 1.А мы продолжаем нашу конкурсную программу .Следующий конкурс называется «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ ». Вашему вниманию будут предложены песни разных категорий, а вы , прослушав, должны будете спеть несколько строк из этой песни.
Название категорий - Название песен
1.Транспорт – Голубой вагон.
2.Имена - Антошка .
3.Геогр. названия – Чунга – чанга .
4.Насекомые – Кузнечик
5.Тайна - По секрету всему свету .
6.Свет - Фонари .
7.География – Облака.
Ведущий 2. Следующий конкурс « ФОТОМОДЕЛЬ». Одна из участниц должна под музыку продемонстрировать своё платье и причёску.
Ведущая 1. Следующий конкурс « Женский мир»
1.Когда мальчика называют женским именем. (Соня)
2.Что делают с волосами специальными утюгами? (Выпрямляют)
4. Какие женские имена читаются одинаково как слева направо, так и справа налево? (Ада, Анна, Алла)
5. Какие женские имена стали марками автомобилей?(Лада, Мерседес)
6. Какое девичье имя носит река в Восточной Сибири? (Лена)
7. Каким женским именем называется сорт темного винограда (Изабелла
8. Как звучит красивое «ледяное» женское имя? (Снежана)
Ведущая 2. Следующий конкурс « Чуткая душа».
Этот конкурс заключается в следующем: в течение 3х – 5ти минут составить поздравительное письмо другу или подруге.
Ведущий 1. Пока команды готовят письмо, мы продолжим разговор о женской половине общества.
Женская красота и обаяние во все времена вдохновляла мужчин на великие дела. Сила всегда покорялась красоте. Александр Македонский в своё время говорил: "Если бы я был женщиной, я бы покорил весь мир". Но мир он не покорил, так как был мужчиной. Ведущий 2. Женщины в этот день отдыхают, и кто, как не мужчина, лучше признается в любви женщинам, скажет им добрые и ласковые слова. Наши мальчики - первоклассник тоже не остались в стороне. Им –слово! (Частушки)
1. Мы- веселые ребята,
поздравляем вас, девчата,
С женским праздником весны,
нежности и красоты!
2. На уроках мы сидим
И на девочек глядим:
И красивы , и умны-
Лучше просто не найти!
3.На столе лежит журнал,
ну а в нем пятерочки,
потому что в нашей школе
Умные девчоночки!
4.Повезло же вам, девчата,
Вы уже счастливые,
Потому что мы у вас-
Самые красивые.
5.Речка чистая бежит,
чистая , до донышка,
Наших девочек улыбки
Яркие ,как солнышко!
6.Почему мы здесь все пляшем,
Почему мы здесь поем?
Потому что всех девчонок
Поздравляем с Женским днем!
7.Милые девочки, будьте всегда красивые,
Нежные ,удивительные ,добрые ,ласковые,
Загадочные ,счастливые ,здоровые, любимые!
Ведущий1. А у нас следующий конкурс. А называется он "У меня растутгода - тоже буду мамой". В этом конкурсе я приглашаю принять участие наших юных леди. Перед вами ваши любимые игрушки-подружки - куклы и их наряды. Задание: одеть куклу. Учитывается скорость и аккуратность.
Когда кукла будет одета, поднимите ее выше, чтобы все видели, что вы с заданием справились. Итак, прошу.
Пока команды готовят конкурс, давайте немного поиграем. Мы проведём игру «Шуточные предсказания судьбы».
Вы узнаете, что вас ожидает в этом году.
Прошу вытянуть по билетику.
Пуговка - вам в этом году мама купит что-то новое из одежды.
Цветок – в этом году вы станете ещё красивее и милее.
Конфета – вас в этом году ожидает сладкая – пресладкая жизнь.
Копейка – в этом году вы будете очень денежным человеком.
Лавровый лист – вас ожидают большие успехи в учёбе.
Перец – будьте внимательны, вы можете поссориться с подругой.
Ягода – летом вы хорошо отдохнёте в лесу, набрав полную корзину ягод.
Сердце – я вас поздравляю, сегодня вы королева нашего конкурса.
(КОРОНА.)
Нитка – в этом году вас вас ожидает дальняя дорога в далёкие края.
