"Народная фантазия" практическое пособие

Дата публикации:
Автор:
Елена Анатольевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Народная фантазия

Практическое пособие

Составитель: Литвинова Е.А.

Практическое пособие «Народная фантазия»  – Берёзовский: МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ», 2013. – 27с.

В данном сборнике представлены материалы, которые помогут педагогам дополнительного образования, педагогам организаторам, воспитателям детских садов в приобщении детей к народной культуре, а так же в организации и проведении данного рода мероприятий

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Сущностная характеристика детского фольклора,  его основных видов
  3. Байки – Побайки. Колыбельные песни                                 
  4. Потешки, Пестушки
  5. Игровые песенки и припляски                          
  6. Заклички и приговорки
  7. Детские песенки, скороговорки, прибаутки
  8. Считалки
  9. Загадки
  10. Сказки
  11. Праздники:

«Пошутим, посмеемся»

«Поимские посиделки»

«Висляткин ключ»

«Весёлые посиделки»

  1. Заключение
  2. Литература

ВВЕДЕНИЕ

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный учитель К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое умножение народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений — П. Бессонова "Детские песни" — был издан в 1868 г. и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки, после вышли в свет сборники детского фольклора Е. А. Покровского составившие фундамент последующих теоретических работ. В 1920-х гг. появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г. С. Виноградовым.

Детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.  Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.

В настоящее время устному народному творчеству в воспитании подрастающего поколения уделяется большое внимание.

В данном сборнике представлены материалы, которые помогут педагогам дополнительного образования, педагогам организаторам, воспитателям детских садов в приобщении детей к народной культуре, а так же в организации и проведении данного рода мероприятий, праздников.    
 

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА,

ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДОВ

Фольклор по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение употребил в одной из своих статей в 1846 году английский историк Вильям Томсон. Западно-европейские и американские учёные фольклором называют все виды народного искусства – и словесное, и музыкальное творчество, и народные танцы, и резьбу по дереву и кости, и даже вышивку.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: "… Начало искусства слова - в фольклоре".

Фольклористика – наука, изучающая фольклор.

Фольклор – искусство традиционное. Фольклорные богатства – песни, сказки, былины, пословицы, загадки – это богатства многих и многих прошедших по земле поколений.

Жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказка, загадка, обрядовая поэзия), другие возникли и развились в классовом обществе (былины, исторические и лирические песни, частушки). Устное бытование фольклора обусловило один из важнейших его признаков – коллективность. В селах и городах, на бескрайних просторах русской земли всегда было много талантливых певцов и сказочников, мастеров меткого и живого слова. Однако не одни они участвовали в творческом процессе. Созданный однажды текст не оставался  неизменным. В исполнении других людей он изменялся, переделывался. Каждое поколение вносило в произведение что-то новое. В устах различных исполнителей изменения были  неодинаковы, поэтому возникали варианты одной сказки, песни и т.д. Но чтобы произведение получило распространение среди рода или племени, а затем среди отдельных социальных слоёв или всего народа, оно должно соответствовать их вкусам, выражать их мысли. Таким образом, фольклорные произведения являются коллективным по созданию и по выраженным в них взглядам и представлениям.

Фольклор даёт не только историческую картину духовного развития народа. Из произведений всех его жанров выступает многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер всего русского народа. Мужественный, сильный, суровый – по былинам и историческим песням; хитроватый, насмешливый и озорной – по бытовым сказкам; весёлый, задорный и неунывающий – по плясовым и шуточным песням; грустный, глубоко чувствующий и переживающий – по лирическим песням; мудрый, наблюдательный, остроумный – по пословицам.

         Не следует думать, что знатоками, хранителями фольклора являются только пожилые люди, бабушки и дедушки. Есть такие виды, жанры народного творчества, которые известны детям.

Детский фольклор – вид традиционного коллективного устного детского творчества, которые реализуются в системе устойчивых текстов, передаваемых непосредственно от поколения к поколению детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности в группе сверстников.

         Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое племя к национальной традиции. Известны разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная передача взрослыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей. Классификация произведений детского фольклора может производиться сообразно его функциональной роли, путям происхождения и бытования, художественной форме, способам исполнения. Следует отметить единство системы жанров детского фольклора, своеобразие которых определяется различием в мировосприятии ребенка и взрослого.

БАЙКИ – ПОБАЙКИ. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ – это творчество взрослых. На протяжении сотен лет собирались лучшие песенки, такие под которые дети быстрее засыпали, которые имели особенно подходящее для этого содержание, особое звучание. И мелодии непрерывно шлифовались, улучшались, а всё неудачное – отсевалось. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку: Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай! Колыбельные песни, выражая нежность и пристрастие к ребенку, имели вполне определенную цель — усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и одинаковый напев. Пение сопровождалось покачиванием зыбки (колыбели), и в песнях могли появиться звукоподражания: Березонька скрып-скрипит, А выше сынок спит-поспит. В колыбельных песнях велико занятие импровизации: они пелись до тех пор, пока ребенок не заснет. Корни колыбельных песен уходят в древность. В колыбельных песнях часто упоминают воркующих голубей – гули ("Ай, люли, люленъки, Прилетели гуленьки…") и особенно — кота. Кот должен укачать ребенка, после это он получит кувшин молока и кусок пирога. Кроме того, благодарная мать обещает коту: Ушки вызолочу. Лапки высеребрю. Спящий, довольный кот выступает своеобразной параллелью к образу спящего ребенка. В песнях появляется изображение чудесной колыбели (колыбелька золота), что не только идеализировало обстановку крестьянского быта, но и, было связано с впечатлением от роскошных колыбелей в богатых домах и царских покоях — ведь нянями и кормилицами были крестьянки.

В старинных колыбельных есть ещё образы как бы живых существ: Сон, Дрёма, Угомон. Имеют место обращения к Иисусу Христу, Богородице и святым.

