рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство", 3 класс

Дата публикации:
Автор:
Талипова Милауша Гусмановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеширданская начальная школа-детский сад школа

Зеленодольского  муниципального района РТ»

«Принято»

Руководитель ШМО учителей

 начальных классов

_____________Г.Г.Абдуллина

Протокол № 1 от 31. 08. 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ  «Большеширданская НШДС ЗМР РТ»

_____________ М.Г.Талипова

Приказ № 11 от «02» сентября 2013 г.

    Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»

      учителя начальных классов  Талиповой Милауши Гусмановны

(первая квалификационная категория)    

 3 класс                                                                       Рассмотрено   

                                                                                                    На заседании педагогического совета

                                                                                  Протокол №1 от 31.08.2013г. 

Название курса: «Изобразительное искусство»

Количество часов в неделю: 1 часов

Количество часов в год: 34часов

Программное обеспечение :

Программа разработана

-на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Основание выбора программы:

-Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 

-Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования и имеющих государственную аккредитацию

Учебно методический комплект

1.      Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 3 класс», Москва,

     «Просвещение», 2011 г.

2.      Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова учебник «Изобразительное искусство 3 класс», Москва, «Просвещение», 2013г.

3.      Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Изобразительное искусство 3 класс»

 Творческая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2013г.

  Нормативная база:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО  от 06.10.2009г №373;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры);

- изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года

- перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2013- 2014 учебный год ;

-учебный план школы на 2013-2014 учебный год.

Преподавание предмета «ИЗО» в 3 классе  осуществляется в соответствии с учебным планом МБОУ «Большеширданская НШДС З МР РТ, разработанным на основании письма МО и Н РТ от 23 июня 2012 года №7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии ФГОС общего образования, и утвержденным приказом по МБОУ «Большеширданская НШДС ЗМР РТ» №     от 28.08.2013г.

 Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство», программа авторов Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство».

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

·                развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

·                освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

·                овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

·                воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 3 классе:

1.      Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

2.      Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.

3.      Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.

4.      Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.

5.      Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.

6.      Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Результаты изучения курса

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  1. Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  6. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Предметные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся

Содержание курса

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ (18 часов)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.
      Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
      с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и сырой бумаге;
      с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);
      по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
      по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.
      Опыт художественно-творческой деятельности:
      изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);
      изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);
      изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;
      составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА (17 часов)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.
      Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).
      Опыт художественно-творческой деятельности:
      ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;
      ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда;
      ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;
      ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);
      ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);
      продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;
      знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»);
      ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;
      ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.

Планируемые результаты

– формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

– сравнивать различные виды изобразительных искусств (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);

– применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественной творческой деятельности;

– полученные знания и умения использовать в практической и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства при посещении художественных выставок и музеев изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс

В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:
      знать/понимать:

      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
      • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров

  • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
      • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
      • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
            • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);                                  

        уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
      • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;    

 выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани     

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
      • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других

народов мира;

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание учебной темы

Вид контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

I. Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» - 12ч.

1

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.

1

Урок-образ

-Создание композиции «Чужие цветы краснее, а свои милее».

Текущий

Практическая работа

Уметь сравнивать натюрморты живописцев и графиков, находить в них общее и различное в изображении осенних цветов.

Находить формы, цвета и оттенки, подмеченные в натуре, в произведениях художников и графиков. Высказывать своё суждение о них.

Завершить работу в цвете.

   7.09

2

В Жостовском подносе все цветы России.  Русские лаки: традиции мастерства.

1

Урок-повтор

-Знакомство с секретом послойного Жолтовского письма

- Рисование веточки с листьями и цветка лилии, как показал мастер.

Текущий

Практическая работа

Уметь сравнивать изображение цветов в росписи подносов

с живописными композициями цветочного натюрморта, определять, в чём сходство и различия (цветовая палитра, композиция, фон, приёмы письма).

Завершить работу в цвете.

14.09

3

О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции

мастерства.

