Нетрадиционные формы урока литературы как фактор формирования положительной мотивации к обучению
- Дата публикации:
- Автор:
- Новикова Зинаида Викторовна
рское муниципальное казенное образовательное учреждение
«Потаповская средняя общеобразовательная школа №12»
Тема: «Нетрадиционные формы урока литературы как фактор
формирования положительной мотивации к обучению»
Учитель русского языка и литературы
первой категории
Новикова Зинаида Викторовна
Таймыр, 2012г.
Вся радость жизни – в творчестве
Р.Роллан
Информация об опыте.
Литературе отводится главная роль в формировании ценностных ориентаций молодежи. Именно этот предмет в первую очередь способствует социальному становлению личности. В.Г.Белинский назвал литературу учебником жизни. Знакомясь с образами литературных героев 19 века, ребята изучают жизнь во всех проявлениях. Но главное то, что под руководством преподавателя они постигают высшие нравственные ценности, являющиеся вневременными категориями.
Преподавание только тогда может дать ощутимый результат, когда оно основано на сотрудничестве и сотворчестве учителя и ученика. Активно участвуя в процессе работы над литературным произведением, учащиеся не только изучают художественный мир писателя, но и формируют свои представления об окружающем мире. Происходит процесс сотворчества писателя, учителя и ученика, в котором решаются важнейшие задачи обучения и воспитания. Такая работа способствует повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей обучающихся.
Одно из приоритетных направлений моей педагогической работы – воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном мире, опираясь на важнейшие общечеловеческие нравственные ценности.
Для успешной реализации этой идеи я стараюсь организовать «интересное» преподавание, которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию положительного эмоционального настроя учебной группы на решение учебно-воспитательных задач урока.
В выборе путей и педагогических средств я в первую очередь опираюсь на сотрудничество, так как это создает ситуацию «не я-я», а «я - люди», что совершенствует процесс взаимопонимания, навыки общения, формирует у учащихся умение соотносить свои действия с действиями других. В ситуации сотрудничества и делового общения происходит самораскрытие и саморазвитие личности.
Сотворчество, духовно-практическая деятельность писателя, учителя и ученика, предполагает высокую степень работоспособности, независимость суждений и обоснованность позиций, способность к самопознанию и саморазвитию со стороны одного и другого.
Условия возникновения опыта.
Молодых людей начала 21 века больше волнует проблема материального выживания и социально-экономического комфорта в последующей самостоятельной жизни, поэтому очень важно акцентировать их внимание на духовных ценностях, всегда занимавших в русской литературе центральное место. Через постижение этих духовных ценностей происходит становление личности.
Моя задача как учителя – максимально активизировать творческий потенциал воспитанников через их личностные ориентации в окружающей социальной среде и их соотнесенность с незыблемыми морально-этическими нормами, на которые нас выводит литература.
В процессе решения этой задачи я помогаю учащемуся понять, насколько интересен процесс творческого поиска, так как это и есть процесс развития, совершенствования, повышения самооценки, проявление индивидуальности ученика. Я стараюсь создавать условия для того, чтобы ребята открыли себя, свои возможности, чтобы с процессом познания у них были созданы положительные эмоции, рождалось стремление к саморазвитию.
Ученики проникаются интересом к изучаемому вопросу лишь тогда, когда сталкиваются с конкретным человеком или «примеряют» литературный образ, его мировоззрение, судьбу на себя. Например, при изучении романа «Обломов» И.А.Гончарова учащимся предлагается написать письмо герою романа и посоветовать ему, как можно преобразовать деревню Обломовку; результатом работы над романом М.Е.Салтыкова – Щедрина «История одного города» стало сочинение на тему «Что бы я сделал в городе Глупове, если б был там градоначальником». Таким образом, при написании этих и подобных им творческих работ ребята вживаются в тот или иной образ, стараются проследить связь эпохи создания произведения и современности.
Я убедилась в том, что использование традиционных методов передачи детям готовых знаний часто приводит к формированию у учеников стереотипного мышления, в то время как для них характерно стремление выделиться, проявить индивидуальность, создать что-то свое. Таким образом, важно использовать инновационные методы и нестандартные формы работы.
Актуальность опыта.
Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Нетрадиционные уроки реализую, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, развивающую творческие способности.
Используя нестандартные формы уроков, перед собой ставлю следующие цели:
- ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей;
- научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру;
- воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.
