методическая разработка по народному танцу

Дата публикации:
Автор:
Учитель № 5780

Пояснительная записка

«Дети  должны  жить  в  мире  красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский 

      В эстетическом  воспитании  подрастающего  поколения  важная  роль  отводится  искусству, в  частности  хореографическому. Танцевальное  искусство  с  каждым  годом  приобретает  всё  большую  популярность. В  процессе  занятий  хореографией  дети  ближе всего соприкасаются с искусством.  Хореографическое искусство  – это передача образа посредством движений телом и мимики. На занятиях  хореографией  у детей развиваются координация, гибкость,  прыжок, минимизируется косолапость, вырабатывается правильная осанка, укрепляется опорно-двигательный аппарат и, наконец, что очень важно,  формируется культура  движений  и  умение  творчески   мыслить.

      В танцевальный коллектив принимаются  все желающие  зачастую не с идеальными физическими  и внешними  данными.  Многие считают, что с помощью  систематических занятий можно достигнуть значительных результатов. Но главное для правильного выполнения всего комплекса танцевальных движений не только физическая координация,  сосредоточенность и  внимание, но и понимание ребенком  того,  зачем он будет  заниматься  хореографией, т.е. наличие  мотивации   и   увлеченности,  данным   видом  деятельности.

      Вводное занятие находится в начале образовательной программы «» и проводится  первым  в начале года. Именно на этом занятии необходимо суметь установить доверительные отношения с большинством детей, расположить к себе и самое важное заинтересовать учеников своим предметом. Конечно, ребенок вправе отказаться посещать занятия и в том числе по причине незаинтересованности.  Поэтому важно в проведение первого занятия приложить максимум усилий для формирования устойчивого интереса к своему предмету. В данном случае к хореографии.

      Учитывая психологию детей младшего школьного возраста, занятия выстроено в форме игры, занятия - путешествия. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания. Играя, дети  лучше  запоминают, быстрее  понимают, что  от  них  требуется.

      Элементарные умения и навыки, приобретённые воспитанниками в игровых условиях, не только сравнительно легко применяются ими при последующем, более углублённом изучении соответствующих движений, но и облегчают дальнейшее овладение сложными техническими приёмами. Неоднократное повторение движений в игровых условиях помогает развивать у воспитанников способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде.    Неразрывна связь танца  музыки, огромно влияние музыки на развитие танцевального образа. Музыкальное сопровождение  желательно 4/4, но возможно 3/4 и 2/4, темп умеренный, настроение мажорное.

      Представленное  вводное   занятие  проводится с детьми младшей группы первого года обучения, возраста 7-8 лет.

      Дети в этом возрасте эмоциональны, доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью. Поэтому для создания атмосферы таинственности, ожидания «чуда» на занятии, активизации интереса и деятельности детей, я использовала разнообразную музыку из мультфильмов, детских песен, а также задействовала сказочный персонаж «матрешка». Это помогло добиться следующих результатов:

  • активизировать учебную деятельность,
  • оживить  ход занятия,
  • разнообразить деятельность детей,
  • повысить интерес детей к занятию и уверенность в свои силы.

      Занятие вызывает удивление, изумление, восторг обучающихся, положительное эмоциональное состояние.

      Кроме того, для детей - это увлекательное занятие-игра, для меня, как педагога дополнительного образования, способ определить творческий потенциал детей и оценить усвоение материала каждым обучающимся. Считаю, что такие занятия способствуют сплочению детей и педагога.

      Предложенная форма нестандартного занятия может быть с успехом использована в практике работы педагогов дополнительного образования  и в общеобразовательной школе для организации и проведения факультативных занятий.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Методическая разработка

учебного занятия

по народному танцу

(первый год обучения, возраст детей 7-8 лет)

 «Разучивание движений русского танца «Матрешечки»

Разработала:

       педагог дополнительного образования

Ярушникова Елена Александровна                               

г.п. Белый Яр, 2015 год.

Тема: «Разучивание движений русского танца «Матрешечки»

Цель: Содействовать формированию у обучающихся интереса к занятиям хореографией через разучивание танца «Матрешка».

 Задачи:

  1. Обучить детей танцевальным и ритмичным  движениям, добиваясь простоты и выразительности исполнения движений.
  2. Содействовать развитию физической активности и мышечно-двигательного аппарата
  3.  Создать атмосферу непринужденного общения.
  4. Формировать умение работать в группе.

Тип занятия:  вводное занятие.

Вид занятия:  занятие-путешествие.

Методы обучения:

·          словесный - объяснение;

  • наглядный – показ;

·          практический - выполнение упражнений.

