Рабочая программа дополнительного образования "Мир театра" по ФГОС
- Дата публикации:
- Автор:
- Тарабрина Надежда Алексеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИР ТЕАТРА»
Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель:
Тарабрина Надежда Алексеевна
воспитатель ГПД
МБОУ «Оборонинская сош»
р.п. Мордово
2008г.
(внесены изменения в 2014г.)
Информационная карта
образовательной программы
дополнительного образования детей
- Учреждение: МБОУ «Оборонинская сош»
- Полное название программы: «Мир театра»
- ФИО и должность автора: Демидова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Оборонинская сош».
- Сведения о программе: модифицированная
- нормативная база:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273-фз
- Положение об учреждениях дополнительного образования
- Устав МБОУ «Оборонинская сош»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».
- Письмо управления образования и науки области от 23.08.2013 № 1.06-08/3684 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тамбовской области, в 2013-2014 учебном году».
4.2 Область применения: дополнительное образование детей.
- Направленность: Художественно-эстетическое воспитание школьников; развитие творческой личности, индивидуальности; приобщение детей к искусству.
- Тип программы: модифицированная
- Вид программы: образовательная
- Возраст обучающихся: 12-16 лет.
- Продолжительность обучения: 3 года.
- Рецензенты и авторы отзывов: зам. директора Пруцакова О.А., директор школы В.А.Шевченко, методист МУ «Информационно-методический центр» Вяльцева О.В.
- Заключение методического совета: протокол заседания № 1 от 30.08.2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству. Искусство – сильнейшее средство эмоционального воздействия. Эмоции способны вложить в душу ребёнка доброе, светлое, прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни.
- Направленность дополнительной образовательной программы
Художественно-эстетическая - направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. (Название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
Новизна:
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
- Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Программа «Мир театра» направлена на развитие индивидуальности, духовного обогащения личности средствами театрального искусства и решает задачи комплексного развития детских способностей через игру. Развивает и совершенствует основные психические процессы ребёнка (ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, волю, эмоции) и производные от них свойства: наблюдательность, фантазию, мышечную свободу, смелость публичного выступления. Программа аккумулирует в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы.
Задачи:
- обучающие (развитие познавательного интереса к миру театра, включение в познавательную деятельность, приобретение глубоких знаний, умений, навыков, развитие мотивации);
- воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме);
- развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Цель программы: формирование творческой личности, духовное обогащение выявление и развитие индивидуальных способностей детей.
Задачи
Год обучения
1
2
3
Образовательные
Расширение, обогащение художественного кругозора. Знакомство с элементами сценической грамоты. Словарь театральных терминов.
Совершенствование профессионального мастерства. Знакомство с элементами русской театральной школы. Освоение техники актерского мастерства.
Знакомство с различными материалами, необходимыми для лучшего понимания эпохи, жизненных явлений, конфликтов, получивших отражение в пьесе. Совершенствование профессионального мастерства.
Развивающие
Развитие познавательных процессов, памяти, внимания, мышления. Развитие воображения, фантазии. Развитие речевого аппарата. Развитие пластической выразительности.
Развитие выразительности речи. Развитие воображения. Развитие коммуникативных навыков. Развитие образного ассоциативного мышления.
Развитие творческой самостоятельности. Совершенствование личностных качеств. Развитие умений моделирования человеческих отношений.
Воспитательные
Формирование детского коллектива. Воспитание трудолюбия, чувства коллективности, взаимозависимости.
Формирование нравственных качеств личности, толерантности, эмпатии. Воспитание эмоциональной культуры личности. Формирование волевых качеств личности.
Формирование эстетического вкуса. Воспитание творческого отношения к деятельности. Формирование профессионального самоопределения и самооценки.
Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок доступных их пониманию.
Театр – искусство коллективное. Спектакль – результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия воспитывают у подростков такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим.
Слаженность, организованность всей подготовительной работы над спектаклем, наличие дружного коллектива, как правило, усиливают воспитательное воздействие спектакля.
Важна и непосредственная организация показа: подготовка афиш, программок, билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления, выделения ответственных за декорации, реквизит, костюмы, световое оформление, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом (если он имеется) т т.д. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле воспитанников.
Вся организация работы по программе помогает воспитанникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно у ребят воспитывается общественная активность.