Колыбельная песенка всё время старается создать образ покоя, тишины:                                                           

А бабай, бабай, бабай, Ты, собаченька, не лай,

И гудочек не гуди, Нашу Маню не буди…

            ***

Люли-люли-люли,

Прилетели гули.
Сели на воротцах

В красных чеботцах.
Стали гули говорить,

Чем бы Машу накормить.
Сахарком да медком,

Сладким пряничком.
Сладким пряником,

Конопляником.
Коровку подоим,

Молочком напоим.
Сели наши гули 

К Машиной люли.
Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать

                ***

Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь.

                ***
Лунный лучик - озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
                    ***
Баю-баю, баю-бай,
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.
                     ***
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок,
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке.
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.

Закрывай глаза, малыш.
                      ***

Баю-баюшки-бай-бай -
Маша, Маша, засыпай.
Крепче глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
Глазки-глазки закрывай -
Баю-баю-баю-бай.

                  ***

Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.
Засыпай и ты, сынок.

                   ***

Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.

ПОТЕШКИ и ПЕСТУШКИ - это небольшие стихотворения - приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д.

Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры.

Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки -потешки.

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения. Разучите несколько потешек из нашего сборника, и они помогут вам в этом. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки вашему ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра: подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая одну из потешек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

***

Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.

                         ***

Ладушки, ладушки,

Где были? – У бабушки.

- Что ели? – Кашку.

- Что пили? – Бражку.

Кашка сладенька,

Бражка пьяненька.

Бабушка добренька.

Попили, поели

Шу-у-у! – полетели,

На головку сели!

***

Когда ребенок гулит или агукает, приговаривают:
Ах поёт поёт
Соловушка
Ах поёт поёт
Молоденький
Молоденький
Хорошенький
Пригоженькой!

* * *

Когда ребенок проснется и потягивается, его гла­дят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

* * *

Когда ребенок учится ходить:
— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

* * *

Движениями детских ручек изображают растяги­вание холста и говорят:
Тяни холсты
Тяни холсты
На рубашечку
На столешничек.

* * *

Мать или няня сажает ребенка на колени и, держа его за ручки,

 покачивает то к себе, то — от себя, при­говаривая:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щурки в кучки,
Плотички в полички.
Один ершок —
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.

* * *

Взяв ребенка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:
А тпру тпру тпру
А тпру тпру тпру
Не вари кашу круту
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.

* * *

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне»,
пальчик крутим по ладошке)

Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки "ложатся спать" под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

                               ***

Тюшки тютюшки
На горе пичужки
Там Ванюшка был
Пичужку поймал.

* * *

А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари
Останутся деньги
Куплю Маше и серьги.
Останутся пятаки, —
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Мате подушки.

* * *

Ехала барыня
По ровненькой дорожке

По кочкам по кочкам —
Да в ямку бух!

А вот следующий вид детского фольклора – ИГРОВЫЕ ПЕСЕНКИ И ПРИПЛЯСКИ, их уже по большей части сочиняют сами дети.

Ребята, подражая взрослым, водили хороводы и плясали. Брались за руки, делали большой круг, а в центре стоял именинник – тот, кого величали. Все пели, ходили по кругу или показывали то, о чём пелось: 

              Как на Ваниных именинах, Испекли мы каравай –

              Вот такой ширины, Вот такой вышины,

              Вот такой низины, Вот такой ужины,

              Каравай, каравай, Кого любишь, выбирай!

              - Я люблю вас всех, А Алёну больше всех!

Алёна вставала в центр, и хоровод продолжался.

Есть ещё такая припляска – каждая строчка сопровождалась определёнными движениями, подскоками: «Баба сеяла горох».

        Игр разных очень много, и почти каждая сопровождается какой-нибудь приговоркой, песенкой.

 Например, прятки:       Раз, два, три, четыре, пять,

                                         Я иду искать!

                                          Кто не спрятался

                                         Я не виноват.

                                         Кто за мной стоит,

                                         Тот в огне горит,

                                         Кто по бокам тому по щекам!

Игра «Рыбаки и рыбки»
Выбираются 2 "рыбака", остальные - "рыбы". Они ведут хоровод и поют:
В воде рыбки живут, Нет клюва, а клюют.
Есть крылья - не летают, Ног нет, а гуляют.
Гнезда не заводят, А детей выводят.

"Рыбы" разбегаются, "рыбаки" берутся за руки и ловят "рыб". Пойманные "рыбы" присоединяются к "рыбакам". "Сеть" становится длиннее, пока будут пойманы

                  Игра «Воробышек»

Играющие, взявшись за руки, ходят по кругу, приплясывая, и поют. Хороводник, представляющий воробышка, стоит в кругу, передавая знаками и движениями все то, о чем поют.

У воробышка головушка болела
Ох как болела!
Так болела так болела так болела!
У воробышка сердечушко щемило
Ох как щемило!
Так щемило так щемило так щемило!
У воробышка и спинушка болела
Ох как болела!
Так болела, так болела, так болела!
У воробышка и рученька болела
Ох как болела!
Так болела, так болела, так болела!
У воробышка и ноженька болела
Ох как болела!
Так болела, так болела, так болела!
Уж и стал воробей приседати
Ох как приседати!
Приседати,  приседати,  приседати!
Захотел воробей поплясати!
Ох, как захотел поплясати!
Поплясати, поплясати,  поплясати!

     Заранее избранные судьи решают, хорошо ли пляшет воробей, — и если хорошо, то отпускают его (он становится в общий круг), а если нет — хороводнику опять приходится изображать больного воробышка.

                                                                Хороводная игра «Капустка»

Дети, участвующие в хороводной игре «Капустка», все берутся за руки, образуя собой длинную вереницу. Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:
Вейся, вейся капустка моя
Вейся, вейся белая
Как мне капустке виться
Как мне зимой не валиться!

Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице. Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.
После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты». Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то достаточно громким, то более тихим, но неизменно плавным, неспешным и протяжным.

Игра «Медведь»
        Один из ребят изображает медведя и ложится на землю. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:
У медведя во бору грибы, ягоды я рву,
А медведь не спит, все на нас глядит!
Лукошко опрокинулось, медведь за нами кинулся!

По окончании песни "медведь" вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первым поймает, тот становится новым "медведем", игра повторяется.

ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ — генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями. Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв сиречь просьбу. Содержание закличек было близко заботам и чаяниям земледельцев: потребность дождя иначе, напротив, солнышка. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву: Дождик, дождик, пуще! Я вынесу гущи, хлеба краюшку, пирога горбушку. Заклички выкрикивались вместе, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу-заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке… прошение состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший клык на новый… Приговорки произносились также перед нырянием в реку; ради того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания; присутствие наживке червей на крючок и проч. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбой к христианским святым. Так, идя следовать грибами, говорили: Никола, Микола, Наполни лукошко, Стогом верхом, Перевертышком.

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка.

***

Медведь, медведь,
Разгонь тучу:
Дам тебе
 Овса кучу.

***

Во время засухи, когда дожди шли мимо, проси­ли у радуги:
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя.
Радуга-дуга,
Не пей нашу воду.

***

После купания, чтобы избавиться от воды, налив­шейся в уши, прыгали на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривая в такт прыжкам:
Мышка, мышка,
Вылей воду
За косую огороду!
Водолей, водолей,
Вылей воду из ушей!

***

В поисках грибов в лесу приговаривали так:
Грибы на грибы, а мой поверху.
Жили-были мужики,
Брали грибы рыжики.

***

Летний дождь часто приносил крестьянам и радости и огорчения.
Во время игр на улице ребятишки так закликали дождь:

Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.

Дождик, дождик, пуще
На бабину капусту,
На мой ячмень
Прокатай весь день.

***

Дождичек, роси, роси,
Девушка, расти, расти!

Дождик, дождик, пуще!
Едет Ванька с гущей.

***

Задел за пенек
— Осветился огонек,
Задел за кочку
— Пролил гущи бочку.

***

Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

***

Когда дожди шли не переставая, просили у раду­ги прекратить его:

Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.

Своеобразными словесными упражнениями были молчанки — согласие молчать, а также голосянки (вариант: "волосянки") — соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка.
Игра молчанка:     Крюки, замочки, замкните мои щёчки

                                Крюк пополам, по всем городам!

                               Не усмехиваться, не улыбаться, Хлым!

Или: Кошка сдохла, хвост облез. Кто промолвит, тот и съест!

Есть ещё ДЕТСКИЕ ИГРЫ И ПРИГОВОРКИ, при которых необходимо пользоваться бумагой и карандашом. Ну, вот такая, например: сам произносишь слово и сам должен успеть нарисовать: Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая.

А вот ещё другая приговорка: точка, точка, два крючочка, носик, ротик, огуречик – вот и вышел человечек.

ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ, СКОРОГОВОРКИ, ПРИБАУТКИ. Каждое слово в них весёлое, нарядное, звонкое, приспособленное не к чтению про себя, а к громкому произнесению, к выкрикиванию. Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, а выловеровать не выловеровали.

Во дворе трава, на траве дрова.

Проворонила ворона воронёнка.

Кукушка кукушонку купила капюшон, как  кукушонок в капюшоне смешон.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить. 

В детских песенках всегда много движения. Герои этих песенок – животные, птицы, насекомые – действуют, как люди: косят, тушат пожар, играют на скрипке. В детских песенках так много разных нелепиц, несообразностей, нелогических поступков.

 Ульяна, Ульяна,                               Козёл в новых портках,

 Садись-ка ты в сани,                      Коза в сарафане,

 Поедем-ка с нами                           А бык в кожане,

 В нову деревню.                              Утка в юбке,

 В новой деревне,                            Селезень в жерельях,

 Во старом селенье                          Корова в рогоже –

 Много дива увидишь:                    Нет её дороже!

 Курочка в серёжках

Что такое СЧИТАЛКА, объяснять не надо. Они бывают очень разные. Существует много видов считалок. Есть такие, которые сразу определяют водящего:

***
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Где проскачет он —
Выходи из круга вон!

***

Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем — водишь ты.

***

Мимо леса, мимо дач
Плыл по речке красный мяч.
Увидала щука, что это за штука?
Хвать да хвать
Не поймать и мячик вынырнул опять
Он пустился дальше плыть,
Выходи, тебе водить.

***

Раз пошли ребята к речке,
Два весла несли в руках.
Им навстречу — три овечки
И четыре индюка.
Все ребята испугались,
Весла бросили в кусты,
Испугались, разбежались,
А найти их должен ты!

***

Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок
Кожушок горит огнем
Так сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять,
Тебе из круга выбегать!

***

Катилось яблочко мимо сада,
Мимо ограды.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

***

Тик-так, тик-так,
Под мостом жил синий рак,
Рак схватил кота за хвост.
Мяу-мяу, помогите!
С хвоста рака отцепите!
Все бегут и ты беги,
Коту Ваське помоги.

***

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Я для вас мои дружки
Затеваю пирожки:
Быстро нужно их испечь,
Ты пойдешь, затопишь печь.

***

Тиличинчики гостили
У веселых Чиличилей,
Пили чай, печенье ели,
Кто-то пролил сладкий чай,
Тот, кто пролил, отвечай!
Подогрела чайка чайник,
Пригласила в гости чаек,
Прилетели все на чай
Сколько чаек отвечай!
— Семь!
Раз два три четыре
Пять шесть семь.
(Седьмой выходит)

***

Ахи, ахи, ахи, ох!
Маша сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

Тели-тели, — птички пели,
Взвились, к лесу полетели,
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет, тому водить!

***

В грязи у Олега
Увязла телега.
Сидеть бы Олегу
До самого снега.
Ты выйди из круга
И выручи друга.

***

Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет заплатить,
Тому надо и водить!

***

Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько, ему нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых людей.
— Пять!
Раз, два, три, четыре, пять.
(Пятый выходит)

***

Шла кукушка мимо сети,
А за нею — малы дети.
Кукушата просят пить,
Выходи, тебе водить.
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот выйдет вон!

А есть и другие, на ком считалка закончилась, тот выходит. И так до конца, пока не останется один, - ему и водить.

Детские игры часто воссоздают в изменённом, искаженном виде многое из того, что было когда-то серьёзным делом, обычаем взрослых. Разумеется, считалки ребят нынешнего и прошедшего веков не повторяют в точности те пересчеты, к которым прибегали наши предки, но что-то в типе некоторых считалок, в облике их, может быть, даже в отдельных словах есть и от далекой-далекой поры.

Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК. А прежде это тоже было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьёзностью.

Известна древнегреческая легенда о Сфинксе – чудовище с телом льва и головой женщины, которое обитало на скале около города Фивы. У всех путников Сфинкс спрашивал одно и тоже: «Что ходит утром на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх?». Люди не могли ответить чудовищу, и оно пожирало их. Только герой Эней сумел догадаться, что речь идёт о человеке: в детстве ребёнок ползает, в зрелом возрасте свободно ходит, а в старости опирается на палку.

С помощью загадок проверялись сообразительность и мудрость. Загадки превратились в средство воспитания и развлечения. Многое из того, о чём говорилось в загадках, навсегда ушло из нашей жизни. Это касается крестьянской избы, её внутреннего убранства, предметов обихода.

По своим художественным особенностям загадки весьма разнообразны. Наиболее часты загадки-метафоры (Красное коромысло над рекой повисло; Скатерть бела все поле одела). Олицетворение – обычный приём изображения в загадке, так как очень часто неодушевленные предметы уподобляются живым. Вот загадка о вьюге: Вдоль села бежит кобыла весела, под конец хвоста висит, полон кашель овса, бежит да потряхивает.

У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем.
(Пальцы)

* * *

Стоят два кола,
На кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес.
(Человек)

Загадки о одежде

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу — привечу.
(Шапка)

* * *

Пять чуланов,
Одна дверь.
(Перчатка)

* * *

Маленький Данилка
В петелке удавился.
(Пуговка)

* * *

По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел.
(Штаны)

* * *

Летели две сороки?
У них четыре хвоста.
(Лапти)

* * *

Загадки о жилье

Стоит терем,
В тереме ящик,
В ящике мучка,
В мучке жучка,
(Изба, печь, вода, жар)

* * *

Основа соснова,
Уток соломенный,
(Крыша)

* * *

Два братца  глядятся,
А вместе не сойдутся.
(Пол и потолок)

***

* * *
Зяб, перезяб
В тонких березях.
(Оконное стекло)

* * *
В лавке пятак,
Не вынешь никак.
(Сучок)

* * *

Два подьячих
Водят Марью вертячу.
(Петли и дверь)

* * *

По сеням ходит,
А в избу нейдет.
(Дверь)

* * *

Черненька собачка
Свернувшись лежит:
Не лает,
Не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок)

За стеной костяной
      Соловейко спой!
    (Язык)

***

Между двух светил
Я в середине один.
(Нос)

Особую группу составляют арифметические загадки-шутки:

Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?

У крышки прямоугольного стола четыре угла. Если один отпилить – сколько останется?

Одно яйцо варится четыре минуты, сколько минут надо варить шесть яиц?

Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?

Три  щенка – баловника бегают, резвятся. К шалунишкам два дружка с громким лаем мчатся,  Вместе будет веселей, сколько же всего друзей?

Глупый маленький мышонок в сыре дырочки считал: сверху три и снизу три, справа три и слева три. Сколько дырочек всего, ты сосчитаешь за него?

Дружно муравьи живут и без дела не снуют: три несут травинку, два несут былинку, пять несут от ёлки колючие иголки. Сколько муравьишек занято работой?

Красиво вышила Татьяна две лилии три тюльпана, три мака и один нарцисс. Какие чудные цветы, а сколько их нам скажешь ты? 

Восемь маков, три ромашки, два весёлых василька. Подарили маме дети, сколько же цветов в букете? 

Два  цыпленка стоят, три в скорлупке сидят, шесть под крылом у наседки лежат.  Отвечай поскорей, сколько  цыплят у наседки моей?

Мама мышка купила книжки. Целую неделю деткам читала, а сколько книжек не сосчитала. Она читала мышкам каждый день по книжке. Вы, ребята, не зевайте, сколько книжек сосчитайте.

На снежной горке катался Егорка. А с ним Наташа, Антон и Саша. Скажи скорей, сколько каталось детей? Антона и Сашу с горы столкнула Наташа. Сколько теперь на горке детей?

Я нашёл в дупле у белки пять лесных орехов мелких. Вот ещё один лежит, мхом заботливо укрыт. Ну и белка, вот хозяйка! Все орешки сосчитай-ка?

В шкафу стояло девять чашек, одну из них взяла Наташа.  Сколько чашек теперь там? Подумай и скажи нам.

Сегодня десять лет Сереже, Диме нет ещё шести. Дима всё никак не может до Сережи дорасти. А на сколько лет моложе мальчик Дима, чем Сережа?

У этого цветка четыре лепестка, а сколько лепестком у двух таких цветков?

Над рекой летели птицы: голубь, щука две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц ответь скорей?

И замысловатые вопросы, построенные на игре слов:

Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? /Спит/.
Что бывает мокрым после сушки? /полотенце/.
Почему часто ходят и никогда не ездят? /По лестнице/
Может ли страус назвать себя птицей? /Нет, он не умеет разговаривать/
Чем оканчивается ночь и день? /Мягким знаком «ь»/.
Какой в реке камень? /Мокрый/.
Ты, да я, да мы с тобой. Много ли их стало? /Двое/.
Что случится тридцатого февраля? /Ничего: в феврале 28 или 29 дней, 30 не бывает/.
Почему люди ходят? /По земле/.
От чего гусь плавает? /От берега/.
Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? /Одинаково по 1кг/.
Зачем вода в бутылке? /За стеклом/.
А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе? /Буква "И"/.
Растут две березы, на каждой березе по четыре шишки. Сколько всего? /На березе шишки не растут/. 
Каким гребнем нельзя расчесать голову? /Петушиным/.
Столовый прибор для хлебания щей? /Лапоть/.
Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы? /Нет/.

Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?

 / имя/

Как можно пронести воду в решете? /замороженную/

Что можно приготовить, но нельзя съесть? /уроки/

НЕБЫЛИЦЫ – это первая интеллектуальная детская игра, способствующая развитию малышей. «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями. Чуть он овладеет какой-нибудь мыслью, он не прочь сделать ее своей игрушкой» - писал Чуковский. Разделение предмета и его функций, а также наделение предмета новыми, несвойственными для него признаками – все это первые логические упражнения. Для ребенка небылица – забавный, смешной стишок, а также необходимая ступень развития. В возрасте двух с половиной – четырех лет дети сами придумывают небылицы и перевертыши: «Дядя Маня», «Дам кусок молока и кувшин пирога» и пр. «Польза подобных стихов и сказок очевидна: всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире» - писал о пользе небылицы Чуковский.

