В помощь учителю - "Преобразующая сила музыки"

Дата публикации:
Автор:
Мыцикова Ада Михайловна

Преобразующая сила музыки

__________________________________________________________

М.МАТВЕЕВ «МАТУШКА, ЧТО ВО ПОЛЕ ПЫЛЬНО?»

ЖАК БРЕЛЬ «ВАЛЬС О ВАЛЬСЕ»

РАЗМЫШЛЯЕМ: как  музыка воздействует на чувства человека, от чего это зависит?

содержание произведения

манера исполнения

средства музыкальной выразительности

  ШАНСОНЬЕ – французский эстрадный певец, как правило, сам сочиняющий слова и музыку, исполняемых им песен.

Даже если музыка С.С.Прокофьева исполняется без объявления, ее всегда узнаешь, потому что мелодии ее необычны; звукосочетания и ритмы поражают наш слух свежестью, новизной.

С.ПРОКОФЬЕВ ОПЕРА «ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ»

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «ЗЕЛЕНАЯ РОЩИЦА»

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ СИМФОНИЯ №6.

СИМФОНИЯ - (созвучие) цикл из четырех частей, которые воплотили в себе разные стороны человеческой жизни.

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ «СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ВАЛЬС» фа минор

РАЗМЫШЛЯЕМ: к какому типу музыкальных произведений относится эта  пьеса; может ли она  оказать на человека такое же влияние, какое музыка из симфонии П.И.Чайковского оказывала на хирурга С.Юдина, и в чем здесь будет очевидное различие; что эти пьесы сближает, а что отличает одну от другой?

«Оперы, балеты, симфонии, изящные, небольшие пьески – Чайковский во всем был величайшим художником, певцом русской природы, музыкантом, тонко и глубоко чувствующим душу страдающего и любящего человека».

«В одном из варшавских костелов есть каменная колонна – в ней навеки поместили сердце Шопена, который жил вдали от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Его называют «поэтом фортепиано…» В мелодиях его многочисленных вальсов, мазурок, баллад слышатся отголоски польских народных танцев и напевов».

ФРИДЕРИК ШОПЕН ВАЛЬС №14

что эти пьесы сближает, а что отличает одну от другой?

ПЕСНИ, КОТОРЫЕ МОЛЧАТ, СТАНОВЯТСЯ ОРУЖИЕМ В БОРЬБЕ!

МИКИС ТЕОДОРАКИС «НА ПОБЕРЕЖЬЕ ТАЙНОМ», «Я – ФРОНТ»

«МУЗЫКА ДОЛЖНА ВЫСЕКАТЬ ОГОНЬ ИЗ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА».

                                                                  Л.БЕТХОВЕН

Вся жизнь – борьба! Он был революционером в музыке, каждая строка его сочинений была неожиданной, потрясающей ум и сердце. В самом расцвете творчества его сразил страшный удар – он оглох… Но он продолжал  работать и бороться с судьбой. И вышел победителем! Герой музыки Бетховена – сильный, мужественный и великодушный человек, борец и победитель.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН  ПЯТАЯ СИМФОНИЯ.

ТУТТИ – (все) исполнение всеми инструментами оркестра одновременно.

РАЗМЫШЛЯЕМ:чешскому антифашисту Юлиусу Фучику и его соратникам музыка симфонии помогала в борьбе с врагом; почему именно к этому произведению обращались узники фашистской тюрьмы?

Э.Делакруа «Свобода на баррикадах»

Величественная победная музыка Пятой симфонии Бетховена вызывает в нашем воображении сцены борьбы и победы.

ВЫВОД: СПОСОБНОСТЬ МУЗЫКИ, ДАЖЕ ПРОСТОЙ ПЕСНИ, ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА – ВЕЛИЧАЙШАЯ СИЛА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

«Море звуков заполняет класс,

Сильно, мощно, благородно.

И торжественно и гордо

Музыка звучит сейчас!»

 Он был величайшим мастером полифонии, его хоралы потрясают возвышенным звучанием. Среди органистов ему не было и нет равных. «Бах» - по-немецки означает «ручей». «Не ручей – морем он должен называться», - сказал о нем Бетховен.

                                      ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

 ОРГАННАЯ  ФУГА СОЛЬ МИНОР.

ФУГА (бег, движение) музыкальный разговор нескольких равных и очень вежливых собеседников. Это форма полифонической музыки.

