«Как воспитать нравственно воспитанного российского школьника?» зам.директора по ВР МБОУСОШ №44 Кравченко Н.Н. г.Кропоткин Кавказский р-н Краснодарский край
- Дата публикации:
- Автор:
- Учитель № 2465
Нравственное воспитание российского школьника должно включать в себя развитие его национального самосознания и формирование как свободного и ответственного гражданина России.
Такая высокая цель школьного воспитания предполагает решение следующих сверхсложных задач:
– ознакомление школьника с базовыми понятиями духовности и нравственности, умение различать добро и зло;
– формирование представлений о духовно-нравственных ценностях семьи, общества, государства;
– формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков милосердия, сострадания;
– усвоение нравственных норм через осознание и сохранение национальных традиций, через изучение родной истории и культуры;
– привитие понятия нравственного достоинства человека, которое должно опережать усвоение им представлений о правах человека;
– выработка целостного мировоззрения.
Посмотрев на такой перечень задач духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, можно скептически вздохнуть: как же всего этого можно достичь в условиях современной бурно меняющейся жизни?!
Естественно, что сразу и во всем объеме решить эти задачи невозможно. С чего же надо начинать? С воспитания у ребенка таких качеств, как добросовестность, благожелательность, а также с воспитания у него чувства благодарности. Особенно – благодарности! Именно с благодарности начинается нравственное развитие человека.
Представим себе или, как говорят ученые, смоделируем такую ситуацию: один человек сделал другому подарок. Как поступит тот, кому сделан подарок? Он может поступить по-разному. Первый вариант: получивший подарок будет искренне и горячо благодарить дарителя, сразу же внимательно рассмотрит подарок, поставит на особое место, при случае еще раз поблагодарит того человека, который сделал ему добро. Второй вариант: человек, получивший подарок, может быстро сказать «спасибо», отложить его в сторону и продолжать заниматься своим делом. Третий вариант: получивший подарок человек с кислой миной, даже не рассмотрев подарка, может что-то невнятно буркнуть себе под нос или вообще может не принять подарка.
Очевидно, что не в подарке дело: просто на разные вещи обратил внимание в этих трех случаях принимающий подарок, по-разному относится он к жизни, к другим людям, отсюда такая разная оценка! А ведь всегда может быть искренняя, глубокая, сердечная благодарность, как описано в первом случае! Причем, самое важное, что подлинная благодарность зависит не от материальной ценности подарка, а от понимания человеком душевного состояния и сердечного намерения дарителя.
В описанном примере с подарком есть две стороны: даритель и принимающий. «Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары большие прежних», – говорил христианский подвижник преподобный Исаак Сирин (VI–VII вв.). И не только к дарению новых подарков побуждает благодарность, и не в подарках, конечно же, дело. Главное здесь в том, что благодарность укрепляет доверие и любовь людей друг к другу.
Следовательно, благодарить – значит соблюдать, т.е. «знать и использовать» этот важнейший закон духовно-нравственной жизни. Лучше всего, если ребенок узнает и усвоит его с самого детства, с раннего возраста, со школьной скамьи. Тогда он вырастет человеком, способным усвоить и другие духовно-нравственные законы.
И нельзя забывать, что благодарность более необходима благодарящему, чем тому, кого он благодарит. Так что благодарность важна не только своим «эффектом» на других людей, она воспитывает в первую очередь самого благодарящего.
Благодарность – это прекрасное лекарство от эгоизма. О том, как эгоизм портит жизнь человека, красноречиво писал К.Д. Ушинский в работе «Нравственное влияние как главная задача воспитания»: «Оба эти чувства (нравственное чувство и эгоизм) в виде микроскопических зародышей рождаются вместе с человеком, но тогда как первое, то есть нравственное чувство – благороднейшее и нежнейшее растение в душе человека, – требует большого труда и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть; другое – как всякий сорняк и бурьян – не требует ни ухода, ни присмотра и не обуздываемое вовремя скоро подавляет лучшее и нежнейшее растение».
