Конспект занятия «Декоративное яйцо» По теме: «Работа с тканью и текстильными материалами»
- Дата публикации:
- Автор:
- Кузьминых Светлана геннадьевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
центр внешкольной работы
«Детский парк»
г. Сарапул
Конспект занятия
«Декоративное яйцо»
По теме: «Работа с тканью и текстильными материалами»
Конспект составил: педагог дополнительного образования
Первой квалификационной категории
Кузьминых Светлана Геннадьевна
Конспект занятия.
Объединение: «Сувенирная лавка».
Руководитель объединения: педагог дополнительного образования Кузьминых Светлана Геннадьевна , первой квалификационной категории
Стаж работы: 17 лет в МБОУ ДОД ЦВР «Детский парк».
Тема блока занятий: «Работа с тканью и текстильным материалом».
Тема занятия: «Декоративное яйцо».
Форма занятия: коллективная.
Методы занятия: словесный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – творческий, поисково-исследовательский, наглядный.
Год обучения: 1 год обучения.
Возраст детей: учащиеся в возрасте 8 -10 лет.
Цель: Изготовление декоративного пасхального яйца.
Задачи:
- Дать знания об истории декоративного пасхального яйца и российского ювелира П.К. Фаберже.
- Научить изготавливать декоративные яйца с использованием ткани и текстильных материалов.
- Научить использовать эскиз в качестве образца.
- Развивать творческие способности ребёнка, осваивая основные приёмы изготовления и оформления декоративных изделий.
- Прививать и совершенствовать у детей такие качества как: трудолюбие, внимательность, аккуратность.
Наглядные пособия:
коллекция декоративных пасхальных яиц, оформленных в разных
техниках;
образцы пасхальных яиц и образцы изделий П.К. Фаберже в слайдах.
Инструменты и материалы:
Заготовка: яйцо, выполненное в технике папье-маше.
Ткани: трикотаж, бархат, парча, шёлк.
Текстильные материалы: тесьма, кружево, атласная лента, сутаж, гарус и т.д.
Фурнитура: декоративные пуговицы, стразы.
Альбом, калька, картон, карандаши цветные, фломастеры.
Клей ПВА, ножницы.
Дидактический материал:
использование компьютера,
декоративные яйца для игр,
декоративная горка для игры.
Ход занятия:
- Вводная часть: Оргмомент.
- Основная часть:
- Историческая справка о традиции пасхального яйца. Сообщения учащихся по теме. (домашнее задание)
- Историческая справка о российском ювелире Петере Карле Фаберже.
- Пасхальные игры (из истории, традиции разных народов) Проведение пасхальных игр: «Красная горка», «Катание яиц».
3. Практическая часть:
-Текущий инструктаж по технике безопасности (работа с ножницами и с клеем).
-Подготовка рабочего места, выбор материалов.
- Зарисовка эскиза.
- Изготовление яйца.
- Индивидуальная работа с учащимися в процессе изготовления яйца.
- Уборка рабочего места.
4. Итоговая часть.
- Анализ и оценка изготовления яйца.
- Рефлексия: самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, выявление причин некачественной работы, результативности работы.
- Определение перспективы последующей работы.
- Информация о домашнем задании.
Предполагаемые результаты: Освоение приёмов и навыков изготовления декоративного пасхального яйца.
Конспект занятия.
- Организационная часть.
- Здравствуйте ребята!
Начинаем наше занятие. Я хочу загадать вам загадки:
Нашёл я шор, разбил его.
Увидел серебро и золото (шор – шар, стар. русск.)
Избушка нова, жильца нет.
Жилец появится, изба развалится.
Белое, круглое,
Долго лежало,
Вдруг затрещало:
И неживое, а живым стало.
Под ледком, ледком
Стоит чашечка с медком.
Катится бочка,
Нет на ней ни сучочка. (Ответы детей)
- Вы правильно угадали это – яйцо. Сегодня на занятии мы научимся изготавливать декоративное яйцо из тех материалов, которые лежат перед вами.
- Посмотрим, что приготовлено у нас к занятию (ответы детей): 1. заготовка – яйцо папье-маше;
2. ткани (трикотаж, бархат, парча, шёлк);
3. текстильные материалы (тесьма, кружево, сутаж, гарус и т.д.);
4. фурнитура (стразы);
5. клей ПВА, ножницы;
6. альбом, калька, картон, карандаши цветные, фломастеры.
- Основная часть. Введение нового материала.
- Скажите, а какой православный праздник ассоциируется с яйцом? (Ответы детей)
- Конечно это – Пасха.
