Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.
Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.
Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»
Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.
У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.
Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке
можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.
Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.
Учитывая особенности мировидения детей, акценты праздничного действия необходимо делать на сказке (её драматизации, переживании сюжета), движении (танце), игре (словесной, подвижной, малоподвижной и т.п.), творчестве (двигательной, речевой импровизации и т.п.). Интеграция культурных знаний о мире, отражённых в празднике, о самом себе позволит ребенку смоделировать в сознании целостную картину мира, в которой все элементы пронизаны невидимыми связями.
Целостная интегральная технология праздника представляет собой пространство «погружения» ребенка и педагога в сферу культурных ценностей и смыслов целостного мировидения русского народа.
Цели праздника в нашей развивающей технологии классифицируются на ритуальные (сохранение обрядов и традиций народа) и психофизиологические (создание атмосферы радости в сообществе).
Ритуальные цели праздника реализуются благодаря его сообщности, в котором на равных правах участвуют педагоги, родители и дети разных возрастных групп. В празднике проигрываются элементы ритуалов, социального порядка. Давая детям, возможность прикоснуться к тайне своих истоков, праздник демонстрирует состояние мира, в котором Природа, Люди, Предметы находят гармоничное равновесие.
Психофизиологическое воздействие ритуала на организм ребёнка играет очень большую роль в функционировании праздника. Эмоциональное напряжение накапливается в процессе повседневной жизни, пронизанной сложной системой социальных запретов и ограничений, что присуще современной системе дошкольного воспитания. Праздник тесно связан с основными чувственными проявлениями человека, позволяет ему периодически разрядить нервное напряжение, что является одной из причин стойкости праздничных традиций у всех народов мира. Именно праздник представляет актуализацию целостной картины мира в сознании детей в творческих действиях, движениях, словах, цвете, звуке.
Во время праздника создаётся обостренное чувство общности и солидарности. Л.А. Абрамян подчёркивал, что многие ритуалы считаются недейственными, если их участники не находятся в дружеских отношениях, и поэтому предварительно все ссоры должны быть публично разрешены. В детском сообществе многие возникающие проблемы во взаимоотношениях детей могут быть разрешены в совместном праздничном действии.
Сегодня же массовая практика дошкольных учреждений показывает примеры формального отношения педагогов к проведению развлечений. Дети не принимают участия в составлении праздничного сценария, а выступают послушными исполнителями того действия, которое предлагается им музыкальным руководителем и воспитателями. Так теряется стихия совместного действия.
При подготовке праздника все участники могут приобрести опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций на различных этапах проведения праздника - от написания последовательности представляемых действий до договора об исполнении различных ролей. Даже самые незначительные действия несут в себе глубинные ценностные установки во взаимоотношениях людей в обществе.
Так, в обнимании друг друга в начале праздника символизировано прощение и объединение всех в едином устремлении к радостному событию в жизни. В процессе подготовки и проведения праздников на основе народного календаря осуществляется непосредственная связь ребёнка с окружающей жизнью, с духовным наследием народа.
Готовить праздник необходимо в совместном творчестве с детьми. Именно подготовка праздника способствует развитию познавательной активности детей, так как они учатся осмысливать вопросы о сущности предстоящего праздника, о логике его проведения, о тех играх, танцах, песнях, стихотворениях, которые могут быть исполнены. Общение педагога и детей организуется таким образом, чтобы ребёнок самостоятельно стремился ответить на эти вопросы, учился находить наилучшее решение в спорных ситуациях разногласия с другими детьми и т.п. Так он становится исследователем, философом, творцом.
Чувственно воспринятая ребёнком реальная действительность художественно-творчески отражается им в музыкальных импровизациях, рисунках, поделках. Объективная и художественная реальности оказываются жизненно взаимосвязанными, но реальный мир выступает генератором художественной символики и источником смыслообразования.
Радость узнавания в символе праздника реальных явлений включает механизмы памяти, ассоциативности, сопоставления, оценки и т.п. Взаимодействие искусства и действительности объединяет роли художников, драматургов, поэтов, которые берет на себя ребёнок в праздничном действии. Эти роли духовно удваивают мир средствами искусства в опоре на чувственный, предметный материал окружающего мира. Отсюда - особая важность умения обобщать и придавать художественно убедительную форму тем настроениям, переживаниям и состояниям, которые ребёнок стремится воплотить в исполняемой роли.
С решением этих задач связана проблема художественной мотивации, известная еще с античности. Мотивация отвечает на вопрос: «зачем», «исходя из чего», возникает то или иное внутреннее побуждение, совершается поступок? В празднике мотивацией совершаемых действий выступает удовольствие от самого действия, радость узнавания в символическом образе реальных явлений, а также художественное моделирование реальной мотивации.