ПОЛИФОНИЯ – (многоголосие) нет деления на главный голос и аккомпанемент.

Помимо музыки для органа, оркестра, отдельных инструментов, Бах создал огромное количество вокальных сочинений – «ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ». Бах, будучи любителем кофе, который в Германии 18 столетия считался роскошью, очень любил встречаться с друзьями в кофейнях. Так появилась «Кофейная кантата».

СРАВНИТЕ МУЗЫКУ БЕТХОВЕНА С МУЗЫКОЙ БАХА.

И.-С.БАХ «ПРЕЛЮДИЯ №8 МИ МИНОР

Л.БЕТХОВЕН СОНАТА №20 – «МЕНУЭТ»

ВЫВОД: У БАХА ПРЕОБЛАДАЕТ ПОЛИФОНИЯ, У БЕТХОВЕНА – ГОМОФОНИЯ (музыка, в которой ясно слышна главная мелодия в одном голосе, а аккомпанемент в других голосах).

Великие композиторы всегда стремились к тому, чтобы их музыка помогала людям, оказывала благотворное влияние на жизнь.

И.-С.Бах стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства, веру в силу человеческого разума и человеческих чувств.

ВСПОМНИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И.-С.БАХА

Высокая месса си минор

Органная фуга

-   «Весенняя песня»

Л.Бетховен стремился своей музыкой сделать человека сильным, мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды.

ВСПОМНИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.БЕТХОВЕНА

Увертюра «Кориолан»

Пятая симфония

«Сурок»

П.И.Чайковский мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «подпору и утешение». Вся его музыка проникнута любовью к человеку, пониманием его переживаний.

ВСПОМНИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ П.И.ЧАЙКОВСКОГО

               -   «Сентиментальный вальс» фа минор

балеты «Щелкунчик», Лебединое озеро», «Спящая красавица»

Детский альбом

«Времена года»

Шестая симфония

Первый концерт для фортепиано с оркестром

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1.  Привести примеры яркого воздействия музыки на людей

Фуга, полифония, тутти – определение, примеры

Назовите автора музыки: Органная фуга соль минор, Симфония №5, Вальс №14, «На побережье тайном», «Сентиментальный вальс».

Почему музыка Баха, Бетховена, Чайковского не стареет и популярна в наши дни?

Каждый настоящий художник – творец в любой области искусства, если он живет мыслями, чувствами, интересами своего народа, обязательно выразит в своих творениях эти мысли, идеи, чувства, выразит так, что мы это увидим, услышим, почувствуем и поймем.

Французский поэт Клод Жозеф Руже де Лиль изображен здесь поющим «Марсельезу» - свое сочинение, которое в 1879 году было утверждено в качестве государственного гимна Франции.

РУЖЕ ДЕ  ЛИЛЬ «МАРСЕЛЬЕЗА»

Д.Б.КАБАЛЕВСКИЙ «МАЛЕНЬКИЙ РЕКВИЕМ»

РЕКВИЕМ – (вечный покой)вокально-симфоническое или инструментальное произведение, посвященное памяти погибших (умерших), скорбно-возвышенного, сосредоточенного характера.

Со времени Моцарта реквием утрачивает культовый – церковный – характер. Впоследствии текст реквиема пишется не только на латыни, но и на других языках (Немецкий реквием Брамса, Военный реквием Б.Бриттена)

 Дмитрий Борисович Кабалевский написал свое вокально - симфоническое сочинение на стихи Р.Рождественского. Реквием     Кабалевского  посвящен тем, кто погиб в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Он проклинает войну,          призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей.

«- Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

Пусть сильнее грянет буря!..»

М.Горький.

Романтический, мятежный дух пронизывает многие произведения разных видов искусств. Взволнованность, напряженность, драматизм, пафос окрашивают  произведения С.РАХМАНИНОВА КОНЦЕРТ №2 для фортепиано с оркестром  и А.СКРЯБИНА ЭТЮД №12.

СКРЯБИН Александр Николаевич- русский композитор и пианист. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии;развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света.

Из трехлетнего кругосветного плавания Н.А.Римский-Корсаков привез твердое желание стать композитором. Былинный певец и гусляр Садко, нежная Снегурочка оживают в музыке великого мастера оперы. Оркестр его звучит, играя изумительными красками; а прекрасная морская стихия, пожалуй, никем не передавалась в музыке так ярко, как это умел делать бывший морской офицер Н.А.Римский-Корсаков.