- Ребята, а кто из вас знает, как появился обычай красить яйца? (Ответы детей)
(Обычай красить яйца связывают с ученицей Христа Марией Магдаленой. Рассказывают, что она, придя к римскому императору Тиберию, принесла ему в подарок яйцо и дала со словами: «Христос воскрес!». Император усомнился в том, что человек может воскреснуть из мертвых, и сказал: «В это так же трудно поверить, как в то, что твоё яйцо может стать красным». И тотчас же белое яйцо превратилось в красное.) Дополнения по теме.
Первые христиане, зная о приношении Марии Магдалены, стали подражать ей и при воспоминании о Воскресении Христовом дарить друг другу красные яйца – символ Пасхи, символ воскресения.
Со временем яйца на Пасху стали красить не только в красный цвет. Какие названия пасхальных яиц вы знаете? (Ответы детей) ( Писанки –расписанные яйца, крашенки – покрашенные в один цвет, крапанки – покрашенные с применением горячего воска, драпанки – рисунок процарапывается иголкой, яйчата – яйца из дерева, мрамора, глины. Яйца-обереги – это яйца с пасхальными украшениями, освящённые в церкви.) Дополнения по теме. (Показ слайдов)
Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России с давних пор. Примерно, начиная с XVI века ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней, делались для русских царей. Но только в конце XIX века появляются шедевры ювелирного искусства, это – пасхальные яйца – сувениры, изготовленные для российской императорской семьи.
Самые известные пасхальные яйца – сувениры были созданы Петером Карлом Фаберже. (Показ слайдов - портрет) Первое пасхальное яйцо было заказано Фаберже императором Александром III в 1885 г. Яйцо очень понравилось императору и Фаберже получил звание «Ювелира Его Императорского Величества». Он стал выполнять пасхальные яйца и ювелирные изделия для царской семьи. Всего Карлом Фаберже было создано приблизительно 54 пасхальных яйца. Пасхальное яйцо стало символом фирмы Фаберже. Сегодня с достоверностью известно, что до нашего времени сохранилось 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу, из них в России до 2004 года сохранилось всего - 10. (Показ слайдов).
Каждое яйцо уникально, это шедевры ювелирного искусства. В каждом яйце хранятся великолепные сюрпризы – живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, кораблей, поездов, фигурки птиц, букеты цветов и др. Они делались в память о путешествиях или других памятных событиях, интересно, что сюжеты из сказок и легенд не пользовались популярностью. Были и действующие модели, например: поезд, заводился и ездил по рельсам. В коллекции яиц Карла Фаберже особое место занимают сувенирные яйца – часы, многие в рабочем состоянии.
Создавая пасхальные яйца Карл Фаберже использовал драгоценные материалы: цветное золото, бриллианты. Всё украшалось цветной эмалью. В дальнейшем стали использоваться полудрагоценные минералы – горный хрусталь, нефрит, топаз, яшма, лазурит и другие, их добывали на Урале. (Демонстрация камней)
Описывать художественные особенности пасхальных яиц Карла Фаберже можно долго. Лучше один раз увидеть их в Московском Кремле в Оружейной палате. Хочется добавить, что благодаря известному российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу, в 2004 году в Россию вернулась часть коллекции пасхальных яиц, приобретённая за 100 миллионов долларов.
Вопросы детям:
- Скажите, пожалуйста, какой православный праздник ассоциируется с яйцом? (Пасха)
- Вспомните, как ещё называются крашенные яйца? (Писанки, крашенки, крапанки, драпанки, яйчата, яйца - обереги)
- Как звали известного российского ювелира? (ответы детей – Карл Фаберже.)
- Что изготавливал ювелир Карл Фаберже для царской семьи? (Пасхальные яйца и ювелирные изделия)
- Из чего изготавливались яйца – сувениры для царской семьи? (Из цветного золота, бриллиантов, цветной эмали и уральских минералов)
- Молодцы! Я рада, что вы внимательно слушали и всё запомнили.
- На праздник пасхи наступала пора народного гуляния, весёлых игр и хороводов.
Пасхальные развлечения разных народов.
Россия.
Непременной принадлежностью праздника были игры с пасхальными яйцами – катание и битьё. Это - «Красная горка» или «катание яиц». Катали яйца по специальному желобу – чьё дальше укатится, тот и выигрывал. А при битье выигрывал тот, у кого скорлупа яйца оставалась неповреждённой – он забирал себе надбитое яйцо соперника. Находились хитрецы, ходившие «биться» с каменными яйцами, - можно представить, что ждало этих мошенников, когда обман вдруг раскрывался.
Франция.
Здесь на Пасху принято устраивать пикники, главное блюдо на которых – омлет. Обязательным подарком у французов является красное яйцо. В катании яиц побеждает тот, кто сумеет бросить своё яйцо так, чтобы оно столкнулось с яйцом, скатившимся ранее.
Бельгия, Нидерланды.
В этих странах битьё яиц - командная игра. Приготовленные яйца окрашены в зелёный, жёлтый и красный цвета. По сигналу противники сходятся, и каждый старается нанести удар так, чтобы разбить скорлупу яйца игрока другой команды. Победитель забирает яйцо.
