Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в ДОУ.

Дата публикации:
Автор:
Григорьева Ольга Анатольевна
Учитывая особенности мировидения детей, акценты праздничного действия необходимо делать на сказке (её драматизации, переживании сюжета), движении (танце), игре (словесной, подвижной, малоподвижной и т.п.), творчестве (двигательной, речевой импровизации и т.п.). Интеграция культурных знаний о мире, отражённых в празднике, о самом себе позволит ребенку смоделировать в сознании целостную картину мира, в которой все элементы пронизаны невидимыми связями. Целостная интегральная технология праздника представляет собой пространство «погружения» ребенка и педагога в сферу культурных ценностей и смыслов целостного мировидения русского народа. Цели праздника в нашей развивающей технологии классифицируются на ритуальные (сохранение обрядов и традиций народа) и психофизиологические (создание атмосферы радости в сообществе). Ритуальные цели праздника реализуются благодаря его сообщности, в котором на равных правах участвуют педагоги, родители и дети разных возрастных групп. В празднике проигрываются элементы ритуалов, социального порядка. Давая детям, возможность прикоснуться к тайне своих истоков, праздник демонстрирует состояние мира, в котором Природа, Люди, Предметы находят гармоничное равновесие. Психофизиологическое воздействие ритуала на организм ребёнка играет очень большую роль в функционировании праздника. Эмоциональное напряжение накапливается в процессе повседневной жизни, пронизанной сложной системой социальных запретов и ограничений, что присуще современной системе дошкольного воспитания. Праздник тесно связан с основными чувственными проявлениями человека, позволяет ему периодически разрядить нервное напряжение, что является одной из причин стойкости праздничных традиций у всех народов мира. Именно праздник представляет актуализацию целостной картины мира в сознании детей в творческих действиях, движениях, словах, цвете, звуке. Во время праздника создаётся обостренное чувство общности и солидарности. Л.А. Абрамян подчёркивал, что многие ритуалы считаются недейственными, если их участники не находятся в дружеских отношениях, и поэтому предварительно все ссоры должны быть публично разрешены. В детском сообществе многие возникающие проблемы во взаимоотношениях детей могут быть разрешены в совместном праздничном действии. Сегодня же массовая практика дошкольных учреждений показывает примеры формального отношения педагогов к проведению развлечений. Дети не принимают участия в составлении праздничного сценария, а выступают послушными исполнителями того действия, которое предлагается им музыкальным руководителем и воспитателями. Так теряется стихия совместного действия. При подготовке праздника все участники могут приобрести опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций на различных этапах проведения праздника - от написания последовательности представляемых действий до договора об исполнении различных ролей. Даже самые незначительные действия несут в себе глубинные ценностные установки во взаимоотношениях людей в обществе. Так, в обнимании друг друга в начале праздника символизировано прощение и объединение всех в едином устремлении к радостному событию в жизни. В процессе подготовки и проведения праздников на основе народного календаря осуществляется непосредственная связь ребёнка с окружающей жизнью, с духовным наследием народа. Готовить праздник необходимо в совместном творчестве с детьми. Именно подготовка праздника способствует развитию познавательной активности детей, так как они учатся осмысливать вопросы о сущности предстоящего праздника, о логике его проведения, о тех играх, танцах, песнях, стихотворениях, которые могут быть исполнены. Общение педагога и детей организуется таким образом, чтобы ребёнок самостоятельно стремился ответить на эти вопросы, учился находить наилучшее решение в спорных ситуациях разногласия с другими детьми и т.п. Так он становится исследователем, философом, творцом. Чувственно воспринятая ребёнком реальная действительность художественно-творчески отражается им в музыкальных импровизациях, рисунках, поделках. Объективная и художественная реальности оказываются жизненно взаимосвязанными, но реальный мир выступает генератором художественной символики и источником смыслообразования. Радость узнавания в символе праздника реальных явлений включает механизмы памяти, ассоциативности, сопоставления, оценки и т.