Игры и упражнения на развитие пространственной представлений у детей дошкольного возраста.

Дата публикации:
Автор:
Учитель № 3124
Автор: Большакова Н.Ю. Воспитатель МБДОУ 305, г.Красноярск Предлагаю вашему вниманию подборку игр для формирования у детей дошкольного возраста пространственных представлений. Их можно использовать как в ходе организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений так и в ходе режимных моментов. Бабушкин клубок. Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой "бабушкин клубок". Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг. Робот. Воспитатель предлагает ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением и подает ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит. Поиски. Воспитатель прячет в группе какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т.д. заранее продумайте маршрут. Тень. Цель: развитие пространства тела. Методика проведения: Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д. Стань по заданию. Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их. У ребят порядок строгий Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения: Дети маршируют по залу и произносят слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как покажу вам я! После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые – в круг, руки в стороны на уровне плеч – в шеренгу, две вытянутые перед собой руки – в колонну. Регулировщик. Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции. Игровой материал: свисток. Методика проведения: Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение. Маршрутный лист. Цель: развитие ориентировки в пространстве, осознанное выполнение действий, изображенных на предъявляемых схемах. Игровой материал: схемы движения. Методика проведения: Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.). Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы. Почта Разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п. Поиск клада. Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность ребенка словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т.п. Солдатики. В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет. У кого длинный хвост. Дети образуют круг. Воспитатель называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный) и т.д. Воспитатель поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков. Замри. Цель: Развитие произвольности. Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования. Материал: Карты – образцы (20 х 30 см) со схематическим изображением человека, в какой либо позе: руки подняты вверх, правая нога в сторону и т.д. Проведение: Детям демонстрируется картинка, и они принимают ту позу, которая нарисована. Справа – Слева. Цель: Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, развитие внимания. Материал: Мяч. Проведение: С детьми обсуждается, что такое справа, слева, впереди, сзади. Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (шкаф – справа, стол – слева). Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа. Нарисуй узор – графические диктанты. Цель: Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания. Выполняется на листках в клеточку. Продиктуйте ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки. Например: одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх – одна клетка вправо – одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх. (Как разновидность – нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить). Догадайся, что на рисунке. Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий. Материалы: специальных материалов не требуется. Процедура проведения: Ведущий описывает детям рисунок (какое-либо простое изображение) следующим образом: Я сейчас расскажу вам о том, что нарисовал художник, а вы постарайтесь догадаться, что это. 1. «Художник нарисовал большой квадрат, внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест-накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?» 2. «Художник нарисовал овал, вокруг этого овала он нарисовал несколько овалов длиннее, чем первый. От овала, который в центре, провел длинную черту вниз, от этой линии вправо и влево провел по одной короткой линии и пририсовал к ним небольшие треугольники с двумя закругленными углами и одним острым. Острый конец треугольников находится дальше от длинной линии, чем их закругленные углы. Что нарисовал художник?» Таким образом, ведущий предлагает участникам 3-4 описания простых рисунков. Если дети легко справляются с заданием, можно предложить им самостоятельно загадать изображение любого предмета и описать его остальным, с тем чтобы другие участники догадались, о каком предмете идет речь. Найди похожий предмет. Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий. Материалы: специальных материалов не требуется. Процедура проведения: Инструкция ведущего: «Сейчас я буду называть разные геометрические фигуры, а вы должны подумать и назвать как можно больше реальных предметов, похожих на эту фигуру. Например: какие вещи похожи на треугольник?» Чтобы стимулировать мышление и воображение учащихся, ведущему нужно задавать стимулирующие вопросы: «А что еще похоже на треугольник?» – добиваясь, чтобы дети вышли за рамки стандартных ответов, и поощрять ответы оригинальные. Например, «крыша дома» – ответ стандартный, традиционный. «Морковка», «шляпка гриба», «ухо овчарки», «клюв птицы», «зонт» – ответы менее традиционные, результат мысленного поиска в более широком пространстве, выходящем за рамки повседневного опыта городских детей.