Для детей – своя игра: «Охота за яйцами». Взрослые прячут пасхальные яйца в саду, среди кустов и деревьев. Дети наполняют ими маленькие корзиночки и, опустошив сад, спешат к родственникам и знакомым.
Англия.
Здесь повсеместно распространён обычай надевать на Пасху новое платье. Если это невозможно – хотя бы какую- либо новую часть одежды, чаще всего перчатки.
Проведение пасхальных игр: «Красная горка», «Катание яиц». (Игры в зале)
- Практическая часть.
- Давайте представим, что мы как Карл Фаберже тоже ювелиры. У нас, конечно, нет золота и драгоценных камней, но мы можем сделать сувенирное яйцо, используя ткань и текстильные материалы. Рассмотрим их. (Дети рассматривают материал)
- Покажите и назовите ткани, лежащие перед вами? (Парча, трикотаж, шёлк)
- А как называются текстильные материалы, находящиеся перед вами? Назовите их. (Тесьма, кружево, сутаж, шнур)
- Молодцы!
- Итак, мы – ювелиры! Любое изделие, у ювелира сначала появляется на бумаге в виде эскизов. Он рисует несколько эскизов, но выбирает только один.
- И мы сделаем несколько эскизов. Будем использовать шаблон и цвета тканей, которые лежат перед вами. Какие основные цвета у тканей? (Ответы детей) Линии на эскиз наносим вертикальные и горизонтальные. Подумайте, из скольких частей будет состоять ваше изделие?(4 или 6) Показ слайдов. (Дети рисуют 3 эскиза) (мини – выставка эскизов)
- Рассмотрим свои эскизы, выберем тот, который вам больше всего понравился. Пометим его карандашом и будем с ним работать.
- Наносим линии на яйцо фломастером в соответствии с эскизом (Показать, как наносятся линии).
- Переносим линии с заготовки на кальку. Вырезаем детали из кальки. Т.Б. при работе с ножницами и с клеем.
- Переводим детали из кальки на ткань. Вырезаем детали из ткани по эскизу.
- Наносим клей ПВА на заготовку и приклеиваем детали из ткани по эскизу.
- На стыки деталей наклеиваем тесьму, кружево или сутаж.
- Украшаем яйцо стразами и атласной лентой, завязанной в бант. (Если нужно)
- Изготавливаем подставку под яйцо. Из картона вырезаем полоску длиной 12 см и шириной 1см.
- Склеиваем полоску картона в кольцо.
- Вырезаем из ткани полоску длиной 12 см и шириной 1,5 см.
- Обклеиваем картонное кольцо тканью, подгибая края вовнутрь кольца.
- Пасхальное яйцо – готово! (Делаем уборку рабочего места)
- Итоговая часть.
Выставка изделий.
- Какие красивые пасхальные яйца у нас получились. Давайте их рассмотрим. (Делаем анализ своей работы:
-Вам нравится ваше изделие? Вы довольны своей работой?
-Было ли трудно делать яйцо по эскизу или наоборот – легче?
-Соответствует ли изделие эскизу?
-Что не получилось? Почему?)
Информация о следующем занятии.
Обычай красить яйца связывают с ученицей Христа Марией Магдаленой. Рассказывают, что она, придя к римскому императору Тиберию, принесла ему в подарок яйцо и дала со словами: «Христос воскрес!». Император усомнился в том, что человек может воскреснуть из мертвых, и сказал: «В это так же трудно поверить, как в то, что твоё яйцо может стать красным». И тотчас же белое яйцо превратилось в красное.
Писанки – разноцветные яйца, расписанные тонкими линиями, сюжетами.
Крашенки – покрашенные в один цвет.
Крапанки – покрашенные с применением горячего воска, на яйцо наносятся крапинки воском и оно красится.
Драпанки – рисунок процарапывается иголкой на поверхности яйца.
Яйчата – яйца из дерева, мрамора, глины.
Яйца-обереги – это яйца с пасхальными украшениями, освящённые в церкви.
Декоративные пасхальные яйца.
Мы привыкли к тому, что люди украшают и дарят декоративные яйца к празднику Святой Пасхи. Но ещё задолго до появления христианства разные народы почитали яйцо как символ обновления, жизни, плодородия земли, знак начала. В нём воплощались надежды на будущее. На Востоке считали, что изначально все формы жизни находились внутри огромного яйца, и что из него появилось все сущее в мире. Магическое значение приписывалось яйцу в языческие времена. Люди верили, что украшенная яичная скорлупа способна уберечь человека от болезней, злых духов, сглаза и других напастей. Отсюда и древний обычай дарить крашенные яйца. Остатки крашенных яиц, обнаружены на раскопках в Египте. Яйца занимают одно из ведущих мест в прикладном искусстве народов разных стран. Славяне не были исключением. Именно в славянской культуре родились «крашенки» и «писанки». Обрядовое почитание «писанки» связано с поклонением языческой Ладе – богине любви, красоты, свадебного венца. Считалось, что правильно выполненная «писанка» - оберег семьи.