Основные задачи, которые я решаю в процессе обучения:
- формирование у учащихся умения творчески мыслить, анализировать, логически правильно выражать мысли;
- развитие в ученике читательского таланта;
- формирование умения создавать текст, подбирать языковые средства;
- повышение мотивации к обучению.
Творческие принципы методики нестандартных уроков, применяемых на моих уроках:
- Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и
формализма в проведении.
- Максимальное вовлечение учащихся класса в активную
деятельность на уроке.
- Не развлекательность, а занимательность и увлечение как
основа эмоционального тона урока.
- Поддержка альтернативности, множественности мнений.
- Развитие функции общения на уроке как условие
обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию,
ощущение эмоционального удовлетворения.
- «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация
учащихся по учебным возможностям, интересам,
способностям и склонностям.
Технология опыта.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: семинар, проект, исследование, литературная гостиная, диалог на основе проблемной ситуации, поиск, игра, зачет, конференция, диспут, урок художественного чтения. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Всем этим урокам предшествует урок-рекомендация. Для меня и моих учащихся - это творческая мастерская, между «работниками» которой заранее распределяются роли и обязанности с учетом индивидуального уровня развития и творческих способностей каждого. На таком уроке создается эмоциональная атмосфера, способствующая восприятию литературной темы: предлагаются стихотворения поэтов для заучивания, отрабатываются сольные музыкальные номера, придумывается оформление уроков. Если это уроки-концерты, то коллективными усилиями дорабатываются сценарии уроков.
Наиболее интересным в этом плане мне представляется метод проектов. Используя проектную технологию, я успешно включаю ребят в проектирование и реализацию творческих замыслов, находя в этом большие возможности для создания развивающего пространства и формирования творческой самостоятельности учащихся.
Уроку-проекту предшествует «мозговой штурм», в ходе которого простраивается тематика возможных проектов. Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы я как учитель выступаю в качестве консультанта, помощника или по просьбе учащихся участника малой исследовательской группы), цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон, результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов.
Важной формой моей деятельности с учащимися является работа индивидуальная. Форму такую я использую на уроках-исследованиях, уроках-поисках, при организации и проведении семинаров, ролевых и деловых игр. На таких уроках обеспечивается возможность для самораскрытия своего «я» в ходе решения проблемы и по отношению к ней.
Урок – поиск требует серьезной предварительной подготовки, привычки учащихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренный урок.
Этапы урока:
1-й этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся.
2-й этап. Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
3-й этап. Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.
4-й этап. Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.
5-й этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.
В 9 классе был проведен урок-поиск на тему: «Где, в каких городах, по каким адресам жила А. Ахматова, с кем она общалась, кому посвятила свои стихотворения?». Ученики проводили предварительный поиск и докладывали результаты поисков на уроке.
При проведении урока «Как А.С. Пушкин относился к женщине, к друзьям, к детям, к поэзии, к природе?» ученики должны были найти ответы в стихах, письмах поэта. Затем ученики подготовили спектакль «Монологи о Пушкине».
Проблемно-поисковый метод помогает самораскрытию учащихся на уроке, вырабатывается определенная точка зрения, чувствуется огромная заинтересованность ребенка, ученика в понимании, принятии этой проблемы и ее разрешения.
При подготовке к уроку-семинару «Серебряный век русской поэзии» были сформированы 3 группы учащихся, которым было заранее дано задание собрать материал о видных поэтах «серебряного века». Ребята должны приготовить : презентацию о жизни и творчестве того или иного автора, охарактеризовать литературное течение, подготовить выразительное чтение стихотворений, подобрать музыкальные произведения , соответствующие творчеству того или иного поэта, рисунки.
1 группа- К.Бальмонт, А.Ахматова, О.Мандельштам.
2 группа – В.Маяковский, Б.Пастернак, А.Блок.
3 группа – Н.Гумилев, С.Есенин, М.Цветаева.
Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.
Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. Успех таких уроков в необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями, костюмами, фантазированием, актерством. Например:
Составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий и т.д. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном.
Класс превращается в кабинет врача, здесь ставится диагноз, предлагается лечение.
Одним из современных требований к урокам русского языка и литературы является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.