Оборудование, наглядные и дидактические материалы:

  • хореографические станки и зеркала.
  • мультмедийное  оборудование (компьютер, экран)
  •  русский платок, косынки
  •  матрешка,
  • название станций,
  • кружочки трех цветов,
  • правила техники безопасности,

Структура  занятия:

  1. Вводная часть.  Организационный момент. (5 мин.)
  2. Подготовительная часть. (5 мин.)
  3. Основная часть (20 мин.)
  4. Заключительная  часть (5 мин.)
    1.  Рефлексия (5 мин.)

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Организационный момент. (5 мин.)

      Педагог приглашает детей в зал. Занятие начинается с приветствия (поклон). Информация о дальнейшей деятельности участников  в  коллективе,  сообщение целей и задач, стоящих  перед коллективом,  инструкция  по технике безопасности, установление групповых норм, сообщение  темы  текущего  занятия.

2.  Подготовительная часть. (5 мин.)

      Педагог: - Как вы думаете, когда появился танец?  История танца уходит конями в далекое прошлое. Уже тогда люди открыли, что оказывается свои мысли, чувства, поступки, можно выражать не словами, а движениями. Поэтому язык танца понятен всем людям. Через движения мы можем передать образ любого животного, растения, явление  природы.

- А как вы думаете, когда человеку хочется танцевать (ответы детей).

      Педагог: -  А сейчас я хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?

      Детям предлагается раздаточный материал «настроение» в виде кружочков трех цветов: красный цвет – отличное настроение, желтый- хорошее, зеленый- немного тревожное (вдруг что-то не получится).

- Я рада, что у вас у всех хорошее настроение! Значит вы готовы путешествовать? (Ответ детей)

-Путешествие наше будет проходить по станциям и передвигаться мы будем на паровозике!

-Занимайте места в  вагонах (Дети встают друг за другом, изображая паровозик).

(Звучит музыка: приложение 1)

3. Основная часть. (25 мин.)

1 станция «Шаг за шагом».

      Дети простым шагом двигаются по танцклассу за педагогом.

      Педагог: - Мы приехали на первую станцию, как вы думаете, почему у нее такое название? (ответы детей) 

Любой танец начинается с шага. И сейчас мы будем учиться правильно выполнять танцевальный шаг. (В русском характере).

      Дети встают в круг, друг за другом. Русский танцевальный шаг исполняется с правой ноги с вытянутым носочком. (Звучит музыка: приложение 2).  Предлагаются следующие упражнения:

  • Дети идут танцевальным шагом по кругу вправо-8 т., влево-8 т.
  • В круг, из круга.
  • Поворот в парах (плечом к плечу), выстраиваются в две линии.

      Педагог: Молодцы ребята! Продолжаем наше путешествие. Встали паровозиком друг за другом и отправляемся. (Звучит музыка: приложение 1)

2 станция «Ручеек».

      Педагог: ребята мы с вами прибыли на станцию «Ручеек»  и жестом показывает на станок, спрашивает: « Что это такое?»

      Это «танцевальный станок», а у станка мы будем выполнять танцевальные движения.

      Дети встают правой рукой к станку.

      Педагог: - Ребята, представьте, что мы с вами красивые, стройные березы. Наши руки – это ветки. Подул ветерок и ветви деревьев зашевелились. (Звучит музыка: приложение 3)

Упражнение: наклоны вправо, влево одной рукой, двумя руками.

 Педагог: - Следующее упражнение у станка это приседание (PLIE). Встают лицом к станку, обе руки на станке,  и выполняют приседание на – 4такта.

 (Звучит музыка, приложение 3) Хорошо ребята, мы вспомнили движения у станка.

      Педагог: - Ребята, а вы знаете такую игру «Ручеек»? Давайте поиграем. Педагог объясняет правила игры. Дети встают в пары друг за другом, под музыкальное сопровождение ведущий начинает двигаться под руками начиная с первой пары и до последней, выбирая себе пару. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим. ( Звучит музыка, приложение 4)

Путешествие продолжается. Дети двигаются по танцклассу, стоя друг за другом, впереди педагог. (Звучит музыка: приложение 1)

3 станция «Полушалочек».

      Педагог: - Кто знает, что означает слово «Полушалочек»?

Посмотрите, что у меня в руках? (Педагог показывает детям русский платок.)

      Педагог: - Это русский платок, если я сверну его пополам, то получится половина платка или как еще называют полушалок. В старину полушалочками называли короткие косыночки.  Я предлагаю вам пройти к зеркалу и одеть косыночки.  А сейчас:

  • Улыбнитесь, подарим себе хорошее настроение (элементы актерского мастерства).
  • Подразните себя, соседа.
  • Наклоните голову вправо, влево, в пары с приседанием.
  • Снимите косынки.

