Методическая разработка воспитательного мероприятия "Народная медицина ненцев"

Дата публикации:
Автор:
Исманов Тимур Раимович

Воспитательское мероприятие:

 «Народная медицина ненцев»

Тема мероприятия: «Народная медицина ненцев»

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук.

Предварительная работа: сбор и систематизация информации о народных методах лечения коренных малочисленных народов Крайнего Севера, обработка и анализ полученных результатов, подготовка презентации в программе Microsoft PowerPoint.

Мероприятие рассчитано на учащихся 7-8 класс.

Профориентация является одной из задач, которые преследует школьное образование в старших классах. Ведь в задачи педагогов входит не только предоставление ученикам необходимых сведений и знаний по тем или иным предметам, но и ориентирование школьников в многообразии современных профессий, помощь в выборе сферы деятельности, определении способностей и талантов, предпочтений и т. д.

На сегодняшний день проблема профориентации становится все более серьезной, так как многие выпускники школ не в состоянии самостоятельно решить, чем бы им хотелось заниматься, в какой сфере они смогут максимально эффективно реализовать свои возможности и способности, достичь немалого успеха. Исходя из сказанного можно поставить цель и задачи профориентационной работы.

Цель и задачи мероприятия:

Цель: подготовить учащихся  к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Задачи:

  • Формирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.
  • Пропаганда востребованной в обществе профессии (фармацевт).
  • Оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии.
  • Расширение кругозора воспитанников.

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Я рад приветствовать Вас на нашем воспитательном мероприятии. Тема нашего занятия звучит так, «Народная медицина ненцев».

В процессе нашего мероприятия Вы узнаете, какие методы в лечении использовали и используют коренные жители Ямала. Сегодня мы будем говорить не только о народных методах лечения жителей тундры, но и о жителях леса, лесных ненцах. А еще познакомитесь с одной замечательной профессией, которая является неотъемлемой частью нашей жизни, можно даже сказать, жизненноважной.

Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли Вы, какие методы лечения используют в своей жизни, жизни в тундре, Ваши бабушки, дедушки, родители? (ответы воспитанников)

Воспитатель: Замечательно, я вижу Вы знакомы с такими методами. Но сейчас я предлагаю Вам узнать о них более подробно.

Воспитатель: И так, начнем. Давайте с Вами посмотрим, какими же были истоки народной медицины ненцев.

Воспитатель: Психологию народа, его духовный мир невозможно понять, не осмыслив традиции и обычаи, по которым жили целые поколения. А традиции северян раскрывают глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края. Многие обычаи и традиции северян сформированы, говоря на современном языке, на "здоровьесберегающих" технологиях, основа которых - единство человека и природы. Начнем с того, что многие народы Севера обращались с мольбой к растущим деревьям, мысленно соединяясь с природой, прося ее помочь.

Истоки народного лечения ненцев уходят в древность. Оно передается через века от поколения к поколению. Несмотря на бурное развитие медицины, народные методы лечения болезней ненцами продолжают использоваться и в наше время. Объясняется это в первую очередь тем, что при лечении болезней используются простейшие доступные методы и способы. Поэтому считают, что знание лечения даже отдельных болезней народными методами, опробованными ненцами, позволит человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, не только уменьшить страдания больного, но и, возможно, спасти жизнь.

Главный бог лесных ненцев — Нум, бог неба, создавший лес, зверей и людей. Он наблюдает за своими созданиями, но сам земными делами не занимается. Для этого есть помощники — духи, хозяева земли, рек, озер, ветра и огня. Здоровье каждого человека в недавнем прошлом связывалось с отношением к людям пантеона земных духов. Духи олицетворяют для лесных ненцев две противоположные силы — добро и зло. Болезни, ранения и травмы, по их представлениям, являются порождением сил зла, следствием вмешательства духов природы или же магического воздействия злой воли другого человека.