Сидит кошка на окошке, кокошники шьёт,
А блоха на печи узоры ткёт,
Котофей Котофеич ухаживает,
А мышка-норушка выглядывает,
А собака-пустолайка надсматривает:
Все ли они за работой сидят,
Все ли они дела делают!

***

Стучит, бренчит на улице —
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке —
Туда же по дорожке!
«Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь?» —
«Сено косить».—
«На что тебе сено?» —
«Коровок кормить».—
«На что тебе коровы?» —
«Молоко доить».—
«На что тебе молоко?» —
«Ребяток поить».

***

«Ох ты, козонька, коза!
Где же ты была?» —
«У попа я на дворе».—
«Что там делала?» —
«Коней пасла».—
«Что ж ты выпасла?» —
«Жеребёночка,
В золотой узде —
Позолоченной».—
«Где жеребёночек?» —
«В клетку ушёл».—
«Где же клетка?» —
«Водой снесло».—
«Где вода?» —
«Быки выпили».—
«Где быки?» —
«За бугор ушли».—
«Где бугор?» —
«Черви выточили».—
«Где черви?» —
«Гуси выклевали».—
«Где гуси?» —
«В тростник ушли».—
«Где тростник?» —
«Девки выжали '».—
«Где девки?» —
«Замуж повышли».—
«А где мужья?» —
«На войну ушли».—
«А где война?» —
«Посередь поля».

***

Долгоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Опоросила поросят
Ровным счётом шестьдесят;
Распустила поросят
Всё по маленьким сучкам;
Поросята визжат,
Полететь они хотят;
Полетели, полетели
И на воздухе присели!
Косолапый медведь
С мухи шкуру содрал,
Полусапожки себе сшил,
В полусапожках щеголял,
Подскользнулся и упал,
В сине море он попал!
Сине море всё повыгорело,
Бела рыба вся повылетела!
А на печке мужик
Осетра-рыбу поймал,
А в пламени другой
Быстру щуку схватил!
Как пошло на чудеса:
И где море — там леса,
А водою жгут леса!

А у нас не так, как у вас!
У вас собака лает,
 Борона лежит,
   А дурак на неё глядит.
     А у нас наоборот:
     Собака лежит,
  А борона на хвосте сидит да посмеивается
       У вас: свинья в клети стоит,
         А курица на насесте сидит,
          Петух за курицей ухаживает.
         А у нас: свинья на дубу гнездо свила,
   А овца пришла да яйцо снесла —
 Вот как тут!

***

Расскажу вам сказку новеньку,
Из диковинок диковинку!
Среди моря овин горит,
По чисту полю корабль бежит!
Ну, уж это было всё бы ничего,
Но увидел я смешнее и того:
По поднебесью медведь летит,
За медведем-то медведица катит,
Серым хвостиком помахивает,
По сторонушкам поглядывает!
Но и это было всё бы ничего,
Да увидел я смешнее и того:
Как смешалася вода с песком,
Поцарапался Лука с Петром,
Тётка Дарья всё с золовкою
За ними бегала с мутовкою!
Ну и это было всё бы ничего,
Да увидел я смешнее и того:
На цепочке водили комара,
Выдавали за африканского слона,
А комар-то упирался, не шёл:
«Что вы врёте, уж какой же я вам слон!»

***

Небылицы, небылицы
Переходят все границы,
Ну и что же, ну и что же -
Быль и небыль так похожи!
 

СКАЗКИ – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве. Сказка помогает ребёнку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам.

Ученые по-разному толковали сказку. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось». Так, академик Ю.М. Соколов писал: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера».

Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" - сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться - почувствовать всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком. Сказку, прежде всего, нужно уметь рассказывать, да и слушать тоже надо умеючи. "Настоящая сказка живет только там, где есть триединство: рассказчика, слушателя и художественной традиции". Главная традиция - сохранение в сказке правдивого слова, также важна эмоциональность, сохранение в сказке мудрости намека на древние знания. Главнейшим условием при чтении или пересказе всегда была интимность обстановки.

              Сказка как ценнейший вид народного творчества соединила в себе и мифическое, и приключенческое, и бытовое повествование. Сказки подразделяются на сказки о животных, волшебные и бытовые. 
              Сказки о животных напоминают нам, о тотемических мифах - о связи первобытного рода с животными, потомками которых считали себя люди. Человек, сохранивший душевную чистоту и доброту ко всему в природе, владеет языком ее, поэтому так часто в сказке животные помогают герою, дарят различные предметы для поиска правды, даже влюбляются в животных - и через высшее чувство любви животное превращается в красивого человека.          

Космическое мышление передавалось через мифологическую природу волшебных сказок. Через сказку светила, Млечный путь, звезды, времена года становятся близкими и понятными. Вспомните обращение героев к Солнцу, Месяцу Месяцовичу, Ветру Ветровичу, к Реченьке - кисельные берега.

Бытовые сказки помогают осмыслить важные нравственные вещи в жизни людей; такие сказки берегут лучшие качества, из которых строится человек: совесть, любовь, правду, честь, терпимость, доброжелательность, гостеприимство. И обязательно в сказке происходят встречи с противоположными качествами. Конец сказки всегда поучителен - побеждает свет, правда и добро.

