В помощь учителю - "Связь музыки, литературы и изобразительного искусства"
- Дата публикации:
- Автор:
- Мыцикова Ада Михайловна
Музыка и литература
«ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ,
ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ»
ВОКАЛИЗ –мелодия, которая поется голосом без слов
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ
«ВОКАЛИЗ»
Композитор сочинил мелодию специально (для высокого женского голоса – сопрано в сопровождении фортепиано), но без слов. Мелодия этого вокализа так красива, что ее хочется«пропеть» на разных инструментах. Были сделаны переложения «Вокализа» для скрипки, для виолончели, а сам Рахманинов переложил его для оркестра струнных (самых певучих!) инструментов.
ВСПОМНИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.В.РАХМАНИНОВА: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, Итальянская полька
Музыка 3-го концерта близка картине И.Левитана «Русь»
ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ -различные композиторы нередко писали сочинения для разных инструментов (не для пения!) и называли их «Песнями без слов». В них настолько певучие мелодии, что при исполнении мы ясно слышим, словно главный голос поет мелодию, а остальные - аккомпанируют. Иногда к главному голосу присоединяется второй, и они оба поют дуэтом, как это бывает в настоящих песнях.
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ «ГРУСТНАЯ ПЕСЕНКА»
ВСПОМНИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ П.И.ЧАЙКОВСКОГО:
- Детский альбом
- Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»
- Концерт №1 для фортепиано с оркестром
- Времена года
РАЗМЫШЛЯЕМ: «ЧТО ВАЖНЕЕ В ПЕСНЕ – МЕЛОДИЯ ИЛИ СЛОВА?», «ЧТО В ЧЕЛОВЕКЕ ВАЖНЕЕ – УМ ИЛИ СЕРДЦЕ?», «ДА РАЗВЕ Ж ОНИ ПОРОЗНЬ СУЩЕСТВУЮТ?»
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА предназначена для пения с аккомпанементом музыкальных инструментов или без сопровождения; соло в ансамбле или хором. К вокальной музыке относятся песни, романсы, хоры, кантаты, оратории, оперы.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА звучит в исполнении каких-либо инструментов или даже целого оркестра.
Известно множество примеров, когда мелодия, сочиненная со словами, превращалась в инструментальную мелодию: «Во поле береза стояла» в финале Симфонии №4 П.И.Чайковского, «Наш край» в фортепианном концерте Д.Кабалевского.
Русский композиторМИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ сочинил фортепианную пьесу «ЖАВОРОНОК», в которой мы отчетливо слышим две вариации на мелодию песни «ЖАВОРОНОК» М.И.ГЛИНКИ. У пьесы стало как бы два автора.
Примерами превращения песенной мелодии в мелодию инструментальную стали песни Великой французской революции (1787-1799) «Са Ира» и «Карманьола», которые русский композиторН.МЯСКОВСКИЙ использовал в финале своей
СИМФОНИИ №6.
КАНТАТА – произведение в нескольких частях для хора, солистов и оркестра. Д.Кабалевский «Песня утра, весны и мира»
С.Прокофьев «Александр Невский»
Э.Бальсис «Не смейте трогать голубой глобус»
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ «ПОЭМА ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»
2 ЧАСТЬ, СМЕШАННЫЙ ХОР «ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ»
ВЫВОД: ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВДОХНОВЛЯЮТ НА ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ.
ЛИБРЕТТО – литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения; краткий пересказ содержания оперы, оперетты, балета, мюзикла.
Либретто определяет главную тему, содержание и смысл всего сочинения.
В оперных либретто определены последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения, их развитие, а также слова для пения. Основу оперных либретто в большинстве случаев составляют известные литературные произведения
.
ВСПОМНИТЕ БАЛЕТЫ П.ЧАЙКОВСКОГО, БАЛЕТ С.ПРОКОФЬЕВА «ЗОЛУШКА», БАЛЕТ Р.ЩЕДРИНА «КОНЕК-ГОРБУНОК», БАЛЕТ К.КАРАЕВА «ТРОПОЮ ГРОМА», ОПЕРУ М.КОВАЛЯ «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ», ОПЕРУ Н. РИМСКОГО-КОРСАКОВА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.
Он написал 15 опер, и большинство из них – на сюжеты сказок, былин, народных сказаний. Например, опера-былина «САДКО».
«КОЛЫБЕЛЬНАЯ ВОЛХОВЫ» - морской царевны.