Колесо – в этом году вы выиграете машину, если купите лотерейный билет.
Соска – в этом году у вас будет много гостей – малышей.
Тарелка – не огорчайтесь, вам обязательно улыбнётся счастье ,если вы разобьёте нечаянно тарелку.
Улыбка – в этом году вам предстоит часто глядеться в зеркало и оно вам подскажет, что улыбка вас очень украшает.
Бабочка – в этом году вам повезёт. Вы будете порхать как бабочка на крыльях успеха по жизни.
ВЕДУЩИЙ 1. Наше путешествие в страну обаяния, красоты и мастерства приближается к завершению.
ВЕДУЩИЙ 2: Во все времена русский народ любил сочинять и петь песни. Сколько песен знают наши мамы и бабушки, но у каждого времени они свои И сейчас в исполнении наших очаровательных конкурсанток мы послушаем их любимые песни. Объявляется конкурс «Музыкальный».
Ведущий 1.Пока жюри подводит итоги, мы прочитаем поздравительные телеграммы, которые пришли к нам сегодня в школу.
И носит в сумке почтальон
Улыбок целый миллион.
В хорошем настроении заходит он в дома.
Тук-тук вам ! Вам поздравление !
Тук-тук! Вам три письма!
Стучится почта тут и там,
Проснулась почта рано.
И есть у нас для наших дам
Такие телеграммы:
Ведущий 2 . Санкт-Петербург.
Из Петербурга шлю привет,
Желаю всем вам долгих лет.
Вот мне бы юный возраст ваш,
Устроила бы ералаш.
Любви, спокойствия ,успеха
Вам в этот день желаю. Пьеха.
Ведущий 1.США, Вашингтон.
Меж нами стерты все границы,
Мои слова летят ,как птицы
Вас поздравляют наши Штаты,
Вы постарайтесь жить богато.
Не напоритесь на импичмент
Здоровья Вам ,удачи личной..
За Вас я рюмку пригубил,
Вас поздравляю. Клинтон Билл.
Ведущий 2.Москва, штаб-квартира ЛДПР.
Да, .однозначно, в этот день
любить обязан даже пень.
Желаю Вам всего хорошего,
Хоть стоить будет и не дешево.
Ну, для начала, например,
Вам всем вступить в ЛДПР.
Простите ,если юмор плоский.
Вас поздравляю! Жириновский.
4.Москва, Минфин.
Бюджет в глубоком дефиците,
В Минфине денег не ищите!
Послать бы мне Вам перевод,
Да Дума денег не дает!
Учитель Вы? И Вы задорны?
Вас поздравляю! М.Задорнов.
Ведущий 1.
С небес полночных падает звезда,
И птицы улетают в край далекий,
Но с вами остается навсегда
Свет женщины ,прекрасный и высокий.
Открытый только вечной Доброте,
И Правде ,и Любви неповторимой…
Воистину бессмертные слова:
Без этого пленительного света
Не кружится от счастья голова,
Не будет ни героя, ни поэта!
Сверкают росы, тают облака,
Приходит новый день обыкновенно,
И светится Вселенная ,пока
Свет женщины расплескан по Вселенной!
Песня – это способ выражения души, мыслей, эмоций. Об этом говорится в песне «Моя мама – лучшая на свете» , которую исполнит группа «Непоседы».
Цель: установление контакта, формирование положительного настроя.
2. Беседа с элементами тренинга «Психологические особенности детей 5-6 лет» (см. презентацию)
Цель: дать родителям представление о составляющих готовности ребенка к школьному обучению; снижение тревожности, связанной с подготовкой детей к школе.
3 . Упражнение “В лучах родительского солнца”.
Цель: актуализировать родительскую любовь.
4. .Рефлексия.
Цель: выявить и осознать основные компоненты деятельности по формированию готовности к школе.
1.Приветствие.
А сейчас теснее встаньте в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладошкам. Хорошо. А теперь в другую сторону. Спасибо. Давайте сядем. Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение. Родители высказываются по кругу.
Работать мы будем эффективно, для этого нам необходимо обсудить правила работы. Мы предлагаем такие:
1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
2. У нас нет зрителей, работают все.
3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.