              Герои сказок не переделывают мир, а с помощью стихий, животных, птиц, небесных светил находят счастье личное, а ценности счастья в них извечны: здоровье телесное помогают приобрести стихии (вода, ветер, земля), здоровье духовное - перо жар-птицы - огонь радости, творчества, силы, подобной божественной. 
              Женские образы: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная - символы мудрости народной, прекрасных женских качеств, которые оберегают, спасают, защищают. 
              Иван - дурак - герой, приукрашенный порой немыслимыми эстетическими житейскими противоречиями, не желает иметь земной, практический разум и кажется, нарочно все делает наоборот. Он ищет собственные решения, прислушиваясь к природе и сердцу. Именно это приносит ему успех и победы, а здравый смысл и расчеты проигрывают. Он успешно проходит, все испытания и достигает высших ценностей. 
              Сказка - не фантазии, оторванные от жизни, сказка - есть сама жизнь, в ней есть ответы на все вопросы, только нужно сделать одно движение - приблизить ее к сердцу. " Жить без сказки равносильно тому, что жить без еды и без одежды. Сказка утоляла в народе неизбывную жажду прекрасного. С нею свершалось самоочищение национального духа, совершенствовались и укреплялись нравственность и народная философия" 

ПРАЗДНИКИ

Существующий тысячелетиями праздник – явление сложное, многогранное, синтезирующее в себе мировоззрение, искусство, культуру, быт народа. Приобщая людей к культурным ценностям и достижениям, праздник всегда являлся и является эффективным средством воздействия на духовный мир человека.

         Только на основе прошлого можно понять новое. А народ, не помнящий прошлого, не хранящий и не передающий все самое ценное своим последующим поколениям, - народ без будущего.

         В настоящее время у детей появляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом – к знаниям культурных ценностей своего народа.

 Народная праздничная культура предоставляет неограниченные возможности для формирования, развития и воспитания личности.

«Пошутим, посмеемся»                                                            


Ведущий: С искусством народа мы знакомимся с первой, услышанной в детстве песни, сказки, с первой игрой. Это искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который бы не знал несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни. Сегодня мы вспомним те прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, игры и хороводы, с которыми мы познакомились. Представим себе, что мы собрались на посиделки. Закончились трудовые дни, теперь можно, и отдохнуть, повеселиться, поиграть. Сядем все в кружок и начнем веселиться. Родители любили тешить ребенка пестушками и потешками. Свое название они получили от пестовать — нянчить, холить. Всякой матери дитя свое мило. И мамы сопровождали свои стихотворные приговоры движениями впервые месяцы жизни ребенка.

Девочки с куклами исполняют пестушки:

Потягунюшки, порастунюшки.
Роток говорунюшки,
Руки хватунюшки,
Ноги ходунюшки.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками: топ, топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.

Ведущий: Впервые годы жизни детей матери и няни пели им песенки и более сложного содержания. Это песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах.

— Заяц белый, куда бегал?
— В лес дубовый!
— Что там делал?
— Лыки драл!
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон!

На кого указывают, тот рассказывает прибаутку:

Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Коза засыпает,
А маленьки козленочки
Муку выгребают,
А барашки круты рожки
В дудочку играют,
А сороки — белобоки
Пошли танцевати,
А вороны стережоны
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топчет,
Головой вертит.

Ведущий:
Тара — бара,
Домой пора
Коров доить,
Тебе водить!

Названный читает прибаутку:
Как по речке, по реке,
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
— Чем ты бороду красил?
— Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

Ведущий:
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

Названный читает прибаутку:
Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить, —
И пришлось с горя топиться.

Прибаутка. Все читают ее вместе, а «кошка» отвечает:

— Кисанька — мурысынька, где была?
— Коней пасла.
— Где кони?
— За ворота ушли.
— Где ворота?
— Огонь сжег.
— Где огонь?
— Вода залила.
— Где вода?
— Быки выпили.
— Где быки?
— За гору ушли.
— Где гора?
— Черви выточили.
— Где черви?
— Утки склевали.

Ведущий: Игра, словом в скороговорках тоже становится источником веселья. В одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания. Скороговорки всегда учили четко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой. Исполнение скороговорки с нарастающей скоростью и громкостью (в сопровождении деревянных ложек).                

От топота копыт пыль по полю летит.

Дети делятся на две группы и исполняют дразнилку:

Федот — криворот
Упал у ворот,
Упал в кадушку —
Раздавил лягушку,
Упал на мяту —
Раздавил хату.

Начинается игра «Кот Васька».

Играющие встают в круг — это «мыши». «Кот Васька» ходит по кругу, «мыши» поют:


Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький,
Глазки закрываются,
Когти расправляются.
Шерсть у Васьки пышная,
Поступь еле слышная,
Зубы — как игла.

С этими словами все разбегаются, а «Васька» ловит «мышей». Можно выбрать несколько «котов».

Чтобы дети успокоились после шумной игры, можно предложить всем отгадать загадки:

Красное коромысло через реку повисло (Радуга).
Ползун ползет, иголки несет (Ёж).
Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ребят ищет (Волк).
В воде купался, а сух остался (Гусь).
Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух).
У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Одна).
Три теленка, сколько ног? (Четыре, сколько ни три, ног не прибавится).

Праздник заканчивается чаепитием.

«Поимские посиделки»
сценарий вечера русского фольклора

На сцене декорация русской горницы: печь, стол с лавками, прялка. Сцена затемнена. Появляется Девушка. Она ставит на стол угощение, корзинку с яблоками, самовар. Вспыхивает полный свет:

Дочь: Ох, чей-то мама с бабушкой нончи запаздывают.
Входят: мама, бабушка и крестная, крестятся на иконы.