Песня Садко «ЗАИГРАЙТЕ, МОИ ГУСЕЛЬКИ»
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА
ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» -
СЦЕНА НАИНЫ И ФАРЛАФА.
В стремительной арии, построенной в форме рондо, Глинка, используя прием скороговорки, высмеивает спесь и
бахвальство Фарлафа.
АРИЯ- музыкальная характеристика персонажа оперы.
РОНДО – (круг) несколько эпизодов с постоянным повторением основного
«Классное рондо», «Крокодил и Чебурашка»
АРАМ ХАЧАТУРЯН БАЛЕТ «ЧИПОЛЛИНО»
ВЫВОД:МУЗЫКА ПОМОГАЕТ НАМ ГЛУБЖЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ ХАРАКТЕР И НАСТРОЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ, ОБОГАЩАЕТ ИХ ОБРАЗЫ.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ:
- ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
- СТРЕМЛЕНИЕ РЕЧИ И МУЗЫКИ ИДТИ НАВСТРЕЧУ
- ПАУЗЫ, ПОВЫШЕНИЕ И ПОНИЖЕНИЕ МЕЛОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ, КУЛЬМИНАЦИЯ
ЛИТЕРАТУРА ЧАСТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЖАНР (ОПЕРА, БАЛЕТ, ПЕСНЯ, КАНТАТА), ФОРМУ, РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ
СУЩЕСТВУЮТ СВОИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВЫВОД: « БЛАГОДАРЯ ЛИТЕРАТУРЕ МУЗЫКА НЕ ТОЛЬКО СТАНОВИТСЯ БОГАЧЕ, НО И СИЛЬНЕЕ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СЛУШАТЕЛЯ, ДЕЛАЕТСЯ БОЛЕЕ ПОНЯТНОЙ И ДОСТУПНОЙ».
Д.КАБАЛЕВСКИЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
Вспомнить жанры и примеры произведений, которые не могли бы существовать без литературы
Что такое вокализ? Кантата? Ария? Рондо? Дуэт? Сопрано?
Привести примеры превращения песенной и инструментальной музыки.
Дать определение «Либретто», привести примеры.
Дать определение вокальной и инструментальной музыки.
Ты идешь слушать оперу, концерт, смотреть балет. Встреча с прекрасным – всегда праздник. И, конечно, к каждому празднику надо готовиться. Перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно прослушать записи. Прочитать книги. Если тебе предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться с либретто: ведь знать и понимать о чем поют артисты, очень важно.
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…»
Вот так подчеркнул А.С.Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.
Музыка звучит во многих сказках у всех народов мира.
ГРУЗИНСКАЯ СКАЗКА «ЧОНГУРИСТ» - чонгури (национальный струнно-щипковый инструмент).
БЕЛОРУССКАЯ СКАЗКА «МУЗЫКАНТ-ЧАРОДЕЙ» - «МЕЛОДИЯ» А.АЛАДОВ
МУЗЫКА И БАСНЯ:
« ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ»,
«СКВОРЕЦ», «КОШКА И СОЛОВЕЙ»,
«КУКУШКА И ПЕТУХ»,
«КВАРТЕТ» - И.А. КРЫЛОВ.
КВАРТЕТ – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре любых музыканта
АЛЕКСАНДР БОРОДИН «ВТОРОЙ КВАРТЕТ»
ВСПОМНИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ А.БОРОДИНА - РОМАНС «СПЯЩАЯ КНЯЖНА»
МУЗЫКА В РАССКАЗАХ:
К.ПАУСТОВСКИЙ «СТРУНА» - П.И.ЧАЙКОВСКИЙ «МЕЛОДИЯ»
К.ПАУСТОВСКИЙ «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ» - МУЗЫКА Э.ГРИГА
К.ПАУСТОВСКИЙ «СТАРЫЙ ПОВАР» - МУЗЫКА ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА
А.ГАЙДАР «СУДЬБА БАРАБАНЩИКА» - М.ГЛИНКА «ЖАВОРОНОК», А.ВАРЛАМОВ «ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ»
ВЫВОД: МУЗЫКА ОБОГАЩАЕТ ЛИТЕРАТУРУ, НЕ ТОЛЬКО ПРЕВРАЩАЯ СТИХИ В ПЕСНИ, НО ДАЖЕ СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ НЕКОТОРЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
МУЗЫКА В ХРАМЕ:
На церковном богослужении также звучит музыка. Она представляет собой обязательную часть церковных обрядов.
