Как Москва становилась советской столицей

Дата публикации:
Автор:
Волков Евгений Борисович

Как Москва становилась советской столицей

Информационно-исследовательский проект

Переход на новые образовательные стандарты и реализация заложенного в нихкомпетентностного подхода требуют пересмотра традиционных форм и методов обучения. В школе XXI века основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику занять позицию первопроходца, исследователя и креативной личности.

Такую задачу успешнорешаетметод исследовательских проектов, позволяющий отойти от авторитарности в обучении, существенно скорректировать и обогатить учебный процесс.

Предлагаемый проект разработан на основе материалов журнала«История»[1]. Он предназначен для учащихся 9-хили11-х классов, изучающих курс истории России XX–начала XXIвека на профильном уровне илиинтересующихся историей и исследовательской работой. Проект можно реализовать во внеурочной деятельности, в т.ч. в рамках регионального компонента общего гуманитарного образования.

Проект может стать и «проектом параллелей/ ступеней / концентров», для учащихся 9-х или 11-х классов, и межшкольным проектом. В этих случаях появляется возможность более пристально исследовать разныерайоны Москвыи сравнить масштабы их преобразований.

Межпредметные связи: обществознание, мировая художественная культура.

Целевая установка и прогнозируемые результатыпроектной деятельности школьников:

  1. Предметные:ознакомление с основными аспектами культурнойполитики большевиков, направленной на превращение Москвыв образцовую столицу первого в миресоциалистического государства и влиявшей на новый обликдругих городов Советской России 1920-х гг.
  2. Метапредметные:овладение приемами самостоятельного поиска и комплексного анализа информации,развитиеспособности определять и обосновывать свое отношение к различным версиям и оценкам событий и личностей прошлого.
  3. Личностные: приобщение к культуре прошлого,осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и на этой основеразвитие когнитивнойикоммуникативной культуры школьников; мотивация к последующему изучению истории России в учреждениях высшего профессионального образования социально-гуманитарного профиля, в самообразовании, в историко-краеведческой деятельности.

Содержание обучения.

Историко-культурный стандарт.Раздел V. Революции и Гражданская война, 1917-1921 гг.Марксизм как идеологическая основа революционных преобразований и российские реалии. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. Повседневная жизнь и общественные настроения в условиях Гражданской войны. Городской быт.[2]

Содержание и этапы учебного проекта.

Предусмотрено три этапаподготовки и реализации проекта: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

  1. Подготовительный этап.

а) Актуализация знаний по истории Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны в России, об основных направлениях большевистской политики в сфере культуры и формулированиепроблематики и целей учебного проекта.

Учитель: в марте 1918 г. Москва вновь стала столицей России, передав почетный, но менее значимый неофициальный статус «второй столицы» Петрограду (Петербургу).

Размышляя вместе с учениками над причинами этого события, рассматриваем различные точки зрения: это и стремление большевиков подчеркнуть свою приверженность национальной идее, старинным российским обычаям; и намерение укрыться за стенами Кремля с тем, чтобы их указы имели в глазах русского народа статус освященных Богом; и желание обезопасить собственное правительство, поскольку в феврале 1918 г. создавалась угроза захвата Петрограда и расправы с большевистскими лидерамии др.

Какими бы не были причины, превращение Москвы в 1918 г. всоветскую столицу привнесло в ее обликзначительные изменения, вросшие вплоть и кровь города, воспроизведенные в облике других советских городов,и далеко неизжитые сегодня.

б) Созданиепроектных групп учащихся по принципу«зоны поиска информации и реконструкции образа СОВЕТСКОЙ СТОЛИЦЫ»

  • «архитекторы»;
  • «архивариусы»;
  • «топографы»;
  • «скульпторы»;
  • «звукорежиссеры»
  • «культработники».
  1. Основный этап

Проектные задания

«Архитекторы»выявляют архитектурные изменения, происходившие в Москве. Учащиеся могут использовать материалы сайтаwww.retromoscow.narod.ru - сопровожденные историческими комментариями-пояснениямифотографии улиц, людей, транспорта, переулков, площадей города 1920-х гг.Из достопримечательностей столицы наибольшей советизации подверглись Кремль, Скобелевская-Советская площадь, Охотный ряд-проспект Карла Маркса и Александровский сад.

«Топографам» предстоит на карте Москвы 1920-х гг. найти названия улиц, переулков, площадей, которые были изменены после прихода к власти большевиков.

«Архивариусы» работают с документами той эпохи.

Источник 1

Из дневниковых записей современника той эпохи, одного из москвичей

«Бедные «середняки-московскиебуржуйчики»…ошеломлены постановлением московского Совдепа: в кратчайший срок освободить 471 дом от лиц, «не занимающихся физическим трудом», для предоставления их рабочим. Причем выселяемый может взять с собой лишь кровать или диван, стол письменный, два стула или два кресла на одно лицо, а на семью в общем еще обеденный стол, буфетный шкаф, а остальную обстановку, стало быть, брать не могли и оставляй её в пользование новых квартирантов»[3].

