Вопросы художественной педагогики. Одарённые дети

Дата публикации:
Автор:
Чекмачёва Лютфия Жаудатовна

Вопросы художественной педагогики. Одарённые дети

Несколько тезисов для начала…

"Я не хочу, чтобы мой ребёнок был одарённым,

пусть он лучше будет нормальным, счастливым

ребёнком  - таким,  как все".

Рядовой родитель.


 

Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике.


 

В большинстве случаев мы говорим об одарённых детях, если они хорошо учатся – отличники.

Но… По данным П. Торренса около 30 % отчисляемых из школ (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) составляют дети одаренные и сверходаренные. Такие дети обладают не школьной одарённостью - это способностью к обучению, овладению уже имеющегося материала, быстрым усвоением материала. Они материал пропускают через себя, всё видят через свою призму, и если не согласны, то не могут усвоить. Им сложнее выучить, чем придумать.

Альберт Энштейн, например, был весьма посредственным учеником, был исключён из академии за академическую неуспеваемость по древним языкам. Потом он дважды поступал в высшую политехническую школу в Цюрихе. Экзаменаторов и учителей поражала его медлительность, в нём не было той искорки сверкания ума, которую так привыкли считать за признак одарённости.

  Чарльза Дарвина все считали тупым и предрекали незавидное будущее.

У меня тоже есть ученик-троечник, но как рисует!

Хочу показать две картины… Посмотрите и решите для себя – они вам нравятся? Но о них в конце.

Сложно переоценить роль уроков изобразительного искусства в формировании всесторонне развитой личности, склонной к инициативному творческому самопроявлению, к совершенствованию своих способностей. Именно эти уроки для многих людей являются единственной возможностью приобщения к миру художественного творчества и призваны комплексно решать основные задачи общего художественного образования:

  • Обучение основам художественной грамоты;
  • Формирование изобразительных умений и навыков;
  • Развитие творческой активности детей, всестороннее раскрытие их способностей;
  • Воспитание духовности и эстетического вкуса через приобщение к национальной и общечеловеческой культуре.

Гуманизация образования, повышение требований к предметам эстетического цикла, интерес со стороны родителей, ответственность за подрастающее поколение – все это заставляет учителей изобразительного искусства искать новые формы активизации учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в условиях общеобразовательной школы прийти к решению сложнейших учебно-воспитательных задач можно лишь через сознательную творческую деятельность учащихся. В развитии творческих способностей каждого ребенка заключен творческий потенциал всего нашего общества.

К сожалению, порой приходится слышать от взрослых фразы типа: «Мой совершенно не способен к рисованию», «У нас в семье никто не рисует», «Ему это не надо…» и т.д. Но особенное отчаяние вызывает реакция самих детей на свои неудачи: «Я не умею рисовать, у меня ничего не получается…».

Опыт работы с детьми с каждым годом все больше и больше убеждает меня в том, что нет детей, не способных к изобразительной деятельности. К творчеству  способен каждый ребенок! Каждый по-своему талантлив, каждый имеет право на самовыражение и успех. Ребенку должна быть предоставлена возможность широкого выбора форм для самовыражения.

В отличие от других видов творчества (музыка, пение, танец и т.д.), художественно-изобразительная деятельность имеет фиксированный результат в виде живописных, графических, декоративно-прикладных, скульптурных и других произведений. К этим продуктам творческой деятельности  всегда можно обратиться. Рассмотреть самому, показать другим, подарить друзьям, наконец, сделать центром внимания многих людей на выставке. В этом случае поднимается социальная значимость успеха ребенка, формируется его уважительное отношение и интерес к себе. К успеху детей в изобразительном творчестве ведут многие психолого-педагогические установки и ориентиры. Прежде всего, темы творческих заданий должны быть понятны и интересны  детям. Таким может стать все то новое, что детям приходится постигать и проживать каждый день.

Наши способные дети видят столько необычного вокруг, на что у нас, взрослых, порой не хватает времени, чувств, фантазии и настроения. Значит, нам есть чему поучиться у детей, а им – у нас, если мы будем друзьями.

