М. Ю. Лермонтов и Саратовский край
- Дата публикации:
- Автор:
- Терёхина Татьяна Анатольевна
Исследовательская работа «Михаил Юрьевич Лермонтов и Саратовский край» посвящена изучению жизненных и творческих связей М. Ю. Лермонтова с Саратовской областью. Родственные связи с семейством Столыпиных привели М. Ю. Лермонтова в Саратовскую губернию. В имении Столыпиных Лесная Неловка долгие годы хранилась так называемая «Саратовская тетрадь» с неизвестными ранее стихотворениями поэта. На основе проведенного исследования автором предлагается продолжить изучение Лермонтовского наследия, которое сохранила Саратовская земля.
В 2014 году исполняется 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Как известно, М.Ю.Лермонтов родился в Москве, годы детства и отрочества провел в имении своей бабушки в с.Тарханы (ныне с. Лермонтово) Пензенской губернии. Но его жизненный и творческий путь затронул и Саратовскую область
Цель данной исследовательской работы – проследить биографическую и литературную связь поэта с Саратовским краем.
По версии литературоведов, исследователей творчества М.Ю.Лермонтова, Михаил Юрьевич мог неоднократно бывать в соседней, Саратовской губернии. Предположительно, в Саратове и Лесной Нееловке Саратовского уезда поэт бывал в 1820, 1825, 1830, 1836, 1839 гг.
В Лесной Нееловке находилось поместье двоюродного деда М.Ю. Лермонтова, Афанасия Столыпина, видного участника Отечественной войны 1812 года. Исследователи полагают, что именно рассказы деда легли в основу известного стихотворения «Бородино». В музее хранятся фотографии усадьбы и фрагменты фриза барского дома, сожженного в 1917 году.
В январе 1830 года М.Ю.Лермонтов вместе с бабушкой, возможно, приезжал в Саратов на свадьбу Афанасия Столыпина и Марии Устиновой. Свадьба состоялась в доме деда невесты, богатого саратовского купца М.А.Устинова. Сейчас в этом здании располагается областной музей краеведения.
М.Ю.Лермонтов был знаком со многими саратовскими землевладельцами: И.Г. Гагариным, Н.П. Слепцовым и другими. Секундантом последней дуэли поэта был сын саратовского помещика А.И.Васильчиков.
Саратов и Саратовский край не раз упоминаются в произведениях поэта
В 1830 году он написал юношеское стихотворение “Чума в Саратове”, где проникновенно выразил горькие чувства утраты сверстницы в свои 16 лет. Первые строки стихотворения — “Чума явилась в наш предел” говорят о том, что Саратов воспринимался Лермонтовым как край ему близкий и почти родной.
Чума явилась в наш предел;
Хоть страхом сердце стеснено,
Из миллиона мертвых тел
Мне будет дорого одно.
Его земле не отдадут,
И крест его не осенит;
И пламень, где его сожгут,
Навек мне сердце охладит.
Никто не прикоснется к ней,
Чтоб облегчить последний миг;
Уста, волшебницы очей,
Не приманят к себе других;
Лобзая их, я б был счастлив,
Когда б в себя яд смерти впил,
Затем что, сластость их испив,
Я деву некогда забыл.
О знакомстве поэта с Саратовом свидетельствует также и замечание в романе «Герой нашего времени» о том, что снега в горах Кавказа напоминают «довольно живо Саратов, Тамбов...».
Улица М.Ю.Лермонтова в Саратове названа его именем потому, что поэт бывал в нашем городе. Однако, по мнению литературоведов, этот факт недостаточно подтвержден исторически, существуют только предположения.
В Саратовской губернии жил его близкий родственник А.А. Столыпин, родной брат бабушки поэта, кавалер ордена Владимира IV степени с бантом за бои в Восточной Пруссии и Золотой шпаги с надписью "За храбрость" в память о сражении при Бородине. Частое общение с ним юного Лермонтова, рассказы-воспоминания Столыпина о боевой службе, о Бородинской битве послужили толчком для создания гимна русскому мужеству — стихотворения “Бородино”. У Елизаветы Алексеевны Арсеньевой — бабушки и воспитательницы Лермонтова — было пять родных братьев, самым младшим из которых являлся Афанасий Алексеевич Столыпин. Из всех Столыпиных особенно близок был бабушке поэта именно этот младший брат, отставной артиллерийский штабс-капитан и герой Бородинского сражения.