Смысловое наполнение содержания художественного образа определяет его знаковый характер. Наличие знаков художественного образа предполагает существование единого для членов данного коллектива «алфавита знаков» и правил их сочетаемости. Такими знаками в празднике, посвященном дню рождения ребёнка, могут быть различные знаки приветствия (доброжелательное, безразличное, радостное и т.п.), благодарности (рукопожатие, доброжелательные слова и т.п.), выражения радости (улыбка, светящиеся глаза, открытые позы и т.п.).
Правила их сочетаемости заключаются в этикетных нормах последовательности слов, знаков и символов праздника. Преобладание формы над содержанием в общении на основе норм этикета является позитивным моментом. В этикетных ситуациях общение разыгрывается по определенному сценарию. Оно, казалось бы, не требует творческой инициативы личности, но позволяет с минимальными «затратами» достичь цель взаимодействия. Причём эта цель в этикетных ситуациях чаще всего бывает не прагматической, а демонстративной: показать уважение к партнеру, своё желание сотрудничать с ним, готовность пойти на уступки ради общего дела или удовольствия другого человека.
Но как бы велико не было значение формы поведения, его нравственный смысл обязательно присутствует, и он тем важнее, чем менее формализована ситуация. Именно в ситуации межличностного общения в коммуникацию вступают не исполнители социальных ролей, не носители социальных масок, а человеческие индивидуальности. В этом случае этикет становится средством выражения глубинного содержания: он выражает, демонстрирует систему ценностей личности, стержнем которой (системы) выступает отношение к человеку - к самому себе и другому.
На празднике этикет превращается в язык культуры, с помощью которого транслируются основные культурные, в том числе нравственные, ценности. Качество этикета как языка культуры - чрезвычайно важно для нормального функционирования культуры. Но важно ещё и свободное владение этим языком всеми участниками праздничного действия, иначе не возникает взаимопонимания.
Развитие праздничного действия позволяет поддерживать эмоционально-положителъное состояние детей разного возраста, принимающих участие в общем торжестве. В праздничном действии истина возникает не путем простого подражания действительности, а в процессе сгущения, уплотнения, модификации реальной предметности, особой организации пространственной и временной композиции сценария.
Особенность познавательной стороны художественного образа заключается в том, что в процессе его восприятия происходит прямое усмотрение истины, не опирающееся на доказательство. Смыслом образования для ребенка становится реализация своего предназначения, возможность стать индивидуальным, уникальным субъектом жизни.
Во время праздников устраиваются разнообразные игры и увеселения. В народных поверьях праздники являются святыми, светлыми, чистыми, благими днями. Для обозначения праздников используются цвета (белые, красные дни, Зелёные святки и т.п.), а также символы, связанные с растениями (Вербная неделя, Яблочный Спас, Ореховый Спас, Травяная пятница и т.п.).
Праздником при определённой организации может выступить прослушивание народной музыки, песен, просмотр видеозаписи народных танцев, хороводов, что становится основой собственных действий.
Значимым такое совместное прослушивание (или просмотр фильма) становится в том случае, если к нему вместе готовятся и взрослые, и дети: затемняют групповое помещение, готовят магнитофон, костюмы, декорации для последующей драматизации, пробуя угадать, что может понадобиться на основе названия произведения.
Мерцание и наслаивание эмоциональных реакций, которые вызывает чувственное воздействие произведения, сознательно «закладываются» его автором. По этой причине литературные образы всегда пробуждают стихию лирической памяти, непосредственного сиюминутного переживания, вспыхивающего мгновенно, еще на дологическом восприятии искусства.
Символический образ в литературном тексте мобилизует духовные силы человека, ориентирует его разум на постижение высших истин жизни. И эстетика, и художественная практика осознанно и неосознанно пришли к пониманию того, что всё, выраженное опосредованно, косвенно, способно заряжать более сильной эстетической энергией, чем то, что излагается прямо, непосредственно.
В празднике встречи с произведением искусства ребёнок получает возможность обрести устойчивость в этом мире. Он учится осознавать скрытые причины, сопоставлять разные типы человеческих отношений и в итоге углублять в себе меру понимания окружающего. Следовательно, для него в определённой мере важны идеальные художественные образцы и модели поведения, сообразно которым он мог бы строить свою жизнь.
В процессе праздника эмоционально положительное состояние детей отражается в танцах, так как мифопоэтическое мировидение, присущее дошкольникам, выражается не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах, играх и т.п.
