рабочая программа по музыке 5 класс (в рамках ФГОС)

Дата публикации:
Автор:
Долбешкина Татьяна Николаевна

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе «Программы по музыке 5-7 классов для общеобразовательных учреждений» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр и под научным руководством Д.Б. Кабалевского  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусствакоммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.

Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.

Таким образом, цель преподавания музыкального искусства в основной школе – развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Для этого необходимо решение следующих задач:

- развивать у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;

- воспитывать художественное мышление, постигающее жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;

- осваивать музыку в союзе с другими видами искусства, понимать сущность их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;

- изучать музыку как вид искусства в многообразии форм и жанров, усваивать особенности музыкального языка, способы исполнительства;

- узнавать лучшее, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;

- развивать художественные умения и навыки, слушательскую и исполнительскую культуры учащихся, их творческую индивидуальность, проявляющиеся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.

Для реализации рабочей программы запланировано использование мобильного компьютерного класса.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Содержание программы «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы XX века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с ее неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

На современном этапе модернизации российского образования приобщение подростков к музыке продолжает играть важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. В ситуации господства в обществе массовой музыкальной культуры не лучшего образца, планомерного размывания культурных ценностей, веками создаваемых поколениями русского народа, воспитание чувства уважения к культурным традициям, ответственности за сохранение классического искусства, освоение духовного опыта, запечатленного в нем, является специальной задачей преподавания музыки в основной школе.

Программа опирается на следующие принципы:

- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

- раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявления духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человечества;

- возвышение подростка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация образования, выведение деятельности в искусстве на уровень содержательных обобщений);

- проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.

Методы, используемые в работе по программе:

- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр). Данный метод призван формировать активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления.

- «сочинение сочиненного» и импровизация музыки (В.О. Усачева). Метод выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочиненный») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочиненного. Суть метода – в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего ее рассмотрения. Развития и обобщения – вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения.

- содержательный анализ музыки (В.А. Школяр). Его суть состоит в следующем: анализ произведения начинается с выдвижения содержательного положения (художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне – как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.

В качестве видов музыкальной деятельности в музыкальной педагогике выделяют:

- слушание музыки;

- хоровое пение;

- игра на музыкальных инструментах;

- движение под музыку;

- драматизация музыкальных произведений;

- сочинение музыки;

- импровизация.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы —  формирование основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию  у  учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение предмета «Музыка» в основной школе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Музыка» разработан в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования и относится к предметной области «Искусство». Данный учебный предмет в основной школе изучается в 5–8-м классах в объеме не менее 136 часов (по 34 часа в каждом классе, 1 раз в неделю).

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».

Личностные результаты изучения музыки:

  • становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
  • навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства, как универсального коммуникативного средства, и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).

Метапредметные результаты изучения музыки:

  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
  • наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
  • умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:

  • сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
  • появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  •  расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  •  овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).

Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.

В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст.

Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня в 5–7-м классах: взаимосвязь искусств – преобразующая сила музыки – в чем сила музыки – музыкальный образ – музыкальная драматургия.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия: «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы». Многообразие и богатство связей музыки и литературы: значение поэзии в вокальной музыке; особенности взаимодейст­вия музыки и текста в возникнове­нии народных песенных жанров; литература как идея или основа для создания программных и непрограммных произведений; формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов; многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки; жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия.

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Музыка обогащает литературу: музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений; каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни; музыкальность как мера совершенства литературного текста; «говорящая» тема как критерий выразительности музыки;  воспитание музыкой через литературу; музыка как компонент синкретичных жанров.

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.  

«Можем ли мы увидеть музыку». Связь музыки с изобразительным искусством: музыка рождает зрительные ассоциации; изображение рождает музыкальные ассоциации; музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему; «зримый образ»  как критерий яркого рельефного музыкального воплощения.

«Можем ли мы услышать живопись».  Внутренний слух и внутреннее зрение; картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве; ритм, колорит, пространство в музыке и живописи; музыка и изображение как основа синкретичных жанров; музыка и музыканты становятся живописными образами; «звучащие» полотна; «живописные» партитуры; границы отдельных искусств не замкнуты; искусства ежеминутно переходят одно в другое.

VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы (8 часов)

1

Вокализ.

1

Видеть многообразие и богатство связей музыки и литературы.

Понимать значение поэзии в вокальной музыке.

Распознавать особенности взаимодейст­вия музыки и текста в возникнове­нии народных песенных жанров.

Соотносить литературу как идею или основу для создания программных и непрограммных произведений.

Распознавать формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов.

Соотносить многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки.

Принимать жизнь, как единый источник литературы и музыки, первооснову их взаимосвязи и взаимодействия.

Различать простые и сложные жанры.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Корректировать собственное исполнение.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов.

2

Как сложили песню?

1

3

Другая жизнь песни.

1

4

Жанр кантаты.

1

5

Литература в опере и балете.

1

6

Музыка и литература.

