Воспитание нравственных качеств дошкольников на основе знакомства с бытом поморской семьи
- Дата публикации:
- Автор:
- Влащенко Людмила Николаевна
Родиться русским
Слишком мало,
Им надо быть,
Им надо стать!
Игорь Северянин
Формирование нравственных качеств дошкольников на основе знакомства с бытом поморской семьи
Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Когда я прочла, что ДОМ – в переводе со старославянского означает «Добро – Он – Мыслит», я решила в рамках методической темы реализовать образовательный проект с таким названием. Перевод этого слова говорит сам за себя: если «ДОМ» - это Добро – Он – Мыслит, значит - добрые мысли, добрые чувства, добрые взаимоотношения, добрые поступки – закладываются именно дома, в семье.
Работа по проекту «ДОМ» направлена на то, чтобы познакомить детей с нравственными законами добра. Может показаться, что для детей 4- 5 лет задача сложная. Но следует вспомнить, что личность человека формируется до 4-х лет. А в полной мере личность проявляется в старости. Что заложили до 4-х лет, то и будет развиваться.
Над проектом работаю второй год. На первом этапе познакомила детей с мини – музеем - поморской комнатой, которая находится у нас в детском саду. Все предметы, собранные в поморской комнате настоящие, у детей они вызывают огромный интерес и особое настроение: «Можно потрогать? Можно поносить, можно надеть, обуть… – это звучит на каждом занятие, - Можно!». Дети познают мир старины не словесно, а путём его действенного познания. Дети относятся к предметам бережно, может потому, что попадают в обстановку их далеких предков.
В этом году я начала рассказывать детям сказки о том, как появились предметы быта. Сказки авторские, сочиняем их сами. Это сказки под общим названием «Добро – Он – Мыслит». Он – хозяин дома всегда думает о добром для всей семьи. Действие нравственного закона в семье зависит, прежде всего, от отца семейства. Поэтому первая серия сказок посвящена именно заботе хозяина о хозяйке. Закладывется фундамент семейной жизни через доброту и благодарность. Вот главная задача, которую я хочу донести до детей.
Всё, что делает хозяин – для хозяйки: ухват, чтобы руки не обжигала, коромысло, что б не согнувшись, воду несла, а павой плыла, зыбку, что б не вскакивала ночью к младенцу, а могла отдохнуть – всё продиктовано заботой и любовью.
Второй моей задачей было показать детям, как слово живое рождается и имеет смысл: рукомойник – руки моет, самовар – сам варит, лежанка от слова – лежать, ухват – хватает, зыбка – зыбает, качается, то есть слова живой речи. Может возникнуть вопрос, зачем детям вся эта архарика: горшки, ухваты. Хочется напомнить, что этнография и этимология это «киты», на которых держится память народа. Хочешь уничтожить народ, уничтожь язык. И мы сейчас видим этому подтверждение. Сказки воспитывают, а не развлекают. Они учат: надо заботиться, только это приносит истинную радость. Чтобы дети увидели это радение, даю им смысловую канву по сказке: одна нить - забота хозяина, другая - благодарность хозяйки; одна нить - название предмета другая - почему так называтся.
Давайте посмотрим сказку, как хозяин придумал рукомойник. Роли исполняют сами дети.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.