Авторская программа курса внеурочной деятельности "Уроки Мельпомены" по художественно-эстетическому направлению.
- Дата публикации:
- Автор:
- Ягавкина Наталия Николаевна
Программа "Уроки Мельпомены" реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 5-7 классе в соответствии с ФГОС. Образовательной областью данной программы является искусство.
«Актёр должен научиться трудное сделать привычным,
привычное – лёгким, а лёгкое – прекрасным».
К.С. Станиславский
Вся жизнь театр, а люди в нём актёры -
Комедианты, трагики, позёры.
Не важно, как тебе написан век -
Будь просто - настоящий человек.
Поможет тебе в этом неизменно
Богиня сцены и театра - Мельпомена.
Нормативно-правовая и документальная основа программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков - М.: Просвещение, 2009.
- Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа» приказ Президента РФ Д.А. Медведева № 271 от 04 февраля 2010 г.
- ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы».
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 1999
Введение
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у детей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.
Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.
Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.
Пояснительная записка
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых обучающихся, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В период обучения ребенка к школе у многих возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. А также программа «Уроки Мельпомены» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 5-7 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Образовательной областью данной программы является искусство. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.
Важнейшим средством коммуникации является слово, песня, танец. Возможностей у ребят выражать свои мысли, излагать свои идеи, грамотно научиться выражать чувства явно недостаточно. А между тем возрастные особенности детей позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативной компетентности. Программа «Уроки Мельпомены» рассчитана на учащихся пятого, шестого и седьмого класса, увлекающихся литературной, музыкальной, хореографической и художественно-творческой деятельностью, подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Работа по данной программе поможет учащимся развивать и повышать культуру речи, научит общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Актуальность программы
Актуальность данного курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей. В условиях малокомплектной сельской школы учащиеся лишены возможности посещать школу искусств, заниматься с профессиональными преподавателями.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных, профессиональных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Содержание программы «Уроки Мельпомены» состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы занятия, используются в практической деятельности: подготовке праздников, концертов, фестивалей. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи, но и на постановку голоса, ритмопластику. Изучение данной дисциплины должно содействовать развитию танцевальных, музыкальных, артистических и других творческих способностей каждого учащегося. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
Цель программы
Главной целью программы является воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие ее творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство. Предлагаемая программа соответствует:
? Современным целям общего образования
? Основным положениям Концепции модернизации российского образования
? Перспективным целям основного образования в школе.
Задачи программы
Обучающие задачи:
- формировать целостное представление об искусстве;
- сформировать навыки творческой деятельности;
- сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;
- знакомить детей с терминологией театрального, музыкального и хореографического искусства, профессиями;
- сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;
- работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания;
- формировать активный словарь учащегося
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
- развивать способность активного восприятия искусства;
- формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, инсценирования, хореографии;
- воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей, способствовать развитию креативности учащихся;
- формировать доброжелательное, вежливое отношение к людям, тактичности, деликатности;
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Развивающие задачи:
- создать условия реализации творческих способностей;
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
- развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жеста и мимики, голоса;
- сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
- совершенствовать и развивать все виды речевой деятельности – говорения, слушания, чтения.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке эти способности.
В основу программы «Уроки Мельпомены» вложены следующие принципы:
1. Принцип работы над формированием коммуникативных универсальных учебных действий через метод программы «Основы театральной игры»;
1 этап - аналитический. На этом этапе дети охотно осваивают навыки под руководством учителя. Это развитие и воспитание творческих и познавательных способностей учащихся;
2 этап - диагностический. На этом этапе мы проводим индивидуальную оценку коммуникативных способностей ребёнка через коллективную деятельность и раскрытие
себя в сценическом и жизненном пространстве.
3 этап – это этап формирования, углубления и развития разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
2. Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося. Занятия внеурочной деятельности должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
3. Принцип личностно-ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности. Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться, кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.
4. Принцип деятельностной основы занятий во внеурочной деятельности. Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
5. Принцип реальности и практического применения. Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребенку, как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Ведущий методический прием на занятиях – метод художественной импровизации.
Срок реализации программы составляет 3 года. Курс обучения рассчитан на детей в возрасте от 11 до 13 лет.
Организация занятий
Программа рассчитана на 204 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 ч в неделю).
Формы работы
- Посещение театров, музеев, выставок, концертов.
- Просмотр видеофильмов.
- Прослушивание музыки.
- Игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, тренинги.
- Танцевальные этюды, хореографические зарисовки.
