проведение свободного диктанта с использованием картины
- Дата публикации:
- Автор:
- Кадейкина Раиса Ибрагимовна
Свободный диктант с использованием картины.
Большое значение для закрепления у учащихся устойчивых речевых и правописных навыков имеет система разнообразных видов письменных работ. Свободный диктант - один из элементов этой системы.
Свободным диктантом в методической литературе и школьной практике называют такое письменное упражнение, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики свободно воспроизводят прочитанное.
Эффективность свободного диктанта при решении орфографических задач зависит прежде всего от правильного подбора текста. Запомнить и воспроизвести после однократного прочтения можно только такой текст, который представляет собой связное целое и легко членится на части.
Педагогический опыт позволяет утверждать, что запомнить содержание свободного диктанта помогает картина - особенно в работе над описанием и рассуждением. Картина сохраняет перед глазами учащихся образы действительности, адекватные словесному описанию. Это позволяет решать и орфографические задачи, потому что при записи школьники воспроизводят большинство слов исходного текста.
Какие тексты лучше использовать? В первую очередь целесообразно обратиться к искусствоведческим текстам, которые в силу своей специфики несут информацию о картине (истории её создания, содержании, средствах замысла художника). Их авторами могут быть как сами художники, так и искусствоведы.
Наряду с искусствоведческими текстами можно использовать отрывки из художественных произведений. Они должны соответствовать содержанию картины или затрагивать отдельные её микротемы.
Важным моментом в проведении данного вида диктанта является выбор картины. Он определяется прежде всего программным материалом по развитию речи учащихся, так как тексты свободных диктантов прекрасным средством для выработки у учащихся навыков создания собственных текстов на основе картины, дают образцы для будущих сочинений. В процессе чтения текста и анализа картины учитель обращает внимание на использование разнообразных средств языка для выражения той или иной мысли, предлагает найти в тексте точные, выразительные слова для передачи содержания живописного полотна, показывает использование того или иного слова. И ученики наверняка воспроизведут эти выражения и слова в своём тексте. В результате процесс формирования речевых и правописных навыков будет проходить параллельно.
При отборе картины учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся.
Так, пятиклассникам целесообразнее предлагать картины с ярко выраженным сюжетом, ибо в этом возрасте наиболее доступно повествование. В 6 классе используются картины более разнообразные по жанрам (бытовые, пейзажи, натюрморты, портрет). Представляется возможным на основе единого текста провести свободный диктант по нескольким картинам одного автора, объединённым общностью темы. В 7 классе необходимо широко использовать картины всех жанров.
В работе над свободным диктантом по картине можно наметить следующие этапы:
1. Предварительная подготовка учителя к работе.
2. Вступительное слово учителя.
3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное её
восприятие.
4. Краткая беседа с целью выяснения эстетического впечатления от картины.
5. Чтение текста свободного диктанта.
6. Анализ содержания картины и текста.
7. Речевая подготовка и языковой анализ текста.
8. Орфографическая и пунктуационная подготовка.
9. Подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана.
10. Чтение и запись диктанта по абзацам.
Свободный диктант по картине А.А. Пластова «Летом»
Друг Пластова В. А. Дедюхин вспоминает о том, что ему однажды пришлось познакомиться в Прислонихе (деревне, в которой жил художник) с бабушкой Шарымовой. У неё в комнате он увидел портрет старушки в тёмном платке и в синей кофте. Хозяйка рассказала, что кроме этого портрета она «срисована» ещё в двух картинах. Об истории создания одной из них пойдёт речь в тексте диктанта.
Ранним утром, когда лучи солнца не высушили ночную росу, мы с Катей взяли посуду и пошли в лес. Лето тогда было влажное, тёплое. Грибов и ягод уродилось много. Пластовский Барсик за нами увязался.
Лес встретил нас звонкими песнями птиц, запахом лесных цветов, богатым урожаем грибов и ягод. Мы набрали большую корзину молодых груздей, ведро упругих рыжиков и боровичков. Катя нашла полянку с душистой земляникой и наполнила ею кувшин.
Летняя жара заставила нас искать место для отдыха. Мы увидели зелёную лужайку. Она была вся в цветочках. Под раскидистыми ветвями берёз синели нежные колокольчики. Рядом цвели белые ромашки с крупными лепестками.
Я легла в густую траву и задремала. Катя неторопливо обрывала с веточки в кружку сочные ягоды малины. Рядом прикорнул усталый Барсик.
А в лесу тишь, как бывает в жаркий летний день, когда даже птицы умолкают. Вот здесь и увидел нас Пластов. Он полюбовался хорошим урожаем, а потом пошёл дальше. Мы остались отдыхать.( По В. А. Дедюхину).
Прослушав текст, учащиеся осмысливают его, сравнивая с содержанием картины. Затем проводится работа по анализу содержания текста и картины. Ставятся вопросы: всё ли ясно в тексте? Какие прилагательные использует автор, чтобы создать яркую, красочную картину солнечного дня?
Орфографическая и пунктуационная подготовка частично проводилась накануне диктанта. В целях предупреждения орфографических ошибок на уроке необходимо выписать слова с непроверяемыми орфограммами: корзина, боровички, ромашки, прикорнул, малина.
После этого текст читается по абзацам. Во время записи разрешается спрашивать о трудных написаниях.