Любой горожанин при расстройствах желудочно-кишечного тракта испытывает не только боли и дискомфорт, но и массу неудобств, особенно если это болезнь застает его в дороге. А каково ненцу, находящемуся в экстремальных условиях и в регулярных поездках?

В данном случае приходится рассчитывать и надеяться только на народную мудрость. А в ее копилке есть несколько эффективных приемов в зависимости оттого, что находится под рукой.

На слайде Вы можете видеть, какие методы используют ненцы для лечения различных заболеваний.

Я думаю, Вам будет интересно более подробно узнать о каждом из методов. Но у меня к Вам есть вопрос. Может быть, кто-нибудь из Вас знает об этих методах лечения и может нам рассказать?

(ответы воспитанников)

Воспитатель: Замечательно, спасибо ______, пожалуйста, садись на место.

Воспитатель: (слайд № 3) Предлагаю Вам узнать какие травы используют ненцы в лечении.

Источником рациональных средств лечения лесным ненцам служила дикая природа: растения, животные, минералы, причем многие проверенные веками рецепты и способы лечения и профилактики заболеваний широко используются и в настоящее время. Лечение детей с использованием традиционных методов практически не отличается от лечения взрослых, но в соответствии с возрастом лекарственные средства дают в меньших дозах.

В традиционном лечении очень широко применялись (и применяются) дикорастущие растения в виде отваров, настоек и порошков. Их используют не только для приема внутрь, но и для наружного применения — растираний, примочек, полосканий, ванн, присыпок. Из распаренных в кипятке растений делают компрессы. Смешивая растительное сырье с животным жиром, получают мази. Самое почитаемое дерево у ненцев — береза. Как Вы думаете, что можно получить от березы? (Совершенно верно, спасибо ______ садись). Из березовой древесины изготавливают предметы быта, березовые дрова согревают чум, издавна известны целебные свойства березового сока и настоя почек, которые пьют в качестве общеукрепляющего средства при простудных заболеваниях.

В лечении многих заболеваний лесные ненцы используют чагу — гриб из семейства трутовиковых, образующийся в виде нароста на стволе берез. В прежние времена, когда не было привозного чая, ненцы делали из нее отвар, обладающий, по их мнению, многими целебными свойствами. Чага считалась и прекрасным средством от зубной боли, для чего ее высушивали на огне, смешивали с табаком и водой, а затем клали за губу и держали во рту до тех пор, пока боль не утихала. Так же ее употребляли для подавления чувства голода при длительной перекочевке.

Воспитатель: (слайд № 4) У некоторых родов лесных ненцев священными считаются хвойные деревья — символ бессмертия и долголетия; по поверьям, они обладают магическими свойствами. К таким деревьям относится лиственница (скажите, что можно получить от лиственницы). Из лиственницы и в прошлые времена и в наше время вырезали культовые скульптуры. Из хвои лиственницы ненцы готовили противоцинготный настой, при воспалении легких — настой из шишек, а для лечения гнойных ран и абсцессов — настои хвои и коры. Для лечения ран использовали и лиственничную смолу, для чего ее сначала разогревали над огнем, а затем, теплую и мягкую, прикладывали к ране и не убирали до тех пор, пока она сама не отпадала от затянувшейся поверхности. Иногда к лиственничной смоле добавляли медвежий жир. Гнойные раны лечились также мазью со смолой ели, для чего последнюю смешивали в равных пропорциях с жиром окуня или щуки и варили. При ранениях для обезболивания и остановки кровотечения лесные ненцы пользовались и другим средством. В ступке толкли табак, смешивали его с равным количеством пепла, полученного при сжигании табака, а затем добавляли воду в таком количестве, чтобы порошок оставался рассыпчатым. Получившуюся смесь накладывали на раны и прижимали березовой стружкой.

Воспитатель: Со следующим растением, я думаю Вас знакомить не надо. Вы его и так знаете, но знаете ли Вы о его целебных свойствах. Что это за растение? Совершенно верно, это ягель, который в виде компресса прикладывают к больным суставам, а также к спине и груди при простуде.

