Анализ конфликта. Дефекты воспитания несовершеннолетних в семьях "группы риска".

Дата публикации:
Автор:
Войцеховская Анна Валерьевна

Конфликт  — это способ разрешения противоречий в интересах, целях и взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликт так же рассматривают, как ситуацию, в которой каждая из сторон стремится занять свою позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях одного или группы людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Таким образом, конфликт служит способом выявления и разрешения этих противоречий.

Во всех сферах деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты, не остается исключением и школа. Когда возникает разговор о конфликте в школе, то чаще всего это ассоциируется  с агрессией, спором или столкновением учителей и родителей. Конфликты между учителями и родителями происходят, как правило, в областях:

- завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовке ребенка; - взаимодействия учителя и родителя при организации домашней работы;

- непринятия ученика сверстниками, одноклассниками;

- заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику и т.п.

Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Как действовать – каждый из родителей решает сам. Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования, третьи забирают ребенка и, хлопнув дверью, уходят в другую школу.

 Рассмотрим один из примеров конфликтной ситуации, произошедшей между педагогом МКОУ Поповской НОШ  и родителями Киященко Данилы, обучающегося школы.

 До поступления в школу Данила детский сад не посещал и в школу пришел не подготовленным, однако к учебе приступил с легкостью и удовольствием. Отношения с учителями и сверстниками  были доброжелательные. При обследовании социально-бытовых условий жизни обучающегося классный руководитель отметила, что ребенок испытывает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие и пренебрежение со стороны родителей, которые не имеют постоянного места работы, злоупотребляют спиртными напитками, воспитанию ребенка уделяют мало времени, т.е. в семье практически отсутствуют условия для нормального психического и физического развития ребенка. Семья Данилы была поставлена на внутришкольный учет, а впоследствии в районный банк данных неблагополучных семей. Под неблагополучной семьей мы чаще всего  склонны принимать такую семью,  в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. В результате появляются дети «группы риска». К сожалению не всегда неблагополучные семьи сразу бросаются в глаза, и лишь когда с ребенком случается беда, общество обращает внимание на уклад семьи, на ее мораль. Так произошло и в этом случае: спустя некоторое время несовершеннолетний попал в больницу, по причине избиения своими родителями. Органы опеки и попечительства вынуждены были вмешаться и извлечь ребенка из семьи, поместив его временно в Нехаевский реабилитационный центр.

Ребенок тяжело переживал отрыв от семьи, не смотря на то, что семья относилась к категории неблагополучных, несколько раз совершал побеги из реабилитационного центра, мечтал о возвращении домой. Спустя некоторое время органами опеки и попечительства было рассмотрено ходатайство родителей о возвращении ребенка в семью и школу, т.к. родители устроились на работу, улучшили свои материально и социально-бытовые условия. Ребенка вернули  в семьи и прежнюю школу, однако отношения между родителями и классным руководителем остались напряженными: родители своей прежней вины не осознавали, во всем происходившем прежде обвиняли учителя.

Известно, что при отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается и практика общения детей, которое носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Такие дети, как Данила, испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. У родителей стало не хватать выдержки и самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Стали возникать резкие эмоциональные перепады в отношениях с ребенком – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что привело в последствии к потери родительского влияния на детей. Ребенок стал неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Не получая должной заботы и любви от родителей, предоставленный сам себе, чувствуя себя лишним и не находя понимания среди сверстников, ребенок стал искать всевозможные способы привлечения к себе внимания родителей. Участились побеги из дома, так после уроков из школы Данила не возвращался домой и ждал, когда его начнут искать, часто классному руководителю приходилось прибегать к помощи полиции, т.к. родители ребенка не искали, побеги сына считали игрой, детской шалостью. А последующие за этим не правдоподобные объяснения причины побегов с легкостью принимались родителями. Маме было проще оставить без рассмотрения и устранения основных причин такого поведения своего ребенка. Посещения на дому, индивидуальные беседы учителей, администрации школы, главы поселения с родителями и ребенком ожидаемого результата не приносили, родители принимали сторону ребенка и негативно реагировали на помощь со стороны классного руководителя. Парадокс заключается в том, что данная конфликтная ситуация приносила семье «группы риска» определенный комфорт, как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семья поддерживала с помощью разных средств: скандалы с администрацией школы, классным руководителем, родительским комитетом, вызывающее поведение, и т.д.

Характеристику подобных семей можно было дополнить следующими проявлениями, как недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности и т.п. Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта с окружающими их людьми.

После очередного побега администрация школы и классный руководитель пытались несколько раз провести индивидуальную беседу с обучающимся и его родителями, но диалога не получилось, родительница не пошла на контакт, т.к не посчитала нужным свое вмешательство в ситуацию, отметив, что у нее есть дела намного важнее и она не считает, что это входит в ее родительские обязанности. Таким образом, возникла необходимость в проведении общешкольного родительского собрания совместно с поселковой администрацией, на котором  была проведена беседа с родителями, после которой всех родителей школы письменно известили, что они обязаны сопровождать своих детей (учеников начальной школы) на занятия и забирать их после уроков во избежание повторных побегов отдельных учеников. Однако родители Киященко Данилы на действия администрации школы и классного руководителя отреагировали негативно, не согласились с требованиями школы и не приняли их. Напротив, стали жаловаться на действия учителя и школы в вышестоящие инстанции и инспекции. Последующие за этим проверки и разбирательства нарушений в действиях администрации школы и классного руководителя  не обнаружили, с родителями Киященко Данилы была проведена профилактическая беседа, им были объяснены и разъяснены их права и обязанности по отношению к своему ребенку и образовательному учреждению.

Анализируя данную ситуацию,  хотелось бы оценить эффективность действий всех членов конфликта. Однако вряд ли можно добиться полного согласия с принятым решением со стороны родителей Киященко Данилы. Естественно, что самый главный критерий в этой ситуации — окончание конфликта. Хорошо бы, после успешной реализации принятого решения вернуться к обсуждению и выяснить, что мешает его реализации. Если родители разочаровалось в принятом решении, необходимо ли принять новое, пройдя все вышеозначенные этапы? Однако считаю, что самое важное во взаимодействии семьи и школы заключается в том, чтобы любой неверный шаг не отзывался с болью на главном участнике возможных конфликтов или родительских притязаний — ребенке.