Детям можно разрешить украсить себя для танца. Существуют три вида украшений:
украшение тела: рисование по телу косметическими красками; на лицо, руки и другие части тела могут быть нанесены знаки, символы, рисунки и просто цвета, отражающие цель танца (использовать необходимо краски, не раздражающие кожу ребёнка и легко смываемые водой, предварительно проведя пробу на небольшом участке); могут быть начертаны слова, фразы и знаки на теле или на костюмах, можно написать собственное имя. Всё это создаёт настроение праздника, тайны и удивительного наслаждения полнотой ощущений, соединяющих воедино форму изображения, цвет, запах, движение, слово, музыку, ритм и т.д.;
костюмы: должны быть свободными, не стесняющими движения; стиль одежды может быть древнерусским. Изготовление костюмов (сарафаны, венки, пояса, рубахи и др.) не требует большого мастерства, поэтому выполняется в совместной с ребёнком деятельности. Костюм можно украсить символами или знаками (солнечными, лунарными, растительными и др.), имеющими особое значение. Интерес у детей вызывает и изготовлениукрашений: браслетов, поясов, головных уборов, бус и т.д.;
маски: традиционно изготавливались для отпугивания врагов, злых духов, для защиты, достижения успеха и плодовитости. На празднике они могут быть использованы практически с любой целью. Их можно надевать на себя или украшать ими групповую комнату, музыкальный зал. Маски помогают ребёнку войти в образ, являются действенным инструментом перевоплощения, вызывая личности энергию, ассоциированную с этой маской - будь то сказочный или реальный персонаж. Изготовление маски - это совместное с детьми развлечение. Для того чтобы она была эффективной, необходимо проверить удобство, свободу дыхания, речи, поля зрения.
Завершение праздничного действия является доминирующим моментом праздника, в котором в свёрнутом виде представлен смысл происшедшего - в играх, рисунках, танцах, музыкальных композициях и т.п.
Таким образом, праздничное действие позволяет детям пережить вечно новое ощущение пути, вечное движение. Познание различных способов коммуникации на празднике позволяют принятие на себя роли и использование масок. Божества древности, вытесненные из повседневности, допускаются праздником в виде персонажей или масок, которые можно выбирать и в образе которых можно быть. Праздник выступает проводником в иной мир телесных и внутренних состояний, ведёт к преображению, помогает «тому-что-есть» в ребенке стать «тем-чем-хотелось-бы-быть». Так в празднике возникает духовное проникновение, а затем и осознание, понимание Всеединства мира Природы, Людей, Культуры.
Автор: Большакова Н.Ю – воспитатель МБДОУ 305, г. Красноярск.
Развивать эмоциональную сторону речи детей, приобщать к истокам народной культуры можно в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.
Игра «Карусель»
Под русскую народную музыку дети выстраиваются в карусель: девочки берутся за ленты, мальчики поддерживают девочек за талию.
Ведущая:
Раз- два- подхватили!
Три-четыре- раскрутили!
Пять-шесть-семь-восемь-с карусели слезть попросим!
Загадки:
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки-
К уголочку уголок
Сложен красочный..(платок)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти)
Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы-
Мы обуем (валенки).
Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют састушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую (гармошку).
Как нужна она в лесу!
В ней грибы домой несу,
Полюбуйся на картину-
Белых целая....(корзина).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник - (самовар)
Три струны, ее узнай-ка»
Ну конечно …(балалайка)
Игра «Гуси- лебеди»
Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг, в середине которого сидит волк. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые тоже ходят по кругу и отвечают на вопросы: Гуси, вы гуси! Га – га – га, га – га – га! Вы, серые гуси! Га – га – га, га – га – га! Где, гуси бывали? Га – га – га, га – га – га! Кого, гуси, видали? Га – га – га, га – га – га! С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка.
На площадке, на расстоянии 10-15 метров чертятся две линии - два «дома». В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между «домами под горой» живет «волк» - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: - Гуси, гуси! - Га-га-га. - Есть хотите? - Да-да-да. - Так летите! - Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой. После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».
Игра «Горелки»
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии 2-х шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы на погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле, едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
-Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги как огонь.
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем грелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает в ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Игра «Пол, нос, потолок»
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Игра «Перетягивание каната»
Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту.
воспитатель МБДОУ№305 г. Красноярска Шепелина Дарья Владимировна.
«Рука – это своего рода внешний мозг»
Э.Кант
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. А ещё помощью пальчиков можно показывать маленькие истории, а также могут быть стихотворения Агнии Барто и Самуила Маршака, русские народные сказки и потешки, небылицы и детские песенки, затем можно знакомить малышей с произведениями менее известными, но столь же интересными и нужными для эмоционального и духовного развития ребенка.
