Саратовцы в Первой Мировой войне

Дата публикации:
Автор:
Терёхина Татьяна Анатольевна

САРАТОВЦЫ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Научный руководитель:

Терёхина Татьяна Анатольевна

учитель истории

МКОУ СОШ с.Бакуры

Содержание:

I. Введение

II. Основная часть

1. Саратов - для фронта

2. Саратов – тыловой город

III. Заключение

VI. Список литературы

I. Введение

Данная работа посвящена событиям Первой мировой войны. В 2014 году исполняется 100 лет с её начала. Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.

Это название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. Поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским террористом, студентом из Боснии Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская (хотя возникшая вместо кайзеровской Германии Веймарская республика формально продолжала именоваться Германской империей). Страны-участницы потеряли более 10 млн. человек убитыми солдат, около 12 млн. убитыми мирных жителей, около 55 млн. были ранены.

Какое значение имел Саратовский край для страны в это жуткое время, как саратовцы помогали фронту, и каково было положение крестьян во время войны –цели исследования данной работы.


 


 


 


 

II. Основная часть

1. Саратов - для фронта.

Как известно, 19 июля или 1 августа по старому стилю, 1914 года Германия объявила России войну. Объявление войны вызвало прилив патриотических настроений в самых разных слоях населения, поэтому в первые годы не редкостью были рабочие манифестации в её поддержку. В Саратове и на территории губернии состоялись различные монархо-патриотические манифестации и собрания. Газеты того времени рассказывали о многочисленных пожертвованиях на нужды армии.

Однако в низах общества были сильны и антивоенные настроения. В связи с этим в конце июля Саратовская губерния была объявлена «на положении чрезвычайной охраны». По распоряжению полиции в Саратове закрылись все заведения, торговавшие спиртными напитками, были приостановлены государственные и общественные работы. Несмотря на принятые меры, в Саратове и других уездных городах произошли столкновения с мобилизо Свою лепту в Первую мировую войну внесла и Саратовская губерния. 17 июля 1914 года по Саратову разнеслась весть о начале австро-сербской войны. Вечером того же дня на Московской улице собралась толпа, в руках людей были знамена, портреты русского императора. Манифестанты в сопровождении оркестра отправились на Соборную площадь к памятнику Александру II, где были произнесены речи, а затем шествие, растянувшееся почти на целый квартал, направилось к казармам. Отражает настроения, царившие в тот период в области, адрес, отправленный гласными Саратовской городской думы, императору Николаю II: «Сильная своим единением с царем Русь вынесет все испытания войны». О моральном подъеме говорит и то, что спустя всего неделю после начала войны, саратовские коммерсанты и обыватели собрали на нужды армии и флота 600 тысяч рублей.
«Хотя заключения мира желают все, но большинство население говорят, что нужно заключить прочный мир, разбивши и совершенно обессиливши немцев», – гласит доклад  Саратовского жандармского управления от  октября 1915 года. Тогда люди еще верили в то, что Россия может выйти из этой войны победительницей. На следующий день в Саратовской губернии начался призыв на военную службу. Не успели высохнуть расклеенные повсюду объявления об этом, как Саратов срочно покинул германский консул, передав все дела по защите германских подданных американскому консулу в Ростове-на-Дону. 19 июля Германия объявила войну России.
Известие об этом всколыхнуло саратовцев, и на другой день состоялась вторая патриотическая манифестация. Ее участники вновь прошествовали по Московской улице до Соборной площади, а затем, продефилировав по Немецкой, спустились на Ильинскую площадь. 26 июля саратовские предприниматели и торгово-промышленные служащие пожертвовали на военные нужды 600 тысяч рублей. Всего за годы войны в армию призвали 47,3% трудоспособных мужчин губернии, в основном крестьян, что больно ударило по экономике села.
ванными.


 