Этапы подготовки и проведения урока- исследования :
- выбор текстов;
- составление плана анализа текста;
- предварительная работа с произведением;
- создание творческих групп;
- дифференцированное распределение отрывков;
- исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;
- подготовка группы к «защите» исследования;
- представление текста (художественное чтение) одноклассникам;
- лингвистический анализ отрывка;
- обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;
- подведение итогов урока;
- оценивание работы учащихся;
- объяснение домашнего задания.
Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Использую для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализы. На таком уроке возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.
Чтобы разрешить противоречие между стремлением учащихся к творчеству и отсутствием у них знаний об основных этапах творческого процесса, делаю их соавторами писателя и учителя, даю им почувствовать удовлетворение от процесса творчества, учу творить, заставляю переживать радость от небольших открытий.
Создание на уроках литературы мизансцен из изучаемых произведений («Война и мир» Л.Н.Толстого, «Ионыч» А.П.Чехова, «На дне» А.М.Горького и др.)- средство развития потенциальных творческих способностей учащихся. Инсценировки помогают усвоению теоретического материала. Прием драматизации способствует решению учебно-педагогических задач: эмоционально готовит учащихся к изучению творчества писателя, формирует мотивацию прочтения произведения до конца, способствует конкретизации понятий при изучении отдельных образов.
На уроках- зачетах и уроках-конференциях эффективен учебно-диагностический метод. Этот метод способствует развитию у учеников навыков связного монологического ответа, логического мышления
Урок-зачет является эффективным видом контроля успеваемости учащихся . Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.
При проведении урока-конференции за месяц до проведения конференции учащиеся получают для продумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл сообщений - познакомить учащихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Учащиеся в зале не должны специально готовиться, их задача - услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Жюри регистрирует малые открытия и интересные идеи, проставляет баллы.
Такие уроки способствуют сотворчеству, формированию умений правильно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, владеть интонацией. Защищать рефераты. На таких уроках проявляется творчество учащихся : проба пера, эрудиция, мастерство речи, умение вести спор, самостоятельность. Учащиеся учатся писать тезисы, конспекты, лекции, доклады, рефераты; умеют спорить, делать выводы, излагать свои мысли, проводить исследовательскую работу.
Ситуативный метод – это создание на уроке таких условий, в которых ученик может определить себя, свою позицию. Речь веду об уроках, на которых делаются творческие отчеты, об уроках-диспутах, уроках-диалогах. Важно, чтобы учащиеся во время занятий чувствовали себя комфортно и свободно, принимая активное участие в обсуждении темы, выстраивая сюжет. Мои ученики раскрепощены, мы вместе творим урок, а ведь сотворчество – это обоюдная помощь друг другу учителя и ученика в процессе активного поиска ответов на значимые и сложные вопросы современности. Атмосфера нашего сотрудничества отличается доброжелательностью, взаимопониманием. Мои принципы:
1. Вникни.2. Не унижай. 3. Возвышай.
Уроки – диспуты позволяют учащимся высказать свою точку зрения, выслушать мнения других. Такие уроки провожу при изучении произведений о Великой Отечественной войне. Например, по произведению К.Воробьёва «Это мы, господи». При подготовке к уроку ребята проводили исследовательскую и поисковую работу. По архивным документам установили имена военных, бывших в плену. На уроке были использованы слайды, подлинные фото военнопленных.
Уроки-диспуты и уроки-конференции помогают научить ребят не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнение, спорить, не бояться быть самим собой, даже если твое мнение не совпадает с мнением многих. Особенно интересно проходят такие уроки при работе с критическими статьями, содержащими взаимоисключающие точки зрения. Например, изучая комедию “Ревизор” Н.В. Гоголя в 8 классе, предлагаю провести диспут по образу Хлестакова с использованием высказываний о герое самого автора и писателей 20 века Д.С. Мережковского и В. Набокова.
В 10,11 классах провожу интегрированные уроки. Изучение истории, культуры и быта с помощью художественных произведений, использование знаний по истории позволяют учащимся более глубоко понимать литературный текст. Целостно воспринимать окружающий мир.
Интегрированные уроки провожу в течение целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80 процентов урочного времени отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используются различные способы воздействия на учащегося: видео-художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.
При проведении уроков-соревнований за несколько дней до урока класс делится на две команды и судейскую бригаду. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается тридцать секунд на обсуждение. Судейская бригада ставит баллы каждому участнику за участие и качество вопроса и ответа и всей команде в целом. Я как учитель играю роль консультанта, но имею право вето, если вопрос выходит за рамки темы или разумного. Учитываются знание, понимание, остроумие, юмор, реакция, оригинальность ответов.