Как известно, за день до генерального сражения на поле Бородинском, где, по выражению М.И. Кутузова, “французская армия разбилась об русскую”, произошла ожесточенная битва за Шевардинский редут — передовое укрепление русских. Как свидетельствуют А.С. Норов, И.С. Жиркевич и В.Ф. Ратч, еще “23 августа Афанасий Столыпин по собственной охоте отправился па Шевардинский редут и во время боя 24 августа находился там в стрелковой цепи пехотинцев, в первых стычках с врагом. Затем он вернулся к себе на позицию, расположенную в тылу Центральной Курганной батареи, стоявшей за редутом Раевского. Храбрость и сообразительность он проявил в битве на Семеновских, или, как их еще называли, Багратионовых, флешах”.
“Доблестное бесстрашие, истинно артиллерийское хладнокровие и распорядительность в самом сильном огне всегда останутся памятными его сослуживцами”, — писал один из этих сослуживцев артиллерист Рославлев об Афанасии Столыпине. Факты свидетельствуют, что в Лесной Нееловке находилось много рукописей, рисунков, картин, портретов, вещей, принадлежавших поэту. Именно здесь в 1860-х годах еще находился “поколенный, в натуральную величину, портрет Лермонтова, написанный масляными красками”, на котором “Лермонтов изображен в лейб-гусарском вицмундире и накинутой поверх его шинели с треугольной шляпою в руке”. Тут же был портрет поэта в полный рост в кавказском костюме, неизвестно куда подевавшийся.
Здесь у двоюродного дяди Лермонтова — Д.А. Столыпина, бывшего одно время управляющим имением в Лесной Нееловке, хранились портрет поэта, написанный художником П. Заболотским, и портрет Е.А. Арсеньевой. Фотографии с этих произведений, с портрета совсем юного Лермонтова и с портрета, написанного с натуры художником Р. Шведе тотчас после смерти поэта, а также подлинники лермонтовских картин “Эпизод Кавказской войны” и “Эпизод на маневрах в Красном Селе” Дмитрий Аркадьевич пожертвовал Лермонтовскому музею в Петербурге.
Да и в самом Саратове имелись лермонтовские вещи и бумаги. Не случайно В.X. Хохряков раздобыл здесь черновик письма поэта к великому князю Михаилу Павловичу у Ивана Симоновича Самсонова, который являлся сыном учителя арифметики в Вольском уездном училище
Столыпин сберег так называемую “Саратовскую тетрадь” стихотворений Лермонтова в своем имении Лесная Нееловка (ныне Базарно-Карабулакского района Саратовской области). Спустя много лет после смерти поэта многие стихотворения из этой тетради впервые увидели свет в газете “Саратовский листок”.
16 ноября 1875 года, в “Саратовском справочном листке” на первой странице появилась заметка под заголовком “Литературная находка” и три стихотворения М.Ю. Лермонтова.
29 ноября в “Листке” была напечатана редакционная статья “Юношеские стихотворения Лермонтова” и пять его произведений. А в первом номере за 1876 год появилась еще одна редакционная статья — “Стихотворения Лермонтова”, в которой сообщалось: “Собственно, вся найденная тетрадь, состоящая из 75 полулистов, заключает в себе несколько отдельных, сшитых вместе тетрадок...” И тут же давалось их описание: “Первая, самая большая, в 50 полулистов, без заглавного листа и без обозначения года, содержит переписанных чистенько рукою переписчика 105 юношеских стихотворений поэта, относящихся к эпохе до 1832 г.
Вторая тетрадка заключает в себе повесть “Литвинка” (четырнадцать страниц) с пометой 1832 г. На последних листах этой тетрадки написаны собственноручно Лермонтовым следующие 9 стихотворений, относящихся, как видно, к 1832 и 1833 гг.
В третьей тетрадке, заключающей на 17 страницах “Аул Бастунджи”, на последней странице написано рукой Лермонтова одно стихотворение “На серебряные шпоры...”
Значение этой тетради в истории публикации и изучения произведений М. Ю. Лермонтова трудно переоценить. Достаточно взять почти любое собрание сочинений великого поэта, снабженное комментариями, чтобы сразу убедиться в этом.
• Например, “Завещание” (“Есть место: близ тропы глухой...”). При жизни поэта не печаталось. Впервые опубликовано в 1876 году в “Саратовском листке”.
• “Я видел раз ее в веселом вихре бала...”. При жизни поэта не печаталось. Впервые опубликовано в 1875 году в “Саратовском листке”. Автограф не сохранился.
• “Звуки”. При жизни поэта не печаталось. Впервые опубликовано в 1875 году в “Саратовском листке”. Автограф не сохранился.
Саратовская тетрадь важна еще и тем, что, являясь драгоценной находкой прошлого, она служит как бы сигналом, импульсом для новых интересных и, может быть, очень важных поисков в области лермонтоведения.
А это означает, что надо продолжать поиск! И непременно откроются новые факты из жизни и творчества великого поэта.
Литература:
1. Прокопенко Л. Саратовская тетрадь. - В кн.: Годы и люди. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983.