С началом военных действий Саратовская губерния превратилась в главную базу формирования запасных воинских частей. Под войсковые части занимались здания гимназий, училищ, школ, в том числе и духовных учебных заведений. По приблизительным подсчётам, на территории губернии в 1917 году находилось уже около 150 тысяч солдат и офицеров. Наиболее крупный гарнизон в 60 тысяч человек дислоцировался в Саратове. В Саратове призванных запасных солдат размещали в казенных и частных домах, в гимназиях, училищах, школах, в том числе и духовных учебных заведениях. В 1915 году из 41 школы были заняты войсками 32 (241 класс), из 12 тысяч учеников могли заниматься всего 5100 детей. Позднее на Дегтярной площади развернулось строительство временного военного городка, а в феврале 1917 года губернский распорядительный комитет реквизировал кинематографы «Зеркало жизни», «Гран-Мишель», «Мурава», «Радий», «Фурор», «Универсал», «Аре», клуб коммерческих служащих, а также несколько чайных и трактиров. На площадях города управой было организовано 38 пунктов для приготовления пищи призванным нижним чинам.
С 1910 года здесь дислоцировалась 47-я пехотная дивизия под командованием генерал-майора В.В. Болотова, а также 47-я артиллерийская бригада генерал-майора К.Г. Абашидзе, 1-й Астраханский казачий полк под командованием графа А.А. Келлера и Саратов¬ская местная бригада генерал-майора И.Т. Шевелева. Уже 17 июля 1914 года по мобилизационному плану на базе 47-й дивизии началось комплектование 82-й пехотной дивизии второй очереди и запасных батальонов, а на базе 47-й артиллерийской бригады — 82-й артиллерийской бригады.

В первые месяцы войны части саратовского гарнизона первой и второй очереди ушли на фронт. 47-я пехотная дивизия в составе 16-го армейского корпуса под командованием генерал-лейтенанта П.А. Гейсмана вошла в состав 4-й армии генерала А.Е. Зальца. Во время Галицийской битвы 4-я армия противостояла вдвое большей 1-й австро-венгерской армии генерала Данкля. В ходе тяжелых боев у местечка Красник 11 августа 16-й корпус потерпел поражение и вынужден был отступить. После пополнения дивизия в мае 1916 года участвовала в Брусиловском прорыве и считалась «боевой частью лучшего качества».

Саратовский край имел немаловажное военно-экономическое значение. По его железным дорогам шли воинские эшелоны, здесь находились склады с оружием и снаряжением, местные заводы выполняли военные заказы.

Тысячи раненых солдат и офицеров лечились в саратовских госпиталях. Саратов был назначен окружным пунктом распределения раненых.

К середине августа 1914 года к приёму раненых в Саратове было оборудовано более 20 лазаретов на 2183 койки. Уже в первые дни войны стало известно о решении группы профессоров Саратовского университета отправиться на театр военных действий в качестве консультантов. Тысячи раненых солдат и офицеров лечились в саратовских госпиталях. Все дело в том, что Саратов был назначен окружным пунктом распределения раненых.

В городе образовался губернский комитет по оказанию помощи. К середине августа 1914 года на своем очередном заседании комитет отметил готовность Саратова к приему раненых: было оборудовано более 20 лазаретов на 2183 койки, в том числе в университете, губернском земстве, Крестьянском банке, 6-м смешанном училище, духовном ведомстве, здании РУЖД, в Сергиевской церкви и в богадельне.
Главным врачом всех лазаретов был знаменитый профессор В.И. Разумовский, а лазаретами в университете и Казенной палате ведал не менее известный профессор С.И. Спасокукоцкий. Одним из первых на Западный фронт в звании хирурга-консультанта Красного Креста выехал профессор кафедры хирургической патологии, участник русско-японской войны С.Р. Миротворцев, впоследствии ректор университета, один из организаторов Красного Креста в нашей стране. В госпитале, размещавшемся в нижнем этаже Казенной палаты (ныне Дом профсоюзов), во время летних каникул 1914 года работал врачом киевский студент Михаил Афанасьевич Булгаков, а зимой 1915-го в город прибыл санитар Константин Георгиевич Паустовский.

Как и во время Великой Отечественной, Саратовская губерния стала важным перевалочным пунктом, через который шло обеспечение солдат на фронтах. Были призваны 47,3% трудоспособных саратовцев, оставшиеся старались оказать помощь семьям солдат. Для этого учреждались различные благотворительные организации. Так, местные отделения Всероссийского земского союза и Союза городов организовали по всей губернии сеть попечительств для оказания адресной помощи семьям призывников и раненым, которые начали поступать в Саратов с первых дней войны. К концу 1914 года таких попечительств в губернии насчитывалось более 300. Для примера можно сказать, что за первый год войны комитет Новоузенского уезда вместе со своей сетью попечительств оказали помощь 2,6 тысячи семей – было роздано более чем 18 тысяч рублей. Также помогали и с посевным материалом (9463 пуда), и с топливом. Известен факт, что в августе 1914 года в депо Ртищево рабочие после молебна во славу победы русского оружия пожертвовали фронту полуденный заработок.
Тем временем по дорогам губернии маршировали тысячи солдат. В окрестностях Саратова, который тогда входил в Казанский военный округ, формировались новые запасные части, которые очень быстро перебрасывались на фронт, чтобы восполнить потери, исчислявшиеся тысячами.
Помимо частей в Саратове базировалась и Школа прапорщиков (в царской армии – это младший офицерский чин, соответствующий советскому младшему лейтенанту). Руководил школой полковник Корвин-Круковский. С 1915 по 1917 год из ее стен вышли 2500 офицеров, большая часть которых так и не вернулась с фронтов – известно, что потери среди младшего командного состава были наиболее массовыми. В помощь военврачам на фронт отправились также 60 выпускников медуниверситета и 85 студентов старших курсов. А к концу первого месяца войны 100 саратовских женщин решили стать сестрами милосердия.