Музыка в русском православном храме исполняется хором без сопровождения (a capella). В основу церковных песнопений
положены тексты, которые называют каноническими.
КАНОН -(СОВОКУПНОСТЬ ТВЕРДО УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВИЛ И НОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА). В МУЗЫКЕ
– ЭТО МНОГОГОЛОСНАЯ ПЬЕСА, В КОТОРОЙ ВСЕ ГОЛОСА ИСПОЛНЯЮТ ОДНУ И ТУ ЖЕ МЕЛОДИЮ, НО НЕ ВМЕСТЕ, А ВСТУПАЯ ПООЧЕРЕДНО.
ДМИТРИЙ БОРТНЯНСКИЙ(выдающийся композитор, автор опер, инструментальных произведений, дирижер, управляющий Придворной певческой капеллой – классик русской хоровой музыки)
ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ №7- она обычно исполняется при утреннем богослужении (эту песню поют Господу Херувимы. Херувимы – силы небесные, служащие богу. Они « крылаты, многооки, пылают, как лампады, а шум их крыльев мощен, как шум многих вод».
Стихи неизвестных русских народных поэтов звучат в песнопениях, посвященных церковным праздникам, а также в стихирах (песнь-гимн), посвященных людям, которых за их заслуги перед Отечеством стали именовать «святые земли Русской»: Сергий Радонежский, Александр Невский, Илья Муромец, Кирилл и Мефодий…
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (НЕМЕЦКИЙ КОМПОЗИТОР 18 ВЕКА) – ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНА, МЕССЫ. ВЫСОКАЯ МЕССА СИ МИНОР – АРИЯ АЛЬТА «AGNUS DEI»(АГНЕЦ БОЖИЙ), ХОР «SANCTUS»(СВЯТ).
МЕССА – цикл песнопений, исполняющихся во время дневного богослужения в католической церкви.
МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМЕ:
В основе кино- и телефильма лежит литературно-драматическое произведение – сценарий.
ВСПОМНИТЕ МУЗЫКУ И.ДУНАЕВСКОГО В ФИЛЬМЕ - «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА» - УВЕРТЮРА, ПЕСЕНКА О КАПИТАНЕ, ВЕСЕЛЫЙ ВЕТЕР.
- «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» - ЛЕГКО НА СЕРДЦЕ ОТ ПЕСНИ ВЕСЕЛОЙ.
ВСПОМНИТЕ МУЗЫКУ Г.ГЛАДКОВА В МУЛЬТФИЛЬМЕ «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ»
ВСПОМНИТЕ МУЗЫКУ М.ДУНАЕВСКОГО В ФИЛЬМЕ «МЭРИ ПОППИНС»
ЯН ФРЕНКЕЛЬ «ПОСЛЕДНИЙ БОЙ»
«ПОГОНЯ» - МУЗЫКА ИЗ КИНОФИЛЬМА «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕУЛОВИМЫХ»
Музыкальным фильмом мы называем не просто тот фильм, в котором звучит много всякой музыки, а тот, в котором музыка является главным или одним из главных «действующих лиц».
Р.РОДЖЕРС МУЗЫКА К КИНОФИЛЬМУ «ЗВУКИ МУЗЫКИ»
В основу фильма положена музыка одноименного мюзикла.
МЮЗИКЛ – (музыкальная комедия) – музыкально-сценическое представление, в котором используются выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического и драматического и оперного искусства.
ВЫВОД: ЛИТЕРАТУРА ОБОГАЩАЕТ МУЗЫКУ, ДАВАЯ ЕЙ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ. МУЗЫКА ДАЕТ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ, УСИЛИВАЕТ ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МЫСЛИ И ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ.
Первые мюзиклы появились в Америке в 40-60-е годы 20 века. Широко известны мюзиклы «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу, «Вестсайдская история» Л.Бернстайна, «Девушки их Рошфора» М.Леграна, «Оливер!» Л.Барта, «Три мушкетера» М.Дунаевского…
Музыка и изобразительное искусство
__________________________________________________________
«МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»
Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой), хотя связь эта, конечно, проявляется совсем по-другому: стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (ее характер, содержание можно выразить стихами или прозой. Но музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку. Например, памятник «Орленок» (скульптура Л.Головницкого)
ВСПОМНИТЕ ПЕСНЮ «ОРЛЕНОК» В. БЕЛОГО НА СЛОВА Я.ШВЕДОВА
Что можно представить, слушая «ПЕСНЮ О ТАЧАНКЕ» К. ЛИСТОВА?
