Пособие для учителя "Беседы о музыке в общеобразовательной школе"
- Дата публикации:
- Автор:
- Мыцикова Ада Михайловна
ПОСОБИЕ
«БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Автор – учитель музыки
Мыцикова Ада Михайловна.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Музыкальное воспитание – это
не воспитание музыканта,
а, прежде всего, воспитание человека».
В.А.Сухомлинский
Настоящее пособие создано в помощь учителю и ученикам, изучающим музыку в
общеобразовательной школе. В его основу положена программа, разработанная под руководством Д.Кабалевского, а также Программа по музыке, рекомендованная Министерством образования РФ. В то же время в процессе работы по этой программе явилась необходимость дополнения, изменения некоторых вопросов, связанные с изменениями, происходящими в обществе. Эти изменения не противоречат целям и задачам Программы по музыке, а, наоборот, дают возможность учителю творчески подходить к построению урока и изучению той или иной темы.
Данное пособие – используется как мультимедийная версия (диск) и печатная основа. Удобно тем, что на диске помещены репродукции, фотографии, расположенные по темам, соответствующим печатному материалу, в котором есть высказывания композиторов, писателей, художников о сущности искусства, закономерностях художественного воздействия на человека, помещено много терминов и понятий, которыми должны уметь оперировать школьники. Таким образом, больше времени уделяется на уроке осмыслению произведений искусства, слушанию музыки и анализу, не отвлекаясь на записи в тетрадях.
Материал построен таким образом, что происходит постоянное возвращение к изученным темам, но на более высоком уровне с обязательными дополнениями по данному вопросу. Любая тема опирается в процессе занятий на знания и опыт, ранее накопленные школьниками. Предусмотрены такие виды мыслительной деятельности, как: размышление, сопоставление, сравнение; даны выводы и заключения по теме урока или изученного материала.
На каждой странице дано название темы четверти или полугодия ( в зависимости от класса), возможны совпадения тем урока и материала, помещенного на странице. Использованы различные виды шрифта и цвета для выделения информации. Предложены схемы и таблицы, помогающие осмыслить материал, а также даны вопросы для закрепления материала. Предлагается много дополнительного материала для расширения кругозора.
Одна из важнейших задач заключается в том, чтобы сформировать у школьников целостное представление о музыкальном искусстве. Этому помогает анализ музыкальных произведений с акцентом на их эмоциональной, нравственно-эстетической сущности.
Все это направлено на то, чтобы творческий подход учителя музыки способствовал развитию музыкальной культуры учащихся.
Музыка и литература
«ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ ?»
На примере произведений М.Глинки, М.Балакирева, Н. Мясковского, Г. Свиридова , С.Рахманинова необходимо подвести школьников к выводу., что
ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВДОХНОВЛЯЮТ НА ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ.
-Размышляя над произведениями Н.Римского-Корсакова, А.Хачатуряна мы говорим о том, что
МУЗЫКА ПОМОГАЕТ НАМ ГЛУБЖЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ ХАРАКТЕР И НАСТРОЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ, ОБОГАЩАЕТ ИХ ОБРАЗЫ.
-Отвечая на вопрос четверти, приходим к следующему выводу:
« БЛАГОДАРЯ ЛИТЕРАТУРЕ МУЗЫКА НЕ ТОЛЬКО СТАНОВИТСЯ БОГАЧЕ, НО И СИЛЬНЕЕ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СЛУШАТЕЛЯ, ДЕЛАЕТСЯ БОЛЕЕ ПОНЯТНОЙ И ДОСТУПНОЙ».
Д.КАБАЛЕВСКИЙ
«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ?»
ВЫВОД: МУЗЫКА ОБОГАЩАЕТ ЛИТЕРАТУРУ, НЕ ТОЛЬКО ПРЕВРАЩАЯ СТИХИ В ПЕСНИ, НО ДАЖЕ СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ НЕКОТОРЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
- Говоря о развитии духовности, надо знакомить детей с музыкой, звучащей в храме. Для более образного восприятия можно предложить слайды с изображением храмов, фресок и так далее.
ВЫВОД: ЛИТЕРАТУРА ОБОГАЩАЕТ МУЗЫКУ, ДАВАЯ ЕЙ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ. МУЗЫКА ДАЕТ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ, УСИЛИВАЕТ ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МЫСЛИ И ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ.
- РАЗМЫШЛЯЕМ:Какие композиторы могли бы сочинить музыку, описанную в произведении В.Короленко «Слепой музыкант».
«Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струею, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом».
«Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу. Слепой сидел с опущенной головой, удивленно прислушиваясь к этому грохоту. Но вот опять поднял руки и ударил по клавишам. Многолюдная толпа мгновенно притихла. …Звуки росли, крепли, полнели, становились все более и более властными, захватывали сердце объединенной и замирающей толпы… Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание».
ВЫВОД: СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ ВЫЗВАЛО В СОЗНАНИИ ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ П.ЧАЙКОВСКОГО - «ИМПРОВИЗАЦИЯ» И Л.БЕТХОВЕНА - УВЕРТЮРА «КОРИОЛАН». ОЧЕНЬ ВАЖНО СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ В ТЕХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, КОТОРЫЕ МЫ ЧИТАЕМ.
ИМПРОВИЗАЦИЯ –(неожиданно, внезапно, без подготовки) сочинение музыки прямо по ходу исполнения.
Музыка и изобразительное искусство
«МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?»
Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой), хотя связь эта, конечно, проявляется совсем по-другому: стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (ее характер, содержание можно выразить стихами или прозой. Но музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.
ВЫВОД: ЖИЗНЬ – ПОДЛИННЫЙ ИСТОЧНИК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. «…ПОЭТОМУ-ТО МЫ И НАХОДИМ ТАК МНОГО ОБЩЕГО МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ИСКУССТВАМИ, ХОТЯ В КАЖДОМ ИЗ НИХ ЭТО «ОБЩЕЕ» ВЫРАЖАЕТСЯ РАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ, В РАЗНЫХ ФОРМАХ И ПО-РАЗНОМУ ДЕЙСТВУЕТ НА НАС».
-Изучая тему музыкальный театр подводим ребят к выводу, что музыку мы слушаем, а в произведения изобразительного искусства мы всматриваемся. «Но есть обстоятельства, при которых музыка и живопись обязательно должны существовать, и на самом деле существуют, вместе. Прежде всего – это музыкальный театр, т.е. театр, где ставятся оперы и балеты»
Д.Б.Кабалевский.
Поэты, художники, композиторы старались отражать в своих произведениях жизнь.
ВЫВОД: ОБЩНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ ИСКУССТВ КОРЕНИТСЯ В ОБЩНОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ, ВОЛНУЮЩИХ И ХУДОЖНИКА И КОМПОЗИТОРА.
«МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?»
-Внимательно и сосредоточенно всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы нередко можем своим внутренним слухом услышать ту или иную музыку.
При изучении темы «Западно-европейское искусство» проводим параллель между шедеврами музыкального и изобразительного искусства и их взаимодополняемости.
ВЫВОД: ИСКУССТВА ЕЖЕМИНУТНО ПЕРЕХОДЯТ ОДНО В ДРУГОЕ; ОДИН РОД ИСКУССТВА НАХОДИТ СВОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В ДРУГОМ.