Таким образом, пальчиковые игры и упражнения, сказки, потешки и маленькие истории не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, развивают речь, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Если вы будете регулярно заниматься с малышом, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения — точными и слаженными.
Для того, чтобы показывать сказки, надо подготовить пальчики. Вот некоторые методические рекомендации
Перед игрой с ребенком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точными переключением с одного движения на другое.
Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательном тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяются в течение дня 2 – 3 раза.
При повторных игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
А также нужно учитывать четыре основных принципа проведения занятий:
Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.
Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.
Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.
Принцип деятельности. Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.
Перед тем как показать сказку надо выучить с детьми пальчиковые формы. Например, рассказывая сказку колобок можно я придумала свои пальчиковые формы: большой палец (дедушка), указательный (бабушка), колобок (сделать кулачок), заяц (пальчики в кулачок, указательный и средний пальцы вверх, они прижаты, безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу), волк (дети сначала делают кулачок, а показывают как – будто коготки выпускает кошка), медведь (делаем снова кулачок, но его ставим на ребро), лиса (указательный и мизинец не сгибая, а остальные пальцы средний и безымянный прижаты к большому пальцу).
Сказка «Колобок».
Жили- были дед и баба (показывая деда - большим пальцем, баба- указательный палец).
Испекла баба колобок (баба – указательный палец, колобок – сделать кулачок).
А он взял и убежал (показать колобок).
А навстречу ему заяц (пальчики в кулачок, указательный и средний пальцы вверх, они прижаты, безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу).
- Я тебя сейчас съем!
А он взял и убежал (показать сжатый кулачок - колобок).
А навстречу ему волк (дети сначала делают кулачок, а показывают, как – будто коготки выпускает кошка).
И покатился дальше. А навстречу ему медведь (делаем снова кулачок, но его ставим на ребро).
- Я тебя сейчас съем! А он взял и убежал (показать сжатый кулачок - колобок).
И покатился дальше.
А навстречу ему лисичка (указательный мизинец не сгибая, а остальные пальцы средний и безымянный прижаты к большому пальцу).
Я тебя съем сейчас!
Сядь скорей ко мне на носик.
А сама его ам–ам–ам.
Именно так можно рассказывать русские народные сказки на пальчиках. Отсюда следует, что движения пальцев стимулирует влияние на развитие речи и является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, а также у детей улучшается внимание, воображение, память, слух, зрение.
Памятка для родителей по формированию здорового образа у детей.
1.Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.
2. Соблюдайте режим дня.
3. Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
4. Любите своего ребёнка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.
5. Обнимать ребёнка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз.
6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
7. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания.
Конспект летнего физкультурного развлечения«Праздник Нептуна…» для всех групп детского сада
Курдияшко Елена Васильевна.
Задачи: закрепить навыки выполнения спортивных упражнений (бег, ходьба, закаливать детей на свежем воздухе, вызвать у них положительный эмоциональный настрой.
Предварительная работа: беседа о море, рассматривание соответствующих иллюстраций, чтение отрывков из литературных произведений.
Оборудование: 2 мяча, 2 удочки, набор магнитных рыбок, 2 маленьких ведерка, 2 таза, бассейн, 2 обруча.
Музыкальное сопровождение: звуки морского прибоя, морские песенки.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Ходьба обычная («Идем к морю по дорожке»).
2. На носках по мостику.
3. Ходьба на пятках по тропинке - по траве.
4. Ходьба по дорожке здоровья («Пройдемся по морским камушкам»).
5. Медленный бег.
6. Упражнения на восстановление дыхания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ведущая подводит детей к спортивной площадке, на которой установлен бассейн, возле бассейна они замечают Нептуна, пытающегося охладиться, брызгая на себя водой из бассейна.
Ведущая: Ребята, посмотрите, кажется у нас гость!
Нептун:
Я – Нептун, морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Я, наверно, заблудился.
Как у вас я очутился?
Ничего я не пойму.
Жарко так мне, почему?
Ведущая: Ты, Нептун, присядь с дороги,
Охладим мы твои ноги.
А попал ты в детский сад
На летний праздник для ребят.
Эстафета
«Кто принесет больше воды?»
Нептун опускает ноги в тазы, одна из команд носит воду в правый таз, другая в - левый. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету, не расплескав воды.
Нептун:
Вот спасибо, охладили,
Нептуну вы угодили!
Значит, праздник у ребят?
Что ж, я очень буду рад Веселиться вместе с вами.
