Программа по театрализованной деятельности детей 4-5 лет в детском саду
- Дата публикации:
- Автор:
- Мажаева Марина Павловна
Пояснительная записка
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Мы хотим видеть своих детей счастливыми, но зачастую не придаем значения переживаниям малышей, считаем их пустяками, не заслуживающими внимания. Ребенок остается один на один со своими эмоциями и чувствами и не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. А это отражается на формировании характера и самооценки, на общении со сверстниками и может серьезно осложнить дальнейшую жизнь.
В современном обществе уделяют большую роль знаниям детей, учат их чтению, письму и счету. А не способности чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность во вторичную ценность.
Многие современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи , но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
В соответствии с ФГОС достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
В ФГОС главным считается индивидуальный подход к ребенку и повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника, и отведение ей главенствующего места. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества , которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др. Наша работа направлена на развитие эмоционально - отзывчивого качества.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это могут дать театрализованные игры.
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольников проходит эффективнее при особой организации педагогического процесса, поэтому нами была разработана и апробирована программа «В гостях у сказки». Программа направлена на решение проблемы по раскрепощению ребёнка, пробуждению его эмоциональной отзывчивости, общению, познанию сопереживания.
Новизна
- программа помогает развивать у детей интегративные качества уже с более раннего возраста;
- содержание программы включает коррекционную работу для детей с ограниченными возможностями здоровья (Дети с общим недоразвитием речи -1и 2 уровень)
Дети 3 - 5 лет осваивают главную черту театрализованной игры: её направленность на зрителя. Это становится возможным, если педагог постепенно переориентирует ребёнка с процесса игры на её результат. Путь развития игры – это совместная игра взрослого с ребёнком, создание обогащённой игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками и со сверстниками. Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрируется со всеми образовательными областями, т.к. является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности, методом воспитания и развития дошкольников 3 – 5 лет, формой организации жизни детей в детском саду.
Цель программы:
развитие эмоциональной отзывчивости у детей 3-5 через театрализованные игры.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными эмоциями.
2. Учить сочетать движения и речь, узнавать и передавать эмоциональные состояния .
3. Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок и стихотворений.
4. Воспитывать доброжелательность и сплочение детей в коллективе.
Предполагаемые результаты:
Дети 3 – 4 лет:
- Имеет способность к обыгрыванию этюдов и эмоций .Умеет подражать образу героев
- Обладает умением работать в коллективе
Дети 4 – 5 лет:
1. Имеет способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения
2. Передаёт образ героя мимикой, жестами
3. Обладает умением работать в коллективе
Происхождение эмоций, их влияние на игру дошкольников
Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего детства . Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют, танцуют. Даже у детей младшего дошкольного возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания различной степени выраженности и длительности. В дальнейшем проявление эмоций детей становится всё более многообразным: и характер возникающих у ребёнка образов, и отношение к персонажам сказок и рассказов, и сама исполнительская деятельность- всё проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.
Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важной задачей для родителей и воспитателей.
Уже у 2-3 месячного младенца возникает положительное отношение к матери или к другому близкому человеку. Эта эмоция является зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших чувств человека, названа в психологии «комплексом оживления».
Эмоции по типу «комплекс оживления» формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретённого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удолетворять все жизненные потребности,
ласкают его, обеспечивают ему комфорт и безопасность. Если такой опыт у младенца отсутствует или он недостаточен, то появление «комплекса оживления» задерживается или он моет вовсе не возникнуть, что оказывает негативное влияние на все последующее развитие детской личности.
По мере развития у ребенка формируются новые потребности интересы. Его интересы распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее. Например, к концу первого года жизни ребенок может испытывать удовольствие от музыкальных звуков и игрушек.
Особенно важно развивать у ребенка чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. Так годовалый ребенок сам готов заплакать, когда мать закрывает лицо руками, притворно всхлипывая. Увидев позже её смеющейся, он расплывается в улыбке и заливается весёлым смехом.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно живо реагирует на радостные и печальные события,
легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
Музыкальные занятия, слушание сказок, театрализованные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Существенный вклад в развитии эмоциональной сферы детей вносят и такие виды детской деятельности, как игра и знакомство с художественными произведениями.
Разнообразные приёмы театрализованных игр, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяет не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создать условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых.
