Жизнь Лермонтова в Москве

Дата публикации:

Москва занимала особое место в жизни Лермонтова. Он любил ее - "сильно, пламенно и нежно", и тосковал по ней в разлуке. И это, наверное, не только потому, что в Москве поэт родился, но и потому, что здесь он ощутил себя гражданином, осознал свое предназначение.

Лермонтов Михаил Юрьевич родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова  и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой. Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым. Крестили ребенка в церкви Трех Святителей, что неподалеку от Красных ворот. В Москве М.Ю. Лермонтов прожил первые полгода своей жизни: в апреле 1815 года Лермонтовы уехали в имение Е.А. Арсеньевой - Тарханы Пензенской губернии, где и прошло раннее детство поэта.

Лермонтов попал в Москву только в 1827г: его привезла бабушка, Е.А. Арсеньева, чтобы дать воспитание в Благородном университетском пансионе. Сначала он занимался на дому, чтобы освоить программу первых трех курсов. Блестяще сдал вступительные экзамены и сразу был принят на 4 курс.  Пансион помещался тогда на Тверской, он состоял из 6 классов.

По воспоминаниям современников, Московский университетский пансион стоял наравне с Царскосельским лицеем. Между учениками и учителями отношения были добрые. Воспитанники собирались на общее чтение, и издавался рукописный журнал. Преподавание было живое.  Учился Миша блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, но и в математике. При переходе из класса в класс неизменно получал награды.

Е.А. Сушкова-Хвостова писала: «В то время был публичный экзамен в Университетском пансионе. Мишель за сочинения и успехи в истории получил первый приз; весело было смотреть, как он был счастлив, как торжествовал.»    

 В пансионе он занимался в литературном кружке, которым руководил поэт и переводчик С.Е.Раич.  

В 1830г. поэт поступил в Московский университет, в этом же году в журнале "Атеней" было впервые напечатано стихотворение "Весна". Проучился он недолго, в университете началась эпидемия холеры. Занятия отменили.  Они начались снова лишь в январе 1831 года. Одновременно с Лермонтовым в московском университете учились Герцен и Белинский. Подраставшее поколение «жадно хотело жизни, страстей, борьбы и страданий».

К этому поколению относился и Лермонтов. М.Ю. Во время учебы Лермонтовым написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831 год), осуждавшая власть и крепостное право. После столкновений с профессурой, которую раздражало дерзкое поведение Лермонтова, поэта завалили на экзаменах. Лермонтов не захотел оставаться на второй год и покинул университет, переехал в Петербург вместе со своей бабушкой.

1835 - первое появление Лермонтова в печати.  Коротенький приезд Лермонтова в Москву в декабре 1835 года – рубеж между двумя периодами творческого пути поэта. По возвращении в Петербург начинается новый этап. Юность осталась позади.

«Москва есть и будет всегда моё отечество. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив” – писал поэт.  Это признание Лермонтова раскрывает глубокую связь его личной и творческой судьбы с Москвой. Здесь  он появился на свет, впервые влюбился,  в Москве были задуманы, начаты или написаны все его основные произведения, во многих из них действие происходит в Москве.

«Панорама Москвы» – юношеское сочинение Лермонтова. В него он вложил свой юношеский творческий опыт, свои раздумья. В «Панораме Москвы» Лермонтов писал: « Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча …у нее есть своя душа, своя жизнь …каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством вдохновением для ученого, патриота и поэта!…» Образы любимого города зарождались в его душе с ранних лет. Они впервые возникали  в детском воображении, когда ребёнком привозили его в Москву; они рождались и во время исторических экскурсий, которые подросток совершал с Зиновьевым, и во время самостоятельных прогулок юноши. В «Панораме Москвы» петербургский юнкер писал: «Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?… Он алтарь России…» «Панорама Москвы», вероятно. Создавалась не без полемики с Пушкиным, воспевавшим Петербург во вступлении к «Медному всаднику», напечатанном в январе 1834 года. Лермонтов не мог пройти мимо такого категорического утверждения: «И перед младшею столицей померкла старая Москва».

В Москве происходит действие “Песни про царя Ивана Васильевича...”, каждый из героев которой воплощает наиболее выразительные черты сильного, героического поколения. Москва становится действующим лицом поэмы. Не только грозному царю, но и “белому Кремлю да святым церквям” кланяется купец Калашников перед боем.

    Конечно, не только далекое прошлое Москвы волнует воображение Лермонтова. Сам он не видел пожара 1812 года, но память об этих событиях была жива в людях. Москва, не сломленная Наполеоном, человеком, покорившим пол-Европы, — вот пример истинного героизма. Лермонтов осознает, что именно стремление защитить величайшую русскую святыню руководило солдатами в день Бородинского сражения. “Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы”, — вспоминает герой стихотворения “Бородино”. Понятия “Москва” и “Родина” для защитников столицы в этот день сливаются. “Могучее, лихое племя” русских людей готово драться до последней капли крови и, если надо, умереть. Слова одного из участников боя:

    Ребята! не Москва ль за нами?

    Умремте ж под Москвой... —

    стали символическими в 1941 году.

    Русский человек не может не любить Москву — в этом Лермонтов никогда не сомневался. В поэме “Сашка” поэт признается, что ему никогда не был близок Петербург, в котором “жизнь грязна, пуста и молчалива...”. Поэт клянется не разлюбить Москву до конца своих дней и создает настоящий гимн великому древнему городу:

    Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

    Как русский, — сильно, пламенно и нежно!