п. Взаимодействие искусства и действительности объединяет роли художников, драматургов, поэтов, которые берет на себя ребёнок в праздничном действии. Эти роли духовно удваивают мир средствами искусства в опоре на чувственный, предметный материал окружающего мира. Отсюда - особая важность умения обобщать и придавать художественно убедительную форму тем настроениям, переживаниям и состояниям, которые ребёнок стремится воплотить в исполняемой роли. С решением этих задач связана проблема художественной мотивации, известная еще с античности. Мотивация отвечает на вопрос: «зачем», «исходя из чего», возникает то или иное внутреннее побуждение, совершается поступок? В празднике мотивацией совершаемых действий выступает удовольствие от самого действия, радость узнавания в символическом образе реальных явлений, а также художественное моделирование реальной мотивации. Смысловое наполнение содержания художественного образа определяет его знаковый характер. Наличие знаков художественного образа предполагает существование единого для членов данного коллектива «алфавита знаков» и правил их сочетаемости. Такими знаками в празднике, посвященном дню рождения ребёнка, могут быть различные знаки приветствия (доброжелательное, безразличное, радостное и т.п.), благодарности (рукопожатие, доброжелательные слова и т.п.), выражения радости (улыбка, светящиеся глаза, открытые позы и т.п.). Правила их сочетаемости заключаются в этикетных нормах последовательности слов, знаков и символов праздника. Преобладание формы над содержанием в общении на основе норм этикета является позитивным моментом. В этикетных ситуациях общение разыгрывается по определенному сценарию. Оно, казалось бы, не требует творческой инициативы личности, но позволяет с минимальными «затратами» достичь цель взаимодействия. Причём эта цель в этикетных ситуациях чаще всего бывает не прагматической, а демонстративной: показать уважение к партнеру, своё желание сотрудничать с ним, готовность пойти на уступки ради общего дела или удовольствия другого человека. Но как бы велико не было значение формы поведения, его нравственный смысл обязательно присутствует, и он тем важнее, чем менее формализована ситуация. Именно в ситуации межличностного общения в коммуникацию вступают не исполнители социальных ролей, не носители социальных масок, а человеческие индивидуальности. В этом случае этикет становится средством выражения глубинного содержания: он выражает, демонстрирует систему ценностей личности, стержнем которой (системы) выступает отношение к человеку - к самому себе и другому. На празднике этикет превращается в язык культуры, с помощью которого транслируются основные культурные, в том числе нравственные, ценности. Качество этикета как языка культуры - чрезвычайно важно для нормального функционирования культуры. Но важно ещё и свободное владение этим языком всеми участниками праздничного действия, иначе не возникает взаимопонимания. Развитие праздничного действия позволяет поддерживать эмоционально-положителъное состояние детей разного возраста, принимающих участие в общем торжестве. В праздничном действии истина возникает не путем простого подражания действительности, а в процессе сгущения, уплотнения, модификации реальной предметности, особой организации пространственной и временной композиции сценария. Особенность познавательной стороны художественного образа заключается в том, что в процессе его восприятия происходит прямое усмотрение истины, не опирающееся на доказательство. Смыслом образования для ребенка становится реализация своего предназначения, возможность стать индивидуальным, уникальным субъектом жизни. Во время праздников устраиваются разнообразные игры и увеселения. В народных поверьях праздники являются святыми, светлыми, чистыми, благими днями. Для обозначения праздников используются цвета (белые, красные дни, Зелёные святки и т.п.), а также символы, связанные с растениями (Вербная неделя, Яблочный Спас, Ореховый Спас, Травяная пятница и т.