В этом поможет картина М.Б.ГРЕКОВА «ТАЧАНКА».
Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве.
Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Большую роль могучие богатырские образы играли в музыке А.Бородина, прежде всего в опере «Князь Игорь».
АЛЕКСАНДР БОРОДИН –
СИМФОНИЯ №2 «БОГАТЫРСКАЯ»
КАРТИНА В.ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
– УВЕРТЮРА «КОРИОЛАН»
ВЫВОД:ЖИЗНЬ – ПОДЛИННЫЙ ИСТОЧНИК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. «…ПОЭТОМУ-ТО МЫ И НАХОДИМ ТАК МНОГО ОБЩЕГО МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ИСКУССТВАМИ, ХОТЯ В КАЖДОМ ИЗ НИХ ЭТО «ОБЩЕЕ» ВЫРАЖАЕТСЯ РАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ, В РАЗНЫХ ФОРМАХ И ПО-РАЗНОМУ ДЕЙСТВУЕТ НА НАС».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ:
М.И. Глинка – первый композитор, чья музыка «заговорила» по-русски музыкальным языком русского народа. Не всем современни-
кам пришелся по душе народный склад героической оперы «Иван Сусанин». Аристократы пренебрежительно говорили – «кучерская музыка!», но композитор отвечал, что считает это похвалой, ибо «иные кучера дельнее господ».
Во второй половине 19 века пять русских композиторов (Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков) объединились в группу, получившую название «Балакиревский кружок», но после статьи критика Стасова («…Сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов») кружок стали называть «Могучая кучка». Кружок все свои силы посвятил развитию и укреплению русской национальной музыки, опираясь в своей борьбе за национальное искусство на русскую народную музыку и творчество основоположника русской классической музыки М.И.Глинки.
Бородин Кюи Римский-Корсаков Балакирев Мусоргский
МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ (1839-1881) – «Искусство есть средство для беседы с людьми», - сказал как-то композитор. А самое главное в музыке, считал он, - это говорить правду. Его музыку, образную, говорящую, сравнивали с картинами великих русских живописцев, потому что она зримо воссоздавала быт и историю русского народа.
ОПЕРА «БОРИС ГОДУНОВ» - «ПЕСНЯ ВАРЛААМА»
КАРТИНА И.РЕПИНА «ПРОТОДЬЯКОН»
КАРТИНЫ ПРИРОДЫ И МУЗЫКА:
Искусство и природа вообще неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.
ВСПОМНИТЕ музыку, связанную с природой:
«Во поле береза стояла»
«Утро «Э.Григ
«Жаворонок» М.Глинка
«Поет зима, аукает» Г.Свиридов
М.МУСОРГСКИЙ - ОПЕРА «ХОВАНЩИНА» - «РАССВЕТ НА МОСКВЕ-РЕКЕ».
СОПОСТАВЬТЕс картиной «Утро стрелецкой казни» В.Сурикова
и картиной
А.Рябушкина «Зимнее утро»
Чтобы ответить на вопрос, как воплощаются образы природы в музыке и изобразительном искусстве можно слушать не только программную музыку.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ.
Многие произведения Чайковского и Рахманинова, не имеющие никаких заголовков и никаких программ, часто вызывают у слушателя представления о русской природе, благодаря интонациям русской народной песенности.
С.РАХМАНИНОВ ПРЕЛЮДИЯ СОЛЬ МАЖОР – КАРТИНА И.ЛЕВИТАНА «ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР:
«Театр уж полон;ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит».
А.С.Пушкин.
Музыкальные произведения для постановки опер и балетов, как и музыка для театральных спектаклей, кинофильмов, сочиняются с расчетом на то, что их будут не просто слушать, но при этом и смотреть.
И.МОРОЗОВ БАЛЕТ «ДОКТОР АЙБОЛИТ» - ПОЛЕЧКА, МОРСКОЕ ПЛАВАНИЕ, ГАЛОП.
П.ЧАЙКОВСКИЙ БАЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИК» - БИТВА С МЫШАМИ, ПА-ДЕ-ДЕ.