Станем верными друзьями!
Моя любимая игра – «Море волнуется раз, море волнуется два…».
Ведущая: Ну что, ребята, поиграем с морским царем в его любимую игру?
Дети: Да – а – а!
Нептун:
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура морской змеи - замри!
Ведущая:
Вот плывет змея морская,
плавно камни огибая.
Вправо, влево, вверх и вниз.
Эй, змея, поторопись!
Эстафета «Морская змея»
Для эстафеты располагают 3-4 конуса по линии движения. Команда выстраивается в колонну по одному, дети кладут руки на плечи впереди стоящего.
Нептун:
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура каракатицы – замри!
Ведущий:
Наша каракатица
Задом будет пятиться.
От течений в стороне
На морском песчаном дне.
Эстафета «Каракатица»
Первый участник преодолевает расстояние до бассейна и обратно, преодолевая ходьбу спиной вперед и передает эстафету следующему.
Нептун: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура осьминога – замри!
Ведущая:
Посмотрите, восемь ног!
Это, дети, осьминог.
Быстро поменял он цвет,
был он тут – теперь уж нет.
Эстафета «Осьминожки»
В эстафете участвуют 8 человек. Первая четверка берется за обруч, бежит до конуса и возвращается бегом назад, передает обруч следующей четверке. Выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету.
Нептун: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура рыбы – замри!
Ведущая: Хватит дел у рыб на день,
Плавать рыбкам ведь не лень.
Надо вкусно пообедать
И окрестности разведать.
Эстафета «рыбалка»
Приглашаются двое ребят, кто больше наловит из бассейна рыбок, тот и победит. Пригласить 4 пары детей.
Нептун: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура рыбы – шара – замри!
Эстафета «Рыба - шар»
Приглашаются 2 пары участников. Пары становятся лицом друг к другу и животиками зажимают пляжный мяч. В таком положении они двигаются к бассейну и обратно, стараясь не выронить мяч.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Нептун:
Погостил у вас, ребята,
Вам спасибо, дошколята.
Но пора нам расставаться.
Перед тем, как попрощаться,
Вас хочу я наградить
(Нептун вручает ребятам подарки).
Игры на развитие чувства ритма
1 «Ритмическое освоение слов»
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,
2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
2 «Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
3 Ритмические импровизации.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
4 Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
5 Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
6 Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
7 Ритмические орнаменты.
Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
1 группа 2 группа
Жили-были три утенка - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Хорошо и дружно жили - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Как-то утром на рыбалку - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Зашагали вперевалку - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Наловили много рыбы - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
И еще поймать могли бы - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Съели дружно все до крошки - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
В.Орлов
Затем дети меняются ролями.
8 Упражнение «Слушай сильную долю».
После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.
9 Эхо.
Необходимое оборудование: набор карандашей.
Ход игры. Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить.
10 Мячики.
Необходимое оборудование: музыкальная запись.
Ход игры. Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.
На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети — «мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.
Подосочная М.В., воспитатель.
МБДОУ № 305 г.Красноярск
Многие родители знают как иногда не просто выучить с ребенком стихотворение. Все дети читают стихи на утренниках, а вашему малышу стихотворения опять не дали. Ну ни как не запоминаются у него слова, а слова не складываются в строчки.
Это свидетельствует о неразвитой памяти ребенка. А без хорошей памяти в школе ну ни как не обойтись! Значит нужно срочно исправлять положение. На развитие памяти существует много игр и упражнений, но самый действенный - это заучивание наизусть стихов. А ребенок их терпеть не может и учить стихи категорически отказывается. Как же вырваться из этого замкнутого круга?
Дошкольники не любят учиться, они любят играть. Это младшего школьника (и то не каждого) можно уговорить: «Нужно выучить стихотворение, потому что задали». Если дошкольнику нужно выучить стихотворение на утренник, а он не хочет, не взывайте к его разуму или сознательности.
Прежде всего, разберитесь, почему он не хочет учить. Чаще всего так бывает, когда дошкольник занят чем-то другим, что для него важнее, то есть какой-то своей игрой. Включите стихотворение в игру – и ребёнок выучит его быстро и с радостью.
Стихи – это смысл. Не нужно задавать вопрос: «О чём это стихотворение?». Лучше спросите: «Что ты увидел, услышал, почувствовал?» Если в стихотворении есть непонятные слова, не обязательно прояснять их смысл. Даже если дошкольник не знает, что такое ставни, он увидит и услышит картинку. Некоторые дети понимают слова неправильно, но именно они помогают запомнить образ и стихотворение: «В трусишках зайка серенький под ёлочкой сидел».