Дошкольники получают таким образом «дочувствовать» в процессе театрализованной игры то, что было ими пережито во время восприятия художественного произведения.
Игра в дошкольном возрасте- это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Формируя эмоциональное отношение к темам и персонажам, обучая детей средствам выражения через игру, педагог в значительной степени влияет на самочувствие, настроение ребят. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живёт ребёнок : вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта ( переживания радости от общения со сверстниками или от воплощения в роли и т. д. Способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Уже в младшем дошкольном возрасте эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека всё вокруг приятно, рассерженный- замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает раздражение. Хорошее настроение улучшает процесс запоминания, благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события.
С первых лет жизни ребенок стремиться к общению с близкими людьми. Чтобы общение стало интересным, познавательным, эмоционально насыщенным в младшем дошкольном возрасте можно использовать театрализованные игры. Они развлекают и воспитывают детей, развивают их фантазию, учат сопереживать происходящему, создают эмоциональный настрой, раскрепощают ребенка, повышают его уверенность в себе.
Характеристика театрализованных игр
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом
произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком - побегайчиком на пороге дома появляется белочка - пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.
Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэтому, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исключения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, которые показывают на детских утренниках) не столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.
Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетноролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театральный день в дошкольном учреждении: силами педагогического и обслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т. д.
Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявлять свою активность, индивидуальность, творчество.
Условия для театрализованных игр
Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»);
воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи и т.д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений («Машенька» А.Барто, «Про Маринку» Н.Забилы и др.) (Р.И.Жуковская). Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».
На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе, зрительный зал, декорации, оркестр), о разных жанрах театрального искусства, об истории театра. Наконец, на протяжении всего дошкольного детства интерес под держивает сознание успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение; заботиться об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации,' атрибуты. К этой работе охотно подключаются члены семей воспитанников дошкольного учреждения. Бабушки могут помочь в изготовлении костюмов, а папы - подсказать конструкцию и сделать удобные ширмы, экраны для теневого театра и др. Раз в год (можно в марте в Международный день театра) желательно в зале дошкольного учреждения развернуть выставку: поместить изготовленные руками педагогов, детей, членов их семей оборудование, игрушки, костюмы; подготовить стенды с фотографиями, отражающими театрализованные и воспитанников. Хорошим дополнением к выставке будет показ спектакля с участием детей и взрослых;
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.
В основу реализации нашей программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, мы стараемся воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее
атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Практическая часть
Программа в своей структуре имеет следующие блоки:
1 блок – работа с детьми
2 блок – работа с педагогами
3 блок – работа с родителями
1 блок – работа с детьми
Программа рассчитана на 2 года (младший и средний возраст детей).
Первый год нашей работы с детьми раннего возраста посвятили теме «Развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста на русские народные сказки». Далее с этими же детьми мы продолжили работу по теме «Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста», так как считаем, что эмоции и театрализованные игры тесно взаимосвязаны между собой.
Используя свои знания и опыт, мы пришли к выводу, что театрализованные игры могут помочь решить проблемы по раскрепощению ребёнка, пробуждению его эмоциональной отзывчивости, общению, познанию сопереживания.
Свою работу начали с мониторинга эмоциональной сферы ребёнка. В результате 1 этапа диагностирования, мы увидели, что у детей существуют проблемы в выражении эмоций. Они не могут узнавать и передавать эмоциональные состояния. Поэтому в младшей группе мы решили познакомить детей с основными эмоциями ( радость, грусть, страх, гнев, удивление), которые в дальнейшем были бы использованы в театрализованных играх.
Для этого составили перспективный план игр на развитие эмоций в младшей группе. Кроме игр и упражнений, каждый квартал проводили с детьми инсценировки русских народных сказок, используя настольно-печатный театр, где дети охотно передавали эмоциональное состояние героев. В начале средней группы провели 2 этап диагностики. Он показал, что дети стали узнавать и эмоциональнее выражать своё состояние, используя мимику (выразительное движение мышц лица), пантомимику (выразительное движение всего тела) и интонацию, но существуют ещё проблемы в использовании выразительных средств при демонстрации эмоций ( особенно эмоции удивления).