Вот в этих словах великого педагога, быть может, и кроется главный секрет благодарности. Потому как благодарность учит человека смотреть на все хорошее, что он имеет в своей жизни – и даже на саму жизнь, – не как на свою собственность, принадлежащую ему по какому-то неотъемлемому праву (иногда только им одним и признаваемому), а как на проявление к нему чьей-то доброй воли. Благодарность учит замечать и помнить добрую волю, к нам проявленную, – со стороны родителей, учителей, сверстников, – и даже на мировоззренческом уровне видеть в своей жизни добро. А уча видеть добрую волю, благодарность учит и главному – замечать других и помнить о самих этих «других», а не только о себе и о том, что ты «потребляешь». Благодарность не позволяет человеку закрыться в себе – своих «правах» и своем «потребительском отношении», она напоминает о личностном отношении к другим, и в этом ее огромная воспитательная функция.
Так благодарность оказывается неразрывно связанной с такими понятиями, как благожелательность и благотворительность. Духовно-нравственную значимость благодарения прекрасно изъяснил замечательный русский писатель Василий Андреевич Жуковский: «Благотворительность возвышает душу, и благотворящий ближнему стократно благотворит самому себе». Таков духовно-нравственный закон благодарности! Благодарность созидает – неблагодарность разрушает! Таков непреложный духовно-нравственный закон человеческой жизни.
Если обратиться к истокам той культуры, к которой относили себя наши предки – можно увидеть настоящую школу благодарности, учащую человека использовать этот фундаментальный закон. Всемилостивый Бог, как говорится в Евангелии и как веруют христиане, благотворит всем: «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Разница – в реакции самого человека. Один человек благодарит Бога за хорошую погоду, другой ругает небо за плохую. Один человек понимает, что незаслуженно получил разные блага, другой ропщет, что не может беспрепятственно удовлетворять свои желания.
Но самые главные дары человеку – это возможность любить, возможность радоваться, возможность жить в мире. Как драгоценный дар, человек получает и хорошее здоровье. И все это стоило бы воспринимать с глубокой благодарностью, а не как само собой разумеющееся. Только при таком – благодарном – отношении человек сумеет дорожить всем хорошим, сохранять его и приумножать. Умение ценить что-либо невозможно без умения благодарить за это. А если человек ни за что не хочет благодарить, то, по непреложным законам духовно-нравственной жизни, он все теряет или, в конечном счете, делает бесполезными для себя все эти дарования. Можно сказать, что благодарность – это универсальное средство для поддержания правильного образа жизни.
Отсутствие благодарности – это один из самых тревожных симптомов разлагающегося общества. Нам всем знакомо такое понятие, как профилактика, и многие болезни нашего общества, начинающиеся с простой неблагодарности, с банального эгоизма, требуют такой профилактики. И прививку от этих «болезней» ребенок должен получать еще в семье. Если ребенок от младых ногтей не видит примеров благодарности в своей семье, то как у него будет развиваться это святое чувство? Если школьник не слышит слов благодарности в школьной среде, то как он научится быть благодарным? Ведь воспитывает весь уклад школьной жизни, а этот уклад во многом зависит от того, что культивируется, что царит в школе.
Современная российская педагогическая практика, к сожалению, почти не учитывает принципиальную педагогическую значимость этого важнейшего для человеческой культуры чувства. Она все больше начинает заботиться о том, чтобы привить ребенку самостоятельность, самоуважение, стремление к самореализации и другие тому подобные «самости». Но если «самость» будет опережать умение благодарить других, то плоды такого «личностного роста» будут горькими. Качество воспитания в семье и в школе может иметь различный уровень, и сегодня мы нередко по-разному представляем себе конечный результат – каким должен быть «человек воспитанный». Однако есть вещи элементарные. Невозможно воспитать почтение к старшим без воспитания благодарности. Гражданско-патриотическое воспитание также невозможно без привития учащимся чувства благодарности своим предкам. Можно с уверенностью сказать, что без воспитания чувства благодарности уровень и домашнего, и школьного воспитания будет только снижаться.
Перед любым учителем – стоит задача огромной важности: развить и закрепить у школьника чувство благодарности, если родители обучающегося смогли посеять семена этой добродетели. И еще более сложная задача – посеять в душе школьника чувство благодарности, если родители не потрудились этого сделать до школы.
Список литературы
1.Роуз С., иером. Православие и религия будущего. - М.,1996
2.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.