Известный педагог-новатор Ш.А.Амонашвили отмечал, что «дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться…». Поэтому педагогу необходимо создать такие условия, которые помогли бы реализовать весь положительный потенциал ребенка как творческой личности.

Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей, по мнению современных исследователей, являются:

  1. изменение характера деятельности;
  2. атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей;
  3. сформированность коллектива.

Важно формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, доминирования эмоций радости, склонности к риску, чувство юмора, отсутствие конформизма, боязни показаться странным, необычным, любовь к фантазированию и построению планов на будущее.

Эти черты, свойственные творческой личности, складываются только благодаря демократичному стилю общения. В этом случае преподаватель  учитывает индивидуальные особенности личности, её опыт, специфику потребностей и возможностей, а также он должен быть объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах с детьми.

Самым плодотворным является общение на основе совместной увлеченности творческой деятельностью.

Участие в различных видах деятельности ведет к самореализации личности, стимулирует её к творчеству. Поэтому поддержка и развитие творческих способностей детей – одна из важных задач учителя изобразительного искусства.

По  форме организации занятия по изобразительной деятельности могут быть коллективными и индивидуальными. Это деление зависит от качества, содержания заданий, которые составляются педагогом для всех, для каждого учащегося отдельно, для отдельных групп. Кроме этого, одной из форм организации творческой деятельности является также и кружковая работа. Основная задача кружков – развитие художественных способностей детей в процессе обучения средствами различных видов изобразительного искусства. Меньшее количество детей в кружках по сравнению с их количеством на  уроках изобразительного искусства дает возможность учителю больше времени уделить индивидуальной работе.

В нашей школе вот уже несколько лет работает кружок «Палитра». Ребята создают живописные полотна масляными красками. С 2010 – 2011 учебного года в начальных классах по новым стандартам я веду внеклассную работу – кружок «Палитра» (1час – 1 класс, 2 часа – 2 класс).

Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной)  активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли  шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут  заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует.

Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Проще, наверное, в малокомплектной сельской школе – небольшое количество детей способствует большему объединению коллектива. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений. Кроме того, для всех детей группа в кружке - модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

Занятия в кружке,  способствуют повышению самооценки.

Посещая кружок «Палитра», заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого,  но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

 В своей работе я стараюсь использовать различные формы обучения – это и коллективная, и индивидуальная работа, и работа с использованием компьютерных технологий и многое другое. По новым стандартам второго поколения во внеурочной деятельности в начальных классах в нашей школе главное направление первого года обучения носит, прежде всего, развивающий характер и построена на систематизации общеизвестных правил изобразительной грамоты. Главное направление второго года обучения основано на овладении различными видами изобразительного  творчества

Хочу поделиться опытом  использования некоторых аспектов своей деятельности.


 

1. Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности по предмету.

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Что заставило меня, учителя изо,  обратиться к теме «Коллективное творчество на уроках изобразительного искусства»?

На уроках чаще всего используется совместно-индивидуальная форма, которая не в полной мере способствует развитию кооперативной работы – коллективного творчества, так как не предоставляет возможности общаться в процессе самой изобразительной деятельности. Недооценивается воспитательный потенциал самого процесса работы над композицией и роль кооперативной деятельности в развитии творческой активности учащихся. Обычно работа учащегося на уроке оценивается учителем  строго индивидуально. Способности  каждого ребенка уникальны. Большинство наших детей не готово к творчеству из-за закрепощенности в мыслительной деятельности, из-за неумения использовать творческий потенциал и отсутствия внутренней свободы. Часто от неудачно проведенной линии зависит весь его дальнейший настрой на творчество. Любая, даже самая маленькая ошибка может стать для него непреодолимым препятствием. В этот момент ребенку надо помочь практически.