(бабушка и крестная говорят на «о»)
Мать (входя): А вот и мы, доченька, и гостья с нами пришла.
Крестная: Здравствуй, милая кресница, здравствуй, красавица. Кока - ж ты хороша, пригожа выросла. Дай я тебя поцолую (целует девушку).
Дочь: Здравствуйте, здравствуйте, где же вы были так долго, я уж прям заждалась?
Мать: Знамо где, в церкви, седня-ж праздник. Мы с утра пораньше ушли, тя будить не стали, уж так сладко спала.
Бабушка: А тут и угощение готово!
Крестная: И в избе все прибрано: вон как чисто, молодец, хозяюшка!
Дочь: Скоро еще гости придут.
Мать: Это кто же к нам придет?
Дочь: Подружки мои на посиделки пожалуют.
В дом стучатся и входят девушки
1-я ДЕВУШКА: Можно к вам, хозяюшки?
Мать: Входите, входите!
2-я ДЕВУШКА: Здравствуйте! Пустите нас к себе в избу на посиделки?
Мать: пустим, как не пустить, только чем платить-то будете? Чай, ваши посиделки нам недешево обойдутся: и сор в избе, и огня да тепла сколько пойдет!
ДУНЯ: А что надобно?
Мать: Да совсем немного.
Дровец возок, керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,
Да меду туесок, да масла горшок,
Да денег пятачок!
ДЕВУШКИ: (смеются) Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай, про складчину знаем и все из дома принесли, и мед, и масло, и дрова.
Вручают хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.
Бабушка: Вот и ладно, вот и хорошо! Проходите, угощайтесь.
Девушки проходят к столу, берут угощение.
Крестная: А теперь, девоньки, усаживайтесь, за работу принимайтесь, да песню запевайте!
Девушки усаживаются на лавки. Одна запевает грустную песню. Остальные слушают. Все заняты делом: кто вяжет, кто вышивает, а кто прядет пряжу.
Летят утки, летят утки и два гуся.
Ох, кого люблю, кого люблю,
Не дождуся. (2 раза)
Мил уехал, мил уехал, Ветки гнуться.
И от ветра, и от ветра, Слезы льются. (2 раза)
Вспомни милый, вспомни милый, Ты далече.
Ох, короткие, короткие Наши встречи. (2 раза)
Прийди, милый, прийди, милый, Стукни в стену.
Ох, а я выйду, а я выйду, Тебя встрену. (2 раза)

Мать: Что-то мы загрустили. Ну-ка, запевайте песню повеселее.
Поют веселую песню.
Перевоз Дуня держала, держала, держала
Перевозчика наняла, наняла, наняла.
В роще калина, темно не видно,}
Соловушки не поют. }2 раза
Пришла к Дуне матушка, матушка, матушка.
Перевези меня Дунюшка, Дунюшка, Дунюшка.
В роще калина, темно не видно,}
Соловушки не поют. }2 раза
Пришел к Дуне батюшка, батюшка, батюшка
В роще калина, темно не видно,}
Соловушки не поют. }2 раза
Пришел к Дуне милый друг, милый друг, милый друг
Перевези меня в зелен луг, в зелен луг, в зелен луг
В роще калина, все стало видно, }
Соловушки все поют }2 раза

ДУНЯ: Ой, какой у вас сундук старый. Да под замком! Видно много в нем добра.
Бабушка: Верно, старый, ему уж больше ста лет.
Девушка 1-я: Ох, ты! Ну и ну!
Бабушка: Вот вам и «ох, ты»! Это теперь у вас комоды, да шкафы. Комоды-то в старину водились только у богатых. А у тех, кто победнее, сундуки были.
Девушка 2-я: А что в них прятали?
Бабушка: Хотите, покажу, что я в сундуке храню?
Дочь: Покажи, бабуленька!
Бабушка достает из кармана передника ключ, открывает замок и, перекрестившись на образа открывает крышку сундука. Девушки подходят к ней.
Бабушка: Не напирайте, девоньки, все покажу. (Достает из сундука). Вот вам, девоньки, трава разная, а зачем она тут, как думаете?
Девушка 1-я: Это полынь, она от клопов, тараканов и моли спасает. Так?
Бабушка: Умница, воистину так!
Девушка 2-я: А мята к чему?
Бабушка: А ты понюхай мяту-то, девонька. В ладошке разотри, да к носу поднеси, головенка-то твоя и закружится, чаю с мятой захочется.
Дочь: А у меня трава зверобой.
ДУНЯ: А у меня малина и смородина.
Девушка 1-я: А зачем здесь крапива?
Бабушка: Крапиве-то высокая честь. Крапива она жгучая, а пользы от нее много ... Весной из первой крапивы и борщ зеленый сварить можно, за уши не оттянешь. И краски раньше делали. Лен красили. Краска-то не выгорала, как теперь. Лекарства всякие делают от простуды, от кашля. Цыплятки, утятки, поросятки ох как от крапивы-то растут. А еще крапивой лечат тех, кто в чужой огород лазает, чай сами знаете...
ДЕВУШКИ: (смеются) Знаем, знаем!
Стук в дверь. Входят парни.
1-й ПАРЕНЬ:  Гостей принимаете?
Мать: Принимаем. Заходите, гости дорогие!

2-й ПАРЕНЬ: Здравствуйте, хозяюшки! Здравствуйте красавицы!
1-й ПАРЕНЬ: Что расселись по местам, как синички по кустам?
Девушка 1-я: А что? Синичка — зимняя птичка, воробью сестричка.
Девушка 2-я: Немного синичка ест и пьет, да весело живет! А вы зачем пожаловали?
1-й ПАРЕНЬ: Мы все село обошли, краше вас не нашли.
2-й ПАРЕНЬ: Хотим мы песни петь, да плясать! На вас посмотреть, да себя показать!
Мать: Вот и проверим.
Хозяйка дает им сломанные вещи. Парни садятся на лавку, ремонтируют вещи
Все вместе запевают песню.

Ой, да ты калинушка, размалинушка,
Ой, да ты не стой, не стой На горе крутой.
Ой, да ты не стой, не стой На горе крутой.
Ой, да не спущай листья Во сине море.
Ой, да не спущай листья Во сине море.
Ой, да во синем море Карабель плывет.
Ой, да как, на том карабле Три полка солдат.
Ой, да три полка солдат, Молодых ребят.
Ой, да как, один солдат Богу молится,
Ой, да как, другой солдат Домой просится!

Мать: А ты что же, Дуня, не работаешь?
ДУНЯ: А я уже все сделала! Самое время попеть и поплясать.
Девушка 1-я: Да не верьте ей, схитрила она. Из дома полное веретено принесла...
Девушка 2-я: Чтобы побольше попеть да поплясать!
Все смеются.
ДУНЯ: Да будет вам смеяться-то. Давайте лучше хороводы водить.
Двое берутся за руки и ходят по кругу. После каждого куплета в круг берут еще одного человека, таким образом круг все увеличивается и увеличивается.
1. Мы попросим вас, ребятушки, раздвиньте-ко народ, да.
Вы раздвиньте-ко народ, заведем мы хоровод.
2. Мы куражиться не будем, не наделаем проказ, да,
Без проказу ни на час, берите барышню тот час.
3. Вот какая-то девица шить узоры мастерица, да,
Она шила, вышивала, себе дружка выбирала.
4. Что ты, молодец, не весел, буйну голову повесил?
Ты гуляй повеселее, выбирай-ка поскорее.
5. Кака модна-благородна, ручки белы, как снежок, да,
Ручки белы, как снежок — бери мальчишку во кружок.
6. Вышел мельник с мельницы, да с медными ключами, да,
Выбирай, душа-молодчик, барышню с часами, да.
7. Я цветами, зеркалами свое место уберу, да,
Я по совести мальчишку и по сердцу выберу.
8. Вот как этому детине полтора куля рябины
И сушенных грибов в рот бери девицу в хоровод.