Актуальность: Обеспечение связи с семьёй – очень важная проблема, которая решается в процессе реализации программы «Мир театра». В процессе занятий и подготовки к представлениям вовлекаются в совместную деятельность и родители. Они помогают ребенку придумать и изготовить свой «костюм» к представлению или деталь реквизита. Так они становятся соучастниками и зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе. Нередко в роли «именинников» на праздниках оказываются дети, которые не отличались успехами в учёбе и дисциплине.
Практическое знакомство со сценическим действием как основой театрального искусства имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др.
Педагог помогает детям действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Он развивает природные свойства и способность детей увлекаться художественным вымыслом, с помощью воображения ставить себя в положение вымышленных героев, активно включаться в жизнь.
Сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь, что способствует социализации личности подростка.
Особое внимание обращается на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и взаимодействия.
Занятия наряду с работой над пьесой предусматривают проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов (непосредственно в театре и по телевизору), посещение выставок; встречи с актёрами, участниками других театральных студий; детям предлагаются творческие задания для самостоятельной работы: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях и т.п.
В ходе бесед о театре в доступной форме дети знакомятся с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; с творчеством ряда ведущих деятелей сцены русского и зарубежного театра; раскрывается общественно-воспитательная роль театра. Беседы о театре, как и их практическая творческая работа, направлены на развитие зрительской культуры подростков.
Практическое знакомство со сценическим действием начинается с игр – упражнений, импровизаций, этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного облика ребёнка. Особое внимание уделяется подбору тематики упражнений и этюдов, предлагаемых детям для развития наблюдательности, эмоциональной памяти, воображения, фантазии и органичного действия. Чаще всего используются темы и сюжеты, которые близки жизненному опыту воспитанников, находят у них эмоциональный отклик, требуют творческой активности, работы фантазии.
Знакомство детей с элементами сценической грамоты начинается с материалов несложной пьесы, сценки, добиваясь постепенного осознания необходимости учебных занятий, интереса к ним. Во всех случаях проводится обсуждение этюдов, воспитывается интерес к работе друг друга, самокритичность, формируются критерии оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера проводятся не только на начальной стадии, но и позднее – либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции, когда возникает необходимость специально потренироваться, скажем, в умении мысленно «видеть» то, о чём рассказываешь партнёру, или добиваться подлинного общения, взаимодействия с партнёрами и т.д. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, служат хорошей эмоциональной разрядкой, способствуют поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Особое внимание уделяется подбору репертуара. Детям младшего возраста доступно исполнение произведений, наиболее близких кругу их жизненных представлений. Круг произведений, доступный для исполнения подростками, тематически шире, разнообразие по жанрам, форме.
Программа «Мир театра» не замыкается в рамках занятий, а способствует оживлению внеурочной работы с опорой на самотворчество воспитанников.
Параллельно с основными учебными занятиями в плане предусматривается общественно-полезная работа, участие в общественной жизни.
Основные принципы реализации программы _ гуманизация, дифференциация воспитательно-образовательного процесса. При сохранении преимущественно коллективных форм организации процесса обучения программа предусматривает учёт индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого воспитанника.
При освоении каждого этапа программы предусмотрена начальная и контрольная диагностика, целью которой является определение:
-степени развитости чувства эмпатии;
-состояния двигательных и телесно-ориентированных техник;
-способности к импровизации;
-артистических способностей.
На основе полученных данных осуществляется индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
Диагностическим инструментарием служит специально подобранные игры и упражнения, которые усложняются в зависимости от этапа обучения.
Предлагаемая программа предусматривает постепенное усложнение заданий, с учётом возраста обучающихся. Программу театрального коллектива, так же как и другие, надо рассматривать как ориентир и применять творчески, стремясь к совершенствованию знаний и способностей как в области режиссерско-педагогической работы, так и в искусстве воспитания детей.
Примерный алгоритм построения занятий:
- Приветствие и игровые упражнения;
- Задания на пластическую выразительность;
- Упражнения на технику речи;
- Актерский тренинг;
- Подвижные игры, этюды-упражнения.
Выбор структуры зависит от основной цели занятия, возраста воспитанников, степени усвоения материала. Задачи комплексного освоения материала строятся по принципу от простого к сложному.
- Возрастная категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Пол- ж., м.
Возраст – все желающие от 12 до 16 лет.
