Музыкально – игровые технологии как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников.
- Дата публикации:
- Автор:
- Егорова Ольга Владимировна
Тема: Музыкально – игровые технологии как средство развития
творческих и музыкальных способностей дошкольников.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игро - терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей
игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно
воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – - рекреактивными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятии происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
деятельность детей подчиняется правилам игры;
наглядный материал используется в качестве её средства, в детскую
деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем дошкольным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификация музыкально-игровых технологий
В педагогической литературе достаточно широко классифицируют музыкальные игры.
Например, Н. А. Ветлугина разделяла музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные (т. е. на основании некоторых видов игровых действий детей).
Э. П. Костина дополнительно классифицирует настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей детей.
Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью. Так Л. Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: различение характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.
Можно классифицировать музыкальные игры на основании задач музыкального воспитания детей, а именно развитии способностей эмоционального сопереживания музыке, музыкального слуха и чувства ритма.
Существует классификация музыкально-игровых методик на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей:
- игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический);
- игры, развивающие чувство ритма;
- игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;
- игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);
- музыкально-игровые композиции.
Структура каждого из перечисленных разделов состоит из игровых движений, правил музыкального звучания и музыкально-игровых композиций.
Разделение музыкальных игр по правилам звучания обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребёнка. Восприятие музыки — составляющая основа этих игр — требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребёнок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познаёт их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот её характер. Ребёнок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.
В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценить свои действия.
Музыкально-игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что даёт детям возможность соавторства, а следовательно, безграничного личностного развития.
Музыкально-игровая деятельность способствует реализации педагогических функций:
- познавательной;
- коммуникативной;
- рекреационной;
- компенсаторной;
- креативной;
- эстетической.
Иначе говоря, музыкальные игры дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха. [ 9, с.10 ]
Классификационные параметры игровых технологий:
- По уровню применения: все уровни.
- По философской основе: приспосабливающаяся.
- По основному фактору развития: психогенные.
- По характеру содержания: все виды + проникающие.
- По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.
- По организационным формам: все формы.
- По подходу к ребёнку: свободное воспитание.
- По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
- По направлению модернизации: активизация.
- По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентаций:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс.
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребёнок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. [11]
Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный возраст, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Теперь вся жизнь детей насыщена игрой, в ней раскрывается потенциал ребёнка.
Итак, на основе выше сказанного, можно сделать вывод - игра – одно из самых эффективных средств развития творческих и музыкальных способностей ребёнка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.
Методические рекомендации по организации музыкальных игр с
детьми дошкольного возраста
Музыкально-игровые методики требуют максимально профессионального и тонкого подхода воспитателя к их применению, который обусловлен сочетанием противоречивых характеристик музыкальной игры: с одной стороны, ребёнок свободен поступать как ему вздумается в процессе принятия решений, а с другой — музыкальная игра требует от него подчинения этих решений основным законам музыки.
Каждую музыкальную игру условно можно разделить на три основных этапа: пролог, непосредственное проведение игры, анализ игры.
Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает дидактический и музыкальный материал, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное для того, чтобы детям в игре было легко и уютно — комфортно.
Организуя любую музыкальную игру, важно рассматривать каждого ребёнка как индивидуальность, способную проявить своё личное «я».
В музыкальной игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей, недопустимо унижать достоинство ребёнка, игра должна соответствовать возрасту и особенностям личности детей; используемые в игре пособия и атрибуты должны быть эстетичны, удобны, гигиеничны и безопасны; каждая музыкальная игра должна создавать положительное эмоциональное настроение (в т.ч. и для проигравших детей).
В организации и проведении музыкальной игры важен способ её объяснения детям. Не следует начинать игру с её названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение музыкальной игры с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией. Лучшим вариантом можно считать объяснение условий по ходу игры.
Технология объяснения музыкальной игры должна соответствовать ряду требований:
- ясность и чёткость в изложении;
- эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;
- использование всевозможных видов воздействия (словесного, зрительного, слухового).
Главенствующая роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности.
Воздействие музыки на ребёнка в проведении музыкальной игры многогранно, так как оно:
- способствует эстетическому воспитанию и формированию положительных эмоций детей;
- воспитывает и развивает музыкальный слух и чувство ритма;
- повышает качество знаний, исполнительскую культуру детей (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) и работоспособность организма в целом.
В процессе проведения некоторых музыкальных игр важно использовать диалог между педагогом и детьми, т. к. это помогает детям концентрировать внимание на происходящем. Необходимо регулировать темп некоторых музыкальных игр, не допускать ненужных пауз, вести игру в хорошем настроении. Продолжительность музыкальной игры зависит от интереса детской аудитории к ней.
При подведении итогов музыкальной игры необходимо помнить о том, что выйти из игры каждый ребёнок должен с чувством эмоциональной удовлетворённости и радости от участия в ней. Для этого педагог не должен давать никаких резких оценок качества игровой деятельности ребёнка, а наоборот, при необходимости внушать ему надежду на успех. Детям или подгруппам детей, достигшим хороших результатов, можно наряду с похвалой вручать поощрительные призы.
Необходимо назвать ряд обязательных требований к воспитателю-организатору детской музыкально-игровой деятельности:
- эстетика внешнего вида воспитателя;
- высокая культура речи;
- доброжелательное отношение и внимание к каждому ребёнку;
- профессиональный подход к подготовке и проведению музыкальной игры. [9, с.8-9]
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: использование музыкально - игровых технологий позволяет добиться более высоких результатов в процессе развития творческих и музыкальных способностей детей дошкольного возраста, позволяя сделать этот процесс не только познавательным, но и более интересным, эмоциональным, что даёт возможность формировать эстетический вкус и нравственный мир детей.
Список литературы
- Ашиков, В. Егорий Храбрый: Сценарий театрально-игрового действа / В. Ашиков // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 3 - С.30-33.
- Ванюшкина Л. Мир, открываемый заново: Программа для дошкольных образовательных учреждений "Кругозор"/ Л. Ванюшкина; Л. Ванюшкина // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 5 - С.28-36.
- Варкки Н. Ребёнок в мире творчества/ Н. Варкки, Р. Калинина // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 6 - С.57-67.
- Васильева М. А. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду: Эстетическое воспитание: Культурно- досуговая деятельность/ М. А. Васильева, Т. С. Комарова, В. В. Гербова и др.; // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 12 - С. 2-7.-Окончание. Начало: № 1-4, 6-11.
- Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок: музыкально – театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет./ О. П. Власенко.- Волгоград: Учитель, 2009- 411с.
- Горяева Н. Увлеченность, выразительность, самостоятельность/ Н. Горяева // Искусство в школе.- 2001.-№ 3 - С.7-9.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. – 416 с.
- Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.
- Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально- игровых досугов детей старшего дошкольного возраста/ Н. И. Льговская.- М.: Айрис- пресс, 2007.-128с.
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
- Сугоняева, Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Метод. пособие для преподавателей ДМШ/ Е.Э. Сугоняева,. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 174 с.
- Ткаченко Т. Концерты. Приобщаем детей к музыкальной культуре/ Т. Ткаченко; Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 5 - С.112-115.
- Янушевска-Варых, М. Музыка в подготовительной группе детского сада/ М. Янушевска-Варых // Искусство в школе. - 2005. – № 4. - С. 88 - 94.