• Стихи мелодичны. Можно выучить стихотворение как песенку. Её запомнить легче, но трудно потом превратить снова в стихи. Лучше отбивать ритм, воспользовавшись ударными инструментами: барабаном, бубном, ложками.
• Следует также учитывать индивидуальные предпочтения при выборе способа запоминания: одни дети легче запоминают, если им все стихотворение читают несколько раз, другим нужно заучивать по нескольким рифмующимся строчкам.
Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.
• Детская природа такова, что заучивать стихотворение стоит с выражением и эмоционально, иначе это будет лишено смысла для детей. Ребенок, который в детстве не проникся красотой литературной стихотворной формы, будучи взрослым, редко будет обращаться к поэзии.
• И последний совет. К каждому выученному стихотворению нарисуйте рисунок, подпишите автора и название стиха. Затем складывайте рисунки в папочку и периодически рассматривайте их с ребенком, вспоминая те стихотворения, которые вы уже выучили и читаете наизусть. Это отличный способ поддерживать поэтический багаж и объем памяти ребенка.
Учить стихи с детьми – это не труд, а увлекательный процесс!
Конспект по окружающему миру в разновозрастной группе 5-7 лет "Путешествие в прошлое книги"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
Конспект по окружаещему миру
«Путешествие в прошлое книги»
с детьми 5-7 лет разновозрастной группы
Подготовила и провела
воспитатель Пилипенко Н. В.
2018 г.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги».
Предварительная работа:
• Рисование углем, мелом.
• Рассматривание книг и обозначение их символами
• Знакомство с первопечатником Иваном Федоровым
• Рассматривание иллюстраций с изображением писарей.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги. Показать, как она преобразовывалась под влиянием творчества человека.
2. Познакомить детей с составными частями книги.
3. Воспитывать бережное отношение к книге.
4. Активизировать словарь детей за счет новых слов (папирус, свиток, типография, первопечатник).
Цель: создать условия для ознакомления детей с историей развития книги.
Образовательные: - познакомить детей с историей создания книги; - показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; учить детей слаженно работать в парах для достижения общей цели.
Развивающие: -развивать интерес к творческой деятельности людей, создающих книги; -развивать мелкую моторику пальцев рук; -развивать речь.
Воспитательные: - воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.
Оборудование: красочно оформленные книги, презентация «От прошлого к настоящему книги»; презентация «Бережное отношение к книге».
Раздаточный материал: набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги, листы бумаги и резиночки для создания слитка.
Методы и приёмы:
1.Словесные - объяснение, беседа, рассказ.
2.Наглядные - рассматривание иллюстраций по теме занятия, просмотр презентации.
3.Практические - самостоятельная работа детей.
Ход занятия:
Воспитатель: (Дети находятся на ковре)
В гости спешит СОВА. Скажите, чем славится Совушка. (ответы детей) Как известно, она очень умна и начитана. Но на один вопрос она ответа не знает.
СОВА, Я хочу, узнать, друзья, о предмете, без которого прожить на свете нам нельзя.
Воспитатель находит загадку под крылом совы. Ребята, отгадайте загадку: Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает (книга)
Совушка хочет узнать, откуда появляются книги. Сегодня мы отправимся в путешествие, называется оно «Путешествие в прошлое книги» А помогут нам цифры, (ведь цифры мы уже знаем). МЫ БУДЕМ передвигаться с вами по пункам, по порядку.
Воспитатель: Давайте посмотрим выставку книг (проходим к столу), обратите внимание, какие они красочные и разные (обатить внимание детей на электронную книгу)
1) По содержанию и оформлению (энциклопедии, сказки, взрослые книги); 2) По размеру (книжки-малышки, большого и маленького формата) 3) По переплету (в мягком и жестком переплете). 4) бумажные и электронные книги.
Воспитатель: Для чего нужны книги? Дети: С помощью книг передают знания, информацию.
(проходим к доске, игрушку совушку, даем детям и путешествуем из пункта в пункт с ней) А где живут книги? (в библиотеке, в магазине, в книжном шкафу, на книжной полке).
-А теперь давайте вспомним, что есть у книги? Кто хочет назвать части книги? (На магнитной доске выставляются карточки-подсказки и дети называют части книги: обложка, корешок, страницы, блок.)
(логоритмика) Ру – ру - ру всех сейчас я соберу
Ра –ра -ра отправляться нам пора
Ны-ны-ны нам преграды не страшны
Повертелись, покружились, в царстве древнем очутились.