2. Саратов – тыловой город

В годы войны в Саратов были эвакуированы предприятия из Риги и Ревеля. По переписи 1916 года, в городе стало 23 металлообрабатывающих и машиностроительных завода, 17 деревообрабатывающих предприятий, 11 маслозаводов, 8 мельниц и многочисленные кирпичные, кожевенные, химические, текстильные и табачные предприятия.

Производство и сельское хозяйство

На службу в армию ушло около трети рабочего класса Саратова, что привело к сокращению производства. В первой половине 1915 года началось создание военно-промышленных комитетов (ВПК) с целью широкого привлечения различных предприятий к работе на нужды обороны.

Однако на полную мощность работали только заводы и фабрики, имевшие военные заказы. На остальных предприятиях количество рабочих мест сокращалось. Так, в декабре 1916 года остановились все мельницы Саратова из-за отсутствия зерна. К началу 1917 года положение ещё более ухудшилось. В губернии на 33 предприятиях снизилось производство, на 56 — прекратилось.

От войны пострадало и сельское хозяйство. В губернии за годы войны было призвано около половины трудоспособных мужчин, большей частью крестьян. Посевные площади в Саратовской губернии за первые два года войны сократились почти на 16%.

Первая мировая война вызвала перемещение огромных людских масс. В Саратовскую губернию стали поступать раненые, военнопленные, беженцы. К началу октября 1915 года в губернии насчитывалось свыше 100 тысяч беженцев. К 1917 году население Саратова и пригородов насчитывало уже около 300 тысяч человек.

Война отчасти изменила этнический и социальный облик Саратова. К осени 1917 года в губернии оказалось более 20 тысяч поляков, 6 тысяч евреев и тысячи латышей. Из Киева прибыли около 10 тысяч студентов и преподавателей разных высших учебных заведений.

Особенно тяжко в годы войны пришлось поволжским немцам. До 1 июня 1915 года немецкие колонисты сдали фронту около 100 тысяч рублей деньгами, обувь, бельё и продукты. В немецких колониях с начала войны открылось 7 лазаретов, которые содержались на средства колонистов.

В годы войны ухудшилось положение крестьянства. Вследствие мобилизации в армию к 1917 году 30,7% крестьянских хозяйств осталось без работников. Реквизиция лошадей приносила крестьянам убыток. Правительственные заготовки крупного рогатого скота так же разоряли крестьянские семьи. Заготовки удовлетворяли спрос города и армии лишь на одну треть. Сократились посевные площади, которые некому и нечем стало обрабатывать. Кроме того, росла крестьянская задолженность по налогам, денежным и натуральным.

С каждым месяцем войны повсеместно всё более и более ухудшалось положение с продовольствием. Постоянно дорожали хлеб и мясо. Всё это вызывало недовольство населения. Три четверти населения Саратова уже давно перестали питаться мясными продуктами. В 1916 году прекратилась продажа сахара. Встал вопрос о введении карточек на хлеб и сахар. Постное масло было решено продавать по особым ордерам городской управы.