  1. К каким социальным слоям относились те, кого автор называет «середняки-московскиебуржуйчики»?
  2. К каким слоям общества относился сам автор текста? Почему вы так думаете?
  3. Каким было его отношение к жилищной политике большевиков? Приведите фрагменты источника, подтверждающие ваш ответ.
  4. Как вы думаете, были ли в Москве 1920-х гг. те, кто о жилищной политике большевиков думал иначе, чем автор и его единомышленники? Приведите примеры таких источников и мнений, в них содержащихся.
  5. Как вы думаете, почему «жилищный вопрос» расколол московское общество?

Источник 2

Из воспоминаний наркома Просвещения А.В.Луначарского

«В.И. Ленин однажды сказал: «Давно уже передо мной носилась эта идея, которую я вам сейчас изложу. Вы помните, как Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство – словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же. В разных видных местах… можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие… коренные принципы и лозунги марксизма…Ещё важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, группы»[4].

  1. Какие средства использовали большевики для воспитания нового «советского» человека?
  2. Как вы думаете, как отнеслись жители столицы к появлению «кратких, но выразительных надписей»?
  3. Эффективны ли были действия новой власти, направленные на внедрение коммунистической идеологии?

«Скульпторы» выясняют, какие памятники были созданы в Москве в первые годы советской власти, а какие и по какой причине были уничтожены.

«Звукорежиссерам», исходя из факта советизации Москвы, необходимо создать звуковой фон столицы той эпохи.

Группа «культработников»занимается описанием появившихся на волне революционного романтизма и борьбы с церковью гражданских крестин, именовавшихся звездинами или октябринами, а также красных похорон и красных свадеб. Также учащимся этой группы необходимо подобрать лозунги и призывы того времени и выяснить, к каким сферам жизни общества они относились.

На данном этапе проекта учитель проводитиндивидуальные консультации и координируетработу учащихсявнутри проблемных групп и над общей целью проекта.Ученики обсуждают и выбирают различные варианты оформления результатов своего исследования: статья для школьной или региональной газеты, презентационный мультимедийный ролик и др.

3. Заключительный этап включает в себя презентацию продуктов деятельности проектных групп, подведение итогов работы над проектом.

Учитель: с приходом советской власти и возвращением Белокаменной статуса столицы руководство страны озаботилось созданием новой Москвы.

Вопросы для обобщающей беседы.

1. Как вы оцениваете архитектурные и скульптурные изменения, произошедшие в Москве в 1920-х гг.? Как жители города относились к этим изменениям? Как вы думаете, необходимо ли учитывать опыт предшествующих поколений при современной застройке столицы?

2. Что изменилось в звуковом фоне столицы? Чем это было обусловлено?

3. Какие изменения произошли в культуре и быту москвичей?

Проект может получить свое логическое продолжение, так как политика советизации коснулась не только Москвы.В апреле 1918 года был разработан проект, получивший название «План монументальной пропаганды», который предусматривал преобразование внешнего облика российских городов.

Исходя из вышеизложенного, учащимся можно предложить следующее задание. Представьте, что Вы оказались в Хабаровске (Красноярске, Новосибирске и др.) 20-х гг. XX столетия. Совершив экскурсию по городу, ответьте на вопрос: «Как изменился внешний облик города после прихода к власти большевиков?»

Список литературы

  1. Бордюгов, Г.А.  Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти. - М. АИРО – ХХ, 2010.
  2. Бордюгов, Г.А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве. - М. АИРО – ХХ, 2011.
  3. Дарсавелидзе, Н. Новые памятники в центре и на окраинах Москвы // Отечественные записки. – 2008. - № 4. – с. 170 – 171
  4. История и память / под ред. Л.П. Репиной. М., 2006.
  5. Историко-культурный стандарт - http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart
  6. Канторович, И.В. Красные октябрины и квартирный вопрос / И.В. Канторович  // История, № 23. 2007. - С. 16-23
  7. Москва. Назад в будущее. www.retromoscow.narod.ru .
  8. О перенесении столицы // Стенографический отчет чрезвычайного IV съезда Советов. http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5329/
  9. Памятники революционной России / Автор-составитель А. Павлюченков. – М., 1986.
  10. Соколова, М.В. Историческая память и школьный учебник // Дидактика истории и обществознания: от школы к университету. Вып. 2. Школьный учебник истории: сборник научно-методических работ / под ред. проф. А.Б. Соколова. – Ярославль, 2010.
  11. Стрелова, О.Ю. Войны памятников / История – 2013 № 4
  12. Стрелова, О.Ю. Войны музеев памяти / История – 2013-№ 10
  13. Стрелова, О.Ю. Войны учебников истории / История – 2013 № 8-9
  14. Сундиева, А.А. Музеи, библиотеки, архивы в системе исторической памяти. Дискуссия.  - http://www.rusarchives.ru/debate/d2_2.shtml
 

[1] Канторович, И.В. Красные октябрины и квартирный вопрос // История, № 23. 2007. - С. 16-23

[2] Историко-культурный стандарт.http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart

[3]Цит. по: «Красные октябрины и квартирный вопрос» // История, № 23/2007. С. 21.

[4] Цит. по: «Красные октябрины и квартирный вопрос» // История, № 23/2007. С. 23.