Преобразующая сила музыки
ВЫВОД: СПОСОБНОСТЬ МУЗЫКИ, ДАЖЕ ПРОСТОЙ ПЕСНИ, ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА –ВЕЛИЧАЙШАЯ СИЛА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
МУЗЫКА МОЖЕТ ВЫРАЖАТЬ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, В НЕЙ МОГУТ БЫТЬ ВОПЛОЩЕНЫ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ПОЭТОМУ ОНА ОЧЕНЬ ПО-РАЗНОМУ СПОСОБНА ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА НАС, НА ЛЮДЕЙ, А ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ – НА ЖИЗНЬ.
ЖИЗНЬ НЕ ТОЛЬКО РОЖДАЕТ МУЗЫКУ, НО И ИСПЫТЫВАЕТ НА СЕБЕ ЕЕ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ.
«Прекрасное прекрасней во сто крат
Увенчанное правдой драгоценной».
В.Шекспир.
Мы с ребятами говорим о правде жизни, выраженной с помощью музыки и приходим к выводу:
ЖИЗНЕННАЯ ПРАВДА НЕОТДЕЛИМА ОТ ПРАВДЫ ИСКУССТВА, ТАК ЖЕ КАК КРАСОТА ИСКУССТВА НЕОТДЕЛИМА ОТ ЖИЗНЕННОЙ КРАСОТЫ.
- СРАВНИТЕ МУЗЫКУ БАХА И СТРАВИНСКОГО
ВЫВОД: Сочинения абсолютно не похожие одно на другое. И все же их можно поставить в один ряд – в ряд произведений, жизненным содержанием которых является юмор, шутка, баловство, веселая улыбка.
В чем сила музыки…
Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.
Среди русских композиторов очень хорошо знал, чувствовал и мог передать красоту природы в музыке Н.А.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. Из всех его произведений на первое место может быть поставлена одна из самых поэтичных опер – «СНЕГУРОЧКА»,написанная на сюжет сказки А.Островского. Сам композитор назвал ее «Весенней сказкой».
СОПОСТАВЬТЕ оперу «Снегурочка с оперой «Садко»
ВЫВОД: В ОСНОВЕ ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ – ТОРЖЕСТВО ИСКУССТВА, СИЛА ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. ТОРЖЕСТВО ЗАКОНОВ ЖИЗНИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, В ПРОСЛАВЛЕНИИ МОГУЧЕЙ ПРИРОДЫ – ИСТОЧНИКА ЖИЗНИ И ЛЮБВИ, В ПРОСЛАВЛЕНИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
-Одной из важнейших особенностей всех выдающихся композиторов является широта их взгляда на мир и, как следствие, широта жизненного содержания их музыки.
«Какая глубина,
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь!»
А.Пушкин «Моцарт и Сальери»
Музыка ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА может вызвать в слушателях не только радостную улыбку, но и горькую, печальную слезу.
ВЫВОД: «ВОЙТИ В МИР» ТАКОГО КОМПОЗИТОРА, КАК МОЦАРТ, - ЭТО ЗНАЧИТ - ВОЙТИ В МИР СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ, ПЕРЕЖИВАНИЙ И САМОМУ ПРОНИКНУТЬСЯ МНОГООБРАЗИЕМ ЭТИХ ЧУВСТВ, ИХ ГЛУБИНОЙ И СЕРДЕЧНОСТЬЮ.
-Знакомство с понятием «Концерт» предлагается на примере произведений Д.Кабалевского, П.Чайковского, В.Салманова, размышляя, сопоставляя и подводя к выводу:
В ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ИСКУССТВА, В СПОСОБНОСТИ ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ ЛЕЖИТ ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ. ИМЕННО ЭТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКУ БЕССМЕРТНОЙ, НЕОБХОДИМОЙ КАЖДОМУ.
-Тему С.РАХМАНИНОВ «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ» можно рассматривать через взаимосвязь трех видов искусства, взаимодополнение и сопоставление.
М.ГОРЬКИЙ «ВЕСЕННИЕ МЕЛОДИИ»
А.РЫЛОВ «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»
А.РЫЛОВ «ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ»
ВЫВОД: У РАХМАНИНОВА ПРИРОДА БУЙНАЯ, СЛОВНО ВОСТОРЖЕННЫЙ ГИМН ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ ВЕСНЕ, ГИМН РАДОСТИ, ГИМН ОБНОВЛЕННОЙ ЖИЗНИ.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ, КАЖДОЕ СВОИМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ПЕРЕДАЮТ КРАСОТУ ОБНОВЛЕНИЯ МИРА.
-Музыка не имеет границ, хотя музыка народов Европы зачастую совершенно не похожа на музыку Востока.
ФАРУЗ БАХОР «МАРАКАНДА»
ИОГАНН ШТРАУС ВАЛЬС ИЗ ОПЕРЕТТЫ «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ».
СРАВНИТЕТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ ВАЛЬСА ШТРАУСА И ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ «МАРАКАНДЫ» БАХОРА.
ВЫВОД: УДИВИТЕЛЬНО ПРАВДИВО ПЕРЕДАЕТ МУЗЫКА ЭТИХ КОМ-ПОЗИТОРОВ КРАСОТУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. В ЭТОМ, И ПРАВДА,
И КРАСОТА ИХ МУЗЫКИ.
Музыкальный образ
Работа над темой «Музыкальный образ» необходимо постепенно подвести ребят к пониманию взаимосвязи образов в рамках одного произведения и к новому понятию -музыкальная драматургия.
Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Чем значительнее жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нем музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие.
-С.ПРОКОФЬЕВ ОПЕРА «ВОЙНА И МИР»:
ВАЛЬС ИЗ 2 КАРТИНЫ
АРИЯ КУТУЗОВА ИЗ 10 КАРТИНЫ
СРАВНИТЕ образ Наташи (образ мира) и образ Кутузова (образ войны)
Предлагая ребятам знакомую музыку можно задать вопрос: раскрывают ли эти произведения полностью образ данного человека (Кутузова, Наташи)? Нет. Композитор помогает нам ощутить самые главные моменты в жизни этих героев, которые определяют всю дальнейшую судьбу героев.
- К образам лироэпического характера можно отнести песни, связанные с образом солдата, образом военных дорог.
СОПОСТАВЬТЕ
А.НОВИКОВ «ДОРОГИ»
В.СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ»
Говоря об образах данного урока, необходимо подвести ребят к выводу.
ВЫВОД: общность жизненного содержания этих образов по-разному решена в искусстве. В этом заключается своеобразие каждого музыкального сочинения.
- Шуберта отличает «редкая способность: быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей… музыка была его пением про все, но не лично про себя»
Шуберт создал новый тип песен – небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых воплощен внутренний мир действующих лиц и тщательно выписаны различные изобразительные подробности.
БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
Даваемое определение баллады содержит формулировку с точки зрения литературы и музыки и это оправдано, так как постоянно подчеркивается связь разных видов искусств.
БАЛЛАДА – (повествование в стихах, народное предание фантастического характера) в музыке – вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад и сохраняющие их основные особенности.