Поэтому продолжили свою работу с детьми в средней группе. Для этого использовали этюды, упражнения, театрализованные игры, инсценировки. Работая с детьми над инсценировками, мы не преследуем цель обучать их актёрскому мастерству. Важно создать на занятиях напряжённую, радостную обстановку.
Участие в театрализованных играх даёт возможность детям перевоплощаться в различные образы, передавать эмоциональные состояния героев, сочетать движения и речь, действовать раскованно.
Для нас важно было привлечь всех детей к работе над сценическими образами и добиться определённых результатов в использовании движений, мимики и жестов как средств выразительности.
Работу над ролью осуществляем следующим образом.
- Выразительно читаем детям произведение, которое будет использоваться для инсценировки, чтобы заинтересовать их.
- Интересуемся , понравилось ли оно детям или нет.
Получив утвердительный ответ, предлагаем разыграть его по ролям перед родителями и повторно выразительно читаю.
- Затем кратко даём художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.), вновь выразительно читаем произведение, привлекая детей к проговариванию строк и передаче эмоционального состояния героев.
- Далее анализируем с детьми события, которые описаны в произведении, и формируется интерес и желание участвовать в их сценическом воплощении, приняв на себя определённую роль.
- После распределения ролей предлагаем детям представить внешний вид действующих лиц, их поведение, отношение к другим персонажам. (Каков твой котёнок : весёлый или грустный? Как он выглядит? ) Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценируемого произведения вместе с детьми.
- Затем объясняем детям, что изобразить котенка на сцене им поможет маска. Каждый ребёнок получает заготовку и раскрашивает её в соответствии с тем, каким он себе представляет своего героя (чёрным, рыжим, полосатым и т. п.)
Во время инсценировки маски надеваются на голову как шапочки. Лицо остаётся открытым, чтобы дети могли свободно дышать, говорить и видеть.
В заключении проводиться репетиция спектакля. Дети используют изготовленные атрибуты и действуют в них согласно тексту.
Чаще всего театрализованные игры проходят в групповой комнате (здесь малыши свободнее чувствуют). В качестве зрителей приглашаем родителей или детей из младшей группы.
По окончанию спектакля реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.
В середине учебного года провели 3 этап диагностики, он показал, что после использования театрализованных игр у детей расширилось представление об основных эмоциях; научились сочетать движения и речь; импровизировать игры-драматизации на темы знакомых произведений; дети стали сплоченнее и доброжелательнее.
Как показывает практический опыт, театрализованные игры сближают детей, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают преодолевать барьер в общении, учат выражать свои чувства и лучше понимать чувства других.
Дети становятся более открытыми, эмоциональными, им интересно узнавать и пробовать всё новое, им нравятся мои занятия, а мне интересно с ними Так как есть положительная динамика, мы будем продолжать работу по развитию
эмоциональной отзывчивости через театрализованные игры.
Перспективный план игр на развитие эмоций в младшей группе.
Сентябрь.
1. Изучение и подбор литературы по теме.
2. Составление перспективного плана.
3. Общеразвивающие игры. «Эстафета». Цель: развивать внимание , выдержку , согласованность действий.
4. «Знакомство» Цель: та же.
Октябрь.
1.Игра. «Мама и детёныш».
Цель: развитие эмпатии , самоконтроля , выразительности движений и речи.
2.Игра «Я и животное ».Цель: развитие воображения , выразительности и речи.
3.Игра«Большой - маленький».
Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений и речи.
4.Игра «Хоровод».
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.
Ноябрь.
1 .Игра «Облака». Цель: развитие воображения, выразительности движений.
2. Игра «Наседка и цыплята». Цель: развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплочённости.
3. Подготовка к инсценировке сказки «Колобок».
4. Инсценировка сказки «Колобок», используя настольнопечатный театр.
Декабрь.
1 . Игра «Доктор Айболит». Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплочённости, эмпатии.
2. Игра «Бабочки и слоны». Цель: развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных навыков.
3. Игра «Дожди». Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.
4. Игра «Сказочные зайцы». Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности движений и речи.
Январь.
1. Игра «Выбери девочку» Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.
2. Игра «Колобок». Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.
3. Игра «Джинн». Цель: развитие выразительных движений, групповой сплочённости.
Февраль.
1. Игра «Профессии». Цель: развитие воображения, наблюдательности.
2. Игра «На рыбалке». Цель: развитие произвольности , воображения.