ВСПОМНИТЕсобытия Отечественной войны 1812г. в разных видах искусства: М.Лермонтов «Бородино», панорама «Бородинская битва» - Ф.Рубо, картина А.Кившенко «Военный совет в Филях»
В музыке этой теме посвящена операС.ПРОКОФЬЕВА» - «ВОЙНА И МИР» - АРИЯ КУТУЗОВА, ВАЛЬС.
ВСПОМНИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.ПРОКОФЬЕВА: «МАРШ», «БОЛТУНЬЯ», «ПЕТЯ И ВОЛК», «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
СРАВНИТЕмузыку оперы М.Глинки «Иван Сусанин» - ария Сусанина, хор «Славься» с музыкой оперы С.Прокофьева «Война и мир».
ОПЕРА – музыкальное произведение, созданное на основе содружества различных искусств – пение, симфоническая музыка, драматическое действие, живопись.
ВЫВОД: Музыку мы слушаем, а в произведения изобразительного искусства мы всматриваемся. «Но есть обстоятельства, при которых музыка и живопись обязательно должны существовать, и на самом деле существуют, вместе. Прежде всего – это музыкальный театр, т.е. театр, где ставятся оперы и балеты»
Д.Б.Кабалевский.
Поэты, художники, композиторы старались отражать в своих произведениях жизнь. Так в искусстве появилась тема обездоленного детства.
М.П.МУСОРГСКИЙ - ПЕСНЯ «СИРОТКА»
В.Г.ПЕРОВ - КАРТИНА «ТРОЙКА», «ПРОВОДЫ ПОКОЙНИКА»
Н.А.НЕКРАСОВ - ПОЭМА «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»
Нередко композиторы выражали свои впечатления от увиденного на выставках. Так, посетив выставку работ художника В.Гартмана, Мусоргский передал музыкой содержание некоторых работ.
М.П.МУСОРГСКИЙ – ЦИКЛ ПЬЕС «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» - «ЛИМОЖ. РЫНОК» (Большая новость), «ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ» (Баба Яга), «БОГАТЫРСКИЕ ВОРОТА» (В стольном граде Киеве), «БАЛЕТ НЕВЫЛУПИВШИХСЯ ПТЕНЦОВ», «ПРОГУЛКА».
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКИ И ИЗО:
МЕЛОДИЯ И ЛИНИЯ
ТЕМБР И ЦВЕТ
ЛАД И СВЕТ
КОЛОРИТ
ВЫВОД: ОБЩНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ ИСКУССТВ КОРЕНИТСЯ В ОБЩНОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ, ВОЛНУЮЩИХ И ХУДОЖНИКА И КОМПОЗИТОРА.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
В чем особенность музыкального театра, как связующего звена музыки и живописи?
Проведите связь между тремя видами искусства по музыке М.П.Мусоргского «Сиротка».
Какую картину можно представить, если будет звучать Прелюдия соль мажор С.Рахманинова? Проведите ассоциацию с живописью.
С какой картиной ассоциируется «Песня Варлаама» М.П.Мусоргского?
Почему мы проводим параллель между музыкой и изобразительным искусством?
Внимательно и сосредоточенно всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы нередко можем своим внутренним слухом услышать ту или иную музыку.
М.ГРЕКОВ КАРТИНА «ТРУБАЧИ
ПЕРВОЙ КОННОЙ АРМИИ»
Д.ПОКРАСС «МАРШ БУДЕННОГО»
СРАВНИТЕ звучание трубы в «Марше» и в музыке М.РАВЕЛЯ «ХАБАНЕРА» (используется труба с сурдиной, которую музыкант вставляет в раструб инструмента, приглушая таким способом его звучание)
КЛОД ДЕБЮССИ –СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА «ПРАЗДЕНСТВА»
«В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!»
Н.Рубцов
КАРТИНА И.ЛЕВИТАНА «ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН»
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН»
КАРТИНА БОРИСА КУСТОДИЕВА «МАСЛЕНИЦА», «ЯРМАРКА»
И.СТРАВИНСКИЙ - БАЛЕТ «ПЕТРУШКА»
СРАВНИТЕ МУЗЫКУ И.СТРАВИНСКОГО С МУЗЫКОЙ ЭТЮДА-КАРТИНЫ МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР С.РАХМАНИНОВА (сам композитор называл это произведение «Ярмарка».)
П.И.Чайковский и Антонио Вивальди – совершенно разные композиторы, жившие в разные эпохи. Чайковский - в 19 веке, Вивальди – в 17 веке. И тот и другой обратились к циклу из произведений под названием «Времена года».
