Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно

Дата публикации:
Автор:
Дагаева Ольга Евгеньевна

Задумываясь над словами немецкого философа-идеалиста Артура Шопенгауэра «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» невольно возникает ряд вопросов: Что под собой подразумевает мораль? Какие существуют моральные нормы? Почему мораль легко проповедовать? И почему ее так трудно обосновать? Попробуем в них разобраться.

         Мораль – это совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде; принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

         Смысл морали воплощен в «золотом правиле»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе.

         Нормы морали – это правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку какие поступки он должен (или не должен) совершать. То есть нормы морали – это и есть частные правила, которые абсолютно определенно, в повелительной форме предписывают человеку общеобязательный порядок поведения: «уважай старших», «имей чистую совесть», «не убивай», «не лги», «не воруй», «не завидуй». А почему он должен поступать именно так? Попробуй объяснить…

         Чтобы понять сущность морали, сравним ее с другим регулятором человеческих отношений – правом. И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различиям можно отнести следующее: право вырабатывается государством, мораль –  обществом; право закреплено в государственных актах, мораль – нет; за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали – общественное осуждение.

         Следовательно, если, касательно права, которое регламентировано законодательными документами, возникают вопросы, то, что говорить о морали, когда мы и сами не всегда можем определить, находятся наши поступки в ее рамках или за их пределами.

         Так, например, как относиться к абортам, смертной казни или, утвержденной законом в некоторых государствах мира, эвтаназии? Это – добро или зло, хорошо или плохо?  Есть случаи, когда она просто необходима, нельзя обрекать больного на невыносимые страдания и боль в надежде на так называемое «чудесное выздоровление», хотя отступать и терять надежду тоже нельзя ни в коем случае. Где же находится та тонкая грань, после которой следует сделать вопрос открытым?

         Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим и альтруистические позывы. Мораль формируется главным образом в результате воспитания. Она плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.

         Для каждого отдельного индивида и времени, когда он живет, есть свое понятие морали. За последнее десятилетие наше общество сильно изменилось. Выросло ни одно поколение молодых людей, с новыми ценностями и представлением о мире. Любое действие по отношению к себе они воспринимают, как попытку вмешательства в свои личные дела, как зло, которое им желают все окружающие. Они поступают так, как считают нужным, основываясь только на своем представлении о том, что такое хорошо и что такое плохо. И очень сложно переломить их взгляды, особенно, если сам не можешь четко обосновать свои доводы.

         Рассказывать что-то легко, заучив это, практически не понимая, о чем речь. Но, что будет, когда Вам начнут задавать вопросы?... Для обоснования требуется стопроцентная правдивость, то есть личный опыт. А всегда ли человек делает так, как говорит?

         «Мораль – не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» (Джон Дьюи). В этом и заключается исключительность морали – невозможность ее четко обосновать.

         Поэтому «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». Так как мораль – это нечто достаточно объемное и очень гибкое.