1

Урок-вариация

-Нахождение сходства и различий в приемах кистевой росписи  мастеров Жостова и Городца
- Украшение цветочным узором подноса.

Текущий

Практическая работа

Уметь рисовать жостовский поднос понравившейся формы и украшать его цветочной росписью. Выбирать одну из

нескольких традиционных композиций жостовской росписи для своей творческой работы. Намечать белилами тонкой кистью силуэты цветов на цветном фоне;

смешивать на палитре каждую яркую краску с белилами. Выполнять поэтапно традиционный жостовский приём росписи (замалёвок, тенёжку, прокладку, бликовку, чертёжку).

Повторить историю возникновения жостовской росписи.

21.09

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём.

1

Урок-образ

-Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай».

Текущий

Практическая работа

Уметь работать по художественно-дидактическим таблицам.

Прослеживать, как передана цветом поверхность плодов при разном освещении (светотень на предмете, падающая тень, рефлекс, блик), а также читать композиционные схемы натюрмортов.

Знать

правила рисования

натюрморта.

 28.09

5

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

1

Урок-повтор и импровизация

-Завершение композиционной схемы зеркально-симметричного орнамента бумажного змея. Моделирование формы и яркого украшения для своего воздушного змея. Выполнение эскиза бумажного змея.

Текущий

Практическая работа

Уметь придумывать и рисовать форму на основе трансформации природных форм и выполнять декоративное орнаментальное яркое украшение для воздушного змея. 

Завершить эскиз бумажного змея.

5.10

6

Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции

мастерства.

1

Урок-вариация и импровизация

-Рассматривание многообразия видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием предметов быта.

     Текущий

Практическая работа

Уметь  работать по художественно-дидактической таблице.

Читать схемы, на основе которых складывается орнаментальный лоскутный модуль, различать разнообразные приёмы сочетания геометрических фигур в мо дуле.

Творческое задание с использованием модулей из геометрических фигур.

Придумать и рисовать коврик с узором по мотивам народной лоскутной мозаики. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к построению орнаментальной композиции для лоскутной мозаики.

Знать традиции мастерства лоскутной мозаики.

12.10

7

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.

1

Урок-образ

-Рисование картины «Родные просторы».

     Текущий

Практическая работа

Уметь  объяснять смысл понятий уровень зрения, линейная перспектива, воздушная перспектива.

 Рисовать с натуры или по наблюдению на тему «Родные просторы», передавать с помощью приёмов перспективы ближние и дальние планы пейзажа, использовать тёплые тона для первого плана, а холодные — для дальнего.

Завершить работу в цвете.

19.10

8

Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции

мастерства.

1

Урок-повтор

-Рисование деревьев, как гжельские мастера.

Текущий

Самостоятельная работа

Уметь  сравнивать произведения гжельского фарфора и майолики между собой, находить сходство в колористической гамме, в приёмах исполнения росписи; называть

признаки, по которым майоликовые изделия отличают от белоснежного гжельского фарфора с синей росписью. Сопоставлять мотивы майоликовой росписи с реальными явлениями в природе и находить в них общее и различное. Объяснять смысл понятия майолика.

Знать традиции гжельской росписи.

26.10

9

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции

народного мастерства.

1

Урок-вариация

- Рисование резного полотенца причелины со знаками солнца, воды, земли.

Текущий

Практическая работа

Уметь  работать по художественно-дидактической таблице.

Сверять изображения на ней с собственными представлениями о конструкции деревянной избы. Творческое задание с учётом конструктивных особенностей, пропорций, симметрии деревянного дома, традиционного декора наличников, причелин, резного полотенца. Рисовать фасад избы, соблюдать симметрию, изображать горизонтальными линиями брёвна, скат крыши и охлупень (конёк). Определять ширину причелины и полотенца. Выполнять творческое задание согласно условиям: повторять увиденный узор в декоре местной

деревянной архитектуры.

Завершить работу в цвете.

2.11

II четверть (7 ч)

10/1

«То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции

народного мастерства. Татарская народная изба.

