"Ритм и ритмический рисунок"
- Дата публикации:
- Автор:
- Коротоякская Галина Семеновна
Цель: рассмотреть понятие «ритм » в стихотворениях , в движении и в музыке.
Задачи :
- научить различать ритм не только в музыкальных произведениях, но и в предметах обихода, архитектуре
- воспитать культуру восприятия через ритмический рисунок
- развить чувство ритма , внимание, память
Вспомните , что делает большинство людей , когда звучит музыка (особенно та которая им нравиться).
ОТВЕТЫ
Они притопывают ногой, прихлопывают рукой по ноге; если музыка медленная – слегка кивают головой, делают разные танцевальные движения.
Поднимите руку, кто любит танцевать?
Если да , то вы знаете , что под музыку движения делаются не просто так, они должны отвечать….. чему ?
Правильно, характеру музыки.
Если она медленная, то наши движения…… (плавные)
Если быстрая, танцевальная , движения……. (резкие, отрывистые, энергичные)
Почему же мышцы нашего тела по-разному откликаются на разную музыку? Чем, например , «медленная» песня отличается от «быстрой»? не составом инструментов, голос тут тоже не при чем. В каждой песне есть своя мелодия, но все- таки не она определяет, двигаемся мы под музыку медленно или быстро, это определяют темп и ритм (ритмический рисунок) .
Движение во время прослушивания музыки помогает нам вжиться в ритм, почувствовать музыку. Обычно желание совершать замечаем, как начинаем, двигать рукой, ногой и пр. Если мы заставим себя прекратить эти движения , то обязательно возникнет желание поддерживать ритмический рисунок каким –либо другим способом, например подпевать со словами и без них на любой слог. Если же мы заставим себя перестать подпевать, то переживание ритма исчезнет. Этого не нужно делать, если у тебя возникает желание подпевать или двигаться под музыку- это очень хорошо. Чувство ритма нужно развивать в себе, это помогает вовремя вступать и заканчивать фразу, ритмично петь. Чувство ритма у музыкантов , играющих на ударных инструментах(использует одновременно несколько барабанов, тарелки и при этом не сбиваясь). Ритмично петь тоже не просто . Этому обязательно нужно научиться, так как неритмичное пение, как и фальшивое, трудно слушать.
РАСМОТРИМ ПОНЯТИЕ «РИТМ»
Одним из качеств хорошей речи является ее ритмичность, то есть определенное, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает ее мелодичной, музыкальной.
Четкий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи. В основе его лежит повтор ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Рассмотрим с позиций ритмической организации четверостишие из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина:
В си/нем/не/бе/звез/ды/бле/щут.
В си/нем/мо/ре/вол/ны/пле/щут.
Ту/ча/по/не/бу/и/дет.
Боч/ка/по/мо/рю/плы/вет.
Ритмическую схему этого четверостишия мо изобразить так:
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - -
- - - - - - -
Как видим, для этого стихотворения характерна четкая ритмическая организация, в основе которой лежит повтор ударных и безударных слогов. Ритмичность текста создается также одинаковым порядком расположения главных членов, параллелизмом структуры предложений, повтором слов, равновесием структурных частей текста.
Ритм часто встречается и в прозаических , художественных произведениях. Рассмотрим отрывок из повести Н. В. Гоголя «Страшная месть»:
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои...».
Эти строки можно декламировать как стихи, настолько они ритмичны и напевны. Профессор Л. А. Новиков пишет о них: «Когда слышишь или произносишь эти строки, чувствуешь величавое течение реки. Ритмичность основана здесь на соразмерности речевых тактов и фонетических (звуковых) слов»:
Чуден | Днепр 2
при тихой | погоде , 2
когда вольно | и плавно 2
мчит | сквозь леса | и горы 3
полные | воды | свои... 3
Цифрами тут указано количество фонетических слов в речевом такте.
Попробуем заменить эту ритмическую фразу другой, обычной, например:
При тихой погоде Днепр чуден (красив), когда сквозь леса и горы вольно и плавно мчит свои полные воды.
Сразу становится понятным, почему профессор Л. М. Пешковский, один из известных исследователей поэтического языка, говорил, что «гоголевский текст поет, а разговорный скрипит».