4. Доверьтесь нам как друзьям, поверьте нам как специалистам, так как, готовясь к собранию, мы перелистали большое количество педагогической литературы, искали информацию с поправкой на сегодня.
Принимаем правила? Давайте работать.
Упражнение "Я желаю Вам добра"
Цель: передача позитивных чувств друг другу с помощью тактильного контакта.
Члены группы становятся в круг, берутся за руки и по инструкции психолога передают друг другу с помощью тактильного контакта свои положительные чувства; результат проверяется с помощью опроса.
2.Психологические особенности возраста.(беседа с показом презентации)
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы и деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, сверстников, стремление быть первым, лучшим, возникает новый тип мотивации – произвольность поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Мотив-побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности. В роли интересов могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы.
Как подготовить ребенка к школе? Справиться ли он со школьной нагрузкой? Сможет ли учиться хорошо?
Эти и другие вопросы определили цель моей работы - подготовить детей 5-6 лет к обучению в школе. Но сможем мы это сделать , зная психологические особенности возраста.
(Слайд1)
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.
(слайд 2) Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
(слайд 3) Ведущая функция – воображение.
(слайд4) Особенности возраста:
- общение со взрослым ситуативно-личностное; Имеет следующие характеристики: удовлетворяет потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивно-мимических средств (компонентов комплекса оживления); его содержание — обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым.
- проявление произвольности всех психических процессов- способность к сознательной целенаправленности поведения и деятельности на основе опережающего психического отражения.
- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой (На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы);
(Слайд 5) - проявление творческой активности во всех видах деятельности;
- развитие фантазии;
- половая идентификация.
(Слайд 6).Мне хочется познакомить вас с нетрадиционными техниками рисования, которые способствуют формированию у детей творческой активности и фантазии.
1. «Ладошки» .Обведите свои ладошки и попробуйте с помощью каких-либо деталей превратить свой рисунок в животное.
2«Волшебные кляксы». Перед вами листочки, акварель, соломинки. Капните краску на бумагу и с помощью соломинки превратите кляксу в произведение искусств.
(слайд 7) Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ.
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу.
Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира "здесь и сейчас". Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
Пятилетний ребенок часто задает вопрос: "Почему?". Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: "Тучи столкнулись друг с другом", - не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: "Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?".
Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь "для себя" - так называемое "приборматывание" по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
(слайд 8) Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок пяти лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры - например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п.
Игра в бытовую ситуацию - поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.
Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в "волшебный мир". Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью).
(Слайд 9) После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.
(Слайд 10)Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, "пожадничал", он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным
(Слайд 11). Душа ребенка – это полная чаша. (На доске приклеен сосуд, вырезанный из ватмана)Но чем ее заполнять решать нам. Каким вы хотите видеть своего ребенка. Давайте попробуем заполнить наш сосуд.
1.-тенисные шарики- черты характера.
2.галька- ЗУН
3.песок-любовь, семья
4. вода-социум.
Сделаем для себя выводы.
(слайд12-13)) К чему приведет отсутствии в семье любви и понимания?
(Слайд 14) –Мы хорошо поработали и я предлагаю отвлечься и отдохнуть.
Запишите в столбик 4 буквы: ЛДРП.
- К каждой букве напишите цифры от 1 до 4.
- К каждой группе (буква и цифра) прибавьте название какого-то животного, птицы, насекомого.
- Теперь по 3 качества, которые на ваш взгляд их характеризуют.
(Слайд 15)РАСШИФРОВКА:
- Л – это любовь
- Д – это дружба
- Р – это работа
- П – это постель
- Цифры говорят, на каком месте в вашей жизни они находятся, а животные, птицы, насекомые с написанными вами качествами – это то, как вы представляете себя в соответствующих жизненных процессах.
3. Упражнение “В лучах родительского солнца”.
Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.
На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»
Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик
4.Рефлексия.
У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:
Здесь и теперь - предметом разговора могут быть только
эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.
Один в эфире – уважать мнение другого. Говорит только
один, я в этот момент слушаю.
3. Принцип. Я - все высказывания строятся с использованием личных местоимений – «мне кажется», я думаю.
«Конфиденциальность» - все что говорится в группе, должно оставаться внутри группы.
Знакомство «Имя».
