Методические материалы «Мы живем на земле Сталинграда»
- Дата публикации:
- Автор:
- Учитель № 363
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Садовская средняя общеобразовательная школа»
Быковского муниципального района
Волгоградской области
Методические материалы
«Мы живем на земле Сталинграда»
Выполнил
учитель русского языка и литературы
Курганова О.И.
Садовое 2013 г
Сталинград – это слово навсегда вошло в анналы истории, став в один ряд с такими известными сражениями как Канны, Ватерлоо, Бородино. Сталинградскую битву даже называли Каннами 20 века. До этого мало кому известный провинциальный город на Волге разом обрел мировую известность. Теперь этот город знают во всем мире.
И мы – жители Волгоградской области, с восхищением думаем об этом. Ведь Сталинградская бойня стала началом начал. Русские люди не только отстояли честь своего города, который носил имя вождя, но и показали немцам, как говорил Хрущев: “Кузькину мать.” Так же мы восхищены мужеством, храбростью, патриотизмом, и, в конце концов, полководческим искусством наших русских людей. Конечно, впоследствии, больше половины из них забыли, даже просто не хотели вспоминать. Например, нашего великого полководца Жукова Г. К. послевоенное советское правительство освободило от всех должностей, можно сказать – уволило!
Поэтому хочу вновь вспомнить наших отважных людей, и открыть что-то новое для себя и для других. Ведь сказали умные люди: “Каждый, кто пытается вновь рассмотреть битву под Сталинградом, открывает для себя что-то новое, неизвестное!” И это подтверждают факты: я открыла для себя великую храбрость наших советских людей, и невольно призадумалась, смогла бы я сделать то, что делали они каждый день: убивали себя, ради спасения нескольких человек, бросаясь под танки, и многое другое!
И все же хочу я узнать, что случилось во время битвы за Сталинград, ведь и русские, и немцы коренным образом поменяли планы ведения войны и тактику ведения боевых действий.
Русские, после осени 1941 года, предпочитали гибкую оборону с отходами в критические моменты, а немцы не ввязывались в кровопролитные фронтальные бои, а искали обходы сильно укрепленных районов. И, вдруг, в Сталинграде, обе стороны нарушили все свои принципы.
Каждая из сторон с упорством и ожесточением ежедневно бросала в бой тысячи людей, которые исчезали в кровавой мясорубке. Были моменты, когда новые части, утром входя в бой, к вечеру, растворялись в городских развалинах, оставляя от себя только штабы и тыловые службы. В этом сражении считалось большим успехом захватить пару домов, сквер или просто несколько десятков метров территории. Города уже не было. Была огромная куча развалин, битого кирпича, и искореженной техники и вооружений. Но бои не ослабевали. С 23 августа по 2 февраля бои в городе не прекращались ни на секунду.
И все же вся советская историография истории ВОВ делает акцент на описании чисто военных событий. Французский исследователь Н. Верт попытался объяснить причины верности людей сталинскому режиму. Заслуживает внимания вывод автора, который был очень популярен в советской историографии, о том, что советские люди о намерениях Германии могли судить по так называемому новому порядку, который был осуществлен на занятой ими территории СССР. Н. Верт замечает также, что важнейшей причиной удержавших советских людей от выступления против собственного руководства, явилось “чувство патриотизма, обостренное фашистскими зверствами и поддерживаемое воспоминаниями о действительно происходившем при советской власти улучшении материальных и культурных условий жизни”. Именно на чувстве патриотизма столь характерном для русских и советских людей, сыграл сталинский режим, внесший существенные коррективы.
Однако, все же, германское командование на лето 1942 года разработало новый план ведения войны. Цель оставалась прежней – разгромить Советский Союз. Но захват Москвы и Ленинграда откладывался. Главный удар нацеливался на Кавказ.
Затем в связи с изменением обстановке на фронте, в связи с отходом советских войск за Дон от Воронежа до Клетской, и от Суровикино до Ростова гитлеровское командование первоначальный план несколько изменило. Устремляясь основными силами на Кавказ, фашисты двинули 6-ю армию на Сталинград.
Мы, уже говорили, что влекло фашистов на юг нашей страны. Не боясь повториться, назовем выгоды, которые противник хотел получить в новом наступлении. Припасенные гитлеровцами для молниеносной войны запасы нефти и бензина истощились. А нефтяные промыслы Румынии – союзника Германии, остались далеко позади фронта. На перевозку горючего по железным дорогам уходило много времени. К тому же не каждый эшелон приходил на станцию назначения: советские самолеты бомбили их, их взрывали партизаны. В июле 1942 года Гитлер в Полтаве на совещании генералов говорил: “Если я не получу нефти Майкопа и Грозного, я должен буду покончить с этой войной”: Они нацеливались не только на нефть Северного Кавказа, но и на Баку, на промыслы по северному побережью Каспийского моря. Естественно, захватив эти районы, немцы оставили бы без горючего Красную Армию, ее танки, автомобили, самолеты.