В условия Севера человек не застрахован от порезов, ожогов, ушибов. Какую помощь ненцы оказывают в таких случаях? Если рана небольшая, то для ее заживления ненцы используют накипные лишайники, растущие на камнях, скалах. Такой мох собирают в сухую погоду или высушивают. Обычно сухой накипный лишайник растирают в порошок, которым посыпают рану.

Если рана больших размеров, к ней прикладывают мох сфагнум. Мох, прежде чем приложить к ране, заворачивают в бинт или тряпку и фиксируют слабой повязкой.

Воспитатель: Следующее растение, не менее важное в лечении. Это багульник вечнозеленый кустарник. Листья у него кожистые, длинные, узкие с развернутыми вниз краями. Багульник содержит в большом количестве эфирные масла, дубильные вещества, витамины, фитонциды, красящие вещества. Богат микро- и макроэлементами. Именно присутствие эфирных масел и фитонцидов объясняется дурманящий запах цветков и листьев багульника, а также губительное действие растения на бактерии воздуха. Ненцы из верхушек стеблей багульника и гусиного жира делают мазь, которой лечат болезни суставов. Отвары багульника ненцы используют в качестве дезинфицирующего средства. Его отваром обмывают новорожденного ребенка. Против простудных заболеваний ненцы используют настой багульника (по-ненецки яранзь).

Морошка широко распространенна в моховых и кустарниковых тундрах, заболоченных местах. Это невысокое многолетнее растение рано украшается ярко-желтыми янтарными ягодами. Плоды морошки содержат до 6% сахаров, до 0,8 лимонной кислоты, более 3,5% пектиновых веществ. Богаты плоды морошки витаминами А и С, солями магния, калия, хрома, меди. Ненцы рекомендуют плоды в качестве укрепляющего и мочегонного средства, способствующего снижать давление, уменьшать головные боли.

Иван-чай (кипрей) северные народы собирают и используют в качестве заварки. Это очень ценное растение. Применяют его при гастритах, гастроэнтеритах. Как средство, успокаивающее нервную систему, при бессоннице. Собирают его во время и после цветения.
Отвары багульника ненцы используют в качестве дезинфицирующего средства. Его отваром обмывают новорожденного ребенка. Женщины используют его в гигиенических целях.

Возьмем широко распространенное в тундре и северной тайги растение - бруснику. Это небольшой вечнозеленый кустарник высотой 10-15 см с небольшими зелеными кожистыми листьями. Осенью кустарник украшается кисточками красно-вишневых ягод, напоминающих горошины. Ягоды брусники содержат большое количество питательных веществ, витаминов, микроэлементов, кислот. Ненцы едят ягоды брусники в натуральном виде. Готовят из них тонизирующие витаминные напитки. Настои и отвары листьев брусники они считают хорошим мочегонным средством. Эти настои идут для лечения желудочно-кишечных заболеваний, болезни суставов. Используют их ненцы и в виде заменителя чая.