Примером сатиры в музыке является опера Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»- ШЕСТВИЕ по сказке А.Пушкина. Сила воздействия этой музыки была такова, что ее запретили ставить в театре.

ВСПОМНИТЕ ФРАГМЕНТЫ  ОПЕРЫ «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»:

тема Звездочета

тема царя Додона

тема Петушка

ВЫВОД: МУЗЫКА МОЖЕТ ВЫРАЖАТЬ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, В НЕЙ МОГУТ БЫТЬ ВОПЛОЩЕНЫ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ПОЭТОМУ ОНА ОЧЕНЬ ПО-РАЗНОМУ СПОСОБНА ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА НАС, НА ЛЮДЕЙ, А ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ – НА ЖИЗНЬ.

 ЖИЗНЬ НЕ ТОЛЬКО РОЖДАЕТ МУЗЫКУ, НО И ИСПЫТЫВАЕТ НА СЕБЕ ЕЕ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ.

 Он – музыкант-легенда! Публика приходила в неистовый восторг, когда смычок великого  итальянского скрипача касался струн.

  Искусство его было столь необычно, что приписывалось дьявольской силе, а самого маэстро считали учеником дьявола. Зато

 настоящие музыканты, смеясь над нелепыми слухами, учились у НИККОЛО ПАГАНИНИ музыкальной смелости и изобретательности, неудержимой страстности и потрясающему виртуозному мастерству, которое великий итальянец добыл огромным неустанным трудом.

Шестая («Патетическая») симфония П.И.Чайковского впервые прозвучала в Петербурге 16/28 октября 1893 года, за девять дней до кончины  композитора. Дирижировал автор. В этом произведении раскрыта вечная тема творчества Чайковского – тема порывов человека к счастью и его недостижимость. Однако в Шестой симфонии она звучит с особой трагической силой. Музыка этого произведения проникнута мыслями о смерти, сознанием трагического конца. Поэтому, в частности, так необычна последняя часть симфонии. Она идет в медленном темпе и напоминает по своему настроению Реквием. В то же время ни в одной другой симфонии Чайковского не раскрыто с такой страстностью чувство протеста личности против жизненного зла, неприятия ею смерти. Именно этот исключительно напряженный тон, которым насыщено произведение, дал Чайковскому основание назвать симфонию «Патетической».

 Картина И.К.Айвазовского «Кораблекрушение» передает  мятежное настроение симфонии, пронизанной                              подлинным трагизмом.

«Прекрасное прекрасней во сто крат

Увенчанное правдой драгоценной».

В.Шекспир.

М.ГЛИНКА ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН» - АРИЯ СУСАНИНА, ХОР «СЛАВЬСЯ»

В.СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ»

РАЗМЫШЛЯЕМ:какими художественными средствами  воспользовались композиторы, чтобы передать:

мужественную скорбь, печаль, тревогу, волнение и вместе с тем уверенность  в арии Сусанина

радость, торжество народа в хоре «Славься»

лирическую задушевность баллады?

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

широкая распевная мелодия

ниспадающие интонации

постепенное движение от высокого, светлого регистра до низкого, сумрачного

минорный лад, медленный темп

тихое звучание

мелодия в духе русских величальных песен

симфонический и духовой оркестры

звучание колоколов

маршевый характер песни

манера исполнения песни

ВЫВОД: ЖИЗНЕННАЯ  ПРАВДА НЕОТДЕЛИМА ОТ ПРАВДЫ ИСКУССТВА, ТАК ЖЕ КАК КРАСОТА ИСКУССТВА НЕОТДЕЛИМА ОТ ЖИЗНЕННОЙ КРАСОТЫ.

В чем  сила музыки…

Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Первоначально под такую музыку лишь танцевали, потом стали ее слушать. Оказалось, что это может доставить большое удовольствие – не меньшее, чем танцы.

В музыке Баха передано все богатство и разнообразие чувств. Есть у него произведения и радостные, и печальные, и сосредоточенно-раздумчивые, и несущиеся, как стремительный поток, есть у него музыка трагическая, а есть шутливая, танцевальная.

И.С.БАХ СЮИТА №2 – «ШУТКА»

СЮИТА – (последовательность) многочастная форма инструментальной музыки, состоящая из нескольких пьес танцевального склада, объединенных общим замыслом.

Сюита Баха состоит из семи частей: Увертюра, Рондо, Сарабанда, Буррэ, Полонез с вариацией, Менуэт, Шутка.