Дети повторяют
(Просмотр презентация)
1,2 слайд
-В этом нам поможет волшебная книга. и все что мы увидим в ней. (Закрывайте глаза, звучит музыка). Открываем первую страницу - наскальные рисунки.
-мы с вами очутились в далеком-далеком прошлом, когда люди еще не умели разговаривать, когда не было букв и бумаги, люди общались между собой с помощью рисунков.
Люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Затем они стали делать рисунки на стенах пещер. Эти рисунки и называют – Каменными книгами. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.
(показ на мольберте) Прочитайте, что я написала (растениям и рыбам нужна вода). -Выберите по 3 картинки и составьте свое предложение. Или нарисовать мелом, вызвать детей по желанию. -А теперь прочитайте предложение (Ответы).
Очень трудно было читать такие записи.
Мы сделали первую пометку (на магнитной доске или мольберте, картинка - напоминалка) и запомнили, как и на чем делали люди рисунки в прошлом. (Рисовали углем на стенах пещер) Закрываем глаза, снова звучит музыка.
3 слайд Прошло время, и человек научился добывать глину, из которой делал посуду, игрушки и лепешки (страницы книги) на которых сначала рисовал, а затем, процарапывал буквы. Несколько тысячелетий тому назад люди придумали писать на глиняных табличках - специальной палочкой выдавливали буквы в виде клинышков. Поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Сырые глиняные таблички обжигались в печи – они становились не мягкими и хрупкими, а твёрдыми, складывались в корзину, а еще их неудобно было хранить.
Ребята, давайте попробуем написать на глиняных дощечках. ( проходим к столам) На этом столе заготовки глиняных страниц (контейнеры с приготовленной глиной), попробуйте на них написать что-нибудь или нарисовать. (Дети выполняют задание, затем по очереди рассказывают, что они изобразили на своей глинянной странице. Берут в руки, проверяя какая она тяжелая.)
На магнитной доске делаем пометку (выставляется карточка – глиняная дощечка.)
(Воспитатель показывает бересту) -Прошло много времени, и человек научился использовать бересту (Что такое береста) Это кора березы.
Как человек использовал её для письма?
На ней люди острым ножом процарапывали рисунки и буквы. Этот кусок коры назывался берестяная грамота. Не случайно человек научился делать записи на коре березы. (Пробую сама нацарапать на бересте, показывая как это трудно.)
4 слайд
Физкультминутка Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
5, 6, 7 слайды
В Древнем Египте изобрели папирус. Он был сделан из растения, которое росло по берегам реки Нил. Его стебель расщепляли на ленты, укладывали их в несколько слоев и сверху прижимали тяжелыми камнями. Несколько таких кусков соединяли в длинную полоску и сворачивали в свиток, а чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр. Так он хранился. Но папирус рос не везде, а папирусный свиток плохо сохранялся: крошился, рассыпался, писать на нём можно было только с одной стороны.
(Подходим к столам) -Посмотрите, вот здесь лежит приготовленный папирус, его нужно свернуть в свиток. (моторика рук) Давайте посоревнуемся, кто это сделает быстрее. Молодцы, быстро справились с заданием, чтобы ваши свитки не развернулись, закрепим их с помощью резиночки. Сделаем для себя пометку. Кто запомнил, на чем писали люди? (на папирусе). Как назывался свернутый в трубочку папирус (свиток).
(Закрываем глаза, звучит музыка).
8, 9 слайды Прошли годы, и человек научился делать бумагу. Из чего её делают (из дерева). Стали делать книги из бумаги. Обложку книги украшали камнями, золотом и серебром. А как размножали книги? (Их переписывали грамотные люди с красивым почерком. Писали гусиным пером и чернилами, которые наливали в чернильницу). Да, ребята, такие книги были очень дорогими и их хранили в монастырях, приковывая на цепь к месту хранения.
Позднее книги стали печатать в типографии. Что это такое? (Это дом, где печатают книги). Иван Федоров (показ фото), напечатал книгу, сделал печатный станок и построил типографию? делаем пометку.
На изготовление книги идет много древесины, сейчас книги печатают очень быстро, их производством занято много людей. Как вы думаете, их нужно беречь? (Да) Как? (Не рвать, пользоваться закладкой, обложкой). Сейчас мы закроем глаза, и, когда кончится музыка, возвратимся в группу (звучит музыка, закрываем волшебную книгу).
Итог. Понравилось вам путешествие? (Да).
-Давайте вспомним, и напомним Совушке как книга дошла до наших дней, какая она была (ответы):
1. на стенах пещер
2. глиняная
3. берестяная
4. папирус
5. бумага
6. электронные книги.