Ритм бывает разный: быстрый, стремительный и замедленный, плавный; напряженный, эмоционально взволнованный и спокойный, неторопливый; чеканный, энергичный, как в марше, и летящий, скользящий, как в вальсе; вялый, монотонный и веселый, живой, выразительный.
Ритм выбирается автором художественного произведения , композитором не случайно. Он зависит от содержания текста, характера изображаемых событий и героев, замысла автора.
Упражнения на совершенствование чувства ритма.
ИЩЕМ РИТМ
1. Ритм лежит не только в основе речи, но и многих произведений искусств. Посмотрите на предметы русского народного творчества - кружево, вышивку, посуду, подставку для лучины и другие. Обратите внимание на их орнамент, рисунок. (демонстрация)
Можно ли здесь выделить ритм? Какие элементы повторяются?
(ОТВЕТЫ)
2. Перед вами изображение знаменитого собора Парижской богоматери. Выявите в нем элементы архитектурного ритма (повтор башен, ворот, окон, резных элементов).
(ОТВЕТЫ)
3. Спойте любую песню. Есть ли в ней ритм? Какой?
(ОТВЕТЫ)
4.А есть ли ритм в танце? Какие элементы могут повторяться в танце – вальсе, танго, русском народном танце?
(ОТВЕТЫ)
5. Найди ритм в своем имени и именах своих друзей.
Подпиши где на рисунке зашифровано имя Клим, где Оля, а где Наташа
!!! ; !; !!
Подпиши где на рисунке зашифровано имя Оля, а где Федот
!!; !!
Соедини нужное имя со схемой его ритма
Клим
! ! !
Ваня
!
Федот
! ! ! ! !
Оксана
! !
Верочка
! !
Константин
! ! ! ! !
Зинаида
! ! !
Елизавета
! ! !
Максимилиан
! ! ! !
ПОТАНЦУЕМ?
- Игра-танец «В ритме вальса». Прослушайте музыку вальса. Какой ритм у этого танца? (Плавный, неторопливый, скользящий, летящий.) На какой счет
будет танцеваться вальс? (Раз-два-три, раз-два-три.) А теперь передайте ритм вальса жестами, движениями. Какие они у вас будут? - Игра-танец «В ритме марша». Прослушайте марш. Каков у него ритм? (Энергичный, чеканный, отрывистый.) На какой счет вы будете маршировать под эту музыку? (Раз-два-три-четыре.) Давайте по маршируем в этом ритме.
НАЙДИ РАЗЛИЧИЯ
Определите различие в звучании двух текстов: стихотворного и прозаического. Расставьте в словах ударения. В каком тексте ударные и безударные слоги чередуются равномерно, ритмично? Какой текст, на ваш взгляд, лучше?
1) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу... А. Майков
2) Золотой лист уж кроет в лесу влажную землю.
Я смело топчу ногой вешнюю красу леса.
ПРОЧИТАЙ И ПОСЧИТАЙ
Прочитайте, как записано, — по строчкам. Сколько раз ударился мяч о землю, если считать по строчкам этого стихотворения? Попробуйте, играя с мячом, прочесть это стихотворение от начала до конца.
МЯЧ
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч.
Ты
Куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой! С. Маршак
А теперь прочитайте это стихотворение, записанное иначе.
Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Что изменилось в ритме стихотворения? Какая запись лучше?
БАРАБАНЩИК
Вы — барабанщики. Отбейте палочкой походный марш в следующем ритме:
Пам-пара-па-памм-паммм-памм-памм!
Пам-пара-па-памм-паммм-памм-памм!
Пам-пара-па-памм-паммм-памм-памм!
Пам!..
Памм!..
ПАМММ!..
ДИРИЖЕР
Представьте себя в роли дирижера. Вы должны показать оркестру (классу), в каком ритме исполнять стихотворение. Отмечайте сильную ноту, та есть ударный звук, движением руки сверху вниз, а неполные, короткие ноты (безударные звуки) — движением ладони слева направо.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
СЧИТАЛКИ
1. Хорошим ритмом отличаются считалки, с помощью которых вы определяете, кто будет в игре водящим или кто должен выйти вон. Но считалки надо уметь ритмично произносить. Прочитайте следующие считалки. На сколько частей они делятся? Теперь посчитайтесь в парах, кто из вас «выйдет вон».