3. Подготовка к инсценировке сказке «Репка».
4. Инсценировка сказки «Репка», используя настольнопечатный театр.
Март.
1. Игра «Нарисуй облако». Цель: развитие воображения, сосредоточенности.
2. Игра «Кубик». Цель: развитие выразительности движений, внимания.
3. Игра «Люблю, не люблю». Цель: развитие воображения и мимических движений.
4. Игра «Повтори фразу». Цель: развитие выразительности речи.
Апрель.
1. Игра «Зеркало» Цель: развитие выразительности движений, внимания.
2. Игра «Пантомима». Цель: развитие произвольности, воображения.
3. Игра «Мыльные пузыри». Цель: развитие воображения, выразительности движений.
4. Игра «Снеговик». Цель: развитие выразительности движений, воображения.
Май.
1 . Подготовка к инсценировке сказке «Теремок».
2. Инсценировка сказки «Теремок», используя настольнопечатный театр.
Перспективный план этюдов и театрализованных игр в средней
группе.
Сентябрь.
Упражнения и этюды.
1. « Угадай что я делаю?» Цель: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
2. «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!» Цель: развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
3. «Ритмический этюд». Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.
4. « Как живёшь?» Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Октябрь.
1. «Шея есть, шеи нет». Цель: развивать подвижность мышц плечевого пояса.
2. «Ёжик». Цель: развитие координации движений , ловкости , чувства ритма.
3. «Бабушка Маланья». Цель: развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
4. «Баба Яга». Цель: умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ноябрь.
1. «Как игрушки слушали звуки». Цель: подготовить детей к театрализованному представлению, п помочь преодолеть скованность, застенчивость
3. Подготовка инсценировки « Зайки серые сидят».
4. Изготовление реквизитов и декораций.
5. Инсценировка по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят».
Декабрь.
1. Подготовка к инсценировке «Ёлка».
2. Изготовление реквизитов и декораций.
3. Распределение ролей.
4. Инсценировка по стихотворению Е. Благининой «Ёлка»
Январь.
1. Подготовка к инсценировке «Песенка».
2. Изготовление реквизитов.
3. Инсценировка по стихотворению В. Приходько «Песенка».
Февраль.
1. Подготовка к инсценировке «Лисички».
2. Изготовление реквизитов.
3. Инсценировка по стихотворению А. Милна «Лисички».
4. Повторение инсценировки «Песенка».
Март.
1. Подготовка к инсценировке «Девочка-рёвушка».
2. Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка- рёвушка».
3. Подготовка к инсценировке «Разгром».
4. Инсценировка по стихотворению Э. Успенского «Разгром».
Апрель.
1. Подготовка к инсценировке «Лесная аптека».
2. Изготовление реквизитов и декораций.
3 Распределение ролей.
4. Инсценировка по стихотворению М. Павловой «Лесная аптека»
Май.
1. Показ инсценировок детям младшей группы и родителям.
2. «Зайки серые сидят».
3. «Песенка». «Лесная аптека».
2 блок – работа с педагогами
Успешность и результативность театрализованных игр зависят прежде всего от сотрудничества воспитателя с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность. Поэтому большинство эскизов декораций создаются детьми совместно с руководителем изобразительной деятельности.
Кроме того, театрализованные игры успешно используются на занятиях с психологом, на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже на математических.
Наш детский сад сотрудничает со школой № 57.
Ежегодно, в международный день Театра, учащиеся школы показывают спектакль, где принимают участие наши выпускники.
Музыкальная школа №5 показывает концерты наших воспитанников и выпускников, проводит тематические вечера по ознакомлению с различными музыкальными инструментами.
Несколько раз в год наш детский сад посещает выездная труппа Рязанского театра кукол. Перед представлением провожу беседу на тему «Как вести себя в театре», а после представления обсуждаем с детьми увиденное, игру настоящих артистов.
Совершаем экскурсии в библиотеку, где раз в квартал библиотекарь знакомит детей с детской художественной литературой, организует конкурсы чтецов и выставки книг.
3 блок – работа с родителями
Важным этапом своей работы считаем работу с родителями. Общение с ними позволяет нам найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрыть их способности. Разъясняем родителям необходимость постоянного общения с детьми и как важно поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. Советуем взрослым рассказывать родным и близким о сценических успехах своего малыша, о том, как он прекрасно справился со своей ролью. Также важно предлагать ребёнку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль.