Интересными и особенно любимыми являются уроки художественного чтения. Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с учителем форму и содержание текста и его подачи. Это может быть мелодекламация (исполнение текста под музыку), или чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно, участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, чтение текста может исполняться дуэтом, возможно, текст будет инсценирован, или будет организовано чтение по цепочке, но в конце урока важно, чтобы несколько судей-искусствоведов из числа учащихся поделились своими впечатлениями.
21 век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии. Внедрение компьютерных технологий в уроки литературы позволяет повышать интерес учащихся к предмету, развивать у них творческое мышление.
Место ИКТ может быть различным: при проведении внеклассных мероприятий, при изучении нового материала, при опросе учащихся, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного. При закреплении знаний и при опросе на уроках по творчеству А.П.Чехова использую викторину «Угадай героя по описанию» и важные даты в биографии автора, используя ИКТ.
Учебно-игровой урок с применением ИКТ (брейн-ринг «Интернет и Пушкин») проводился в виде соревнования двух команд учеников. На этом уроке были созданы условия для быстрого применения учащимися новых знаний, обеспечивалась обратная связь. Учащиеся группы разделились на 2 команды, выбрали капитанов команд, которые исполняли роль организаторов и координаторов действия, оценивали работу членов команды. Игра состояла из вопросов по литературе и информатике. Задания выполнялись каждым устно. Кому дать слово для ответа, решал капитан команды. Если команда была готова отвечать, поднималась сигнальная карточка.
Нестандартная форма работы - «Литературная гостиная», используемая мною, способствует нравственному, эстетическому, духовному становлению личности. Например, при подготовке литературного вечера, посвященного С.А. Есенину «Несказанное, синее, нежное…» использовался прием «ожившего портрета», выразительное чтение стихов, исполнение романсов под гитару на стихи автора, а также сочинения учащихся о нем.
Стихотворения учащихся – результат работы педагогического творчества. Я испытываю радость, когда ученики приносят мне свои стихи, и в них размышления о тех проблемах, которые мы затрагивали на занятиях. Горжусь тем, что у моих учеников пробуждаются творческие способности, их развитие считаю перспективным, дающим учителю возможность лучше узнать ученика.
Участники «Литературной гостиной» вносят вклад в организацию и проведение общешкольных мероприятий («День учителя», «Татьянин день», «День Матери», «День Победы» и др.).
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Использую следующие типы домашнего задания:
- творческая работа;
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
- рисование обложек к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- создание самостоятельных литературных произведений
различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Выбираемые мною формы, методы и приемы работы соответствуют поступательному движению в процессе освоения предмета: от научения до обучения, от делового общения до диалога, партнерства, успеха, свободы выбора.
«Я» на уроке. На каждом ли уроке может «я» себя реализовать? Отсюда и выбор, поиск форм уроков как важного средства в творческой лаборатории учителя.
Результативность работы по использованию
нетрадиционных форм уроков.
Результатом моей работы является духовное становление учащихся, идущих через сотворчество к совершенствованию. У них формируется самоуважение, повышается уровень самоконтроля и внутренняя культура, существенно меняются ценностные ориентиры.
Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся обучающимся, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Их главным достоинством является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся.
Результатом таких уроков является показатель качества знаний обучающихся по литературе.
Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку
учащимися 11 «А», 11 «Б», 11»В» классов (выпуск 2008 года)
(качество знаний) (успеваемость)
Результаты сдачи ГИА по русскому языку
учащимися 9 класса (выпуск 2011 года)
(качество знаний)
Тщательно продуманное содержание различных форм уроков, в том числе нетрадиционных, мультимедийных, интегрированных с применением новых педагогических технологий обучения, позволили мне добиться высоких результатов учебных достижений обучающихся. О позитивной динамике успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ЕГЭ, государственной аттестации школы. В 2008-2009,2009-2010, 2010-2011 учебных годах качество обучения русскому языку составило 49% -66%, по литературе 48%-83% при 100% успеваемости.
Имею выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью.
Заключение.
В ходе работы я попыталась показать возможность
использования нетрадиционных форм урока.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
Годы работы в учебном заведении помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать и развивать каждым своим уроком. Надо, чтобы на каждый урок ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке. Как утверждал Б.Желтков: «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно».