Тема "маленького человека" в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
- Дата публикации:
- Автор:
- Семенихина Татьяна Алексеевна
Тема урока. Тема «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цели урока: показать жизнь «маленького человека» в обществе; прививать чувство уважения к «маленькому человеку», желание помочь ему; учить делать выводы и обобщения в предложенной таблице.
Эпиграф к уроку.
Мир, в котором живут герои Достоевского,
- мир «погибших и погибающих».
- Вступительное слово учителя.
Тема «маленького человека» - традиционная в литературе XIX века. Мы встречались с ней в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина, когда впервые обратил на себя внимание читателей станционный смотритель Самсон Вырин, и в повести Н.В.Гоголя «Шинель», где жалкая фигура и трагическая судьба Акакия Акакиевича Башмачкина как бы спрашивает у окружающих: «За что вы меня обижаете?»
Ф.М.Достоевскому приписывают фразу: «Мы все вышли из «Шинели» Н.В.Гоголя». это уже свидетельствует о том, что Достоевский явится продолжателем темы «маленького человека» в русской литературе. Семья Мармеладовых в романе тому подтверждение.
Сегодня мы будем беседовать о каждом члене из семьи Мармеладовых. В ходе работы будем заполнять таблицу.
- Беседа.
Мармеладов.
? 1. «Бывают иные» встречи, совершенно даже с незнакомыми людьми, хотя мы начинаем ими интересоваться с первого взгляда, кое-кто вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника. Молодой человек несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию», - так рассказывает автор о встрече Раскольникова с Мармеладовым.
Чем заинтересовал его Мармеладов? В чем особенность внешности Мармеладова?
2. В первой главе автор пишет о Раскольникове: «Он менее всего стыдился своих лохмотьев на улице». А во второй главе мы читаем, что и Мармеладов не стыдится своего падения: «Ничего-с! Сим одеянием не смущаюсь».
Для чего автор это делает?
3. Каково прошлое и настоящее Мармеладова? Из чего видно, что он человек умный?
4. Почему умный, солидный человек, титулярный советник стал горьким пьяницей? Что ищет он в пьянстве?
5. В чем сущность жизненной драмы героя?
6. Достоен ли он сострадания?
7. Мармеладов раздавлен колесами кареты. Почему именно так он погибает?
8. Мог ли герой выжить в тех условиях или смерть – единственный выход для Мармеладова?
(Заполнение таблицы, 1 столбик).
Катерина Ивановна.
- Известно, что Катерина Ивановна любит вспоминать свою молодость. Единственное, что ее держит на этом свете – это воспоминание о счастливом прошлом. Каково оно прошлое Катерины Ивановны?
- Что побудило ее выйти замуж за Мармеладова? Был ли другой выход? Почему она предпочла первый вариант?
- Какой жизнью она живет в настоящем?
- Приведите примеры ужасающей нищеты, которая окружает Катерину Ивановну.
- Кому тяжелее переносить нищету: тому, кто всегда был беден, или тому, кто прежде жил в богатстве? Почему?
- Докажите, что смертельно больная, доведенная до безумия Катерина Ивановна, все же сохранила гордость и человеческое достоинство?
- Как вы понимаете предсмертные слова Катерины Ивановны: «Уездили клячу! Надорвалась!»
К кому они обращены?
(Заполнение 2-го столбика таблицы).
Соня.
- В исповеди Мармеладова мы встречаем такое описание Сои: «…безответная она, и голосок уже такой кроткий…белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькая». Как характеризует это описание Соню? Что стоит за ним?
- Почему Соне жилось в семье тяжелее, чем остальным детям?
- Соня искренне хотела помочь своей семье. Почему она не могла заработать на жизнь честным трудом?
- Что толкнуло юную Соню на панель? Как отнеслась к случившемуся Катерина Ивановна?
- Соня живет по желтому билету. Можем ли мы утверждать, что кто-то не надругался над Соней, а она сама над собой надругалась? Почему?
(Заполнение 3 столбика таблицы).
Младшие дети.
- Докажите, что дети Катерины Ивановны несчастны.
- Как вы понимаете слова Раскольникова: «Там детям нельзя оставаться детьми…» Где там?
- Почему дети тоже стали героями романа?
- Обвиняя мир в жестокости, все истинные гуманисты XIX века прежде всего говорят о детях («Плач детей», «Тройка» Перова).
Вот счастливы дети, значит справедливо общество, в котором они живут. Детские слезы, детские годы – тяжкое обвинение обществу, в котором они живут.
(Заполнение 4 столбика таблицы).
Выводы: трагизм положения семьи Мармеладовых заключается не только в безисходности, но и в осознании тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна. Нужны решительные и скорые действия, чтобы изменить судьбу «маленьких людей».
К концу урока таблица выглядит так:
Мармеладов
Катерина Ивановна
Соня
Дети
Человек лет за 50, среднего роста, плотного сложения. Горький пьяница с отекшим желтым лицом и красноватыми глазками. Оборванный, грязный. Говорит то бойко, то витиевато. Бывший титулярный советник, умный, образованный человек. В пьянстве ищет сострадания и скорби.
Драма: не к кому и некуда больше идти. Надеяться не на что. Остается одно: погибнуть. Раздавлен жизнью и колесами, что одинаково.
Штаб-офицерская дочь. Молодая, красивая, воспитанная женщина. Закончила благородный дворянский институт с золотой медалью и похвальным листом. Офицерская вдова, мать троих детей. Живет в нищете и страдании.
Пошла за Мармеладова – «ибо некуда было идти». Смертельно больная, доведенная до безумия, сумела сохранить гордость и человеческое достоинство. «Уездили клячу! Надорвалась!»
Безответная, белокуренькая, худенькая, с бледненьким личиком и кротким голоском. Живет по желтому билету, так как честным трудом прокормить семью невозможно. Сострадание к голодным детям и больной Катерине Ивановне толкают религиозную Соню на панель.
Несчастные, вечно голодные и холодные, спят на полу. Одежда ветхая и рваная. Остаются сиротами. «Там нельзя оставаться детьми».
Выводы: жизнь семьи Мармеладовых – цепь безисходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет безисходность ситуаций. Смерть – единственный выход.
- Домашнее задание.
Отобрать материал о Лужине (ч. 1, гл. 3; ч.2, гл. 5; ч. 4, гл.2-3; ч.5, гл.1,3) и о Свидригайлове (ч.1, гл.3; ч.4, гл. 1,2).