Вместе с непомерным ростом цен на жизненно необходимые продукты намного увеличились цены на обувь и одежду. Повышение цен на дрова и нефтепродукты вызвало дороговизну освещения и отопления. Возросла даже стоимость воды. Поднялась квартирная плата. Реальная зарплата основательно снизилась. В итоге все это вызывало недовольство крестьянства, выливавшееся в выступления против помещиков и царских властей.
«Молоко на базаре продавалось разведенное водой, масло – с салом, колбаса – из обрезков и гнили и окрашенная каменноугольными красителями, конфеты – мука и краски вредные», писали газеты о начале голодных сезонов, ставших в Саратове предвестниками ужасов поволжского голода двадцатых годов, унесшего жизни десятков тысяч человек.
Проблемы с обеспечением города продуктами начались с «сахарного голода» второй половины 1916 года. «А сахара совсем никакого нет, ни мелкого, ни крупного. Раньше был 50 копеек за пуд, а теперь везде 23 копейки за фунт», – писала крестьянка Елисеева Супруну в середине лета. А уже к осени все стало еще хуже. «Сахара мы не видим месяца четыре, по привычке все еще пьем с изюмом», – писала она же. Позже дефицит распространился и на другие продукты, доходило до того, что крупные торговцы подчистую скупали товар у мелких предпринимателей. Вместе с инфляцией возрос и уровень преступности. «Вечером ходить нельзя даже по главным улицам, хулиганство ужасное, повальные кражи, открытые грабежи, пьяные шатаются по улицам днем, безобразничают,  и никто на это не обращает внимания», – писал про то время гласный Саратовской городской думы Протопопов.
К декабрю 1916 года долги Саратова составили 15,5 миллиона рублей, превосходя бюджет в три раза. На этом фоне, несмотря на усилия жандармерии, стали активно прогрессировать различные протестные движения, начиная от черносотенных и заканчивая большевистскими.
На местах тоже было неспокойно. «Никто из местных дворян за время войны не проявил особого патриотизма – равнодушие, укрывательство от воинской повинности, дрязги», – сообщал в сентябре 1916 года аткарский уездный исправник губернатору. До конца войны ситуация как на фронтах, так и в тылу все ухудшалась, а после революции 1917-го стала и вовсе катастрофической.
Только за десять месяцев 1916 года в губернию пришло 145 поездов с почти 59 тысячами больных  и раненых, в городе и его окрестностях было разбито множество госпиталей. «Весной я пробыл на Западном фронте, «внимал» ужасам войны, видел тысячи раненых там, на месте – вблизи боев – видел ужасы и страдания», – писал другу саратовский врач Сергей Спасокукоцкий.
 Кстати, в одном из госпиталей, расположенном в здании Казенной палаты (ныне – улица Сакко и Ванцетти), трудился и известный писатель Михаил Булгаков. Многие раненые не выжили, сказывалось не только отсутствие еще не изобретенных антибиотиков, но и нехватка врачей и даже простейших медикаментов. В 1914 году губернатор Ширинский-Шихматов просит епархию о благословении на открытие еще одного кладбища – для упокоения останков умерших в госпиталях солдат. Ответ епископа Палладия (Добронравова) известен по публикации в «Саратовском вестнике». «Преосвященный ответил, что он не имеет ничего против, единственное, чтобы кладбище было отведено ближе к полотну железной дороги, чтобы с поездов было видно памятник воинам, который, вероятно, будет сооружен».
Епископ не ошибся, и памятник действительно был сооружен – только спустя почти век. Неподалеку от Саратовского артиллерийского училища (район СХИ) в 1999 году городские власти установили небольшой монумент в форме колокола. Это все, что осталось от сотен безымянных солдат и офицеров, умерших в губернских госпиталях в годы Первой мировой.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

III. Заключение

Памятники борцам революции есть. Есть мемориальная табличка, говорящая о том, что в здании саратовской мэрии встретились два революционных писателя... А о десятках и сотнях героев, получивших Георгиевские кресты, о тысячах павших в Первой мировой войне саратовцев нет совершенно никакой информации. Нет памятников, табличек на домах, где жили героические защитники Отечества, нигде не горит Вечный огонь в их честь...
Российское руководство одобряет начало кампании по восстановлению исторической справедливости. Президент Владимир Путин на заседании Совета Федерации отметил: «Это забытая война. Забыта она понятно почему. Наша страна многого достигла в советский период времени, это очевидный факт, но есть вещи, которые тоже являются очевидными. Эту войну называли империалистической в советское время. Чем Вторая мировая война отличается от Первой, по сути, непонятно. Никакой разницы на самом деле нет. Но я думаю, что замалчивали ее не потому, что ее обозвали империалистической, хотя речь шла прежде всего о геополитических интересах стран, вовлеченных в конфликт. Замалчивали ее совсем по другим причинам. Мы почти не задумываемся над тем, что произошло. Наша страна проиграла эту войну проигравшей стороне. Уникальная ситуация в истории человечества! Мы проиграли проигравшей Германии. По сути, капитулировали перед ней, а она через некоторое время сама капитулировала перед Антантой. И это результат национального предательства тогдашнего руководства страны. Это очевидно, они боялись этого и не хотели об этом говорить, и замалчивали это, и несли на себе этот крест».
Задача молодого поколения не - забывать. Помня о прошлом, мы можем создать достойное, честное будущее.


 


 

IV. Литература:

1. Алексей Зернаков. Взгляд№ 349 от 16 декабря 2013 г. 

2. Архив Льва Чернявского

3. История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года: учеб. пособие для сред. и ст. кл. школ всех типов / М. В. Булычев и др. - Саратов : Дет. книга, 2000. - 416 с. : ил. - (Знай и люби родной край).