1.  Правая нога на каблук,  наклоняются  к ноге, в руках косынка;

2.  Левая нога на каблук, также наклон к ноге;

3. Взмах косынкой;

4. Тоже с притопом;

5. Со звуком, проговаривают слова – «Ух», «Эх».

      Педагог предлагает детям русскую игру «Платочек». Правила игры: Дети садятся в круг на колени, закрывают глаза. Один ребенок ведущий, в руках платочек. Под музыку он начинает двигаться по кругу, кладет платочек за спиной любому ребенку. Тот, у кого платочек должен догнать ведущего, ведущий должен занять его место. (Звучит музыка, приложение 5).

     Наше путешествие продолжается. Дети также за педагогом двигаются до следующей станции под музыку (Звучит музыка: приложение 1)

4 станция «Матрешка».

На экране появляется загадка про матрешку (в программе Offise  Power Point)

«Она на вид одна большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью во второй найдешь

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдешь.

Внутри их всех малютка-крошка,

Все вместе сувенир…» (дети дружно отгадывают)

После на экране появляется картинка с изображением  «Матрешки».

      Педагог: - Правильно ребята, это матрешка и станция наша так и называется - «Матрешка».  Ребята, а вы знаете, когда появилась первая матрешка? (Ответы детей). Она появилась 100 лет назад. Имя ей дали в то время очень распространенное – Матрена, а ласково Матрешка. (Педагог предлагает небольшую презентацию об истории матрешки).

      Педагог: - Посмотрите, как одета Матрешка. Матрешка живет не одна, а большой семьей. Сегодня мы с вами потанцуем с матрешкой.

      Детям предлагается разучить танцевальный этюд «Матрешечки». (Звучит музыка, приложение 6).

4.Заключительная часть (5 мин.)

      Педагог: - Ребята, подошло к концу наше занятие. Мы с вами разучили движения русского танца «Матрешечки». Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на занятии? На каких станциях побывали? (ответы детей). С какими новыми словами познакомились? (полушалочек). Трудно ли вам было выполнять движения, если да, то какие?

      Педагог указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Благодарит всех участников.

  1. Рефлексия

Педагог: - Давайте посмотрим, какое у вас сейчас настроение? Дети выбирают кружочки трех цветов. В танцклассе на стенах приклеены ромашки без серединки. Приклеивают кружочки настроения на ромашки. Посмотрите, как засиял наш танцкласс! Кабинет нам улыбается. Наше настроение передалось залу!

(Методические рекомендации: если у кого-то из детей настроение изменилось в худшую сторону, необходимо выяснить причину, приободрить, похвалить ребенка за наиболее удачно выполненную комбинацию).

       Педагог: Я хочу поделиться с вами своим настроением и хочу подарить каждому из вас маленькую матрешку, в память о нашей встрече!

      Дети прощаются с педагогом, исполняют поклон.

 (Методические рекомендации: выход из зала может быть разнообразным: музыкально оформлен, в парах, по одному, можно обойти класс по кругу, можно провести детей через центр класса и т.д.).

Используемая литература:

1.       Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «Люкси», и «Респекс», 1996.

2.    Джим Холл Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. Москва, «Издательство Астрель» -2008год.

3.       Довбыш Н. Танцевальные игры для детей (http://www.horeograf.com

4.       Назарова А.Г. «Танцевать могут все!». Типография ОФТ. г. С-Петербург, 2005 г.

Приложение 1: муз. композиция «Паровозик из Ромашкова»

Приложение 2: «Хороводная»

Приложение 3: «Лирическая»

                  Приложение 4: «Кадрильная»

 Приложение 5: «Плясовая»

Приложение 6:  «Русские Матрешечки»            

Схема танца «Матрешечки»

Исходное  положение  – дети встают в круг,  друг за другом

                  1-8такт  - танцевальным шагом двигаются по кругу вправо;

 1-8 такт – двигаются по кругу влево;

 1-8 такт – в круг;

                  1-8 такт – из круга;

 1-8 такт – поворот вокруг себя вправо;

 1-8 такт – перестраиваются танцевальным шагом в две линии;

 1-8 такт–  шаг на каблук правой ноги, затем левой;

 1-8такт - с двух линий  выстраиваются на два круга, танцевальным шагом проходка по кругу;

 1-8 такт – с круга встают парами на «Воротца»; исполняют движение «ручеек»;

1-8 такт – идут в одну линию

1-8 такт – притоп левой ногой  все вместе и  поклон.

Примерный эскиз медалек