Воспитатель: Давайте, возвратимся к списку истоков народного лечения. И подробнее узнаем об использовании средств животного происхождения. Как Вы думаете, что же входит в этот раздел? (ответы воспитанников). Замечательно. Спасибо. Начало использования средств животного происхождения в качестве лекарственного сырья у ненцев совпало с развитием и совершенствованием оружия и приемов охоты. Например, свежее мясо оленей или кровь только что убитых животных, которые лесные ненцы употребляют без термической обработки, оказались прекрасным противоцинготным средством из-за большого содержания в них аскорбиновой кислоты и других витаминов. В качестве лекарственных средств нашли применение также внутренние органы животных, жир, желчь.
Узнаете, животное, изображенное на фотографии? Конечно это олень. А что полезного мы можем взять от оленя? (ответы детей) Совершенно верно, это кровь, рог, мясо оленя. Растущий рог северного оленя (пант) - важное средство для лечения ряда болезней. Пант сверху покрыт небольшим и плотным волосом, напоминающим бархат. Ненцы пант обжигают над костром, ножом соскабливают остатки волоса и поедают кожу и мягкую хрящевую верхушку рога. Данное средство повышает иммунный статус организма, укрепляет физиологический тонус, способствует заживлению ран, лечению суставных болей и головной боли.
Киселем, сваренным из оленьих рогов, ненцы поят больных истощением и малокровием, отвары употребляют для лечения пролежней и других повреждений кожи. Особенно полезными считаются панты для детей, как средство, способное укреплять костные ткани. Важными лекарственными средствами являлись у лесных ненцев и другие части оленьей туши. При простуде, сильном кашле, заболеваниях печени пили растопленный костный мозг из оленьих ног; головной мозг оленя употребляли при головокружениях. При язвенной болезни использовался наполненный ягелем желудок оленя, забитого после утреннего выпаса на ягельных пастбищах. Желудок клался под раскаленную печь на железный лист, по мере обжаривания его поверхности запеченная часть снималась и употреблялась внутрь в качестве лекарства. Для лечения ушной боли применялся растопленный костный мозг оленя наряду с грудным молоком и теплым рыбьим жиром. До появления современных перевязочных материалов большие раны, сопровождавшиеся обильными кровотечениями, перевязывались свежеизвлеченным оленьим легким — этот прием напоминает применение гемостатической губки в современной медицине. Так, если в это время у важенок есть молоко, то его пьют небольшими порциями (сегодня наукой доказано, что молоко важенок обладает многими лечебными свойствами и в первую очередь нормализует деятельность пищеварительной системы). Проводят лечение и свежим сырым мясом: его рекомендуется поедать небольшими порциями.

Гусиный, медвежий и рыбий жир применяется при обморожениях и ожогах. Жир растапливают и хранят в прохладном месте. Медвежий жир считается лучшим средством от простудных заболеваний, а медвежья желчь — универсальным средством от многих других заболеваний. Порошок, соскобленный с вареных медвежьих костей или приготовленный из высушенных щучьих челюстей, признается целительным для кровоточащих и гноящихся ран. При ушной болезни закладывают в ухо тампоны, скрученные из ниток фабричного производства, пропитанные песцовым или медвежьим жиром.
Ценится жир диких гусей,  которым залечивают раны, различные кожные заболевания (чесотку и лишаи), внутренний жир щуки. Рыбий жир применяют с профилактической целью: им мажут открытые участки лица при длительных переездах на оленьих упряжках или снегоходах, чтобы избежать обморожения. Для лечения обморожений и ожогов используют мази: жиры смешивают со смолой хвойных деревьев. В качестве перевязочного материала ранее применялись тонкие волокна, нащипанные из березовой коры.

Воспитатель: Давайте с Вами опять вернемся к истокам народной медицины. И обратимся к разделу «Народная гигиена».

К важнейшему разделу традиционной медицины следует отнести народную гигиену и методы профилактики заболеваний. Так, лесные ненцы надевают традиционную меховую одежду, сшитую мехом внутрь, прямо на голое тело. Благодаря особенностям кроя тепло концентрируется внутри и греет область спины, груди, плеч, а за счет вырезов для головы и прорезей для рук регулируется тепловой режим внутри одежды.

Мех оленя, из которого сшита одежда лесных ненцев, обладает особыми гигиеническими свойствами: при контакте с кожей он хорошо впитывает влагу, во время движения мех постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. Волос оленя внутри полый, благодаря чему мех надежно держит тепло: даже грудных детей ненцы заворачивают в оленьи шкуры.

В тундре у малышей никогда не бывает опрелостей. Лесная ненка Светлана Пяк рассказывала, что когда к ней в гости из тундры в поселок приехала сестра, вырастившая десять детей, то очень удивилась, увидев опрелости у ее ребенка, завернутого в пеленки фабричного производства, — раньше жительнице стойбища такого видеть, не приходилось. Для колыбели ненки используют труху из полусгнившего ствола березы, хорошо впитывающую влагу. Перепревшая труха не только обладает гигроскопичностью, но и выделяет тепло, поэтому ребенку в люльке не холодно даже в сильный мороз. Этот веками проверенный способ содержания ребенка в колыбели очень практичен в суровых климатических условиях севера.