В музыке мы очень часто встречаемся с разного рода обработками, переложениями.

ВСПОМНИТЕ:

«Во поле береза стояла» - 4 симфония П.И.Чайковского

«Жаворонок М.И.Глинки – Пьеса М.А.Балакирева

Много обработок делается для сочинений Баха.

«ШУТКА»В ИСПОЛНЕНИИ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «СВИНГЛ СИНГЕРЗ»

СРАВНИТЕ МУЗЫКУ БАХА И СТРАВИНСКОГО

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ СЮИТА №2 – «МАРШ», «ВАЛЬС», «ПОЛЬКА», «ГАЛОП».

ВЫВОД: Сочинения абсолютно не похожие одно на другое. И все же их можно поставить в один ряд – в ряд произведений, жизненным содержанием которых является юмор, шутка, баловство, веселая улыбка.

Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части – прелюдии, ария, каприччио, рондо.

В более позднее время (первая половина 19 века) большое распространение получили сюиты другого типа – «Картинки с выставки» М.Мусоргского – собрание пьес, передающих впечатления композитора от выставки художника В.Гартмана. А оркестровые сюиты П.И.Чайковского не связаны с конкретной программой, но и не танцевальны.

С.ПРОКОФЬЕВ СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА «ЗИМНИЙ КОСТЕР» - «ОТЪЕЗД».

Сюита написана на стихи С.Маршака,  рассказывает о   загородной поездке  школьников в зимние каникулы.  Сюита состоит из восьми контрастных частей: «Отъезд», «Снег за окном», «Вальс на льду», «Костер», «Пионерский сбор», «Зимний      вечер», «Походный марш», «Возвращение».        

Исполнители – симфонический оркестр, хор мальчиков и чтецы. Музыка и стихи дополняют друг друга и производят впечатление своей бодростью, ясностью, конкретными образами, светлым и радостным настроением.

Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных или оперных отрывков –

ЭДВАРД  ГРИГ СЮИТА «ПЕР ГЮНТ»

Р.ЩЕДРИН «КАРМЕН-СЮИТА»

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ «ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!» - СЮИТА  ИЗ МУЗЫКИ К КИНОФИЛЬМУ.

В сюите шесть частей: «Уральский напев», «Частушка», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь», «Время, вперед!».

Последняя часть сюиты представляет собой музыкальное воплощение безостановочно бегущего времени. Это исключительно яркая находка композитора снискала себе самую широкую известность. «Время, вперед!» также является и увертюрой к одноименному кинофильму.

Искусство связано  с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.

А.ЗАЦЕПИН «ТЫ СЛЫШИШЬ, МОРЕ?»

Среди русских композиторов очень хорошо знал, чувствовал и мог передать красоту природы в музыке Н.А.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. Из всех его произведений на первое место может быть поставлена одна из самых поэтичных опер – «СНЕГУРОЧКА», написанная на сюжет сказки А.Островского. Сам композитор назвал ее «Весенней сказкой».

-   Ария Снегурочки (исполняет колоратурное сопрано)

-   Песня Леля (исполняет низкий женский голос меццо-сопрано)

-   Сцена таяния Снегурочки

ВСПОМНИТЕ ТЕРМИНЫ:

АРИЯ

ОПЕРА

Колоратурные пассажи Снегурочки, развивающиеся из интонации ауканья, воспринимаются как «голос природы». Реальность переплетается со сказкой.В музыке оперы звучат отголоски русских народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц.                                        

                                                                                    В.Васнецов « Снегурочка»

СРАВНИТЕ МУЗЫКУ АРИИ ИЗ 1 ДЕЙСТВИЯ СО СЦЕНОЙ ТАЯНИЯ СНЕГУРОЧКИ

-раскрывается основная тема оперы – перерождение холодной Снегурочки под влиянием могучей жизненной силы  - любви.

СОПОСТАВЬТЕоперу «Снегурочка с оперой «Садко»

ВЫВОД:В ОСНОВЕ ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ – ТОРЖЕСТВО ИСКУССТВА, СИЛА ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. ТОРЖЕСТВО ЗАКОНОВ ЖИЗНИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, В ПРОСЛАВЛЕНИИ МОГУЧЕЙ ПРИРОДЫ – ИСТОЧНИКА ЖИЗНИ И ЛЮБВИ, В ПРОСЛАВЛЕНИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

Одной из важнейших особенностей всех выдающихся композиторов является широта их взгляда на мир и, как следствие, широта жизненного содержания их музыки.