1

Урок-образ

Знакомство с контрастами архитектурных объемов и форм

- Знакомство с татарской народной избой

Текущий

Самостоятельная работа

Уметь  работать по художественно-дидактической таблице.

Сверять изображения на ней с собственными представлениями о конструкции деревянной избы.

Уметь изображать конструкцию деревянной избы.

16.11

11/2

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, про-

порции.

1

Урок-образ

- Изображение зимующих птиц в разных поворотах с передачей их характерной формы, цветовой окраски оперения

-Освоение техники работы «по сырому».

Текущий

Практическая работа

Уметь  сравнивать образы птиц, созданные художником и

поэтом, высказывать свои суждения о птицах, о чувствах, вызванных их красотой, о бережном отношении

к ним. Объяснять смысл понятия техника живописи «по-сырому» (алла-прима).

Повторить правила выполнения техники «по сырому».

23.11

12/3

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и

пропорции.

Предметы быта татарского народа.

1

Урок-эксперимент

-Экспериментирование в подборе оттенков цвета для передачи, освещенной и теневой поверхностей предметов при искусственном освещении

-Рисование предметов быта татарского народа.

Текущий

Самостоятельная работа по образцу

Уметь  объяснять смысл понятия рефлексы. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать оттенки цвета в пламени горящей свечи, находить их на палитре. Исследовать возможности

живописи, подбирать нужные оттенки цвета для передачи горящего пламени и располагать их в соответствующем порядке согласно таблице.

Завершить работу в цвете.

30.11

II. Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» - 9ч.

13/4

Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета.

1

Урок-эксперимент

-Развитие графических и композиционных навыков: в передаче ажурности, декоративности заснеженных, заиндевевших деревьев, трав, кустов.

Текущий

Самостоятельная работа по образцу

Уметь  сравнивать зимние пейзажи художников-графиков между собой, находить общее и различное в изображении зимней природы. Называть средства художественной выразительности в передаче сказочности,

таинственности русской зимы. Приводить примеры соответствующих образных словесных определений зимы, бытующих в народе.

Знать средства художественной выразительности.

7.12

14/5

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

1

Урок-вариация и импровизация

-Знакомство  с разнообразием орнаментальных мотивов в украшении зимней одежды у разных народов.
 

Текущий

Самостоятельная работа по образцу

Уметь  работать по художественно-дидактической таблице. Читать северные узоры в украшении шубы и деталей одежды (сумка, шапка, нагрудные украшения), связывать орнаментальные знаки-символы с явлениями родной природы.

 Знать отличительные особенности северных узоров.

14.12

15/6

Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии:

импровизация.

1

Урок-образ

-Изображение красками яркого, сверкающего праздника с новогодней елкой и наряженными участниками веселья.

Текущий

Уметь  рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике. Выбирать, в каком облике предстанут участники карнавала в творческой композиции.

Уточнять костюм участников карнавала на основе иллюстраций учебника и справочных источников.

Завершить работу в цвете.

21.12

16/7

Всякая красота фантазии да умения требует. Маски — фантастические и

сказочные образы, маски ряженых.

1

Урок-импровизация

- Рисование эскиза карнавальной маски.

Текущий

Практическая работа

Уметь  рисовать эскиз маски для ряженого. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому

фантастическому или сказочному образу маски. Выполнять маску в материале.

Знать этапы рисования маски для ряженого.

28.12

III   четверть (10 ч)

17/1

В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги.

1

Комбинированный урок.

-Знакомство с названиями главных частей севернорусского и южнорусского костюма

- Завершение орнаментальной полосы, которые украшают народный костюм.

Текущий

Практическая работа

Уметь  рисовать силуэт женской фигуры в народном костюме, обозначать на нём места, где размещены узоры-обереги, и украшать их орнаментом. Использовать ось симметрии при изображении силуэта женской фигуры.

Выражать в творческой работе своё уважение к работе народных мастериц

Повторить правила рисования силуэта женской фигуры.

  18.01

18/2

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного

костюма.

