Мотивирующая обучающая игра по информатике «Решение логических задач»

Дата публикации:
Автор:
Степаненко Ольга Владимировна

Работа стала призёром и вошла в число 50 лучших Всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего - 2011». Скачать игру можно по ссылке>>

Мотивирующая обучающая игра «Решение логических задач» полностью основана на информационных технологиях и предназначена для организации интересного, учебно-познавательного, высокоэффективного процесса обучения на уроке информатики в начальных классах; развития у учеников навыков решения логических задач и ознакомления с общими приемами решения задач – "как решать задачу, которую раньше не решали" – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки и т.д.). Игра содержит два раздела: теория и практика. В разделе «Теория» представлена теоретическая информация по теме «Решение логических задач», которая может быть использована на уроке в качестве презентационного материала, а также наглядного объяснения способов решения логических задач. Закрепление знаний по теме «Решение логических задач» предлагается в разделе «Практика» в виде занимательной обучающей игры «Приключения Лунтика», представляющей собой интерактивный ресурс по информатике для учащихся начальных классов и реализованной в виде набора 14 разноплановых заданий.

Дополнительные материалы:

Методические рекомендации для учителя (презентация)>>

Фрагмент урока>>

Видеоматериалы:

http://www.youtube.com/watch?v=ANS0AzrXYk8

http://www.youtube.com/watch?v=uA5eHVhMqnw

Задачи:

  • стимулирование поисково-исследовательской деятельности  школьников (работа с разделом игры «Теория» и пошаговое решение логической задачи с помощью таблицы);

  • ориентация на индивидуализацию пути освоения материала (работа с разделом игры «Практика» и выполнение интерактивных заданий 1-14);
  • развитие образного, логического и ассоциативного мышления младших школьников, творческого воображения при выполнении заданий  «Определи номер квартиры Пчелёнка», «Собери пазл», «Пять тропинок», «Восстанови шеренгу друзей».

  • развитие математических способностей (задание «Магические квадраты», «Найди закономерность», «Взвешивание куличиков»);
  • закрепление умений и получение навыков работы с информацией с помощью компьютера, развитие внимания (задание «Декодируй сообщение»);

  • развитие алгоритмического мышления (задание «Вычисли значение алгоритма», «Восстанови алгоритм»);
  • развитие навыков обработки текстовой информации (задание  «Как зовут сладкоежку?»);
  • развитие быстроты и точности реакции на события, происходящие на экране, навыков работы с клавиатурой (задание «Поймай чётные числа»);

  • освоение новых способов информационной деятельности с помощью экранных объектов, клавиатуры и мыши (управление божьей коровкой в задании «Лабиринт», «Поймай чётные числа»);
  • развитие скорости мышления, реакции и моторики правой (левой для левшей) руки при выполнении заданий «Введи», «Собери», «Восстанови шеренгу друзей»;

  • целенаправленное закрепление навыков работы с мышью (упражнение «Собери букетик цветов для Милы», «Восстанови шеренгу друзей»);
  • освоение кнопок и знакомство с принципом их действия;

  • систематическое освоение различных стандартных инструментов, таких как:  
  • разделенное на зоны интерактивное рабочее поле,

  • различного рода интерактивные кнопки и окна.

Педагогическая целесообразность использования игры:

1. В процессе выполнения ряда предложенных в обучающей игре заданий происходит развитие мышления младшего школьника, и соответственно речи, так как требуется ответить на вопросы, предполагающие выбор одного из нескольких вариантов ответа, т.е. осуществление простейших логических выражений «если…то», «и/или» и элементарного обоснования выбранного ответа.

2. Специально разработанные задания позволяют учащимся получить опыт самостоятельной организации своей деятельности в процессе выполнения предложенных инструкций, четкого следования  по заданному алгоритму.

3. В ходе выполнения предложенных заданий  происходит формирование навыков принятия решения. Ученик может самостоятельно обратиться к кнопке «Проверка» (изображение Лунтика), и таким образом контроль правильности выполнения упражнений осуществляется автоматически при нажатии кнопки.

4. Выполнение компьютерных интерактивных заданий позволяет воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, тем более что выбран любимый младшими школьниками мультипликационный герой Лунтик, сопровождающий играющего на протяжении всей обучающей игры.

5. В процессе выполнения заданий, помощи друзьям Лунтика, играющий учится быть чутким, воспитывается уважительное отношение к окружающим.

6. Каждое задание несет в себе много маленьких «тайн» для ученика начальной школы, которые он осваивает «между делом», так как все его внимание сосредоточено на «основной» деятельности – выполнении задания. Например, в задании 1 «Собери букетик для Милы», нет подробной инструкции о том, как узнать, правильно ли оно выполнено. Однако  ученик обязательно нажмет на изображение Лунтика - кнопку «Проверка» и получит ответ – верно или неверно он выполнил задание.