ВЫВОД: вся сцена сливается в драматический образ, объединенный стремительным движением, а также развитием чувств главных действующих лиц.
- Интересны музыкальные образы в произведениях А.Скрябина и более понятны будут ребятам, если их давать в сравнении.
СРАВНИТЕ:
А.СКРЯБИН ЭТЮД № 12
А.СКРЯБИН ПРЕЛЮДИЯ №4
Если образ, заключенный в прелюдии, можно назвать «образом страдания и покорности судьбе», то в этюде, который называют «патетическим» ( взволнованным, приподнятым по настроению), напротив, «образ мужественной борьбы, неуклонной воли к победе».
Образ мужественной, героической борьбы, неуклонной воли к победе близок и музыке Л. Бетховена.
Л.БЕТХОВЕН УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ» к трагедии Гете «Эгмонт»
Л.БЕТХОВЕН «ПЕСНЯ КЛЕРХЕН» из трагедии Гете «ЭГМОНТ»
В Увертюре - три основных образа: от противопоставления, столкновения и борьбы – к победе.
В песне Клерхен – единый мужественный образ, но более юный и женственный.
Можно вспомнить с ребятами произведение изобразительного искусства, которое поможет включиться и зрительному восприятию образа – «Свобода, ведущая на баррикады» Делакруа
- Говоря о том, что музыка находится в постоянном развитии, в постоянном движении, можно предложить ребятам вспомнить, какие яркие образы движения созданы русскими композиторами.
М.ГЛИНКА «ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ»
Н.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ» ИЗ ОПЕРЫ «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
П.ЧАЙКОВСКИЙ «ВРЕМЕНА ГОДА» - «НА ТРОЙКЕ»
Г.СВИРИДОВ «ТРОЙКА» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»
- Морис Равель - французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 века.Виртуозное и универсальное оркестровое мастерство Равеля проявилось не только в его партитурах, изначально предназначенных для оркестра (непревзойденный в своем роде образец — одноактный балет «Болеро», принадлежащий к популярнейшим и самым эффектным пьесам мирового симфонического репертуара), но и в транскрипциях собственных фортепианных пьес и в знаменитой, осуществленной по заказу С. А. Кусевицкого инструментовке «Картинок с выставки» Мусоргского
БОЛЕРО (исп. bolero), испанский парный танец. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Сопровождается гитарой, барабаном и кастаньетами, пением танцующих. Жанр болеро нашел отражение в творчестве многих композиторов.
В качестве зрительного образа можно продемонстрировать картину Арнольда Шоре «Болеро Равеля».
- ЛИСТ (Liszt) Ференц (1811-1886), венгерский композитор, пианист, дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические произведения.). Возглавлял веймарскую школу. Композитор-романтик, Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу). Оратории, «Фауст-симфония» (1857), 13 программных одночастных симфоний-поэм (создал этот жанр, применял в нем принцип монотематизма); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; хоры, песни (ок. 70), культовая музыка (был аббатом). Один из основателей (1875) и первый президент Академии музыки в Будапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению ряда национальных музыкальных школ, особенно венгерской.
РАПСОДИЯ- (народная эпическая песнь) свободная форма, которая не связана рамками высказывания, крупное одночастное произведение для рояля или оркестра, в котором звучат различные народные мелодии или авторские темы с характерной национальной окраской
- В жизни мы встречаемся с кажущейся неподвижностью, с иллюзией полного покоя, так и в музыке можно создать образ кажущейся неподвижности, образ иллюзии полного покоя.
С.РАХМАНИНОВ РОМАНС «ОСТРОВОК»
СОПОСТАВЬТЕ:
С.РАХМАНИНОВ «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»
А.РЫЛОВ «ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ»
В.БОРИСОВ-МУСАТОВ «У ВОДОЕМА»
ВЫВОД: и художник, и композитор – каждый средствами своего искусства – передали жизненное содержание произведения.
- Тема «Мирные песни и песни борьбы за мир» необходима как основа нравственного воспитания, так и с точки зрения музыкального образа как жизни, отраженной в музыке.
Восприятие произведений усилит демонстрация слайда «Памятник жертвам
фашизма в Бухенвальде» Ф.Кремера
А.ПАХМУТОВА «ЗВЕЗДОПАД»- картина ничем не омрачаемой доброй и мирной жизни ребят, отдыхающих в молодежном лагере «Орленок»
К.МОЛЧАНОВ опера «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ» -ТУРИСТСКАЯ ПЕСНЯ- образ столкновения тишины, спокойствия с образом войны.
А.НОВИКОВ «ГИМН ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ» - образ, зовущий к борьбе за мир.
В. МУРАДЕЛИ «БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ» - сила песни заключается в том, что в ее образе соединены воедино глубокая скорбь о погибших и страстный призыв к миру.
ПИТ СИГЕР «ПЕСНЯ О МОЛОТЕ» - написана в духе американских народных песен.
ДИН РИД «САМБА О МИРЕ» - призывает к сплочению всех людей на планете.
ВЫВОД: любой музыкальный образ можно назвать жизнью, отраженной в музыке, жизнью, о которой рассказал в своем произведении композитор (в инструментальной музыке),или авторское содружество (композитор – поэт, писатель, драматург, художник).
- «Над миром катилась гроза.
Еще никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти.
Как дом, от полов до стропил
Охваченный пламенем сразу,
Оркестр, обезумев, вопил
Одну музыкальную фразу».
(М.Матусовский)
В суровые годы войны в зале Ленинградской филармонии звучала великая музыка.
Шостаковича называют величайшим композитором современности. Немногие музыканты удостаивались такой чести при жизни. Музыка Шостаковича – это современный мир с его радостями и горестями, мир человека, живущего жизнью своего отечества, своего народа.
На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией №7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
Тема - « Я помню вальса звук прелестный…»
Ф.ШОПЕН ВАЛЬС №6 ре-бемоль мажор (ВАЛЬС-МИНУТКА) – образ шутливого танца.
Ф.ШОПЕН ВАЛЬС №7 до - диез минор - 3-х частная форма, складывающаяся в единый образ, поворачивающийся к нам разными своими гранями.
Родоначальник новой финской музыкиЯН СИБЕЛИУС - «ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС» -
Рефрен – главная тема рондо - этонепрерывно развивающийся образ грусти.
РАЗМЫШЛЯЕМ:какое же содержание и какие образы слышны в эпизодах «Грустного вальса».
ВЫВОД:при создании своего произведения композитор отбирает и использует те средства выражения, которые помогают ему сделать свой замысел доступным и понятным как можно большему числу людей
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ –развитие и взаимоотношение нескольких музыкальных образов в рамках одного произведения.
УВЕРТЮРА – (открытие, начало) инструментальное вступление к крупному произведению ( опере, балету, кинофильму, театральному спектаклю)
Иногда музыка увертюры вполне самостоятельная, чаще всего с каким-либо программным названием:«Праздничная» Д.Шостаковича, «Ромео и Джульетта» П.Чайковского
Каждая увертюра выражает характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в ее названии.
Все увертюры, как и все (за редким исключением)1 части сонат, симфоний и концертов написаны в сонатной форме:
М.И.ГЛИНКА УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
ВЫВОД: все основные образы увертюры сопоставлялись, но не противоречили один другому. Благодаря этому музыкальная драматургия в данной увертюре не очень яркая.