1

Комбинированный урок.

-Знакомство с театральными костюмами героев русской оперы

- Создание  эскиза исторического костюма (мужского или женского).

Текущий

Практическая работа

Уметь создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действа. Определять героя для осуществления замысла. Выбирать костюм для героя и соответствующие выразительные средства для его исполнения. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному образу, в соответствующему костюме. 

Завершить работу в цвете.

25.01

19/3

Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры.

1

Комбинированный урок.

- Расширение представления о старинном каменном зодчестве — архитектуре крепостей.

Тематический

Работа по образцу

Уметь работать по художественно-дидактической таблице.

Различать зависимость расположения крепостных сооружений в рисунке от местности.

Знать 3-4 памятника архитектуры

1.02

20/4

«Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация.

1

Комбинированный урок.

- Выполнение рисунка «Старинный русский город-крепость».

Тематический

Устный опрос

Уметь объяснять смысл понятия театрально-декорационное искусство.

Раскрывать смысл патриотического девиза А. Невского «Кто с мечом к нам

придёт — от меча и погибнет!».

Завершить работу в цвете.

8.02

21/5

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.

1

Комбинированный урок.

-Развитие живописно-графических и композиционных навыков в создании тематической картины с изображением человека в движении

- Создание своего образа воина.

Текущий

Практическая работа

Уметь   объяснять смысл понятия театрально-декорационное искусство

. Высказывать своё мнение о произведениях, посвящённых великим историческим событиям в жизни страны, о чувстве гордости за свой народ, за героев-защитников земли Русской.

Завершить работу по созданию образа воина.

15.02

III. Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» - 5ч.

22/6

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции

лица.

1

Комбинированный урок.

-Расширение представления о портрете как одном из жанров изобразительного искусства
-Расширение знания о пропорциональных отношениях головы человека
- Создание портрета самого любимого и близкого человека.

Текущий

Самостоятельная работа

Уметь  рисовать женский портрет самого дорого человека

(мамы, бабушки, сестры, подруги и т. д.), передавать его красоту, неповторимость.

Выражать в творческой работе своё отношение к портретируемому.

Завершить работу по созданию портрета любимого человека.

22.02

23/7

Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный

центр и цвет.

1

Комбинированный урок.

- Создание образа праздника проводов зимы.

Текущий

Практическая работа

Уметь создавать образ широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного

коллажа. Выражать в творческой работе своё отношение к празднику проводов русской зимы, выделяя ком-

позиционный центр цветом, размерами изображения.

Завершить работу в цвете.

1.03

24/8

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства.

1

Комбинированный урок.

-Углубление и систематизирование представления о народной деревянной игрушке
 - Развитие навыка в изображении пропорций, цвета, образа игрушки

- Выполнение зарисовки народных деревянных игрушек.

Текущий

Уметь  выполнять зарисовку силуэта понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать её росписью соответствующего промысла или воссоздать неровную поверхность в виде следов от резца. Выражать в творческой работе своё отношение к народной деревянной игрушке, выбирая средства изображения, соответствующие избранной игрушке.

Завершить зарисовку народной деревянной игрушки.

15.03

25/9

Герои сказки глазами художника.

Сюжетная композиция: композиционный

центр и цвет.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

- Выполнение иллюстрации к любимой сказке в технике бумажной аппликации (на историческую тему или по литературному пр.).

Текущий

Практическая работа

Уметь участвовать в обсуждении особенностей передачи

в сказочных образах человеческих качеств, традиционных народных костюмов, деталей декора, роли фона в портретном изображении героя в живописном произведении, приёмов построения многофигурной композиции, расположения и взаимодействия персонажей, характеризующих каждого из них.

Повторить правила расположения персонажей.

22.03

26/10

Герои сказки глазами художника.

Сюжетная композиция: композиционный

центр и цвет.

1

Комбинированный урок.

- Выполнение иллюстрации к любимой сказке в технике бумажной аппликации (на историческую тему или по литературному произведению).