В ходе взаимодействия с родителями в группе появились костюмы, атрибуты для инсценировок, вязаный пальчиковый театр, теремок для театрализованной зоны, ширма, которые помогли изготовить мамы, бабушки и папы.
Через информационный уголок, родители получают советы и консультации:
- что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка- дошкольника;
- как приобщить ребёнка к театру и др.
Анализ результатов
Задание №1. В этом задании изучались особенности использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
Первый этап диагностики показал, что при показе заданного эмоционального состояния дети не используют пантомимику (0%), т.е. с заданием № 1 полностью не справился ни кто из ребят. С помощью мимики дети могут выразить эмоциональное состояние: веселый - 94,6 % детей печальный - 94,6 % испуганный - 38,7 % сердитый - 64,5 % удивленный - 21,5 %
Второй этап диагностики показал, что дети стали эмоциональней, ярче показывают заданные эмоции, используя как мимику, так и пантомимику, правильно понимают эмоциональное состояние:
веселый - 96 % детей адекватно используют мимику, 56 % пантомимику
печальный -100%; 32 %
испуганный - 64%; 24 %
сердитый -100 %; 32 %
удивленный - 40 %; 20%
Если пантомимику используют еще малое количество детей, то мимически дети адекватно показывают эмоциональное состояние. Но стоит отметить, что проблема в выражении эмоций еще существует.
Третий этап диагностики показал, что большинство детей адекватно используют мимику и пантомимику при демонстрации заданной эмоции: веселый -100 %; 72 % печальный-100%; 80% испуганный - 100 %; 100 % сердитый-100%; 100% удивленный -100 %; 76%
Задание №2. В этом задании дети произносили фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Первый этап диагностики показал, что дети не могут голосом правильно передать эмоциональное состояние. Радостно, грустно и сердито некоторые дети смогли сказать (43%, 17% и 13% соответственно), ас передачей испуга и удивления дети не справились.
Второй этап диагностики показал, что эмоции радости и грусти передали 84% детей ( с этим заданием не справились новенькая девочка Моисеева Маша и мальчик Кленин Владик, с которыми курс занятий не проводился) по другим эмоциям результаты следующие: испугано - 44% сердито - 60 %
удивленно - 40 % детей справились с заданием.
Третий этап диагностики проводился после полного курса театрал изованных игр, болынин ство детей справилось с заданием: радостно -100 % грустно - 100% испугано - 60% сердито - 100 % удивленно - 56 %
У некоторых детей все же остались трудности в выражении испуга и удивления, но они понимали задание и пытались его выполнить (видна положительная динамика).
Задание №3. В этом задании я смотрела, как дети воспринимали графическое изображение эмоций (пиктограммы).
Первый этап диагностики показал, что по «лицу» дети определяют радостное (веселое) состояние (справилось 80 % всех детей), а пиктограммы с эмоциями грусти, страха, гнева и удивления вызвали затруднения. Самое сложное восприятие эмоций страха и удивления (с заданием не справились), грусть - 39 % детей справилось гнев-2 6 %
Второй этап диагностики показал, что пиктограммы «радость» и «грусть» дифференцируют почти все дети - 80 %, а с узнаванием пиктограмм «страх», «гнев» и «удивление» существуют проблемы, над которыми надо еще работать. страх-44 % гнев-72 % удивление - 28 %
Третий этап диагностики: на этом этапе можно отметить то, что дети научились распознавать графическое изображение эмоций, тем самым стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей, радость -100% грусть -100% страх-72% гнев - 84 % удивление - 60%
Задание №4. В этом задании, которое проводилось в двух сериях, детям предлагалось ответить на вопросы. По ответам на эти вопросы можно судить, как понимают дети эмоциональное состояние свое и других людей. Если ребенок понимает то, о чем его спрашивали и дает адекватный ответ, то в таблице ставился «+», если ответ не соответствует вопросу или ответа не было, то в таблице стоит «-»
Первая серия
Вопрос
Понимают эмоциональное состояние (% детей)
1 этап
2 этап
3 этап
1
65
88
100
2
22
64
88
3
9
52
80
4
30
68
100
5
26
100
100
6
9
56
84
7
82
92
100
8
9
52
84
Наибольшие затруднения вызвали вопросы № 2 (эмоции удивления), № 3 (эмоции удовольствия), а с вопросами № 1 (интерес), № 4 (стыд), № 5 (страх), № 7 (радость) дети справились довольно легко.