1

7

Вторая жизнь песни.

1

8

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы.

1

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (8 часов)

9

Музыка – главный герой сказки.

1

Размышлять о музыкальном обогащении  литературы.

Распознавать музыку и музыкантов как «действующих лиц» литературных произведений.

Воспринимать каждую встречу с музыкой в литературном произведении как повод к размышлению о жизни.

Анализировать музыкальность как меру совершенства литературного текста.

Понимать «говорящую» тему как критерий выразительности музыки.

Воспринимать музыку через литературу.

Выявлять музыку как компонент синкретичных жанров.

Различать простые и сложные жанры.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Корректировать собственное исполнение.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов.

10

Сказки и песни о силе музыки.

1

11

Музыка – главный герой басни.

1

12

Чудо музыки в повестях К. Паустовского.

1

13

Музыка в жизни героев А. Гайдара.

1

14

Музыка в кинофильмах.

1

15

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.

1

16

Музыка и слово.

1

Можем ли мы увидеть музыку (10 часов)

17

Можем ли мы увидеть музыку?

1

Анализировать связь музыки с изобразительным искусством.

Представлять музыку в зрительных ассоциациях.

Распознавать изображение в музыкальных ассоциациях.

Размышлять о музыке, литературе, живописи в контексте одного сюжета, где каждое искусство воплощает его по-своему.

Узнавать «зримый образ»  как критерий яркого рельефного музыкального воплощения.

Различать простые и сложные жанры.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Корректировать собственное исполнение.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов.

18

Музыка передает движения.

1

19

Богатырские образы в искусстве.

1

20

Богатырская тема в русском искусстве.

1

21

Героические образы в искусстве.

1

22

Музыкальный портрет.

1

23

Музыкальный портрет.

1

24

Музыкальный портрет.

1

25

Картины природы в музыке.

1

26

Можем ли мы увидеть музыку?

1

Можем ли мы услышать живопись (8 часов)

27

Внутренний слух.

1

Соотносить внутренний слух и внутреннее зрение.

Сравнивать картину, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве.

Выявлять ритм, колорит, пространство в музыке и живописи.

Определять музыку и изображение как основу синкретичных жанров.

Осознавать музыку и музыкантов как живописные образы.

Владеть понятием «звучащие» полотна.

Исполнять «живописные» партитуры.

Понимать, что границы отдельных искусств не замкнуты.

Размышлять об искусствах, которые ежеминутно переходят одно в другое.

Различать простые и сложные жанры.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

Корректировать собственное исполнение.

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов.

28

Музыкальные краски.

1

29

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

30

Русские в Париже.

1

31

Настроение картин и музыка.

1

32

Национальный колорит музыкальной картины.

1

33

«Это – как музыка…»

1

34

Взаимообогащающая связь искусств.

1

VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебное оборудование:

1.1. Портреты русских и зарубежных композиторов.

1.2. Иллюстрации картин.

1.3. Таблицы для уроков музыки.

1.4. Пианино.

1.5. Музыкальные инструменты (бубны).

2. Мультимедийное оборудование.

2.1. Музыкальный центр.

2.2. Телевизор.

2.3. DVD-плеер.

3. Дидактический материал.

3.1. Раздаточный материал (тексты песен, цитаты, отрывки из литературных произведений, эпитеты и др.).

3.2. Экранно-звуковые средства (аудиокассеты, диски с музыкальными произведениями и фрагментами видеофильмов).

4. Библиотечный фонд.

4.1. Гульянц Е.И. Музыкальная грамота./ - К.: ГИППВ, 1998, - 128с.

4.2. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. Е.Х. Афанасенко и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 190с.

4.3. «Искусство в школе». Периодический журнал. 2004-2008 годы.

4.4. Кондратюк Н.Н. «Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы. – М.: ТЦ Сфера. 2005. – 64с.

4.5. Музыка. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко / Авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.

4.6. Музыка: 5-7 классы: программа / В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 96с.

4.7. Музыка : Программы общеобразовательных учреждений 1-8 классы / Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер. Г.Е. Вендрова и др. под научным руководством Д.Б. Кабалевского. – М.:  Просвещение, 2007. – 224с.

4.8. «Музыка в школе». Периодический журнал. 1996-2003 годы.

4.9. Самин Д.К. «100 великих композиторов». – М.: «ВЕЧЕ». 2000. - 624с.

4.10. Усачева В.О. Музыка. 5 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.О. Усачева, Л.В. Школяр. – М.: Баласс, 2012. – 112с., ил.

4.11. Ушакова О.Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 96с.: ил.

4.12. Фадин В.В. «Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов». – Волгоград:  «Учитель», 2002. - 100с.

4.13. «100 оперных либретто». Под ред. Болдырева Н.Ф. – Челябинск: Урал LTD. 1999. – 580с.

4.14. Фонохрестоматии.

4.15. Нотные записи песен.

4.16. Нотные записи классических произведений.

VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Учащиеся смогут:

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося;

- понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; 

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности;

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.