Круг. Каждый по кругу по очереди выходит на шаг вперед и называет свое имя и качество личности, которым он обладает, на первую букву своего имени.
Сегодня мы с вами поговорим о способах выхода из конфликта, конфликтных типах личностей.
Упражнение « Конфликт – это …».
Ведущий по кругу бросает участникам мяч со словами «Конфликт – это…», а участники продолжают предложение.
3. Теория. Основные стили разрешения конфликтов.
1. Стиль конкуренции.
Человек, использующий данный стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путём. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Этот стиль эффективен, когда вы обладаете определенной властью, уверены, что ваше решение или подход в данной ситуации правилен и имеете возможность настоять на своём. Стиль конкуренции предпочтителен, когда:
исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;
решение необходимо принять быстро и у вас достаточно власти для этого;
вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам
нечего терять.
Неблагоприятный и малопродуктивный исход, когда никто из участников не принимает во внимание позицию, мнение другого.
Исход обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, « собралась с силами » и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона.
2. Стиль уклонения.
Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы или просто уходит от разрешения конфликта.
Вы можете использовать данный стиль,
когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас,
когда вы не хотите тратить силы на решение
или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.
Он рекомендуется также в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека, или когда этот человек обладает большой властью, или же у вас нет серьёзных оснований для продолжения отношения с этим человеком. Может быть вам на данный момент нужна отсрочка – время, чтобы обдумать ситуацию или успокоится.
Уклонение, избегание – такой исход конфликта – просто откладывание его. « Обвиняемая » сторона избегает открытого столкновения, дает « противнику » остыть, обдумать, свои претензии. Предполагается также, что отложенный конфликт как-нибудь сам собой утрясется. « Уход » лишь переносит конфликт в ближайшее будущее, когда он может снова вспыхнуть: ведь предмет недовольства не устранялся, конфликтующие стороны просто « отложили партию ». Откладывание конфликта создает эффект « снежного кома ».
Стиль приспособления.
Человек, использующий этот стиль, действует совместно с партнером по общению, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете воспользоваться им, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, где вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большой властью. Вы можете прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом вы предлагаете вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию. Также этот стиль полезен, если вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы.
Исход приспособления, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но « только на одну минуту ». Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугубить его, так как внутреннее противоречие остается.
Стиль сотрудничества.
Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается при этом учитывать интересы другой стороны. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку сначала открыто заявляются нужды, заботы и интересы обеих сторон ( « выкладываются на стол »), а затем происходит их обсуждение. Желательно использовать именно этот стиль, если решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет устраняться от решения; если у вас тесные длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной и вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; если обе вовлечены в конфликт стороны обладают равной властью или не замечают разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Стиль компромисса.
Пользуясь им, люди сходятся на частичном удовлетворении желаний и интересов каждой конфликтующей стороны. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо. Вы хотите прийти к решению быстро, вас может устроить временное решение, вы готовы поменять первоначальную цель.
Компромисс позволит вам сохранить хорошие взаимоотношения. Под этим исходом понимается открытое обсуждение мнений и позиций, направленных на поиск решения наиболее удобного и приемлемого для обоих сторон. Партнеры выставляют аргументы в свою и чужую сторону, не принуждают в одностороннем порядке к одному единственного возможному варианту. При компромиссном варианте стороны вырабатывают или приходят к « среднему решению.
Задание.
Разделиться на пять групп, раздать стили выхода каждой группе. Написать письмо Незнайке от Знайки с отказом ему в полете на Луну в разных стилях поведения в конфликте. Другие должны угадать какой это стиль.
4.Раздать типы личностей по способам выхода из конфликта – Черепашки, Акулы, Медвежонок, Лиса, Сова. Определите стиль поведения в конфликте.
1. Черепашки. У данного типа личности большое желание спрятаться под панцирь от проблем. Это представители позитивного консерватизма, никогда не теряют цель и этим ценны. В спокойной ситуации данный человек с Вами во всех делах; в сложной ситуации может изменить Вам. ( Избегание ).
2. Акулы. Для этого типа людей главное – его цель, его работа. Его не волнует отношения коллег ( Ваша любовь мне ни к чему ). Умный руководитель уважает целенаправленную деятельность акулы, надо лишь ограничить её притязания. Коллектив, если он из черепах, может сделать всё, чтобы акулы не процветали. Но такие люди очень важны для коллектива, они способны, двигаясь к собственной цели, вывести коллектив из прорыва. ( Конкуренция ).