Степень предварительной подготовки – артистичные, активные
Предполагаемый состав групп — разновозрастные;
Физическое здоровье детей – различные группы здоровья.
Число участников творческого объединения – не менее 12-15 человек. - -Сроки реализации и режим
Занятия проводятся в студии 2 раза в неделю по 2 академических часа. Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, коллективное посещение театра, встречи с интересными людьми. Всего на год отводится 136 часов.
Данная программа рассчитана на 3 года, поделена на 3 основных этапа.
I этап «Я вхожу в мир театра»
Основную цель данного этапа можно выразить словами «Я ХОЧУ». Занятие должно стать желанным процессом, в связи с чем в первый год обучения идёт опора на развивающие игры и упражнения, которые носят индивидуально-дифференцированный характер. Дети учатся создавать сказочные образы, передавать характеры и пластику животных. Они вовлекаются в мир фантазии и воображения. Постепенно осуществляется переход к работе над пластической выразительностью движений и специальным упражнениям на развитие речевого аппарата и образной речи воспитанников.
II этап «Я познаю мир театра»
Цель данного этапа можно выразить словами «Я МОГУ». В воспитанников вселяется уверенность в собственные силы. На втором этапе обучения ставятся более сложные задачи в области освоения органичного действия. Превалирующим становится раздел «актерский тренинг». Больше уделяется времени на развитие выразительности речи, упражнениям на развитие воображения, фантазии и общения, выработке естественности поведения на сцене при выполнении заданий «Я в предлагаемых обстоятельствах».
III этап «Я создаю мир театра»
Задача данного этапа определяется словами «Я умею». Последний этап освоения программы включает в себя совершенствование умений и навыков всех этапов и разделов программы и служит подготовкой к творческой деятельности в последующем обучении.
- Формы занятий: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам (конкурс, экскурсия, творческий отчёт, лекция, и др.).
Методическое обеспечение образовательной программы.
№ п/п
Название раздела
Форма проведения занятия
Методы и приёмы
Форма подведения итогов
1
Актерский тренинг
Сюжетно-ролевые игры, игры – импровизации
Практические, создание ситуаций успеха
Практический контроль.
2
Пластическая выразительность
Сюжетно-ролевые игры, инсценировка
Практические, наглядные
Фронтальный контроль.
3
Театральная этика
Заочное путешествие
Словесные, познавательные игры
Устный контроль.
4
Основы сценической речи
Игры-импровизации
Словесные, практические
Индивидуальный контроль.
5
Работа над этюдом, пьесой
Инсценировка, игры-драматизации
Практические, словесные
Практический контроль.
6
Концертная деятельность
Литературно-музыкальные композиции
Наглядные, практические
Практический контроль.
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых обучающимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают обучающемуся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Применительно к учебной деятельности следует выделить виды действий:
- действие самоопределения (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;
- действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом («какое значение, смысл имеет для меня учение»);
- действие нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Общеучебные:
-формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-знаково-символические:
моделирование-преобразование объекта из чувтственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
Логические:
-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё Подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Предполагаемые результаты обучения:
После 1 года обучения воспитанники должны
Знать:
Основные понятия театра, словарь театральных терминов
Основы сценической речи
Средство пластической выразительности
Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях
Уметь:
Определять внутреннее состояние детей по внешним признакам
Проявлять артистическую смелость
Выразить содержание произведения средствами пластики
Пользоваться основными речевыми жанрами
После 2 года обучения воспитанники должны
Знать:
Отличие театра от других видов искусства
Основные компоненты спектакля и их выразительное значение
Элементарные сведения о сценическом действии, его элементах
Уметь:
Четко формулировать мысли, выступая перед публикой
Управлять своим вниманием
Различать оттенки отношений, адекватно реагировать на них
Видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него
После 3 года обучения воспитанники должны
Знать:
Общественно-преобразующую роль театрального искусства. Его виды и жанры.
Основные элементы сценического движения
Основные элементы сценического действия
Уметь:
Импровизировать на заданную тему
Различать оттенки отношений, проникать в психологию партнёров по сцене
Уверенно чувствовать себя на сцене
- Педагогические технологии:
- Технология развивающего обучения
- Технология исследовательского обучения
- Коммуникативные образовательные технологии (диспут, дискуссии, дебаты и т. д.)