Овладение Кавказом давало Германии еще много преимуществ. В таком случае у Советского Союза не осталось бы ни одного порта на Черном море и советский флот погиб бы. Через Иран наша страна поддерживала связи с союзниками – Англией и США. Следовательно, для таких связей остались бы лишь Дальний Восток и Север. Дружественная Германии Турция ввела бы войска на территорию Грузии, Армении, Азербайджана, если бы немцы достигли на Кавказе успеха.
Тем же целям и служил захват Сталинграда. Водный путь, по которому в центр страны шли нефть, зерно и другие грузы, был бы перерезан. Мы лишились бы крупного промышленного центра: на сталинградских заводах делались танки, минометы. Снаряды. Захватив Сталинград, немецко-фашистские армии стали бы угрожать Москве с юга. К падению волжского города приурочивало выступление против Советского Союза Япония, которая сосредоточила на наших дальневосточных границах миллионную армию.
Германское командование учитывало и то, что район будущих военных действий был удобен для их многочисленных танков и авиации, - ровные степные просторы давали бронетанковым войскам возможность совершать длинные и стремительные рейды, от авиации же на такой местности укрыться не возможно.
И еще было обстоятельство, которое учли Гитлер и его штаб: союзники немцев – войска королевской Румынии, Венгрии и Италии (в этих странах у власти были фашисты) – охотнее воевали на юге, в условиях, более привычных для себя, чем на севере нашей страны.
Гитлер, и его фельдмаршалы, генералы были уверены в быстром захвате Сталинграда. Все, что было связано с подготовкой к этой операции, хранилось в глубокой тайне. Для тайны само название операции несколько раз менялось: сначала она называлась “Зигфрид”, потом “Брауншвейг”, потом “Блау” – “Голубой”.
На местах былых сражений во вновь отстроенном Сталинграде (а ныне - Волгограде) установлены мемориалы, посмотреть которые должен каждый посещающий Волгоград. И не только затем, чтобы отдать дань памяти героически погибшим Сталинградцам, но и затем, чтобы насладиться красотой Волгограда, утонуть в его величии и очаровании.
Каждый, кто хоть раз гулял теплым летним вечером через Аллею Героев на набережную Волги, уже влюблен в этот город. Так случилось и со мной – побывав здесь однажды, мне хочется возвращаться снова и снова в тихий и ласковый, любимый Волгоград. Каждый сантиметр Сталинградской земли сам по себе является памятным местом, но чтобы почтить память героям, погибшим во время важнейшей битвы всей войны – битвы за Сталинград, - было решено построить мемориальные сооружения. Это превратило и без того чарующий своей красотой и спокойствием город в город мечты, посетив который однажды, хочется возвращаться туда вновь и вновь.
Особенно остро чувствуется война в мемориальном комплексе Панорама Сталинградская Битва – нарисованная в объемном эффекте панорама битвы крайне четко передает атмосферу военных дней. Но самым эмоционально сильным мемориалом является, несомненно, Мамаев курган, ставший уже символом Волгограда.
На Мамаевом кургане, кажется, даже воздух пропитан духом войны. Он стал местом паломничества помнящих – сюда приходят возложить цветы и просто помолчать, глядя на великолепие города с высоты 102 метра над уровнем моря, и стар и млад, и ни один мой визит в этот город мечты не обошелся без посещения кургана. К вершине Кургана, увенчанного грандиозной скульптурой «Родина-мать зовет» ведет длинная лестница.
Пока поднимаешься по ней, видишь барельефные стены, читаешь надписи с призывами стоять на смерть, слышишь военные песни, посещаешь Зал Воинской славы, где молчишь возле вечного огня, и весь – целиком и полностью – проникаешься духом войны и скорбью о сложивших свои жизни во имя мира. Поднимаешься вверх и чувствуешь, как все труднее брать ступени. Не потому, что устал, - тяжесть давит душу, и ты словно испытываешь свою вину перед солдатами, так и не вернувшимися с поля боя. Достигнув вершины, стоишь, молча преклонив голову перед родиной-матерью, будто бы ожидая ее благословения. И… дожидаешься! Дорога вниз легка, будто с плечей упал тяготивший подъем груз грехов. И радуешься чему-то, и улыбаешься встречному ветру, и идешь на набережную – через площадь Павших Бойцов, через Аллею Героев, и опускаешь руки в матушку Волгу, и ты – счастлив.
Как остановленный кадр фильма, пугающий нас искореженным металлом и грудой камней, предстает дом Павлова. Мы можем судить о проведенных ожесточенных боях по остаткам разрушенного здания, ныне ставшего памятником.
Глядя на памятники и мемориальные комплексы, мы одновременно испытываем гордость за свои завоевания и радость от победы, печаль и скорбь за всех погибших. Посещайте мемориалы, друзья. Склоняйте головы перед вечным огнем, Слушайте, как перегоняют ваши сердца по венам кровь тех, кто отдал свою жизнь ради счастья вашей, и благодарите их, и никогда не забывайте. Память – не только нескончаемая дань павшим, она нужна нам, живым, чтобы твердо стоять в любых испытаниях.