Труху из сгнившего ствола березы также используют в качестве гигиенического порошка. Ее насыпают в кисы и рукавички, так как она хорошо впитывает пот. Кроме того, для гигиенических целей используют порошок или отвар из чаги, а также березовые стружки, заготавливаемые обычно в конце февраля.

Воспитатель: Вернемся к истокам, подробнее узнаем о разделе «Лечение прижиганием,

иглоукалыванием».

С лечебной целью ненцы производят прижигание, иглоукалывание и надавливание точек на поверхности тела, на носу, губах, кончике языка.
Иглоукалывание ненцы раньше осуществляли с помощью костяных игл, позднее для этих целей они стали использовать обыкновенные швейные иглы. К помощи иглоукалывания ненцы прибегали при оживлении ребенка, родившегося в асфиксии. Иголкой народные лекари производили быстрые поверхностные уколы в кончики пальцев рук - до появления крови. В случае отсутствия эффекта уколы делали в кончики пальцев ног, затем в центре подошвенной поверхности стопы. При необходимости использовали точки, расположенные на кончике носа, под кончиком носа на верхней губе, под нижней губой, и даже на кончике языка. Во время потери сознания (обморока) ненцы сильно сдавливают кончики пальцев рук пострадавшего, и сознание возвращается к человеку.
Ненцы при лечении болезней прибегают и к прижиганию. В качестве прижигающего средства используют чагу. Сухая чага легко воспламеняется, равномерно тлеет, выделяя при этом большое количество тепла. Для лечебного применения из внутреннего слоя чаги берут небольшое количество размером меньше горошины. При прямом прижигании определенные точки на коже раздражают комочком тлеющей чаги с последующим ожогом и образованием пузыря. По рассказам лесных ненцев, такие точки прежде знали практически все, особенно старики. Процесс прижигания протекает следующим образом: сначала щепочкой или спичкой нащупывают болевую точку на теле, накладывают на нее кусочек бумаги с заранее вырезанным небольшим отверстием, чтобы не обжечь тело вокруг выбранного места. Для лечения брали небольшое количество чаги, размером со спичечную головку, поджигали на кончике ножа, а затем прикладывали к выбранной точке. Сухая чага легко воспламеняется, равномерно тлеет, выделяя при этом большое количество тепла. Длится прижигание обычно две-три минуты. Чтобы чага тлела, над ней слегка машут ножом, не позволяя погаснуть. Считается, что если точка выбрана правильно, то горящая чага должна отскочить с легким треском от образовавшегося пузыря. Затем бумагу убирают. Процесс повторяют до тех пор, пока чага не перестанет отскакивать. Тогда пепел прижимают кончиком ножа и оставляют. Кожа перед прижиганием не обрабатывалась, а после образования ожога повязка не накладывалась. Та же лесная ненка Светлана Пяк рассказывала, что в детстве у нее сильно болела рука. С помощью чаги в двух местах в области запястья ей сделали прижигание. С тех пор рука не болела, но следы от ожогов сохранились.
Для оказания неотложной помощи при обморочных состояниях используют еще один древний способ — надавливание кончиков пальцев рук или ног пострадавшего.
При простуде или болезнях суставов лесные ненцы прикладывали к груди, спине, суставам компрессы из прокаленного песка, насыпанного в мешочек.

Воспитатель:  Из истоков народного лечения, у нас остался нерассмотренным раздел «Лечение шаманством», я думаю всем будет интересно узнать про этот таинственный, магический обряд.