- Участие в конкурсах, проектах, акциях, выставках детского творчества на уровне школы, района, округа, области.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; о профессиях людей разного рода искусств; об основах организации коллективной творческой деятельности;
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе реализации программы «Уроки Мельпомены» произойдет:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- укрепление связи между семьёй и школой;
- создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста;
- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
- оказание помощи школе в изготовлении совместно с детьми костюмов, декораций и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий во внеурочной деятельности является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. Одним из главных методов программы «Уроки Мельпомены», является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.
Содержание деятельности
Раздел 1. Актёр в театре. Магия искусства.
Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе».
Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним?
Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг. Театр как здание. Театральный словарь: «премьера».
Путешествие в театр на спектакль.
Игровой тренинг: «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения
квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета».
Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».
Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный
словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент.
Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.
Водевиль. Знакомство с особенностями водевиля. Репетиции водевиля. Просмотр профессионального спектакля. Представление водевиля.
Театральное ярмарочное представление. Разработка и репетиции новогоднего ярмарочного представления. Новогоднее ярмарочное представление как художественно – эстетическое образовательное событие.
Классическая драма. Рождение замысла пьесы. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Репетиции пьесы. Премьера пьесы.
Бенефис. Разработка идеи и сценария бенефиса как художественно-эстетического образовательного события. Сверх задачи спектакля. Репетиции бенефиса. Премьера прощального бенефиса.
Раздел 2. Художник в театре. Магия красок.
Изобразительное искусство в театре. Основные отличия театра от других видов
искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру. Работа режиссера: распределение ролей и репетиции.
Тело – материал для актёра. Этюды «Скульптор», «Сад». Художник-скульптор и
используемый им материал. Задание: слепи из пластилина выдуманное существо и придумай историю с ним. Разыграй «Пластилиновую сказку». Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. История появления цирка в нашей стране и за рубежом. «Цирк – это…» Цирковое представление по истории цирка. Игра «Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания в поддержку цирка» по стихотворению Д. Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые профессии. Сходства и различия циркового представления и спектакля, здания цирка и театра. М Непряхин «Дружба в сосновом бору или цирк на поляне».
Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр – единство материала и
инструмента. Этюд на одушевление неодушевлённых предметов: «Из жизни мороженого». Задание: «Оживи слова: лампочка, стиральная машинка». Этюд «Знакомство» и «Ссора».
Знакомство с мастерской художника-декоратора, костюмера. Синтетичность теа-
трального искусства. Живопись и декорация: назначение, сходство и различие. Повторение: «эскиз», «афиша». Задание «Я – художник». Рисование афиши с необходимой информацией на ней.
Сочинение «Сказки про Дракона». Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.
Придумываем и делаем костюмы. Стихотворение В. Берестова как сценическая
история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление маски Дракона и Льва.
Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона».
Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия».
Экскурсии к местному художнику-оформителю и декоратору Рейтаровой А.А.
Раздел 3. Писатель в театре. Магия слов.
Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка».
Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени», «Объяснение в любви». Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима».
Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика.
Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи.
Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных произведений. Отличие пьесы от рассказа или сказки. Жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия.
Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок.
История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы древности. Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из скороговорок.
Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на тарабарском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…». «Я – животное, растение, насекомое».
Экскурсии в сельскую и районную библиотеку. Виртуальные экскурсии в мировые библиотеки.
Импровизация. Понятие импровизации. Игра «Превращение».
Упражнения «Тень», «Зеркало». Экспромт «Сказка». Диалог, монолог, или театр одного актёра. Понятия: монолог, диалог. Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление перчаточной куклы. Изготовление ширмы для кукольного театра. Репетиция урока-концерта. Открытый урок-концерт.
Раздел 4. Музыка в театре. Магия звука.
Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Основной язык музыки – звук, мелодия, ритм. Роль музыки в спектакле. Опера. История появления оперы. Первые оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские воспоминания С. Образцова об опере. Балет. История возникновения балета. Роль музыки в балете. Шедевры балетного искусства. Просмотр видеоматериала. Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История появления оперетты и мюзикла. Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или прослушивание известных мюзиклов и оперетт.
Музыкальные инструменты. Музыкальные театры. Роль музыки в жизни каждого человека и в спектакле. Задание: «Любимая песня». Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл. Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».
Музыкальное сопровождение. Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров. Детские воспоминания Н. Сац о посещении музыкального
театра. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах. Шумовая и звуковая машинка.
Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем». Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы «Леса», «Болота», «Моря», «Перемены». Чтение стихотворения А. Кушнера в предлагаемых обстоятельствах. Озвучивание места действия. Звуковая машинка.
Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».