Яркая музыкальная драматургия показана Л. Бетховеным в увертюре к трагедии Гете
«ЭГМОНТ». Какое еще ребята знают музыкальное произведение, написанное на стихи Гете?
ВЫВОД: заключительный образ победы, торжества и самопожертвования – явление, рожденное в результате противопоставления, конфликта музыкальных тем, резкого противодействия образов друг другу, их борьбы.
Увертюра «Эгмонт» часто исполняется в концертных залах, как самостоятельное симфоническое произведение.
«Зло мгновенно в этом мире,
Неизбывна доброта!»
Ш.Руставели.
- ОТАР ТАКТАКИШВИЛИ ОРАТОРИЯ «ПО СЛЕДАМ РУСТАВЕЛИ»
9 часть «СЕГОДНЯ УМЕР РУСТАВЕЛИ»
ОРАТОРИЯ – большое, многочастное произведение повествовательного склада для солистов, хора и оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначено для концертного исполнения.
О.Тактакишвили создал сложный по драматургии образ: мужественность поэта сплетается с бесконечной тоской его по Родине. Не смерти он боится, а его мучает то, что приходится умирать вдали от Родины…
ВЫВОД: музыкальная драматургия -образ народа, который чтит память и величие поэта, воспевая его образ.
-Тема - «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
ВСПОМНИТЕ: Ф.ЛИСТ Венгерская рапсодия №2
- АНДРЕЙ ЭШПАЙ «ВЕНГЕРСКИЕ НАПЕВЫ»
- ГРИГ Эдвард (1843-1907), норвежский композитор, пианист, дирижер. Крупнейший представитель национальной композиторской школы, ярко претворивший в своих сочинениях норвежский музыкальный фольклор. 2 сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1888, 1896), сонаты для скрипки с фортепьяно и виолончели с фортепьяно; Концерт для фортепьяно с оркестром (1868), «Лирические пьесы» для фортепьяно (10 тетрадей, 1867-1901), вокальные сочинения (около 150 романсов и песен). В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
Классик норвежской музыки, Эдвард Григ впервые сделал ее достоянием всего мира.
Его музыка приобрела то широкое общечеловеческое значение, каким обладают только произведения мирового искусства.
Э.ГРИГ СОНАТА ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО
Это пример камерной музыки.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА – музыка, написанная для небольшого количества исполнителей и предназначенная для исполнения в небольших помещениях для домашнего музицирования
СОНАТА- музыкальное произведение камерного жанра для фортепиано или какого-либо инструмента и фортепиано, состоящее, как правило, из 3-х частей различного темпа и характера.
Такое построение произведений (Увертюра Глинки, Бетховена, соната Грига) называется сонатной формой.
ВЫВОД: основа музыкальной драматургии сонаты заключена в сопоставлении, контрасте и совместном развитии двух основных образов.
- Н.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА «СЕЧА ПРИ КЕРЖЕНЦЕ» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
-Можем ли мы увидеть эту музыку?- предложить детям поразмышлять над этим, а затем показать слайд (картину, изображающую битву).
Звукоизобразительность Римского-Корсакова часто «вызывает полное слияние слышимого и видимого».
В какой форме написано это произведение?
ВЫВОД:основной принцип сонатной формы – столкновение или сопоставление двух главных музыкальных образов, контрастирующих, вступающих в конфликт, а в некоторых случаях лишь дополняющих друг друга
-Тема «Песни, опаленные войной!» может быть представлена различным музыкальным материалом. Поредлагаемый в данной разработке материал – это не только песни военных лет, но и песни, написанные в мирное послевоенное время. Необходимо сказать, что эта тема всегда волновала поэтов, художников и музыкантов, поэтому военная тема отражена не только в творчестве профессиональных музыкантов, но и в творчестве бардов. Урок можно построить как рассказ об истории создания песен с обязательным исполнением или слушанием музыки. В качестве связки могут быть использованы стихи.
МУЗЫКА А.АЛЕКСАНДРОВА, СТИХИ В.ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА».
«Свяще?нная война?» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!»
24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день был отведён на репетицию. И уже 27 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.
Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда фашисты захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.
Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
В послевоенное время часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова и имела широкий успех как в СССР, так и на зарубежных гастролях.
22 мая 2007 года Ансамблем песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова под бурные аплодисменты песня была исполнена в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Перед бывшим военным противником, противостояние с которым было свежо в памяти всех присутствовавших на концерте, прозвучали знаменитые слова:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
МУЗЫКА В.МУРАДЕЛИ, СЛОВА А.СОБОЛЕВА «БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ»
В 1958г. в Германии состоялось открытие мемориала Второй мировой войны «Бухенвальд». Сообщение радио о том, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, который должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, и дало толчок к написанию стихотворения.
Уже через два часа после этого сообщения Александр Владимирович Соболев прочитал:
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся,
строятся
в шеренгу к ряду ряд...
В сентябре 1958 года «Бухенвальдский набат» был напечатан в газете «Труд». И автор послал его композитору Вано Мурадели.
Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу... Какие стихи!»
Как раз в то время шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев пришел с «Бухенвальдским набатом», его оценили как подходящий по тематике и «спустили» песню «к исполнению» в художественную самодеятельность. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета и буквально покорила всех. Это был триумф. Ее тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли ее по миру.
Однако на родине, в СССР, песня стала известна позднее, когда вернулась в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Теперь уже и здесь остановить ее распространение было невозможно. Ее взял в свой репертуар Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Б.А. Александрова.
МУЗЫКА В.БАСНЕРА, СТИХИ М.МАТУСОВСКОГО«НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ»
Из воспоминаний подполковника запаса, бывшего редактора газеты Рославльской Краснознаменной Ордена Суворова 139-ой стрелковой дивизии Николая Чайки:
«… В ту пору я редактировал дивизионную газету «Сталинский призыв». Сентябрьским утром 1943 г. подолгу фронтового журналиста одним из первых с наступающими колоннами попал на Безымянную высоту у незнакомого поселка Рубеженка. Трудно найти слова, чтобы передать то, что я видел, … С гранатой, зажатой в руке, с указательным пальцем на спусковом крючке автомата, в лужах собственной и вражеской крови лежали тела героев. Вся высота буквально была завалена осколками, стреляными гильзами, пустыми дисками, касками
Обо всем, что мне довелось увидеть в то утро на Безымянной высоте, мы немедленно рассказали в дивизионной газете и «боевых листках». Так о подвиге коммунистов – сибиряков вскоре стало известно всему фронту. Как-то к нам в дивизию приехал мой старый фронтовой друг поэт Михаил Матусовский. И вечером в нашей фронтовой землянке я рассказал ему о бое восемнадцати на Безымянной высоте. Помню, как Михаил Матусовский «загорелся» тогда и принялся за поэму «Безымянная высота». Но, видимо, поэма чем-то не удовлетворила его. Во всяком случае, она никогда не издавалась ни отдельной книгой, ни в сборниках поэта.