п.). Праздником при определённой организации может выступить прослушивание народной музыки, песен, просмотр видеозаписи народных танцев, хороводов, что становится основой собственных действий. Значимым такое совместное прослушивание (или просмотр фильма) становится в том случае, если к нему вместе готовятся и взрослые, и дети: затемняют групповое помещение, готовят магнитофон, костюмы, декорации для последующей драматизации, пробуя угадать, что может понадобиться на основе названия произведения. Мерцание и наслаивание эмоциональных реакций, которые вызывает чувственное воздействие произведения, сознательно «закладываются» его автором. По этой причине литературные образы всегда пробуждают стихию лирической памяти, непосредственного сиюминутного переживания, вспыхивающего мгновенно, еще на дологическом восприятии искусства. Символический образ в литературном тексте мобилизует духовные силы человека, ориентирует его разум на постижение высших истин жизни. И эстетика, и художественная практика осознанно и неосознанно пришли к пониманию того, что всё, выраженное опосредованно, косвенно, способно заряжать более сильной эстетической энергией, чем то, что излагается прямо, непосредственно. В празднике встречи с произведением искусства ребёнок получает возможность обрести устойчивость в этом мире. Он учится осознавать скрытые причины, сопоставлять разные типы человеческих отношений и в итоге углублять в себе меру понимания окружающего. Следовательно, для него в определённой мере важны идеальные художественные образцы и модели поведения, сообразно которым он мог бы строить свою жизнь. В процессе праздника эмоционально положительное состояние детей отражается в танцах, так как мифопоэтическое мировидение, присущее дошкольникам, выражается не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах, играх и т.п. Детям можно разрешить украсить себя для танца. Существуют три вида украшений: украшение тела: рисование по телу косметическими красками; на лицо, руки и другие части тела могут быть нанесены знаки, символы, рисунки и просто цвета, отражающие цель танца (использовать необходимо краски, не раздражающие кожу ребёнка и легко смываемые водой, предварительно проведя пробу на небольшом участке); могут быть начертаны слова, фразы и знаки на теле или на костюмах, можно написать собственное имя. Всё это создаёт настроение праздника, тайны и удивительного наслаждения полнотой ощущений, соединяющих воедино форму изображения, цвет, запах, движение, слово, музыку, ритм и т.д.; костюмы: должны быть свободными, не стесняющими движения; стиль одежды может быть древнерусским. Изготовление костюмов (сарафаны, венки, пояса, рубахи и др.) не требует большого мастерства, поэтому выполняется в совместной с ребёнком деятельности. Костюм можно украсить символами или знаками (солнечными, лунарными, растительными и др.), имеющими особое значение. Интерес у детей вызывает и изготовлениукрашений: браслетов, поясов, головных уборов, бус и т.д.; маски: традиционно изготавливались для отпугивания врагов, злых духов, для защиты, достижения успеха и плодовитости. На празднике они могут быть использованы практически с любой целью. Их можно надевать на себя или украшать ими групповую комнату, музыкальный зал. Маски помогают ребёнку войти в образ, являются действенным инструментом перевоплощения, вызывая личности энергию, ассоциированную с этой маской - будь то сказочный или реальный персонаж. Изготовление маски - это совместное с детьми развлечение. Для того чтобы она была эффективной, необходимо проверить удобство, свободу дыхания, речи, поля зрения. Завершение праздничного действия является доминирующим моментом праздника, в котором в свёрнутом виде представлен смысл происшедшего - в играх, рисунках, танцах, музыкальных композициях и т.п. Таким образом, праздничное действие позволяет детям пережить вечно новое ощущение пути, вечное движение. Познание различных способов коммуникации на празднике позволяют принятие на себя роли и использование масок. Божества древности, вытесненные из повседневности, допускаются праздником в виде персонажей или масок, которые можно выбирать и в образе которых можно быть. Праздник выступает проводником в иной мир телесных и внутренних состояний, ведёт к преображению, помогает «тому-что-есть» в ребенке стать «тем-чем-хотелось-бы-быть». Так в празднике возникает духовное проникновение, а затем и осознание, понимание Всеединства мира Природы, Людей, Культуры.