Урок-концерт. Весёлые нотки. Исполнительское мастерство. Участие в школьных конкурсах «Школьная звёздочка» и в районном конкурсе «Ищем таланты».
Раздел 5. Танцы в театре. Магия танца.
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев.
Основные движения, понятия. Работа над ритмическими рисунками (хлопки в ладоши).
Общеразвивающие упражнения. Ходьба с носка, на полупальцах, на пятках.
Упражнения на формирование правильной осанки. Движения на развитие координации. Виды шага, бега, прыжков, подскоков. Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития тела. Упражнения на подвижность шейного отдела. Упражнения на эластичность мышц плечевого пояса.
Разучивание разминки. Упражнения на эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья.
Рисунок марша. Марш «Маша и Медведь». Разучивание марша «Маша и Медведь». Отработка и закрепление рисунка марша. Упражнения на подвижность тазобедренных суставов.
Изучение музыкальных размеров 2/4; 3/4; 4/4.
I, II, III позиции рук. Основные правила исполнения. I, II, III, VI позиции ног. Основные правила исполнения.
Позиции в паре. Основные правила. Партерная гимнастика.
Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (работа с образом под музыку).
Музыкально-ритмические игры.
Основные движения, переходы рук из позиции в позицию, повторение позиций
ног. Паузы в движении и их использование
Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику. Упражнения на формирование правильной осанки. Партерная гимнастика.
Музыкально-ритмические игры «Мороженое», «Ладошки» и другие.
Мастер-классы от школьного танцевального коллектива «Улыбка».
Размещение видеозаписей постановок детских танцев на школьном сайте, участие в конкурсах разного уровня.
Структура занятия.
1. Приветствие
Приветствие. Каждый раз по-разному в образах разных персонажей.
2. Разминка
Выполнение музыкально-ритмических движений, развивающих воображение, фантазию, пантомиму.
3. Азбука театральной деятельности
Получение знаний о театре, музыке, хореографии, литературе, изобразительном искусстве.
4. Развитие техники речи
Подготовка речевого аппарата. Скороговорки, стихи.
5. Пластика движений
Музыкально-двигательная импровизации.
6. Творческие задания. Игры. Постановки.
Информационно- методическое обеспечение.
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- справочники; словари; художественная литература;
- ПК, проектор, экран, музыкальный центр, доступ в сеть Интернет;
- аудиофайлы;
- видеофайлы;
- каталог файлов «Звуки праздника» (подписка 2012-2014 года);
- каталог видеофайлов
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате освоения программы «Уроки Мельпомены» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.
Ожидаемые результаты:
1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
4. Развитие творческого потенциала личности.
5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
6. Развитие исполнительских способностей.
7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального и танцевального оформления спектакля.
11. Владение нормами достойного поведения в театре.
По завершении первого года учащиеся должны знать:
– особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.
Должны уметь:
– создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; овладеть вокально-хоровыми и хореографическими навыками; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.
По завершении второго года учащиеся должны знать:
– историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театра «Глобус», историю появления первого театра под крышей, современный театр, устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; театральные цеха; виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре.
Должны уметь:
– пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей, совершенствовать певческие и хореографические способности.
По завершении третьего года учащиеся должны знать:
– театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «мюзикл», «бенефис», «ярмарочные представления», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.
Должны уметь:
– самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом; создавать пластические импровизации на заданную тему; сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему, иметь устойчивый интерес к песне и танцу.
Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие УУД:
познавательные учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- наблюдение образцов профессиональной деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение
целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
личностные учебные действия:
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- формирование интереса к выполнению творческих проектов;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей, на примерах героев;
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
метапредметные результаты освоения программы «Уроки Мельпомены» проявляются:
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами, художественной литературой, изобразительными средствами, Интернет-ресурсами;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) с художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Механизм оценки реализации программы
Мониторинг осуществляется 2 раза: в сентябре и апреле (анкетирование школьников и родителей в начале года и по итогам года с целью выявления удовлетворённости внеурочной занятостью программы «Уроки Мельпомены»).
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
- Анкетирование, тестирование, опрос
- Включение педагогического наблюдения
- Рефлексия
- Анализ инсценировок
- Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах.
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными руководителями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.).
В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), хореографические исполнительские номера, участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
Список литературы
1.Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981
2.Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998.
3. Барышева, Т.А.Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. – М.: Инфа-М., 2000.
4.Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006
5.Генералова И.А. Театр: учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М.: Баласс, 2012.
6.Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005
- Григорьев Д.В. «Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2011.
8.Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. – М., 1992. – С. 10–24.
9.Доронова, Т.Н. Ра