Однажды я пришел в кинотеатр «Россия», чтобы посмотреть новый фильм «Тишина». С экрана полилась песня, суровая, грустная:
«Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…»
Я сразу же понял, о какой роще идет речь. Позвонил Матусовскому, поздравил его с успехом и хотел было спросить, о ком песня, но он упредил меня: конечно, о них, старина… Очень рад за удачу фронтового друга и композитора Вениамина Баснера, песню которых поет весь народ.
МУЗЫКА Я.ФРЕНКЕЛЯ, СТИХИ Р.ГАМЗАТОВА «ЖУРАВЛИ»
Что я могу добавить к тому о Журавлях и Бернесе. Только то, что Ян говорил о том, что "Бернес, после того как услышал музыку, торопил всех, как можно скорее записать песню. Как говорил Ян, он предчувствовал свою кончину и точку в своей жизни хотел поставить именно этой песней. Запись для Бернеса была неимоверно тяжела. Но он мужественно вынес всё и записал Журавлей. И действительно она стала последней песней в его жизни
Ян всегда на концертах говорил, что настоящим автором Журавлей был Бернес. Это он нашел стихи, это он буквально заставлял Яна писать музыку, это он впервые ее записал в своём исполнении и он умер в сердце с Журавлями.
Эта песня родилась у меня в 1965 году в городе Хиросиме. я написал несколько вариантов стихов, не думая и не предполагая, что один из них станет песней, которая отзовется в сердцах людей и приведет ко мне новых друзей. Мой друг Наум Гребнев превосходно перевел «Журавлей» на русский язык. Он был не просто переводчиком, а почти соавтором. Оно оказалось ему ближе всех других стихов, ибо он сам — израненный воин, потерявший на войне своих близких и друзей. Оно стало для него собственной болью. Он говорил: «Этот стих обо мне и моих друзьях». Теперь я горюю и о нем — и он нашел место в журавлиной стае.Я много слушал неповторимого Бернеса, много слышал о нем. Однажды он позвонил мне из Москвы в Махачкалу. Бернес пел моих «Журавлей». Я растерялся и не мог в ответ ничего сказать. Песня была выше моих одобрений. Бернес спросил меня: «Расул, ты не будешь против того, если слово «джигиты» заменю словом «солдаты»? И песня стала гимном памяти погибших.Ей повезло, что ее первым исполнителем был Марк Бернес, но не повезло, что он был тяжело болен. Когда его хоронили, то согласно его завещанию при кремации пели эту песню. Заслуги Бернеса в создании «Журавлей» были настолько значительны, что многие друзья-поэты попросили меня посвятить их памяти Бернеса. Я немного сомневался, но в конце концов согласился. И по Всесоюзному радио стали исполнять песню с посвящением Марку Бернесу.
МУЗЫКА М.ФРАДКИНА, СТИХИ Р.РОЖДЕСТВЕНСКОГО «ЗА ТОГО ПАРНЯ»
Из песни «За того парня» , написанной композитором Марком Фрадкиным на стихи Роберта Ивановича Рождественского для кинофильма «Минута молчания» (1970, режиссер Игорь Шатров):
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
В декабре 1974 г. строка «За себя и за того парня» стала названием «трудового почина», с которым выступили московские комсомольцы И. Скриник и И. Бондарева в честь наступавшего 30-летнего юбилея победы СССР над фашистской Германией. Они предложили выполнять план работы за себя и за одного погибшего на войне работника своего предприятия.
Абсолютно "авторская", почти исповедальная песня Р. Рождественского и М.
Фрадкина "За того парня" дала толчок мощному патриотическому движению. А когда же происходит обратный процесс и поэт-песенник пытается одновременно говорить с тысячами, то часто в итоге получается, что это не обращено ни к кому.
В 1972 году Л.Лещенко получил звание лауреата конкурса в Болгарии "Золотой Орфей". В том же 1972 году он получает первую премию на очень престижном в то время фестивале в Сопоте с песней "За того парня".
МУЗЫКА Р.Хозака, стихи Е.Аграновича - ПЕСНЯ ИЗ К\Ф «ОФИЦЕРЫ»
«Вечный огонь» (или «От героев былых времён») — военно-патриотическая песня из кинофильма Офицеры. Впервые для фильма песня была исполнена Владимиром Златоустовским в 1971 году. Песня более известна по первой строке «От героев былых времён».
Впоследствии песня исполнялась различными исполнителями. В 2008 году на песню был снят видео клип, в котором песню исполнил Сергей Безруков. Для видеоклипа был использован материал из военного сериала «В июне 1941-го».
МУЗЫКА В.БАСНЕРА, СТИХИ Б.ВАХТИНА и П.ФОМЕНКО «НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ»
Песня написана композитором Вениамином Баснером на стихи ленинградского писателя, ученого-китаиста Бориса Борисовича Бахтина для четырехсерийного телевизионного фильма-эпопеи «На всю оставшуюся жизнь» (1971, режиссер Петр Фоменко):
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвига и славы,
Победы над врагом кровавым.
На всю оставшуюся жизнь.
Киносценарий к фильму был написан также Б. Б. Бахтиным по повести своей матери, известной советской писательницы Веры Пановой «Спутники».
МУЗЫКА В.БЕРКОВСКОГО, СТИХИ Д.СУХАРЕВА «ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА»
Виктор Берковский убежденный турист. Однако песни его произошли не от туристского костра. Он пошел дальше. Хотя именно в походе началась его песня с незабвенными словами Дмитрия Сухарева: "Как они шагали от военкомата с бритыми навечно головами". Какая нежная мелодия слов, какая светлая поэтика музыки. А случилось так.
Виктор с Юрой Визбором и Аркадием Мартыновским вышли где-то под Юхновом из байдарок и увидели забытое всеми поле. Поле войны, усеянное железами, касками и неизрасходованными для своей цели ржавыми снарядами. Мертвое поле на выжившей земле. Вот тогда и началась песня "Вспомните, ребята!" А потом: "Ну, что с того, что я там был!", "Сороковые — роковые". Удивительные песни послевоенного мальчика о войне. Поколение Берковского живет с чувством вины за то, что по годам не пошло тогда в бой. Берковский в своих песнях от нашего имени об этом и помнит.
МУЗЫКА Б.ОКУДЖАВЫ «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ»
Окуджава - Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать.
МУЗЫКА Д.ТУХМАНОВА, СТИХИ В.ХАРИТОНОВА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
В марте 1975 г. поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.
Буквально за несколько дней до окончания конкурса В. Г. Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.
Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало этого, прослушивание песни вызывало болезненную, острую реакцию старших коллег Д. Тухманова, против песни прозвучали очень резкие высказывания.
Причина была в музыке и в её авторе. Поэт В. Г. Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков, Вано Мурадели и другие). А Давид Тухманов был молодым автором, известным лишь по эстрадным шлягерам.
По мнению руководства Союза композиторов Тухманов никак не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба, никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола, у него ещё не было. И потому он, имея диплом профессионального композитора и написав три десятка популярных песен, только в 1973 году, с трудом, был принят в Союз композиторов.
Был и второй «минус» — в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении.
Первым исполнителем песни «День Победы» был Леонид Сметанников. Он исполнил её на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года.
Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз — на «бис». После чего эту песню стала петь вся страна.