Вторая серия
Вопрос
Понимают эмоциональное состояние (% детей)
1 этап
2 этап
3 этап
1
47
80
100
2
0
44
76
3
47
56
100
4
52
76
88
5
43
68
88
6
30
56
88
7
65
76
100
8
26
60
88
Наибольшие затруднения вызвали вопросы № 2 (эмоции удивления), № 4 (стыд, вина), а вопросы № 1 (интерес, радость), № 7 (радость) уже на втором этапе диагностики практически ни у кого не вызывали затруднений.
Выводы:
1 этап диагностики показал, что:
• у детей существуют проблемы в выражении эмоций;
• большинство детей не могут самостоятельно разобраться и понять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
• все дети этой группы нуждаются в играх и упражнениях на развитие эмоциональной сферы.
2 этап:
• после занятий на развитие эмоций и театрализованных игр дети стали эмоциональнее выражать свое состояние, используя мимику (выразительные движения мышц лица), пантомимику (выразительные движения всего тела) и интонацию;
• дети пытаются объяснить свое эмоциональное состояние и понять эмоциональное состояние окружающих;
• но существуют еще проблемы в использовании выразительных средств при демонстрации эмоций (особенно эмоции удивления), не всегда дети адекватно воспринимают графическое изображение эмоции.
3 этап:
• после занятий на развитие эмоций и театрализованных игр дети стали эмоциональнее выражать свое состояние, используя мимику (выразительные движения мышц лица), пантомимику (выразительные движения всего тела) и интонацию;
• дети пытаются объяснить свое эмоциональное состояние и понять эмоциональное состояние окружающих;
• но существуют еще проблемы в использовании выразительных средств при демонстрации эмоций (особенно эмоции удивления), не всегда дети адекватно воспринимают графическое изображение эмоции.
4 этап:
• после полного курса упражнении и театрализованных игр наблюдается положительная динамика в развитии эмоциональной сферы детей;
• у детей расширилось представление об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх);
• дети активно используют выразительные средства при демонстрации эмоциональных состояний;
• курс театрализованных игр помог детям адекватно интерпретировать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
• улучшилось восприятие детьми графического изображения эмоций;
• но следует отметить и то, что у некоторых детей так и осталась некоторая «зажатость»; с этими детьми можно продолжить эту работу в индивидуальном порядке.
Заключение
Работая над темой «Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста», мы установили , что развитие эмоциональной отзывчивости у детей данного возраста через театрализованные игры- своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к театрализованной деятельности; они стали с большим желанием откликаться на предложение поиграть в театр, то есть обыгрывать какую-либо сказку или литературное произведение;
- речь детей стала более эмоциональной, интонационно выразительной;
- в процессе театрализованной деятельности (в играх драматизациях, инсценировках) дети стали эмоционально отзывчивы;
- у родителей также возник интерес к театрализованной деятельности своих детей, который проявился в предложении помочь в организации инсценировок, в изготовлении атрибутов и декораций.
Таким образом, в театрализованной игре осуществилось эмоциональное развитие : дети знакомились с чувствами, настроениями героев, осваивали способы их внешнего выражения, осознали причины того или иного настроения. Театрализованная игра дала возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволила каждому ребёнку проявить свои активность, индивидуальность, творчество. Из выше изложенного можно сделать вывод, что театрализованные игры помогли развитию эмоциональной сферы ребёнка. Дети стали более эмоционально отзывчивы, активно используют выразительные средства (мимика, пантомимика, жесты), познакомились с основными эмоциями.
Они научились сочетать движения и речь, узнавать и передавать эмоциональные состояния; импровизировать
игры драматизации на темы знакомых литературных произведений.
Коллектив группы стал более сплочённым, ребята стали доброжелательнее относиться друг к другу.
Как показал практический опыт, театрализованные игры сблизили детей, развили эмоциональную отзывчивость, помогли преодолеть барьер в общении, научили выразить свои чувства и лучше понять чувства других.
Дети стали более открытыми, эмоциональными, им интересно узнавать и пробовать всё новое, им нравятся наши занятия, а нам интересно с ними.