 I этап – начало сотрудничества учителя и ученика.   Тактичное отношение учителя к детской работе создает атмосферу доверия и взаимопонимания. Дети сами подходят на уроке к учителю при  возникновении потребности в помощи или совете. Даже самый закомплексованный, неуверенный в себе ребенок преодолевает свою робость и включается в общий ритм работы.

II этап – сотворчество. Менее сообразительным детям приходится чаще подсказывать, направлять и поощрять их фантазию, но творческий процесс должен захватить и их. На уроках, где нет скучающих, где каждый чувствует себя творцом, можно говорить и о коллективном творчестве в смысле создания общей работы и в смысле создания творческой коллективной атмосферы. Существует ещё и

III этап – творчество. Развитие разнообразных форм творческого мышления в комплексе с прочными знаниями порождает у детей стремление к совершенствованию своих продуктивных возможностей.

Но сейчас я хочу обратиться  ко второму этапу – сотворчество.

Коллективная работа, сотворчество – наиболее эффективная форма организации художественного творчества, так как при наименьших затратах сил и времени удается  выполнить трудоемкую работу. Коллективная работа способствует сплочению, содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений, чувства взаимопомощи.

В основном выделяют три основных формы коллективной изобразительной деятельности:


 

  1. Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.
  2. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.
  3.  Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.


 

 В своей работе я в основном применяю первую и третью формы совместной деятельности. На этом я и остановлюсь более подробно.

Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или  изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при  разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. На практике очень часто желание объединить индивидуальные работы в коллективную композицию появляется в конце самостоятельного труда учащихся. Ребята должны вырезать изображения по контуру и наклеить их на общий фон.

Но некоторые учащиеся могли изобразить предмет в «среде», из которой «вырывать» его бывает очень сложно. Более охотно школьники расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала знают о назначении своего рисунка – стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее.

Методы и приемы организации совместно-индивидуальной деятельности учащихся зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:


 

  • продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;
  • выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;
  • определить соразмерность деталей в общей композиции;
  • определить технику «сборки», т.е. продумать, чем  и как будут между собой соединяться отдельные детали к общему фону;
  • продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работу по монтажу общей композиции на классной доске.


 

Роль организатора коллективной деятельности выполняет учитель. Он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объем, размеры и т.д.). Во время индивидуальной работы учеников учитель корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда складывается коллективная композиция, учителю помогают помощники из числа успевающих учеников. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности в процессе работы зависит от методики организации процесса и от принципа  организации результата коллективной деятельности, т.е. коллективной композиции.

Совместно-взаимодействующая форма сложнее в выполнении, но интереснее. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.  Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Эта форма требует от учителя изобразительного искусства определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе восприятия и в практической деятельности. Эта форма приемлема в старших классах или на внеклассных занятиях, в частности на нашем кружке «Палитра». Несмотря на сложность, именно эта форма привлекает учителя изо и дает возможности для педагогического творчества.

Но коллективное творчество не всегда возможно при работе на компьютере с графическими редакторами. Здесь работа в основном индивидуальная.

2. Использование компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Развитие изобразительного искусства во многом зависит от умения создавать и всесторонне исследовать новые изобразительные формы. Особенно это актуально для обучения детей старшего школьного возраста, бунтующих против традиционности на занятиях по изобразительному искусству и проявляющих большой интерес при использовании в обучении компьютерных технологий. Прямого соответствия между традиционной живописью и компьютерным цифровым изображением нет. Каждый вид искусства имеет свои особенности, достоинства и недостатки. У многих педагогов изо первый шаг в освоении новой технологии вызывает наибольшие трудности.  40 лет назад сторонники «чистого искусства»  не признавали фотографию искусством. Сегодня понятия цифрового изображения становятся настолько привычными, что стираются грани между компьютерными и традиционными изобразительными произведениями.

Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из компонентов (технические средства — компьютерная техника и средства связи и программные средства, которые могут быть различного назначения). Как технические, так и программные средства вносят в учебный процесс свою специфику.

Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. В системе технологической подготовки интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета изо, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей.