3.Медвежонок. Люди данного типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Они знают заботы каждого. Вовремя подадут чай, подарят безделушки или цветы в день рождения. Посочувствуют, поддержат настроение. Но при этом они способны полностью забыть конечную цель. Для них наиболее важным оказывается человеческие отношения. ( Приспособление ).
4.Лиса. Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Это не просто человек, который хочет, чтобы всем было хорошо, он активный устроитель принципов жизни. Однако в отношениях с людьми он может отойти от главных заповедей ( не обманешь – не проживешь ). Они часто не понимают, почему их не ценят. ( Компромисс ).
5. Сова. Это честные и открытые люди. Никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
( Сотрудничество ).
5.Разыгрывание сценки «Праздничный пирог»
Сценка «Праздничный пирог»
Голос за сценой: «Решила однажды черепаха отпраздновать день рождения. Позвала гостей. Испекла огромный праздничный пирог».
(У стола, на котором расположился муляж пирога, стоит черепаха и любуется.
Дверь распахивается, и с радостными возгласами «Поздравляю! С днем рождения! Дорогая подруга! Счастья тебе!» входят гости: лиса, акула, медвежонок, сова. Гости обращают внимание на пирог.)
Черепаха. Удивительный пирог у меня получился!
Гости (хором). Да-а-а!
Черепаха. Вот только не знаю, как его разрезать?
Акула (хватает кухонный нож и становится в начальственную позу). Единственный, кто может взять на себя такую ответственность, — это я!
Лиса (останавливая акулу). Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого, с шоколадом!
Акула. Еще чего! Этот мне!
Лиса (хитро). Я думаю, мы с тобой договоримся.
Медвежонок. Я тоже сладкое люблю, мне бы тоже кусочек побольше...
Акула. Побольше? Вообще ничего не получишь!
Медвежонок (грустно опуская голову) А с другой стороны — о здоровье надо заботиться, говорят, сладкое вредно.
Лиса (обращает внимание всех на черепаху). Посмотрите на именинницу — она сейчас этот пирог глазами проглотит! (Гости смеются.)
Черепаха (обиженно). По-моему, я здесь вообще не нужна... (направляется к выходу).
Сова (останавливает черепаху, обращается к оставшимся гостям). Постойте, давайте по-честному, по справедливости. Если бы не черепаха, мы бы не собрались, и пирог никому бы из нас не достался! Согласны?
Гости. Согласны!
Сова. Так давайте поделим его поровну!
А теперь давайте попробуем определить по ролям, кто какую играл и почему?
Игра «Испорченный телефон»
участников выходят за дверь, одному из оставшихся сообщается текст, который затем передается участниками по очереди.
Обсуждение: Что мы с вами сейчас наблюдали? Таким образом могут рождаться сплетни, которые часто являются источником конфликтов.
Игра « Невидимая связь ».
Для проведения игры потребуется моток прочных толстых нитей. Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.
« Известно, что давным - давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.
Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей.
И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характер, привычки, желания и стремления. « Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? – размышлял он. И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.
Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить. « Воистину нить - эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы связывались вновь. Такой узелок напоминал о прошлой споре.
Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился « узловатый ».
Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.
Ведущий на последнем участнике игры, стоящий в кругу, отрезает нить от лотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.
Дорогие друзья! – обращается ведущий.
Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить,
подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет « резать » руки. Такие отношения некоторые
называют « натянутыми ».
А если, - продолжает ведущий, - кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем…
Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: « Он тянет одеяло на себя ».
Некоторые люди, - продолжает ведущий, - предпочитают надевать эту нить себе на шею. Попробуйте. Тех кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях люди говорят: « посадил себе на шею ».
Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, - продолжает ведущий, - многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, натянут на шею, или вообще отпустят. Не на то рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок.
Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела.
Вопросы:
1. Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?
2. Что было легко, а что трудно, в этой игре?
3. Чему эта игра может научить?
Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.
Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.
Саморефлексия «Мои возможности»
На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь
В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.
В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.