Лечение заболеваний, возникновение которых можно объяснить видимой причиной (травма, обморожение, ожог), чаще всего было рациональным. Но при большинстве внутренних и психических заболеваний, причины которых лесным ненцам были непонятны, обращались за помощью к служителям культа, шаманам, выполнявшим наряду с другими функциями и роль врачевателей, отпугивающих приносящих болезни духов. Сеанс камлания* происходил обычно вечером, в полутьме у разведенного очага под звуки бубна и продолжается в течение нескольких часов. Камлание, как правило, сопровождалось вхождением шамана в состояние транса. Очень часто для этой цели шаманы использовали мухоморы, которые сушили на солнце, мелко крошили, а затем размешивали в воде и проглатывали. Чтобы усилить действие мухоморов, кусочки сушеных грибов жевали вместе с табаком, запивая небольшим количеством воды. Для помощи больным шаманы применяли различные средства, при этом основным условием лечения являлось воздействие на психику больного и установление полного доверия к целителю. Для этого использовались ритуальные маски (из дерева, бересты, сукна, металла) и световые эффекты. Ритмичные удары в бубен, заклинания, пение, одурманивающий аромат сжигаемого багульника или чаги должны были помочь отвратить от больного преднамеренные козни злых духов.

Как правило, шаманы в своей практике использовали знания физиологии и анатомии человека, лекарственные средства различной природы и приемы врачевания: прижигания, массаж, психотерапию. При этом главным терапевтическим фактором являлось гипнотическое внушение, применяемое шаманами в различных формах, способствовавшее мобилизации защитных сил организма больного, укрепляющее его веру в выздоровление. Общение шамана с духами - камлание - происходит в состоянии транса. Однако во время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на сеансе, и нередко поясняет, где в данный момент он находится и что видит. Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физические силы. Важную роль при этом играет бубен, из которого шаман с помощью колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт. Непременными атрибутами шамана являлись его духи-помощники - лунги. Они могли иметь облик зверей или птиц, в них заключалась сила шамана. Обладание духами, умение общаться с ними было одной из главных черт проявления шаманского дара. Считалось, что чем больше духов-покровителей, тем сильнее шаман.
Предметы, которые сопровождают действа шамана, называют его двойниками. Это относится как к бубну, так и к костюму. Полный шаманский костюм включает в себя плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головной убор. Головной убор состоит из двух предметов: шапочки и прямоугольной формы продольной накладки со свисающими по обе стороны бисерными нитями. Их около 45, они разной длины, с кольцами и бубенцами на концах, таких колец около 50, многие из них с инициалами и надписями. Семь коротких белых бисерных нитей, заканчивающихся кольцами, свисают со лба. По длинным бисерным подвескам, пришитым сзади, в шамана вселялись духи, которые уносили его к Торуму, где он узнавал исход болезни.
При камлании глаза шамана прикрывались низко спускающимися литыми подвесками ромбической формы с зигзагообразными краями. Вполне вероятно, что это символизировало его внутреннее зрение, интуитивные знания.
Излечивая больного, шаман часто извлекал из того или иного участка его тела духа-носителя болезни в виде червяка, ящерицы и т.д. Известен случай, когда шаман был приглашен к больному юноше, у которого болела шея и не поворачивалась голова. Шаман велел погреть над костром бубен, потом в песне стал хвалить Торума и бил в бубен часов с десяти утра до четырех дня. Потом стал щупать шею мальчика, но тот сказал, что болит в другом месте. Шаман ответил, что он сам знает, где нужно щупать. Затем он попросил блюдце и выдавил на него небольшой комочек с горошину, который дал всем потрогать. Причем тот сначала был мягким, а затем стал твердым как камень. Шаман его тут же съел: поскольку духи бессмертны, то единственным средством их уничтожения считалось поедание их шаманом или его духом-помощником. Юноша вскоре выздоровел. Некоторые шаманы не извлекали духа, а его пожирал дух-помощник - змея, изображение которой имелось на колотушке, поэтому требовалось прикоснуться колотушкой к больному месту.