Сегодня выявлен ряд основных отличительных особенностей компьютера как средства обучения в комплексном его использовании с программными средствами различного назначения на уроках.

Так, доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа с использованием сети Internet, дает возможность использования программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема.

Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями позволяет участникам педагогического процесса использовать компьютер и средства мультимедиа, многократно демонстрировать приемы выполнения операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.

Возможность использования компьютера в процессе обучения зависит от наличия программных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей (для краткости их называют ПО) или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства (ППС).

Сейчас большое распространение в школах получает свободное программное обеспечение, в частности ОС Linux с большим набором графических редакторов что позволят разнообразнее использовать ИКТ на уроках и кружках изобразительного искусства.

Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

Хочу поделиться своим опытом практической работы в этой области. Являясь учителем изобразительного искусства и  информатики, мне проще использовать компьютерные технологии  на уроках изо.

На уроках информатики, в курсе изучения темы «Компьютерная графика» ребята осваивают первичные навыки рисования на компьютере в программе Paint, в графических редакторах ОС Linux, что позволяет использовать эти навыки и на уроках, и на кружках  изобразительного искусства.

 Слайдовые презентации (программа PowerPoint) по теме урока дают представление о композиции произведения искусства, особенностях авторской техники, цветовом решении, выделяя рассматриваемые фрагменты. Например, для изучения темы «Жанры изобразительного искусства» я пользуюсь презентацией «Виды и жанры изобразительного искусства». Мультимедийные слайды позволяют показать различные виды репродукций по жанрам наглядно и зрелищно. Презентация «Времена года» используется мной при прохождении темы «Восприятие цвета». Ярко показаны  цвета  сразу всех времен года. Используется также презентации по цветоведению «Многообразие цветовых оттенков», «Малахитовая шкатулка. Тональность двух оттенков одного цвета» и многие др.

Вообще, компьютерная графика - это широкий круг явлений изобразительного искусства. Компьютерная графика - это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. С ней мы встречаемся, наблюдая оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная мультипликация, одним словом, нас теперь окружает компьютерный мир.

Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность, фантазию и творческие способности. Работая за компьютером, нужно иметь развитую зрительную память, уметь подбирать цвета, быть находчивым, не теряться и постоянно продвигать рисунок вперед к логическому и художественному завершению.

Компьютерная палитра может быть разнообразной  в различных программах: от 16 до 256 цветов. Все цвета не так уж сложно визуально различить, но запомнить полностью почти не удается. Учащиеся легко овладевают тонкостями использования цвета. Качество работы в значительной степени зависит от художественного вкуса, фантазии, способности улучшать цветовые и тоновые отношения. Работа с цветом и линиями на компьютере проводится в условиях постоянно светящегося экрана монитора. Таким образом, художник как бы все время рисует на плоскости, которая сама излучает свет или, иначе говоря, находится против света. Учащиеся, как художники, подходят к применению каждого цвета или гармоничного перехода цветов, которое достигается инструментарием. Соединение линий и цветов на поле рисунка – наиболее употребимая вариация в поисках компьютерного образа. Конечно, в компьютерной графике имеется большое количество инструментов, которые по-разному позволяют обрабатывать картинку, но основой все-таки остается пластика, красота линий и культура употребления цвета.

Например, на уроке  изо «Многообразие цветовых оттенков» ребята создавали рисунки драгоценных камней, выполненные на компьютере и акварельными красками.

Кроме этого, создавались рисунки животных, рисунки в жанре декоративной графики, объемные объекты и т.д.

          Использование на уроках изобразительного искусства компьютерной техники наряду с традиционными средствами обязует нас учителей больше внимания уделять здоровьесберегающему аспекту.

3. Здоровьесбережение на уроках изо и во внеурочной деятельности

Здоровьесбережение детей – одна из актуальных проблем современной школы. Получение учащимися образования должно происходить без ущерба для здоровья с воспитанием культуры здоровья. Каждый учитель должен обращать внимание на следующие основные факторы: обстановка и гигиенические условия в классе, на уроке использовать 4-7 видов деятельности, средняя продолжительность которых 7-10 минут, количество видов преподавания не боле трех, использовать активные методы обучения на уроке. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, гимнастика для глаз, в урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем, использовать эмоциональные разрядки.