- Технология коллективной творческой деятельности (трудовые, интеллектуальные, художественные)
- Технология коллективного совместного обучения (опосредованное общение через письменную речь, общение в паре, групповое общение, общение в парах сменного состава)
- Игровые технологии
- Технология раскрепощённого развития детей
- Технология социальной практики
- Комплексные технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технология портфолио
- Виды и формы контроля освоения программы.
Концертная деятельность, сценки, участие в конкурсах
- Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
• сведения о помещении, в котором проводятся занятия: учебный класс, актовый зал);
• сведения о наличии подсобных помещений (кладовая, костюмерная,);
• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы, магнитофон, ковровое покрытие, разноуровневые ступеньки, ширмы и т.п.);
• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (микрофоны и т.п.);
• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель);
- Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей и подростков 12-16 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года.
В театральный кружок принимаются дети с 12 лет по интересу, без предъявления специальных требований.
Зачисление в кружок производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих, с представлением медицинской справки о возможности занятий данным видом деятельности.
Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан Пина и составляет:
1год обучения – не менее 12-15 человек;
2 год обучения – не менее 10 –12 чел;
3 год обучения – не менее 8 –10 чел.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
- Работа с родителями.
Индивидуальные беседы, консультации, анкетирование.
Учебно-тематический план
Этап обучения
Разделы программ
Общее кол-во часов
В том числе
теоретических
практических
1 этап «Я вхожу в мир театра»
Актерский тренинг
Пластическая выразительность
Основы сценической речи
Театральная этика
Работа над пьесой
Концертная деятельность
30
30
16
4
48
16
-
-
6
4
-
-
30
30
10
-
48
16
ИТОГО
144
10
134
2 этап «Я постигаю мир театра»
Актерский тренинг
Пластическая выразительность
Основы сценической речи
Театральная этика
Работа над пьесой
Концертная деятельность
42
26
16
4
36
20
-
-
4
4
6
-
42
26
12
-
30
20
ИТОГО
144
14
130
3 этап «Я создаю мир театра»
Актерский тренинг
Пластическая выразительность
Основы сценической речи
Театральная этика
Работа над пьесой
Концертная деятельность
34
22
16
4
48
20
-
-
6
4
8
-
34
22
10
-
40
20
ИТОГО
144
18
126
Краткое содержание разделов программы
Название раздела
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Актерский тренинг
Практика: знакомство с элементами актерской азбуки. Игры и упражнения на развитие организованности, взаимодействия с партнёром, зрительного восприятия, зрительной памяти, фантазии, воображения, ориентировки в пространстве, эмоциональной памяти, мышечно-двигательного восприятия и мышечной памяти.
Практика: выработка естественности поведения на сцене. Пластические задачи. Демонстрация поведения животного мира в природной среде. Работа с воображаемым предметом вместе с партнером. Темпо-ритм. Действие, противодействие. Прелагаемые обстоятельства «Если бы…»
Практика: композиция. Событийное мышление. Характер – характерность. Массовые сценки – импровизации из современной жизни. Театр – экспромт.
Способность проявлять актёрскую смелость. Способность к импровизации.
Пластическая выразительность
Практика: знакомство с языком телодвижений
Свобода в несложных пластических действиях. Развитие пластики телодвижения (жест, мимика, поза). Мышечная свобода.
Практика: совершенствование телодвижений. Красота и выразительность жестов, движений. Выражение через жест, мимику, позу мыслей, чувств, эмоций. Координация и контроль движений. Темпо-ритмическая окраска движения.
Практика: мизансцена. Развитие ассоциативно-образного мышления. Гармоничное сочетание внутренней и внешней техники актёра. Целесообразность выполнения движения. Выразительность движения.
Театральная этика
Теория: народные истоки театра. Основные понятия театра. Словарь театральных терминов. Театральное искусство и его особенности. Коллективность искусства театра. «Устав» театральной студии.
Теория: отличие театра от других видов искусства. Основные компоненты спектакля и их выразительное значение. Виды театрального искусства. Страницы истории театра. Театр и музыка. Театр и кино.
Теория: общественно-преобразующая роль театрального искусства. Его виды и жанры. Особенности творческого труда актера, режиссера, художника театра, композитора. Театр и литература. Современный театр. Ведущие режиссеры и актеры. Прославленные мастера.