«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.
- Интересна и необходима тема «Встречи с музыкой» - при раскрытии которой рассказывается об интересных фактах из жизни и творчества композиторов, о произведениях и исполнителях, а также отводится больше времени на слушание музыки.
- Одна из трех последних симфоний В.МОЦАРТА, которые он сочинил меньше чем за три месяца, незадолго до создания своего великого «Реквиема» - СИМФОНИЯ №40.
ВЫВОД: драматургическое единство, драматургическая взволнованность всех основных образов объединяет все части симфонии.
- П.ЧАЙКОВСКИЙ УВЕРТЮРА-ФАНТАЗИЯ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
Образы любви и образы вражды ярко противостоят в музыке Чайковского.
ВЫВОД: искусство помогает каждому человеку жить так, чтобы жизнь его определялась устремлениями к правде, добру, красоте. Композитор, вслед за драматургом, достиг небывалых высот трагического сопереживания судьбам героев.
- О представителе польской музыкальной культуры М.Огиньском ребятам можно рассказать опираясь на их знания музыки Ф.Шопена и показать общность между ними: любовь к родине, использование интонаций польской музыки, танцевальность, название произведения.
ПОЛОНЕЗ РЕ МИНОР («ПРОЩАНИЕ С РОДИНОЙ»).
Написанный для фортепиано, полонез этот исполняется часто и симфоническим оркестром. В музыке полонеза любовь композитора к страдающей Родине высказана с такой силой, с какой раньше им никогда не высказывалась. В музыке все время ощущается нежная любовь к Родине и трепетное волнение за ее судьбу.
В слиянии и чередовании этих двух чувств и заключена драматургия знаменитого полонеза.
ПОЛОНЕЗ – (польский)торжественный парадный танец.
Полонезом обычно открывают балы, когда хотят провести шествие. Под горделивое, величественное звучание музыки – своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.
СРАВНИТЕ:ПОЛОНЕЗ ЛЯ МАЖОР Ф.ШОПЕН
«ПРОЩАНИЕ С РОДИНОЙ» М.ОГИНЬСКИЙ
В полонезах, которые сочинял для фортепиано Ф.Шопен, мы слышим «поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого несправедливого» - так сказал Ференц Лист о полонезах Шопена.
- Есть такие жизненные проблемы, темы, сюжеты, которые волнуют и художников и зрителей, слушателей во все времена. Эти темы можно назвать ВЕЧНЫМИ темами искусства. К ним относится и тема любви. Воспеванию этого чувства посвятили свои произведения многие художники прошлого и настоящего.
П.ЧАЙКОВСКИЙ УВЕРТЮРА-ФАНТАЗИЯ
«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
Образы любви и образы вражды ярко
противостоят в музыке Чайковского.
Написана в сонатной форме.
ВЫВОД: искусство помогает каждому человеку жить так, чтобы жизнь его определялась устремлениями к правде, добру, красоте. Композитор, вслед за драматургом, достиг небывалых высот трагического сопереживания судьбам героев.
Мало кто верил, что можно воплотить трагедию Шекспира на балетной сцене! Прокофьев смело взялся за это. Талантливая музыка победила предубежденность. Балет Прокофьева завоевал широчайшую известность и любовь зрителей и у нас в стране, и за рубежом.
С.ПРОКОФЬЕВ БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА».
-Чем крупнее произведение, сочинение, тем оно сложнее по образному содержанию. С наиболее развитыми сочетаниями различных форм мы встречаемся в музыкально-театральных произведениях (опера, балет).
ВСПОМНИТЕ что такое ЛИБРЕТТО?!
Связь музыки с литературой, лежащая в основе оперы или балета обогащает их и одновременно делает их более доступными зрителю.
С.ПРОКОФЬЕВ БАЛЕТ «ЗОЛУШКА»
В основе хореографической драматургии балета лежит судьба Золушки – девушки доброй, незлобивой, неизбалованной жизнью.
ВЫВОД: интонационное и драматургическое развитие – это и есть преломление в музыке тех законов, по которым развивается сама жизнь.
Современность в музыке
И.-С.БАХ ОРГАННАЯ ТОККАТА И ФУГА ре минор
Для органа в полифоническом складе и в форме фуги сочиняли музыку многие композиторы, но никто не достигал такого высочайшего совершенства музыки. У Баха с первой и до последней ноты безостановочный поток звучания. Его музыка глубоко человечна, полная эмоциональной силы, вступала в ту эпоху в резкое противоречие с нормами средневековой церкви.
ТОККАТА –( с итальянского – трогать, касаться)- первоначально – произведение для клавишных инструментов –клавесина, органа. Позднее – виртуозная пьеса в быстром, размеренном, четко ритмованном движении.
Токкаты Баха отличает сложность исполнения. Современники считали почти непостижимым, как мог Бах-органист исполнять подобные произведения, не допуская ни единого фальшивого звука.
Характерная черта фуг Баха – непрерывное развертывание одной мысли, одной идеи.
РАЗМЫШЛЯЕМ:
чем объяснить тягу к музыке Баха в наши дни?
ВСПОМНИТЕ «ШУТКУ» из сюиты №2.
ВЫВОД: творчество Баха многосторонне и вбирает в себя многое из бытовой музыки того времени: сюиты составлены из бытовых танцев, а его «Кофейная кантата» по своему легкому шутливому содержанию представляет по сути не что иное, как оперетту.
Музыка Баха обогащает музыкальную культуру современности.
В музыке Бах передает свои размышления о вечных вопросах человеческой жизни – о любви и смерти, о жестокости и страданиях.
И.-С.БАХ- АРИЯ АЛЬТА из оратори «СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ»
СОПОСТАВЬТЕ:
ВИЛА ЛОБОС АРИЯ ИЗ «БРАЗИЛЬСКОЙ БАХИАНЫ»№5
ВЫВОД: идеалы и стремления Баха близки идеалам и стремлениям нашей эпохи – в этом и заключается современность его музыки.
РАЗМЫШЛЯЕМ:почему Вила Лобос, бразильский композитор 20 века, назвал свои сюиты «Бахианами»?
-В любую эпоху проблемы нравственного становления волнуют человека, составляют существенную сторону его внутренней жизни. Сложность, а зачастую противоречивость внутреннего мира человека раскрывается в произведениях прошлого и современности.
Например, ЛУННАЯ СОНАТА (соната №14) БЕТХОВЕНА
и спустя века также популярна потому что содержание ее отвечает духовному миру наших современников.
Бетховен разрушил установленные каноны, создав медленную, лишенную драматического конфликта 1 часть.
Эта соната наиболее известна из 32-х фортепианных сонат Бетховена. Название сонате дал немецкий поэт и музыкальный критик Л.Рельштаб, который сравнил первую часть сонаты с игрой лунного света, отражающегося от вод озера. Это натолкнуло издателей сонаты (уже после смерти Бетховена) на мысль дать ей название «Лунная».
В 1801 году, в период написания сонаты, Бетховен был страстно влюблен в одну из своих учениц - графиню Джульетту Гвиччарди, которой и посвящено произведение.