«Какая глубина,

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь!»

                                 А.Пушкин «Моцарт и Сальери»

  Когда он был пятилетним ребенком, слава его  гремела по всей стране…Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он  легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье  назвала Моцарта  академиком в 14 лет, хотя по уставу моложе 20 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в Большого Гения, мир узнал и полюбил «солнечного маэстро».

Он – сама музыка, имя австрийского маэстро – символ красоты и гармонии.

Несмотря на короткую жизнь (Моцарт прожил неполных 36 лет), композитор создал множество произведений во всех существовавших в его эпоху жанрах и формах.

ВСПОМНИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЦАРТА

-«РОНДО В ТУРЕЦКОМ СТИЛЕ»

-«ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ФРАНЦУЗСКОЙ ПЕСНИ

     - ТЕМА СИМФОНИИ №40

Музыка ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА (1756 – 1791) может  вызвать в слушателях не только радостную улыбку, но и горькую, печальную слезу.

«МАЛЕНЬКАЯ НОЧНАЯ МУЗЫКА» (СЮИТА ДЛЯ СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ) – «РОНДО»

«РЕКВИЕМ» - «LACRIMOSA» (СЛЕЗНАЯ)

Кончался 1791 год. Вечером 4 декабря к больному и ослабевшему Моцарту пришли друзья. Моцарт попросил, чтобы ему принесли неоконченную партитуру «Реквиема». Он хотел услышать эту музыку в живом исполнении. И вот, окружив лежащего в постели Моцарта, вместе с ним они поют с листа заупокойную мессу. Внезапно голос Моцарта дрогнул, он разрыдался и отложил партитуру в сторону…

ВЫВОД: «ВОЙТИ В МИР» ТАКОГО КОМПОЗИТОРА, КАК МОЦАРТ, - ЭТО ЗНАЧИТ -  ВОЙТИ В МИР СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ, ПЕРЕЖИВАНИЙ И САМОМУ ПРОНИКНУТЬСЯ МНОГООБРАЗИЕМ ЭТИХ ЧУВСТВ, ИХ ГЛУБИНОЙ И СЕРДЕЧНОСТЬЮ.

Никто из больших музыкантов не отдавал столь щедро свой талант детям, как автор песни «Наш край» и рассказов-бесед о музыке, которые называют «музыкальной школой Кабалевского»…

 Молодежи сегодняшнего дня посвящен КОНЦЕРТ №3 для фортепиано с оркестром Д.Б.КАБАЛЕВСКОГО.

             КОНЦЕРТ -(состязание) произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста (солистов) противопоставлена красочному звучанию оркестра

Другое значение термина концерт означает такое исполнение музыкальных произведений, на котором присутствует публика.

 Концерты могут быть разные: симфонические и камерные, хоровые и эстрадные, сольные и смешанные.

ВСПОМНИТЕ УКРАИНСКУЮ ПЕСНЮ «ВЕСНЯНКА»

В Москве каждые четыре года устраиваются Международные конкурсы молодых пианистов имени П.И.Чайковского. В заключительном туре этого конкурса каждый его участник должен сыграть с оркестром Концерт №1 Чайковского.

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ

РАЗМЫШЛЯЕМ: есть ли «состязание» в Концерте№1, кто же оказался победителем?

-Солист соревнуется с оркестром непрерывно, на протяжении всего концерта, но Чайковский умело и талантливо использует все возможности и фортепиано, и оркестра и достигает в результате их слияния, полнейшего «равновесия».

И солист, и симфонический оркестр объединились и вместе воспевают красоту, богатство и силу человека, красоту, богатство и силу самой жизни!

В.САЛМАНОВ КОНЦЕРТ ДЛЯ СМЕШАННОГО ХОРА «ЛЕБЕДУШКА» - 4 ЧАСТЬ «УВЕЛИ НАШУ ПОДРУЖКУ»

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКИ:

прием речевой декламации

распевность в партии солиста(тенор)

шепот хоровых голосов

исполнение без сопровождения – a capella

ВЫВОД: В ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ИСКУССТВА, В СПОСОБНОСТИ ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ ЛЕЖИТ ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ. ИМЕННО ЭТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКУ БЕССМЕРТНОЙ, НЕОБХОДИМОЙ КАЖДОМУ.

ВСПОМНИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.РАХМАНИНОВА:

«ИТАЛЬЯНСКАЯ ПОЛЬКА»

КОНЦЕРТ №3 ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ

«ВОКАЛИЗ»

КОНЦЕРТ №2 ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ

Его музыка стоит в одном ряду с прославленными именами пианистов-композиторов Ф.Листа и Ф.Шопена.

С.РАХМАНИНОВ «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ» - РОМАНС НА СТИХИ Ф.ТЮТЧЕВА

СОПОСТАВЬТЕ:

М.ГОРЬКИЙ «ВЕСЕННИЕ МЕЛОДИИ»

В саду, за окном моей комнаты, по голым ветвям акации прыгают воробьи и оживленно разговаривают, а на коньке крыши соседнего дома сидит почтенная ворона и, слушая говор серых птичек, важно покачивает головой. Теплый воздух, пропитанный солнечным светом, приносит мне в комнату каждый звук, - я слышу торопливый и негромкий голос ручья, слышу тихий шорох ветвей, понимаю, о чем воркуют голуби на карнизе моего окна, и вместе с воздухом мне в душу льется музыка весны.

А.РЫЛОВ «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

  А.РЫЛОВ  «ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ»

ВЫВОД:У РАХМАНИНОВА ПРИРОДА БУЙНАЯ, СЛОВНО ВОСТОРЖЕННЫЙ ГИМН ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ ВЕСНЕ, ГИМН РАДОСТИ, ГИМН ОБНОВЛЕННОЙ ЖИЗНИ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ, КАЖДОЕ СВОИМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ПЕРЕДАЮТ КРАСОТУ ОБНОВЛЕНИЯ МИРА.

Музыка не имеет границ, хотя музыка народов Европы зачастую совершенно не похожа на музыку Востока.

ФАРУЗ БАХОР «МАРАКАНДА»

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКИ:

острый ритм

танцевальность

короткие попевки

низкие звуки у скрипок

высокие звуки у духовых (медные, деревянные)

множество ударных

Все это рисует картину радостного праздничного торжества.

                                     …Именно он, Иоганн Штраус-сын,

                                     унаследовавший талант отца, стал

                                     «королем вальса». «Сказки Венского леса»,

                                    «На прекрасном голубом Дунае» - эти

                                     упоительные вальсы будут жить столько,

                                       сколько жива сама музыка…

ИОГАНН ШТРАУС  ВАЛЬС ИЗ ОПЕРЕТТЫ «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ».

Вот уже более двух веков живет и пользуется неизменной  любовью увлекательный и вечно юный танец – вальс.

ВАЛЬС  - танец, который танцуют парами – кружась, вращаясь.

СРАВНИТЕТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ ВАЛЬСА ШТРАУСА И ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ «МАРАКАНДЫ» БАХОРА.

ВЫВОД: УДИВИТЕЛЬНО ПРАВДИВО ПЕРЕДАЕТ МУЗЫКА ЭТИХ КОМ-ПОЗИТОРОВ КРАСОТУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. В ЭТОМ, И ПРАВДА,

 И КРАСОТА ИХ МУЗЫКИ.

КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК -                                                             

                                    ОПЕРА «ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА»- МЕЛОДИЯ

                                            Ф.ШУБЕРТ «AVE MARIA»

                                            Н.ПАГАНИНИ «КАПРИС»

                                            В.МОЦАРТ ФАНТАЗИЯ РЕ МИНОР

Музыку рождает жизнь, каждое музыкальное произведение независимо от его жанра и масштабов отражает жизнь, хоть малую ее частицу. Но только тогда, когда жизненное содержание воплощено в музыкальном произведении талантливо и мастерски, возникает настоящее произведение искусства. Только тогда музыка может оказать влияние на человека и тем самым выполнить свою преобразующую роль.

Музыка не только отражает жизнь, но и обогащает ее, обогащает людей, значит, и каждого из нас, наши сердца и наш ум, даже если мы не всегда сами это замечаем.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

Какой известной музыкой начинается программа на ПЕРВОМ КАНАЛЕ?

Попробуйте логически связать два произведения: Лакримоза; ария Сусанина

Как вы объясните преобразующую силу музыки в опере «Снегурочка» - сцена таяния Снегурочки?

Каков состав исполнителей музыки Баха «Шутка»: оригинал и в обработке?

Что такое сюита, концерт?

Привести примеры воздействия музыки на человека.

Орфей, играющий на лире.

 Роспись древнегреческой вазы.