-Молодцы, много узнали в путешествии, и в память о нем. Мы с Совушкой хотим подарить вам книгу: А волшебную книгу мы создадим сами. Каждый создаст свою страничку о зиме, можно будет наклеить аппликацию или нарисовать и соединить все странички вместе.
Завершая занятие, воспитатель предлагает детям пройти в уголок книги и проверить, хорошо ли живется книгам в группе.
Маслянникова О.А. , инструктор по ФК
Г.Красноярска
Развитие детей дошкольного возраста и подвижные игры тесно взаимосвязаны. Растущему организму постоянно требуются значительные нагрузки для совершенствования всех органов и систем. К тому же активная коллективная деятельность положительно влияет не только на физическое развитие ребенка: в процессе игры со сверстниками малыш учится взаимодействию в социуме и дисциплине.
Для гармоничного дошкольного развития ребенка двигательная активность жизненно необходима. Организм малыша растет рекордными темпами, требуя все большей выносливости и силы, увеличения питания тканей. Именно игра дает необходимую и правильно распределенную нагрузку, учит многократному повторению однообразных движений (как при занятиях спортом). Но игры для физического развития детей предпочтительнее упражнений: концентрация внимания и работоспособность не снижаются, поскольку процесс не имеет принудительного характера, а является увлекательным и захватывающим. Преимущества подвижных игр: Физическая активность способствует интенсивному насыщению тканей кислородом, что позволяет усилить их рост. Подвижные дети растут гораздо быстрее апатичных сверстников, опорно-двигательный аппарат активных малышей укрепляется эффективнее. Сердечно-сосудистая система в процессе подвижных игр динамично развивается. Потребность в перекачивании больших объемов крови укрепляет сердечную мышцу и сосуды. В ткани организма поступает больше кислорода, активно питая их и способствуя физическому развитию детей. Дыхательная система также совершенствуется в движении. Легкие полностью вентилируются, что способствует не только увеличению их объема, но и профилактике многих респираторных заболеваний. Подвижные игры помогают развитию у детей дошкольного возраста таких важных качеств, как сила, выносливость и ловкость. Постоянная смена игровой ситуации требует быстрого ориентирования. Движения становятся точными и скоординированными.
По способу организации, сложности установленных правил, содержанию и особенностям двигательных заданий популярные подвижные игры можно разделить на пять больших групп. Сюжетные, предполагающие от одного до двадцати участников. Фактором, регулирующим поведение малышей, являются несложные игровые правила. Сюжетные игры способствуют развитию у ребенка воображения. Игры без сюжета строятся, в основном, по принципу догонялок. В процессе тренируются скорость и ловкость, поскольку нужно бегать и уворачиваться. Участников может быть немного, также возможно использование дополнительных приспособлений и инструментов для метания или бросания в соперников (к примеру, небольшие мячики). В небольшой группе для развития детей дошкольного возраста могут организовываться упражнения в игровой форме. Выполнение таких двигательных заданий, как бег или прыжки, учит повторению однообразных действий. Еще одной формой бессюжетной игры являются различные соревнования. Эстафеты и конкурсы могут выполняться как командой, так и индивидуально. Такие задания влияют не только на физическое развитие детей, но и формируют волевые качества. От ребенка требуются выдержка, упорство, командный дух. Подвижные занятия с элементами футбола, баскетбола и прочих спортивных игр организовываются по командному принципу с использованием специального инвентаря. Игровой процесс регулируется определенными правилами, обеспечивая не только физическое развитие детей дошкольного возраста, но и подготовку к занятиями физкультурой.
Игры и психическое развитие детей дошкольного возраста Помимо физического, подвижные игры оказывают существенное психологическое влияние на детей. Даже самые незатейливые процессы несут воспитательную функцию, требуя выполнения определенной роли и действий. Соблюдение установленных правил важно для развития у ребенка понятий о дисциплине, организованности. Такие игры подчеркивают значимость взаимопомощи, подчинения интересам команды, воспитывают волевые качества. Коллективный характер подвижных игр имеет особое влияние не только на физическое развитие детей. Поскольку количество возможных участников практически не ограничивается, игра является моделью социума. Дети учатся взаимодействию, основам общения с другими людьми, исполнению определенной роли в сообществе единомышленников.
Двигательная активность исключительно положительно влияет на психическое развитие ребенка. Движение не только укрепляет тело, но и способствует совершенствованию речевой деятельности. Коллективные игры нередко подразумевают произнесение вслух стихов или считалок, что является дополнительным развивающим фактором. Роль взрослых может быть ограничена наблюдением и контролем, либо предполагать активное участие в играх.