Ехал | Грека | через | реку,
Видит | Грека | в реке | рак,
Сунул | Грека | руку | в реку.
Рак | за руку | Греку | цап.
* * *
Аты |баты |- шли | солдаты,
Аты |баты | -на базар.
Аты |баты | -что | купили?
Аты |баты | -само | вар
Аты |баты | - сколько | стоит?
Аты |баты |- три | рубля .
Аты |баты |-кто | выходит ?
Аты |баты |-это | я .
2. Прочитайте следующее стихотворение. Подумайте, насколько частей надо делить каждую строчку, чтобы получился единый ритм. Как найти ответ на этот вопрос в тексте считалки?
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон!
ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕЛЯТА
Выберите любое из известных вам стихотворений, например «Буря мглою небо кроет», и «промычите» его без слов, как телята. Остальные должны по ритму и интонации узнать это стихотворение.
ИГРАЕМ В ОРКЕСТР
Один из вас пусть читает вслух стихотворение Ирины Токмаковой «Сонный слон», а другие должны создавать музыкальный фон — произносить слова «динь-дон, динь-дон». Главное, чтобы слова произносились ритмично, в такт стихотворению.
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно.
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
И. Токмакова
ПОСТУЧИМ В БАРАБАН!
Любите ли вы бить по барабану? Наверное, да! Давайте постучим по нему! Если его у вас нет, не беда! Постучите ладошками по столу или по коленкам. Главное условие, чтобы ваша барабанная дробь совпадала с общим ритмом стихотворения. Пусть один из вас читает вслух стихотворение Григоре Виеру, а вы в такт подыгрывайте на барабане.
ЕЖИК И БАРАБАН
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули»
Бум-бум-бум!
ХОР ЛЯГУШЕК
Представьте, что вы лягушки. Вам порушил спеть песню, но слов ее не дали. Зато вам изобразили схематически ритм этой песни. Вот он!
- - - -
- - - - -
- - - -
- - - - -
I Воссоздайте ритм и мелодию этой песни голосом лягушек, то есть с помощью слов «ква-ква-ква».
Подсказка. Это песня «Чунга-Чанга» из мультфильма «Катерок»:
Чунга-Чанга —
Синий небосвод,
Чунга-Чанга —
Лето круглый год.
Чунга-Чанга —
Весело живем,
Чунга-Чанга —
Песенку поем. Ю. Энтин
СОЛО ДЛЯ ХРЮШКИ
Одной музыкальной хрюшке подарили песню. Но чтобы ее спеть, нужно определить ритм. Хрюшка этого сделать не может. Помогите ей! Составьте схему ритмической организации текста и определите характер ритма — быстрый, задорный или, наоборот, медленный и грустный.
Я ХРЮ-ХРЮШКА
Я Хрю-хрюшка, я Хрю-хрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Было розовым оно,
А теперь черным-черно.
Я Хрю-хрюшка, я Хрю-хрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж?
П. Синявский
ИГРАЕМ В «ОБЪЯСНЯЛКИ»
Прочитайте стихотворения в указанном ритме. Объясните, почему авторы стихов выбрали именно такой ритм.
Левой,
правой,
Левой,
правой,
На парад
идет отряд.
На парад
идет отряд.
Барабанщик
очень рад:
Барабанит,
барабанит
Полтора
часа
подряд!
А. Барто
Ритм чеканный, энергичный, как в марше.
***
И спасали меня,
Не бросали меня.
И звенели — ладонь о ладонь — буфера,
И состав
Пересчитывал каждый сустав.
И скрипел и стонал
Деревянный вагон.
А в углу медсестра
Пришивала погон.
Д. Самойлов
Ритм мерный, монотонный, как стук колес.
* * *
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин! А. Пушкин
Ритм быстрый, стремительный, тревожный.
* * *
...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет - уж за стеной
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора ….
А.С, Пушкин
Ритм неторопливый, спокойный.