СРАВНИТЕ:
УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»
ВЫВОД: эти два сочинения несут разное жизненное содержание и, следовательно, разный опыт нравственно-эстетического отношения. Борьба составляет сущность каждого из них. Но в «Эгмонте» она протекает на фоне исторических событий – борьба сильной личности с внешними обстоятельствами. В «Лунной сонате» – сосредоточение на внутренней борьбе в душе человека, интимной, глубоко личной, но не менее драматичной. Как же был не прав критик, услышав в этой музыке, полной глубоких страданий, всего лишь лунный пейзаж!..
- В Четвертой симфонии Чайковский вновь показал себя великим художником. Это сочинение можно назвать музыкальной трагедией, основной идеей которой становится вечное стремление человека к счастью, к свету.
СКЕРЦО (3 часть) ИЗ ЧЕТВЕРТОЙ СИМФОНИИ ЧАЙКОВСКОГО – сложный внутренний мир человека, отраженный в симфонической музыке.
СКЕРЦО - небольшое музыкальное произведенпие в оживленном темпе. Музыка легкого, живого, веселого, иногда серьезного характера, но всегда быстрая и стремительная.
ПИЦЦИКАТО – игра на струнных щипком пальцев.
ВЫВОД: большой отрезок времени отделяет симфонические произведения Чайковского от музыки нашего века, но человек, его переживания по-прежнему остаются главной темой музыкальных сочинений разных жанров.
-ВСПОМНИТЕ:
И.ШТРАУС - ВАЛЬС из оперетты «Летучая мышь»
Примером неувядаемого признания многими поколениями слушателей танцевальной
музыки служит произведение ИОГАННА ШТРАУСА «ПОЛЬКА-ПИЦЦИКАТО».
ВЫВОД: радость и веселье, которые в наши дни дарит людям эта искрящаяся музыка, - верный показатель ее современности, ее необходимости в духовном мире нашего современника.
СРАВНИТЕ:
ЧТО ОБЩЕГО И РАЗЛИЧНОГО:
П.ЧАЙКОВСКИЙ «СКЕРЦО» ИЗ 4 СИМФОНИИ
И.ШТРАУС «ПОЛЬКА-ПИЦЦИКАТО»
КАКАЯ МУЗЫКА ЛЕГКАЯ, А КАКАЯ СЕРЬЕЗНАЯ?
-ВСПОМНИТЕ:
Ф.ШУБЕРТ ПЕСНЯ-БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
Обращаясь к универсальным темам, таким, как любовь, страсть и смерть, Шуберт слил воедино голос, поэзию, звучание фортепиано, создав подлинные шедевры романтической музыки.
Ф.ШУБЕРТ - песенный цикл – «ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА» – ПЕСНЯ «В ПУТЬ»
ПЕСЕННЫЙ ЦИКЛ - это несколько песен, объединенных одной
темой, зачастую повествовательной
Песенные циклы рассчитаны на то, чтобы исполняться целиком, хотя порой некоторые песни (являющиеся сами по себе законченными произведениями), могут исполняться отдельно: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
Как в большинстве песен Шуберта, в песне «В путь» большую роль играет фортепианная партия: равномерное журчание бегущего ручья, радостная душевная устремленность путника.
Целесообразным, для усиления восприятия, было бы показать слайд с изображением картины М.Ларсона «Лесной ручей»
ВЫВОД: этот цикл песен доказывает, что Шуберт по праву признан во всем мире как непревзойденный мастер песенной формы.
СРАВНИТЕ: образы в песне-балладе «Лесной царь» и в песне «В путь»
Ощущение радости, юношеского задора, светлого непосредственного восприятия мира создает легкая мелодия песни А.ПЕТРОВА «Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ» из одноименного кинофильма.
ВЫВОД: песня А.Петрова, как и песни Шуберта – это вера в гуманное начало, в торжество простых жизненных истин, которых так не хватает человеку в наш сложный век
На рубеже 19-20 столетий в европейской культуре сложилось новое художественное направление - экспрессионизм (выразительность).В центре внимания в экспрессионизме оказываются болезненные состояния души, порожденные страхом и отчаянием. (Густав Малер – австрийский композитор, М.П.Мусоргский – русский композитор).Модернизм был исторически подготовлен экспрессионизмом, где произошло радикальное обновление музыкальных средств. «Отцом» этого направления явился АРНОЛЬД ШЁНБЕРГ , который разработал новый метод сочинения музыки - додекафонную систему (последовательность из 12 звуков).
Результатом размышлений над событиями Второй мировой войны стала кантата «УЦЕЛЕВШИЙ ИЗ ВАРШАВЫ» для чтеца, хора и оркестра. В качестве текста
использованы подлинные рассказы очевидцев расправы гитлеровцев над жителями еврейского гетто в Варшаве.
Музыка выдержана в лучших традициях экспрессионизма - она сложна, трагична и обостренно эмоциональна. Композитор словно пытается представить своих героев перед лицом Бога и Вечности и тем самым показать, что их страдания не напрасны. Кантата завершается пением молитвы.
ВСПОМНИТЕ:
в каких произведениях встречался такой прием – нарочито обнаженный человеческий говор («Не смейте трогать голубой глобус» Бальсиса, «Лебедушка» Салманова).
ВЫВОД: главное, что потрясает в эмоциональном строе этого произведения – разрушается музыкальная интонация – и сразу же рушится гармония, надежда, красота. В этом произведении воплощено страдание, панический ужас перед антигуманным воинствующим злом.
- СРАВНИТЕ:
Э.КОЛМАНОВСКИЙ «АЛЕША»
А.ГОРОДНИЦКИЙ «АТЛАНТЫ»
Б.ОКУДЖАВА «НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК»
ВЫВОД: несмотря на горестные, а порой трагические чувства, эти песни объединяет высокая духовная уверенность в торжестве добра, надежда на победу, вера в будущее.
-ВСПОМНИТЕ:
П.ЧАЙКОВСКИЙ УВЕРТЮРА-ФАНТАЗИЯ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
С.ПРОКОФЬЕВ БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА».
Значительное явление американской музыкальной культуры 20 века - творчество
ЛЕОНАРДА БЕРНСТАЙНА (1918-1990).
В такие «классические» жанры, как опера, балет, симфония, он вводил элементы джаза и фольклора разных народов. Музыку композитора отличает блестящее знание законов каждого жанра и чувство такта в использовании «неклассических» мелодий и ритмов. Самое известное произведение Бернстайна - мюзикл «ВЕСТСАЙДСКАЯ ИСТОРИЯ».
В основу сочинения лег сюжет трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта», но действие перенесено в послевоенный Нью-Йорк, в один из самых бедных и опасных районов города - Вест-сайд. Главные герои оказались представителями двух враждующих группировок - коренных американцев и эмигрантов из Пуэрто-Рико. Характер сюжета позволил композитору ввести в музыку немало фрагментов, основанных на интонациях и ритмах латиноамериканских танцев; контраст этим эпизодам составляет лирическая линия, показывающая чувства влюбленных. Специфический характер мелодий, требующих не оперных, а эстрадных голосов, сочетается с приемами развития музыкального действия, характерными для опер и симфоний (арии и дуэты, сложная партия оркестра).