Обычай красить яйца связывают с ученицей Христа Марией Магдаленой. Рассказывают, что она, придя к римскому императору Тиберию, принесла ему в подарок яйцо и дала со словами: «Христос воскрес!». Император усомнился в том, что человек может воскреснуть из мертвых, и сказал: «В это так же трудно поверить, как в то, что твоё яйцо может стать красным». И тотчас же белое яйцо превратилось в красное.
Первые христиане, зная о приношении Марии Магдалены, стали подражать ей и при воспоминании о Воскресении Христовом дарить друг другу красные яйца – символ Пасхи, символ воскресения.
Со временем яйца на Пасху стали красить не только в красный цвет. Появились писанки –расписанные яйца, крашенки – покрашенные в один цвет, крапанки – покрашенные с применением горячего воска, драпанки – рисунок процарапывается иголкой, яйчата – яйца из дерева, мрамора, глины. Яйца-обереги – это яйца с пасхальными украшениями, освящённые в церкви.
Пасха для людей имела не только религиозное значение. В это время года весна вступает в свои права, и люди радуются теплу, свету, земле, небу, солнцу… Обычай дарения яиц, пришедший из глубины языческих веков, связал религии, эпохи, страны. В средние века «крашенки», освящённые в церкви и участвующие в церковных праздниках, становились святым подарком. Ими благословляли молодых, поминали умерших. Чтобы быть красивым и уберечься от болезней умывались водой, в которой полежала «крашенка». Считалось, что освящённое яйцо потушит пожар, защитит от зла, им
Изначально «крашенки» красили в один цвет. Постепенно пришли к нанесению сложных узоров, символизирующих любовь, благоденствие, верность, плодородие, мир и т.д.
Наиболее ярко и полно народное творчество проявилось «писанках». У «писанок» свои законы, созданные многими поколениями людей. Орнаментальная сторона в них являлась более важной, чем обрядовая. Все узоры – канонические. Предназначались «писанки» лишь для дарения. Неаккуратно расписанное яйцо не имело божественной силы. Если орнаменты были произвольны или чуть отклонялись от нормы, то яйцо уже называлось «малеванкой». Узоры и орнаменты были строго классифицированы. Именно это и позволило полностью сохранить традиции росписи. изготавливали «писанки» только в хорошем настроении в специальное время суток и года, читая специальную молитву. Даже салфетка, которой вытирали яйцо во время работы, обретала силу оберега.
К XVIII веку роспись яиц становится настоящим искусством. Им занимается и богатое сословие. Развивается промышленность, появляются новые материалы. Богатые люди ещё в старину дарили золотые яйца. Теперь их изготавливают из металла, фарфора, стекла, папье-маше, поделочных камней, дерева; декорируют соответственно направлениям в изобразительном искусстве. Росписи воспроизводят сцены христианской истории; появляются цветные композиции, изображающие животных, монограммы. И, хотя эти яйца тоже освящают в церкви и хранят, как обереги, они приобретают ярко выраженную светскую направленность. В XIX – XX вв. изысканные украшения и безделушки становятся увлечением аристократии. Эти единичные предметы индивидуального творчества – настоящие произведения искусства. Для царского дома Романовых подарочные яйца издревле играли особую роль. Если яйцо из стекла с изображением русского орла и Георгия Победоносца у Петра Первого было единичным подарком, то уже при Елизавете Петровне – это излюбленный сувенир. У Екатерины II тоже было много «безделиц» в виде яйца: курильница, шкатулки, печатки… При русском царском дворе было принято в качестве памятных подарков преподносить пасхальные яйца.
Александр III рекомендовал использовать для украшения яиц не только цветочные узоры, но и орнаменты. Именно во времена его правления начался новый этап в использовании темы яйца в ювелирном деле. Впервые в 1885 году ювелиром Карлом Фаберже было изготовлено драгоценное яичко с сюрпризом. Оно положило начало знаменитой серии памятных яиц. Их делали на заказ для членов царской семьи. Знаменитые пасхальные яйца были изготовлены для семьи Николая II. Самое интересное заключается в том, что среди этих изделий не было двух одинаковых. Царствующие особы дарили яйца Фаберже европейским правителям. Делали их и на продажу в виде настольных украшений, кулонов, подвесок к иконкам и др. Перед Первой мировой войной вошли в моду миниатюрные яйца в качестве шейных украшений. Символом фирмы Карла Фаберже стало именно пасхальное яйцо. Не случайно на надгробии этого великого ювелира установлено символическое яйцо.