В декабре 1875 г. петербургский издатель обратился к Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес для ежемесячного нотного приложения к музыкальному журналу. Пьесы по содержанию должны быть связаны с теми месяцами, для которых они предназначались. Так возникло одно из поэтичных и популярных произведений, равного которому мы едва найдем в мировой фортепианной музыке.
«Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно».
Н.Рыленков.
Многие художники стремились показать природу в разное время года.Весна – пробуждение природы, бурное ее цветение:
И.Левитан «Подснежники», «Цветущие яблони».
Васнецов «Весна».
П.Чайковский «Песнь жаворонка» (март), «Подснежник» (апрель), «Белые ночи» (май).
Антонио Вивальди написал четыре концерта для скрипки с оркестром, каждому из которых предпослал стихотворный эпиграф, вышедших под названием «Времена года». С его им связано зарождение жанра инструментального концерта.
СРАВНИТЕ МУЗЫКУ ЧАЙКОВСКОГО И ВИВАЛЬДИ
Картина Уолтера Крейна «Времена года»
ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО:
КАРТИНА М.КАРАВАДЖО «ЛЮТНИСТ»
Д.ГОТЬЕ «ГАВОТ»
КАРТИНА РАФАЭЛЯ «СИКСТИНСКАЯ МАДОННА»
Ф.ШУБЕРТ «AVE, MARIA»
КАРТИНА Э.МАНЕ «ФЛЕЙТИСТ»
К.ГЛЮК – ОПЕРА «ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА»
КАРТИНА «МАДОННА» САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ
И.С.БАХ «ОРГАННАЯ ПРЕЛЮДИЯ СОЛЬ МИНОР»
ВЫВОД:ИСКУССТВА ЕЖЕМИНУТНО ПЕРЕХОДЯТ ОДНО В ДРУГОЕ; ОДИН РОД ИСКУССТВА НАХОДИТ СВОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В ДРУГОМ.
РАЗМЫШЛЯЕМ: Какие композиторы могли бы сочинить музыку, описанную в произведении В.Короленко «Слепой музыкант».
«Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струею, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом».
«Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу. Слепой сидел с опущенной головой, удивленно прислушиваясь к этому грохоту. Но вот опять поднял руки и ударил по клавишам. Многолюдная толпа мгновенно притихла. …Звуки росли, крепли, полнели, становились все более и более властными, захватывали сердце объединенной и замирающей толпы… Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание».
ВЫВОД:СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ ВЫЗВАЛО В СОЗНАНИИ ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ П.ЧАЙКОВСКОГО - «ИМПРОВИЗАЦИЯ» И Л.БЕТХОВЕНА - УВЕРТЮРА «КОРИОЛАН». ОЧЕНЬ ВАЖНО СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ В ТЕХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, КОТОРЫЕ МЫ ЧИТАЕМ.
ИМПРОВИЗАЦИЯ – (неожиданно, внезапно, без подготовки) сочинение музыки прямо по ходу исполнения.
Взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства
__________________________________________________________
«МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ»
ЗАДАНИЕ НА УЗНАВАНИЕ:
Выбрать из звукового ряда «Богатырскую мелодию» А.Бородина
-Богатырская мелодия А.Бородин
-Экспозиция увертюры «Кориолан» Л.Бетховен
-«Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский
ЗАДАНИЕ НА ЗАПОМИНАНИЕ:
Дать определение: опера, программная музыка, инструментальная музыка.
ЗАДАНИЕ НА ПОНИМАНИЕ:
Слушают «Спокойной ночи» Д.Кабалевского в вокально-инструментальном и инструментальном исполнении.
Что изменилось в исполнении?
Назвать форму музыки
ЗАДАНИЕ НА ВНУТРИТЕМНОЕ ОБОБЩЕНИЕ:
Назвать произведение изобразительного искусства по данной музыке:
-М.Мусоргский «Песня Варлаама»
-К.Листов «Песня о тачанке»
-М.Мусоргский «Сиротка»
ЗАДАНИЕ НА МЕЖТЕМНОЕ ОБОБЩЕНИЕ:
С каким произведением созвучны картины:
-Б.Кустодиев «Масленица»
-И.Левитан «Вечерний звон»
-М.Греков «Трубачи Первой Конной армии»
ЗАДАНИЕ НА МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ:
Что общего:
-М.Мусоргский «Сиротка»
-Н.Некрасов «Крестьянские дети»
-В.Перов «Проводы покойника».