Уроки изобразительного искусства не исключение. Стандартный, типичный, хорошо продуманный методически, урок, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:


 

  • Полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету;
  • Устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
  • Предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т. е продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
  • Максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;
  • Это урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нём, используя свои способности.


 

Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:

  • Учитель связывает дату урока с событием, имеющим отношение к здоровью;
  • Это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками: "Почему нельзя грызть ручку (кисточку, карандаш)"; по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т. д.;
  • Это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.

В арсенал педагога могут входить:

  • создание оптимальных санитарно - гигиенических условий обучения в классах,
  • разнообразие видов и форм уроков - удивление нестандартностью проведения,
  • формулирование целей урока вместе с учащимся, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;
  • гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;
  • использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
  • при появлении признаков утомления у учащихся - изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером;
  • использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (2-4 ученика);
  • подведение итогов урока на последних 4 - 5 минутах, и лучше всего вместе с учащимися;
  • во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной двигательной активности;
  • для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи;
  • для кистей пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах;
  • подвижные игры или простейшие танцевальные элементы по теме урока (в начальных классах);
  • для зрения - поисковые движения для глаз (поиск в классе рыбки определенного цвета), различение цвета, размера, физкультминутки на 15 - 25-ой минутах урока на снятие:
  • мышечного утомления с плечевого пояса,
  • мышц спины, кистей рук,
  • зрительного утомления,
  • минуты релаксации,
  • чередование поз,
  • дыхательная гимнастика.

Поза учащихся  зависит от характера выполняемой работы. Утомляемость детей  на уроках изо приходится в основном на время практической работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, с использованием игровых моментов в младших классах – король Карандаш и королева Кисточка), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. И самые, на мой взгляд, действенные упражнения в начальных классах – это индивидуальные упражнения-танцы по тематике каждого урока,  желательно под музыку («Танец бус», «Ветер на лесной поляне», «Вальс цветов»,  «Танец золотых рыбок» и др.)

Для снятия зрительного напряжения на уроке я использую различные методы – это и гимнастика для глаз, и работа с офтальмологическим тренажером; различные методические пособия по изо (Большой цветовой круг, основные цвета спектра), находящиеся в классе, также можно использовать как тренажеры – красивое сочетание цветов  влияет на глаза благотворно; коллективные -  яркие, красочные работы, выполненные ребятами на предыдущих уроках, могут служить, в сочетании с легкой мелодией, для релаксации; на уроках по изучению качеств цвета  - опыты с разноцветными стеклами, что также способствует снятию зрительного утомления. При использовании на уроках изо мультимедийных технологий (и при  работе на компьютере) – гимнастика для глаз просто необходима, так как светящийся экран негативно влияет на зрение.

Любой учитель может индивидуально подобрать себе набор динамических разнообразных упражнений, показать презентацию (но не часто) с использование различных методов «отдыха глаз» и др.


 

Это лишь некоторые аспекты моей деятельности.


 

И пара слов об авторе этих картин – А. Гитлер.


 


 


 


 

Имея большие способности в рисовании, дважды поступал в Венское художественное училище, но не был принят в него и его работы даже не смотрели… а если бы посмотрели и если бы он поступил – что было бы с миром?


 

Литература:

  1. Авторская программа Е.И.Забелиной «Изобразительное искусство в школе», издательство ЦЕНТР СОЦ
  2. Сайт МОУ "Степановская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района", Емельянова Наталья учитель ИЗО и черчения
  3. Скочина Любовь Анатольевна, учитель начальных классов
  4. В.В.Ячменёва, Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 – 14 лет. ВЛАДОС
  5. В.И.Колякина, Методика организации уроков коллективного творчества., ВЛАДОС