1-й ПАРЕНЬ: А штой-то у вас сундук открыт, никак ревизию делаете?
Бабушка: Она самая, ревизия. Девчата попросили показать, что в сундуках хранили...
Достает кукол «Кузьму» и «Демьяна».
ДУНЯ: Ой, девоньки! Поглядите, какие смешные куклы!
Бабушка: Смешные, говоришь. Ан, нет. Этих кукол «Кузьмой» и «Демьяном» зовут, их моя бабушка сладила.
Дочь: А почему кукол так назвали?
2-й ПАРЕНЬ: Кто же они такие Кузьма и Демьян?
Крестная: Они были замечательными мастерами — кузнецами и плотниками. Когда Кузьма и Демьян были еще маленькими, то очень любили Господа Бога, часто молились и ходили в церковь. За это спаситель наградил их: даровал им умение лечить. Лечили они бедняков и денег за лечение не брали. Вот и прозвали их люди бессребрениками. А они следовали учению Господа: «Даром исцеляйте! Даром получили — даром отдавайте». Кузьма и Демьян — покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. В честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна даже осенний праздник есть — Кузьминки. На него и работают, и веселятся. (Куклу вешают на гвоздик)
Бабушка: А ну, ребятушки, покажите, как сработали! (Смотрит отремонтированные вещи.) Молодцы! Славно починили. Что же вам за работу?
1-й Парень: А мы, как Кузьма-Демьян, ничего за работу не берем, возьмем только пирожки.
2-й Парень: Хозяйке работа, а мне пирожков охота!
Мать: Подходите к столу, угощайтесь. (Угощаются за столом.)
Крестная: Кому пирожки есть, а кому — песни петь!
Женщины и девушки исполняют частушки, по очереди выходя на середину избы и приплясывая.
Крестная: Бабий век- сорок лет.
Бабушка: Шестьдесят — износу нет!
Если смерти не случиться,
Проживу еще сто лет!
Дочь: Пускай люди посудачат,
Скажут, что я модница.
Что- ж, хотя и модница,
Зато и хороводница.
Девушка 1-я: Про меня, про молодую
Восемь сплетен на году,
Пусть пойдет девятая,
Я не виноватая.
Девушка 2-я: Про меня-то говорят
«Не умею хлеба печь»,
Ну диковинка какая -
На лопату, да и в печь.
ДУНЯ: Сидит кошка на окошке,
Белолапенький коток...
Подарила я миленку
Беловышитый платок.
Мать: Вышивала я платок,
Золотые коймы,
Вышивала, говорила:-
Люби, милый, помни!

Бабушка достает из сундука фату.
1-я Девушка: Ой, какая красота! Кружева - то, какие!
Бабушка: Это моя подвенечная фата, мне ее свекровь подарила.
Дочь: Бабуленька, можно мне примерить?
Бабушка: Примеряй, да жениха приглядывай.
1-Парень: А давайте поиграем в «Бояр»
Все встают в два ряда (парни  напротив девушек). На каждый куплет оба ряда, по очереди выходят вперед, потом возвращаются назад.
1 Бояре, а мы к вам пришли, (выходят вперед)
Молодые, а мы к вам пришли (назад)
2 Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?
3 Бояре, мы невесту привели,
Молодые, мы невесту привели.
4 Бояре, а невеста не плоха,
Пусть невеста выбирает жениха.
Выходит невеста, кланяется жениху и они обнявшись или под ручку уходят и садятся на лавку. Игра повторяется:
3 Бояре, привели мы жениха,
Молодые, привели мы жениха.
4 Бояре, а жених- то как хорош,
Может ты себе невесту подберешь?
Выходит жених и выбирает себе невесту, они тоже садятся на лавку.
2-й Парень: (достает из сундука узелок) Баба Катя, а что в узелке лежит?
Бабушка: Положи на место, пострел, это смертный узелок.
Дочь: Это кто ж тебе, бабушка, разрешил таким делом запасаться?
Бабушка: Не я первая, не я последняя. Испокон веков на Руси такой обычай. А мужики в старину и гробы себе делали. Домовиной звали. Вот так-то детки!
ДУНЯ: Давайте сменим разговор. Баба Катя, а что еще в сундук клали?
Бабушка: Невеста готовила себе приданное: ткала, вышивала рушники, рубашки.
1-я Девушка: Значит, ткали, вышивали и все в сундук клали?
Бабушка: Да, каков сундук — таково и приданное. Ценилось-то больше приданное, в котором труд невесты есть.
Дочь: Бабушка, а веселиться вы умели?
Бабушка: Все было... песни-частушки пели, в игру «челнок и ткач» играли.
1-й Парень: А как это?
Бабушка: Челноком была девушка, а ткачом - парень. Все вставали в круг, брались за руки и делали ворота. Челнок бегал змейкой, не пропуская ни одни ворота, а ткач догонял. Если парень догонит девушку, то они целуются, если нет, выбирают новую пару.

Играют в игру.
2-й Парень: А теперь кавалеры приглашают дам. Поимская кадриль.
Крестная: Да уж, теперь не до работы, вон какое веселье пошло!
Внезапно кукла падает.
Дочь: Ой, упали, сердечные!
Мать: Ну, раз упали, значит, и посиделки пора заканчивать.
2-я Девушка: Что ж так быстро посиделки закончились?
1-Парень: Ведь мы еще не натешились!
ДУНЯ: Ведь мы еще вволю не наигрались!
Крестная: Хватит милые, пора и честь знать. Сам