Свободный диктант с использованием картины А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»
Ход урока.
1 .Вступительное слово учителя.
2 .Сообщение о художнике.
3 .Рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное её восприятие.
4 Беседа по содержанию картины.
1) Понравилась ли вам картина?
2) Представьте, что вы искусствовед. Как бы вы описали её?
На что обратили бы внимание? Какие изображённые предметы выделили?
5.Теперь послушайте, как описывает эту картину искусствовед Долгополов.
Чтение текста диктанта.
«Грачи прилетели». Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит музыка. Ваш слух уловит музыку весны, звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берёз, грачиный гомон, скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра.
Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах. Кричат грачи, вьётся сизый дымок из трубы деревянного домика, мерцает весеннее солнце.
Весь холст полон удивительного внутреннего движения. Бегут, бегут тени по снегу, дрожат отражения в тёмных проталинах, еле колышутся голые ветки берёз, неспешно плывут перламутровые облака. Мерцают дали, кое-где поблёскивая старым серебром.
Свободный диктант по картинам В.Н. Бакшеева «Гроза приближается» и «Среди природы».
Для закрепления правописания приставок, изученных как в 6 (пре- и при-), так и в 5 классах, проводится свободный диктант по двум картинам известного русского художника В. Н. Бакшеева. Учащимся предлагаются картины «Гроза приближается» и «Среди природы». Первая картина изображает состояние природы накануне грозы, вторая – летний ливень. В качестве текста берём воспоминания художника о впечатлении, которое он испытал, попав в грозу.
Вступительное слово учителя:
- В.Н. Бакшеев (1862-1958) – один из известных русских пейзажистов. Учился он у Поленова, Маковского, Саврасова. До конца жизни пронёс Василий Николаевич чувство любви к пейзажу, до последних дней жаждал оставить людям образы любимой природы России. Вам предлагаются две картины: «Гроза приближается» и «Среди природы». Третью картину («Прошла гроза») автор уничтожил, посчитав её скучной. Поэтому заключительные абзацы текста (а текст представляет собой воспоминание художника о грозе) вы должны воспроизвести без опоры на картину.
Однажды я шёл лесом и любовался природой. Встречались красивые поляны, я дышал свежим воздухом, пахло лесными фиалками, медуницей.
Но небо меня беспокоило. Оно было желтовато-зелёным с едва заметными облаками. Я прислушался: издалека доносились раскаты грома. Лес замер, ни один лист на деревьях не шелохнулся. Раскаты грома приближались. Иногда по верхушкам деревьев проносился шорох, и потом опять всё затихало.
Но вот небо потемнело, облака стали ниже. Упало несколько крупных капель дождя, раскаты стали чаще, сильнее. Лес зашумел. Пошёл сначала редкий, потом сильный дождь.
Гроза превзошла все мои ожидания. Деревья метались, гнулись из стороны в сторону, дождь превратился в единый поток, слышался треск ломающихся деревьев.
Но вот раскаты грома стали глуше, тише. Они удалились, ливень прекращался, шум деревьев стал затихать. Гроза кончалась. Стало светлее, дождь перестал.
Земля преобразилась. Вся она была залита водой. Вода стояла в колеях дорог, в ямках, в ложбинах. Несколько осин и берёз было сломано. Только дубы и ели стояли спокойные. Гроза прошла. (По В. Н. Бакшееву).
Свободный диктант по картине А. И. Куинджи «Украинская ночь».
В качестве письменного упражнения, формирующего навыки различения глаголов в изъявительном и в повелительном наклонениях, а также правописания гласных в личных окончаниях глаголов и -тся, -ться, шестиклассникам можно предложить свободный диктант по картине А. И. Куинджи «Украинская ночь».
Вступительное слово:
- Родился А. И. Куинджи в 1841 году. Будущий художник прошёл очень суровую школу жизни. Уже в детском возрасте у него проявился интерес к рисованию, изображению родной природы. Одна из самых знаменитых его картин – «Украинская ночь» (1876). Красота и очарование украинской ночи привлекли к себе внимание Н. В. Гоголя, который родился и провёл детство на Украине. Вот как он описывал летнюю ночь в повести «Майская ночь, или Утопленница»
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся. Горит и дышит он. Земля вся в серебристом свете; и чудный воздух полон неги и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
Недвижно стали леса и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключён в тёмно-зелёные стены садов. Девственные чащи черёмухи и черешни пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, когда ночной ветер целует их. Весь ландшафт спит.
А вверху всё дышит. А на душе чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба…
Как очарованное, дремлет на возвышении село. Ещё белее, ещё лучше блестят при месяце толпы хат; ещё ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Всё тихо. Благочестивые люди уже спят. Кое-где только светятся узенькие окна.
(По Н. В. Гоголю).
В заключении хотелось бы отметить, что свободный диктант по картине носит, несомненно, обучающий характер, так как он учит школьников применять правила в произвольном письме, соблюдая при этом композицию письменного высказывания, употребляя авторские выражения. Этот вид свободного диктанта является прекрасным средством подготовки учащихся к овладению навыками создания собственных текстов, особенно описательного характера, даёт образцы для будущих сочинений.
Свободный диктант по картине обогащает и углубляет знания учащихся об окружающей действительности, воспитывает их эстетический вкус.