Текущий

Практическая работа

Уметь определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации. Располагать действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль иллюстрации была понятна зрителям. Обозначать силуэты героев контуром,

цветом, проявлять основные части, а потом детали. Выражать в творческой работе своё отношение к героям

сказочной композиции известными художественными приёмами и средствами выразительности.

Завершить работу в цвете.

22.03

IV. Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» - 8ч.

IV четверть (8 ч)

27/1

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

1

Комбинированный.

-Развитие образного видения и цветовосприятия на примерах наблюдаемых морских и речных пейзажей, произведений живописцев.
 - Создание картины весенней навигации.

Текущий

Практическая работа

Уметь  объяснять значение понятий марина, художник-маринист. Определять по композиционной схеме соответствующий ей пейзаж.

Знать виды пейзажей.

5.04

28/2

Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства.

1

Комбинированный.

-Формирование навыка в передаче декоративного, выразительного силуэта цветочного мотива

- Завершение фрагмента рисунка мелкими узорами.

Текущий

Практическая работа

Уметь рисовать цветок розы по мотивам узора павловопосадских шалей (вариация). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству русской набойки, к изображению самого распространённого мотива павловопосадской росписи — розе.

Повторить историю возникновения  павловопосадских узоров.

12.04

29/3

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.

1

Комбинированный.

-Расширение представления об искусстве ручной набойки.

-Углубление представление об особенностях композиции узорного Павловского платка на примерах вариантов композиционных схем.

Текущий

Практическая работа

Уметь  сочинять свой узор и выполнять эскиз для росписи шали. Передавать в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к искусству расписных шалей Павловского Посада.

Знать  обособенностях композиции узорного Павловского платка.

19.04

30/4

В весеннем небе — салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.

1

Комбинированный.

-  Создание композиции «Салют Победы».

Текущий

Практическая работа

Уметь  рисовать декоративную сюжетную композицию «Салют Победы». Решать, какой приём использовать для передачи салюта. Подбирать на палитре оттенки так,

чтобы гамма салюта создавала ощущения радости торжества. Выделять на фоне неба контуры зданий города, памятных мест, которые отстояли и сохранили

 в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Завершить работу в цвете.

26.04

31/5

Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.

1

Комбинированный.

-Знакомство с геральдическими символами на примерах гербов городов Золотого кольца России
 - Придумывание герба того места (села, города), где родились твои родители.

Текущий

Практическая работа

Уметь  составить эскиз герба своего города (посёлка, села), места летнего отдыха, герба своей семьи или собственный герб согласно условиям творческого задания. Защитить проект (эскиз) герба. Выражать в творческой

работе отношение к своей семье, родным местам.

Подготовить защиту своего проекта герба.

3.05

32/6

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.

1

Комбинированный.

-Расширение представления о натюрморте

- Рисование сирени с натуры или по представлению, под впечатлением увиденных произведений.

Текущий

Практическая работа

Уметь  сравнивать живые цветы с их изображениями в живописи, находить сходство и различия, пояснять ассоциации, возникающие в пору цветения сирени.

Завершить работу в цвете.

10.05

33/7

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

1

Комбинированный.

-  Придумывание орнамента, в котором изображение животного станет мотивом

-Выполнение изображения зверя в разных техниках.

Текущий

Практическая работа

Уметь  рисовать по памяти один из запомнившихся и полюбившихся образов-символов (Полкан, птица сирин, конь, олень, птица-пава, лев и др.), составить орнамент на

основе чередования этого мотива в декоративной технике (по выбору) — вырезная аппликация, вышивка,

роспись. 

Повторить правила изображения зверя.

17.05

34/8

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.

1

Комбинированный.

 -Выполнение творческого задания по группам:

составление панно или фриза из творческих работ на темы «Осенние цветы», «Весенние цветы» в группе живописцев.

Текущий

Практическая работа

Уметь  участвовать в коллективной работе над проектом «Счастливы те, кто любит цветы».

Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами.

Завершить творческое задание.

24.05