Воспитатель: Вот мы и закончили рассматривать истоки народного лечения ненцев. Узнали очень много нового и интересного. Услышали новые слова, такие как эфирные масла, дубильные вещества, витамины, фитонциды, микро- и макроэлементы. Что это за слова? Кто может объяснить значение этих слов? Значение этих слов нам могут объяснить врачи, сотрудники научных институтов, академики и профессора. Но в самом начале нашего мероприятия я обещал познакомить Вас с одной профессией, которая жизненно важна для всех нас. Кто догадался и сможет назвать мне эту профессию?  Совершенно верно, спасибо.

Фармакология – древнейшая из наук, первые систематизированные сведения о лекарствах были "опубликованы" в папирусе Эберса в XVI–XVII веках до н.э. в Древнем Египте, то есть примерно 3700 лет назад. В 372–287 годах до н.э. врач Теофраст из Греции описывает более 300 лекарственных растений, а в I веке н.э. Диоскорид составляет первую Materia medica (синоним науки о лекарствах до XIX века, сохранившийся и в настоящее время в этом значении для названия гомеопатических лекарственных справочников). Кроме того, эта дисциплина одна из самых трудных – была, есть и будет. Арсенал используемых лекарственных средств увеличивается постоянно, что создает определенные проблемы для обучения.

Поэтому, в отличие от многих учебных дисциплин, фармакологию нельзя выучить "один раз и навсегда". Ее приходится учить и учить – по справочникам, по Интернету…

Это объяснимо, ведь прежде чем давать советы, провизор-фармацевт должен сам стать знатоком препаратов, их возможных побочных действий, противопоказаний, уметь правильно и квалифицированно подобрать замену, дозу. Объем знаний по клинической фармакологии и фармакотерапии, медицинской этике и психологии должен быть соответствующим, кругозор провизора в области лекарственных препаратов намного шире, чем у любого врача.

И этим активно пользуются посетители аптек. Как известно, некоторые из них приходят к окошку фармацевта без всякого рецепта, зато с жалобами на здоровье. Статистика гласит, что молодежь и люди среднего возраста обращаются к врачам только в самых крайних случаях, а чаще они идут за консультацией именно в аптеку. Конечно, провизор-фармацевт не имеет права проводить диагностику или выписывать рецепты, но дать грамотный совет обязан.

Но в любом случае участие, понимание и внимание к посетителю – ключевые понятия в этой профессии. У хорошего фармацевта постепенно складывается своя клиентская база, именно она – "знак качества" его работы.

Кадровый голод вызывает повышенную заботу о молодых специалистах. Сетевые аптеки с удовольствием принимают на работу студентов-старшекурсников, предлагают им гибкий график, создают собственные корпоративные программы профессионального обучения и повышения квалификации, проводят тренинги по различным темам – начиная с изучения новых фармпрепаратов и заканчивая психологией поведения и работой с клиентом. Ведь именно от того, как фармацевт разговаривает с покупателями, порою зависит рейтинг популярности аптеки.

Разрастание аптечных сетей вызвало резкую нехватку профессиональных кадров. Дело в том, что вузов, выпускающих провизоров-фармацевтов, в стране не так много, и на специалистов в этой области идет настоящая охота. Столичные аптеки активно набирают их даже из других регионов страны, много предложений на интернет-сайтах и в газетах. Одним словом, проблем с трудоустройством у фармацевтов нет.

Зарплата для начинающих в Москве – $500–600, в переводе на рубли, примерно 17 – 19 тысяч рублей. Впрочем, если учесть все надбавки, переработки, стаж, ночные смены, квалификацию – набегает много. Бывают случаи, когда рядовой специалист получает зарплату на "директорском уровне". Конечно, для этого ему приходится хорошо потрудиться. А перед этим, хорошо учиться в школе, и поступить в соответствующее учебное заведение.

Скажите, пожалуйста, Вам понравилось мероприятие?

Что нового вы узнали из жизни коренных народов севера и что запомнилось?

А на летних каникулах будете рассказывать родителям о полученных знаниях?

Но запомните, ни когда самостоятельно, не пытайтесь приготовить различные отвары, мази и так далее. Это должен делать квалифицированный специалист, скажите, как называется эта профессия?