-РАЗМЫШЛЯЕМ:В ЧЕМ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ТРЕХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
П.Чайковский «Ромео и Джульетта»
С.Прокофьев «Ромео и Джульетта»
Л.Бернстайн «Вестсайдская история»
Музыка серьезная и музыка легкая
- А.ХАЧАТУРЯН «ТАНЕЦ С САБЛЯМИ» ИЗ БАЛЕТА «ГАЯНЭ» -
в современной обработке и в исполнении симфонического оркестра.
РАЗМЫШЛЯЕМ:
К легкой или серьезной музыке относится это произведение. От каких признаков зависит деление на легкую и серьезную музыку?
восприятие
содержание
исполнение
Какой вариант схемы более правильный?
С Л С /// Л
///////
//////// - взаимопроникновение легкой и серьезной музыки
В.МОЦАРТ «МАЛЕНЬКАЯ НОЧНАЯ СЕРЕНАДА»
РАЗМЫШЛЯЕМ:
почему Моцарт написал это произведение в таком стиле,вспомните о жизненном содержании музыки, что выбрал Моцарт для передачи смысловой информации: маршевость, песенность или танцевальность?
СРАВНИТЕ: Я.Сибелиус «Грустный вальс»
ВЫВОД:не всегда танцевальность является признаком легкой музыки.
- Л.БЕТХОВЕН «ЯРОСТЬ ПО ПОВОДУ УТЕРЯННОГО ГРОША»
РАЗМЫШЛЯЕМ:
Какие чувства могут овладевать человеком в такой ситуации на протяжении длительного времени: грусть, злость, смятение, радость…Как они могут сменять друг друга. Смоделируйте эту ситуацию в музыкальной форме, в которой, по-вашему мнению, написал эту музыку Бетховен.
Совпало ли ваше моделирование с тем, что вы услышали?
К легкой или серьезной музыке оно относится?.
ВЫВОД: в нашем понимании эта музыка Бетховена необычна, т.к. мы привыкли к другому стилю композитора. Мы убеждаемся – насколько многогранна деятельность композиторов, в чьем творчестве органично сочетаются образцы легкой и серьезной музыки.
- Разделение на легкое и серьезное искусство присуще не только музыке. Достаточно вспомнить и сопоставить имена таких писателей, как Бальзак и Дюма, или творчество Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта» и комедия «Много шума из ничего», которые, кстати, являются и музыкальными шедеврами.
Т.ХРЕННИКОВ СЮИТА ИЗ БАЛЕТА «ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ»
РАЗМЫШЛЯЕМ:
каковы признаки легкой музыки
развлекательность
жизненное назначение
восприятие
Надо различать: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Даже в эстрадной музыке, казалось бы исполняемой для развлечения, есть очень серьезные произведения.
И.ЛУЧЕНОК «ХАТЫНЬ»
И.ТАЛЬКОВ «РОССИЯ»
- Один и тот же жанр (танец) может лежать в основе и легкой, и серьезной музыки.
С.РАХМАНИНОВ «ПОЛЬКА»
Э.КОЛМАНОВСКИЙ «ВАЛЬС О ВАЛЬСЕ»
М.ГЛИНКА «ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ»
Д.МИЙО «БРАЗИЛЕЙРА»
РАЗМЫШЛЯЕМ о каких сочинениях идет речь:
- в одном из произведений ясно различимы две грани образа танца: при общем вальсовом характере в интонациях первой части ощущается сосредоточенность, задумчивость, а во второй – «полетность», подчеркнутая нарочитым оттягиванием третьей доли (Э.колмановский «Вальс о вальсе»)
- драматургия другого произведения говорит о том, что на фоне обыкновенного бального танца разыгрывается драма (М.Глинка «Вальс-фантазия»)
- использование отдельных композиционных приемов очень типично для легкой музыки, но по тонкости, изяществу и богатству ее развития сочинение стоит ближе к серьезной музыке (С.Рахманинов «Полька»)
- по музыкальному языку сочинение ближе к серьезной музыке, а по содержанию, передающему зажигательное веселье карнавала, - к легкой (Д.Мийо «Бразилейра»)
ВЫВОД: в современной музыкальной культуре при нормальном положении вещей – одно другого не должно исключать. Музыкально-образованный человек должен научиться осуществлять свой персональный свободный выбор, уметь совершать переход из одной разновидности музыки в другую в зависимости от жизненной ситуации. Например, для танцев и аэробики необходима жестко ритмичная музыка; крупные сочинения философского плана требуют осмысленного восприятия; в кафе должна звучать тихая, ненавязчивая музыка, не мешающая разговору. Самое главное, надо научиться оценивать содержание музыки.
- Достаточно внимания уделено направлениям современной (так называемой легкой) музыки. Дано разделение музыки по разновидностям, приведены определения и выделены признаки джазовой, эстрадной, бардовской музыки, рок-музыки. В качестве примеров приведены музыкальные произведения и лучшие исполнители не только зарубежья, но и России.
Для закрепления можно использовать данную схему:
ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ЛЕГКОЙ И СЕРЬЕЗНОЙ МУЗЫКЕ:
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки
На примере произведения ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ ОПЕРА «РИГОЛЕТТО» необходимо подвести к выводу, что легкая развлекательная песенка может не только вторгаться в трагедийное произведение, но и играть в нем важнейшую драматургическую роль.
-ВСПОМНИТЕ:
Музыку к фильмам«Дети капитана Гранта»
«Веселые ребята»
И.Дунаевский – признанный мастер русской эстрадной классики. По жизнерадостному настроению его сочинения близки музыке Штрауса, но Дунаевскому больше присуща маршевость.
И.ДУНАЕВСКИЙ ОПЕРЕТТА «БЕЛАЯ АКАЦИЯ»
ОПЕРЕТТА – (комическая опера), в которой пение чередуется с разговором (участники: солисты, хор, оркестр, балет)
ВЫВОД: в оперетте серьезная музыка(песня-вальс) вторгается в легкую.
- Неподражаемый гений ДЖОРДЖА ГЕРШВИНА, в сочетании с его любовью к американской музыке, преобразил джазовые ритмы музыки, свойственной исключительно уличным оркестрам, в классическую музыку огромной силы и красоты.
ВЫВОД:композитор своей музыкой может выразить отношение к новым явлениям музыкальной действительности (к джазу), показать, принимает он эти явления, относится к ним с насмешкой или с уважением, чувствуя заложенные в них возможности обогащения музыкальной культуры.
Новые веяния в музыке повлияли и на изобразительное искусство. Уместно будет предложить рассмотреть абстрактнуя картину художника В.Кандинского «Композиция»
-Можно увидеть взаимопроникновение легкой и серьезной музыки в одном музыкальном образе.
РОДИОН ЩЕДРИН ОПЕРА «НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ»
При создании призведения серьезного жанра композитор обращается к жанру частушки. Это и помогло создать живую картину событий, происходящих в опере.
ВЫВОД: Щедрин разрушил устоявшееся представление о том, что частушка – лишь веселая и быстрая песенка-коротышка, лишенная контрастов и развития.
- ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ ОПЕРА «КОЛА БРЮНЬОН»
ВЫВОД:часто в музыкальном образе серьезное и легкое дополняют друг друга, делают этот обр