Основы сценической речи
Теория: коррекция произношения. Практика: выработка подвижности артикуляционного аппарата. Смешанно-диафрагматическое дыхание. Носовое дыхание. Артикуляционная гимнастика.
Сочетание глубокого вдоха и длительного плавного выдоха. Практика: высота и тембр голоса, сила, звучность, динамика, темп. Трелат звучания, сила и свобода голоса. Работа над баснями.
Теория: основные речевые жанры. Практика: речь. Дыхание. Голос. Особенности речевой характеристики героев. Действие словом в соответствии с целями и намерениями данного персонажа. Смысловые акценты, паузы. Теория: особенности работы над стихами и прозой.
Работа над этюдом, пьесой
Практика: этюды-упражнения. Этюды-диалоги. Этюды и упражнения с более развернутым текстом. Построение парных и групповых этюдов. Этюды «Зерно животного»
Практика: этюды-импровизации. Этюды на событие. Этюды на предлагаемые обстоятельства. Этюды – музыкальные ассоциации. Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений. Теория: «Угадайки», шарады и др.
Теория: создание собственной инсценировки. Практика: самостоятельная работа над отдельными сценами. Взаимное режессирование с последующим обсуждением. Участие в нахождении художественно-изобразительного решения спектакля (костюм, свет, музыка, декорации). Самостоятельная работа детей в школе.
Концертная деятельность
Практика: индивидуальные номера в сборном концерте.
Практика: литературно-музыкальные композиции (стихи, басня, проза)
Практика: показ спектаклей. Участие в концертах. Участие в новогодних сказочных представлениях. Участие в мероприятиях, посвященных знаменательным датам, событиям.
Методическое обеспечение образовательной программы
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления материала;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
Формы организации учебного занятия:
- кружковое занятия;
- соревнование
- концерт;
- экскурсия;
- диспут;
- творческий отчет;
- круглый стол;
- урок-лекция;
- урок-репортаж;
- урок-путешествие;
- заочная экскурсия;
- творческая мастерская;
- урок-игра
Программой предусматривается также
- совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
- посещение музеев, выставок;
- творческие конкурсы;
дни именинника т.п.
Формы работы с родителями.
- совместные праздники, творческие конкурсы;
- родительские собрания;
- консультации;
- беседы;
- открытые занятия.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);
и воспитания:
- убеждения,
- упражнения,
- личный пример;
- поощрения.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,
интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мыщечная память, внимание
эмоциональными: переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.
Список литературы
- Андранников С.Г. Сценическая пластика: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. Ин-та культуры,1990.
- Арапелян Л.В. Методическое пособие к курсу «Основы актерского мастерства». Пенза,2000
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения./1, 1986.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л.,1993.
- Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского. М: Искусство,1950.
- Ершова А. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
- Журнал «Воспитание школьников» 1999 №3.
- Журнал «Я вхожу в мир искусств» 2001 №6.
- Журнал «Я вхожу в мир искусств» 2002 №2.
- Колупаева Е.И. Психолого-педагогические и методические основы формирования личности ребенка средством театрального искусства. Тамбов,2001
- Мастерство воспитания. М.: Молодая гвардия,1970
- Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М.: Искусство,1988.
- Петрова А.Н. Сценическая речь. М., 1981.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М., Просвещение. 1981.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., Искусство, 1983.
Литература для детей.
- Асеев Б.В. Русский драматический театр от его истоков до конца 18 века – М., 1977
- Гоголь Н.В. Ревизор – М., 1992
- Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актёра – М., 1986
- Гребенкин А.В. Сценическое движение. Программа – М., 2006
- Ершов П.М. Технология актерского искусства – М., 1992
- Завадский Ю.А. Об искусстве театра – М., 1965
- История костюма: Эпоха. Стиль. Мода. – СПб., 2001
- Крылов И.А. Басни – М., 1998
- Ламонова Т.В. Сценарии для школы – М., 2004
- Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. (Поэтика мизансцены) – М., 1991
Список литературы:
(дополнен в 2014 году)
- Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
- Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
- Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
- Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
- Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
- Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
- Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
- Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
- Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2005. – 160 с.
- Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
- Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
- Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
- Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
- Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
- Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
- Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
- Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
- Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
- Шорохова О.А. Играем в сказку:Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
Рекомендованный список литературы для родителей
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2007. – 96 с.
2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
Рекомендованный список литературы для детей
1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2008. – 445с.
2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.