Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе на тему: "ХЛЕБ – ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА"
- Дата публикации:
- Автор:
- Фомичева Елена Петровна
Из опыта работы: праздник проводился 4 раза. Учащиеся готовили праздник, а гостями его были ученики начальной школы.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 78
Сормовского района города Нижнего Новгорода
Работу выполнила:
Фомичева Елена Петровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 78 Сормовского района
г.Нижнего Новгорода
ХЛЕБ – ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА
(сценарий праздника для учащихся 5-х классов)
Цели:
- расширить представление детей о процессе выращивания, обработки и выпечки хлеба;
- расширить словарный запас учащихся;
- воспитать уважение к людям выращивающим хлеб и производителям хлебо-булочных изделий;
- воспитывать бережное отношение к хлебу;
- воспитывать чувство патриотизма на основе элементов русских традиций.
Гости праздника: представители ОАО «Сормовский хлеб».
Оборудование: мультимедийный проектор.
Украшение зала: столы, накрытые рушниками, скатертями с элементами рукоделия; самовар, колосья пшеницы, ржи, др. злаковых растений; различная выпечка, приготовленная родителями; стол с продукцией хлебокомбината, плакат «Хлеб на столе – стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска».
Ход праздника.
Звучит песня «Хлеб - всему голова»
Учитель: Есть хлеб – будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был мерилом ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первоосновой всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.
Мальчик и девочка в русских костюмах. У девочки каравай на рушнике.
Мальчик: Слава миру на земле!
Девочка: Слава хлебу на столе!
Мальчик: Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души ,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Девочка: ( с поклоном гостям)
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!»
(В. Бакалдин)
(угощает почетных гостей праздника).
Группа чтецов (каждый держит элемент хлеба или рисунок)
Только снег сошел в апреле,
А поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Здесь работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто пенится в квашне,
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Теплый хлеб!
Чтец 1: Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
Чтец 2: В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Чтец 3: В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем.
(С. Погореловский)
Звучит песня «Русское поле»
Чтец 4: Рожь, рожь… Дорога полевая
Ведет неведомо куда.
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
Рожь, рожь – до свода голубого,
Чуть видишь, где-нибудь вдали,
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывет вдали.
Рожь уродилась. Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула - хоть подпирай.
Знать колос, туго начиненный,
Четырехгранный, золотой
Устал держать пуды, вагоны,
Составы хлеба над землей.
(А.Твардовский.)
Чтец 5: Выйди в поле за станицу,
Димка сизая клубится…
Слышит чуткая округа
Гул моторов день-деньской,
Как высокий вл морской.
Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода
Мать-земля за целый год!?
Чтоб сошлись, как в океане,
В закромах твоей страны
Золотой поток с Кубани
И далекой целины.
(В. Семернин)
Чтец 6: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало, недоеденный кусок. Делай и ты так! Смолоду научись беречь труд других.
Чтец 7: Святое дело – вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта.
Для выпечки одного батона требуется более 10 000 зерен. Сколько же надо, чтобы накормить народ?
Чтец 8: Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем труд землепашца.
Чтец 9: Глубоко ошибается тот, кто решил, что в нынешние времена, когда нива оснащена современной техникой, хлеб дается легко. Нет, он добывается в поте лица, и слово «страда» не утратило своего первоначального смысла.
Звучит в записи голос Т.С.Мальцева.
Учитель: Вы уже не узнаете голоса этого человека. Это голос полевода колхоза «Заветы Ильича» Курганской области, дважды Герой Социалистического труда. Учиться ему пришлось мало – всего два класса церковно-приходской школы, но он отлично знал землю. В колхоз приходили дипломированные специалисты, но они, как и тысячи других агрономов страны, учились выращивать хлеб у Терентия Семеновича Мальцева. Он прожил 98 лет. До последних дней он не переставал помогать колхозу выращивать хлеб. Поля колхоза были видны даже из космоса.
Чтец 10: «Засуха» 1955 г.
В этом году от засухи
Вид Зауралья гол.
Мертвенной почвы запахи
Тянут к реке Тобол.
Местность так обезводила,
Что больно смотреть вокруг.
Какое уж тут плодородие,
Когда все горит… И вдруг!
Явственно. Колос к колосу
В полный гвардейский рост,
Во всю золотую полосу
В ровном венце берез.
Есть у меня свидетели,
Когда я воскликнул: «Ах!»
«Мальцевская!» - заметили
Спутники в картузах.
(С. Васильев)
Девочки:
Мы золотые зернышки,
Полны лучистым светом.
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые,
Мы зерна золотистые.
Мы ветерком просвечены,
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны!
Отдельно каждый – зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной!
исполняют танец колоски на любой мотив песни о хлебе («Кругом шумит высокая пшеница).
Звучит запись песни «Священная война»
Учитель: есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – «жизнь». Что может быть важнее хлеба, когда речь идет о жизни. Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
Чтец 11: На свете я видела хлеба немного…
Его отмеряли так скудно, так строго.
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.
Чтец 12: В музее истории города Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелам. Живой – значит победа!
Чтец 13: В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!
Учитель: Профессор ленинградской сельскохозяйственной академии Щукин заведовал музеем семян. В его ведении была огромная коллекция подсолнечных, злаковых, арахисовых и других зерен, которых вполне бы хватило на поддержание жизни. Но он умер от голода, не прикоснувшись к коллекции.
Чтец 14: Летчик-космонавт В.П.Савиных, дважды герой Советского Союза рассказывал: «Среди множества обязанностей космонавта в полете есть одна – святая: помощь
родному полю, милой моему сердцу деревне. Наш космический корабль тоже работает на всеобщий каравай. Специальной аппаратурой мы фотографируем поля из космоса. Снимки дают точную картину здоровья почвы. А после трудного дня мы садимся за космический стол, и нет на нем ничего вкуснее и слаще хлеба-батюшки. И в космосе хлеб пахнет хлебом, полей, Родиной».
(Показать модель космического хлеба: маленькие булочки «на один укус», запаянные как таблетки. Информация: в космическом пространстве хлеб нельзя кусать – крошки будут летать в невесомости и мешать работе аппаратуры; космический хлеб изготовлен по таким технологиям, при которых он остается свежим очень долгое время).
Чтец 15: Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Крестьянин, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург – народ!
Учитель: В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. Его ломали на куски. А когда стали резать ножом, то резали, прижимая каравай к груди. Много пословиц, связанных с хлбом, родилось в народе:
Разломить с кем-то хлеб – породить дружбу;
Поделиться хлебом – быть бескорыстным;
Быть хлебосольным – значит быть гостеприимным;
Зарабатывать свой хлеб – значит быть трудолюбивым;
Осыпать молодых хлебом – значит желать им достатка, здоровья, счастья. (осыпать гостей праздника пшеничными зернами).
Чтец 16: (можно зачитать) Кто же придумал хлеб?
Исследователи считают, что человек и хлеб – ровесники. В начале человек употреблял хлеб в виде сырых зерен, затем в виде похлебки и каши. А печеный хлеб имеет свою историю.
Первым хлебом считают лепешку, испеченную или обжаренную на углях из прокисшей каши. Современный способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт в Древнем Египте около 4000 лет назад. Мастер, владеющий этим ремеслом, почитался необычайно высоко. Хорошим пекарям в Древней Греции ставили памятники. Почетен этот труд и в наши дни.
Чтец 17: На свете я видела хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом…
Хлеб отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка:
Ни крошки, ни корки – ломоть до конца.
(Е.Благинина)
Чтец 18: Утрами хлебный запах льется,
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю, как тот хлеб дается
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба легкого на свете –
Во все века был трудным хлеб.
Он труден летом и зимою:
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему как прежде, так и ныне
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та, что во поле цена.
Учитель: У нас в гостях …………….(представить гостей праздника и предоставить им слово)
Учитель: Вы каждый день прикасаетесь к такой святыне, как хлеб. От всех нас наша признательность и низкий поклон. (ученики вручают букеты цветов).
Чтец 19: Живи так, чтобы хлеб твой всегда был честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе душа народа, душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.
Чтец 20: И еще помни: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.
Чтец 21: Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал.
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Чтец 22: За хлеб, что вдоволь есть у нас в домах,
Что мы здоровы телом и душою,
За то зерно, что полнит закрома,
Спасибо, хлебороб, тебе большое.
Когда встречаешь в поле ты рассвет,
Рабочий у станка стоит спокойно.
Известно, что без хлеба жизни нет –
Так мир великий, видимо, устроен.
Группа чтецов: Зерна наших дней, светитесь,
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной».
Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой Родины моей.
Не хотим мы видеть черных
Зерен, выжженных войной.
Пусть сияет нам узорных
Золотистых волн прибой.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
(ВСЕ) «Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Звучит песня в исполнении Л.Зыкиной
Чем угодно можно попуститься,
Золотом червонным пренебречь.
Только хлеба каждую крупицу
Сердце заставляет нас беречь.
Все гости праздника приглашаются на чаепитие в столовую школы.
Дополнительный материал.
- Страницы истории:
Ученые археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что первым хлебным растением надо считать не злаки – рожь и пшеницу, а … дуб. Обильные урожаи его желудей использовали для приготовления хлеба еще очень в древние времена. Археологи при раскопке Трипольских поселений на территории современной Кировоградской области нашли а высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5 000 лет назад.
Шло время век за веком. Открытие сменялось открытием, и человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. Произошло это, как полагают, в Египте 4-5 тысяч лет назад. При раскопках Египетских пирамид обнаружено немало статуэток и других предметов, свидетельствующих о том, что древние египтяне умели не только молоть зерно в муку, но и выпекать из нее хлеб.
- Этимология:
Само слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшочках, которые назывались «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфе», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлаиб», очень напоминающее наш хлеб.
- Народная мудрость:
Не будет хлеба – не будет обеда.
Без соли не вкусно – без хлеба не сытно.