Игровые технологии на уроках математики
- Дата публикации:
- Автор:
- Манькова Ирина Геннадьевна
МАОУ "Тунгусовская СОШ"
Молчановского района Томской области
Доклад
"Игровые технологии на уроках математики"
Подготовила:
учитель математики
МАОУ "Тунгусовской СОШ"
Манькова Ирина геннадьевна
2014 год
Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К последним можно отнести игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимся; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.
Игра- это естественная для ребёнка и гуманная форма бучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно его взять.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой деятельности игра выполняет следующие функции:
- развлекательную - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативную - освоить виды общения между людьми;
- самореализующую - выразить в игре свой умственный и практический потенциал;
- игротерапевтическую - уметь преодолевать трудности, возникающие в различных видах жизнедеятельности;
- диагностическую - самосознание в игре, «на что способен»;
- коррекционную - что необходимо изменить, чтобы достичь успеха;
- социализиционную - включение в систему общественных межличностных отношений; усвоение нормы человеческих отношений.
Понятие "технология" рассматривается в различной интерпретации. Согласно "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, технология есть "совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства". Энциклопедический словарь определяет технологию как "совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала и полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки — выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов. Данные словарные определения технологии сориентированы на выделение технологий материального производства.
Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.
Рассматривая содержательный аспект обучения с использованием игровой технологии, можно указать следующие педагогические возможности :
а) повышение у учащихся интереса к учебным занятиям в целом ;
б) рост познавательной активности школьников в процессе обучения;
в) приобретение участниками игры навыков принятия ответственных решений в разнообразных сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;
г) улучшение отношений между участниками игры и их педагогами;
д) повышение самооценки участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти в конкретному делу и проверить свои способности;
е) изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью.
Игровая технология позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознать и анализировать результаты своей деятельности.
Таким образом, игру и игровую технологию следует рассматривать как самостоятельную педагогическую ценность, видеть в ней эффективную школу жизни и максимально использовать ее педагогические возможности.
Основные аспекты использования игровых технологий на уроке
Сегодня для учителя школы, как и всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали и любили его предмет?
Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке? Как помочь ученику учиться с интересом?
Перечень этих «как» может быть продолжен. Вот только всеобъемлющего ответа, единого рецепта на все случаи жизни для всех учителей, к сожалению, не существует.
Игровой урок хоть и кажется простым, для педагога таким не является. Требуется серьёзная предварительная подготовка, продуманность, умение сориентироваться при проведении проблем в ходе игрового урока.
Развитие интереса – это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определённом сочетании и взаимосвязи. Поэтому нестандартные уроки включают в себя не только различные формы, но все типы, методы, приёмы, технологии. Я
использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, напоминающие публичные формы общения или имитирующие деятельность учреждений и организаций (пресс-конференция, устный журнал, ученый совет, конструкторское бюро и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т.д.).
Для учащихся нестандартный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает ребенка.
Игровые технологии в процессе обучения математики
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.
Основная цель игры- поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Для учителя урок-игра, с одной стороны- возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, обучения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, методику, ритм, фантазии и эмоции- правое. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить её в новых ситуациях. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Идея соревнования по балльной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием. Это и «Что? Где? Когда?», и «КВН», и «Счастливый случай», и «Своя игра» и т.д. На основе этих телеигр разрабатываются уроки с использованием игровой технологии. Интеллектуальная игра - эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и
игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.
Приведу примеры использования элементов игровых технологий в системе работы с учащимися 6 класса.
В 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам использую «Конкурс художников». Даны координаты точек (3;14); (4;15); (3;16); (2;15); (3;14); (0;7);(1;6); (-2;3); (-4;3); (-2;2); (-1;1); (0;2); (1;1); (2;2); (3;2); (4;2); (5;1); (6;2); (3;5); (0;2); (0;0); (1;-1); (1;-3); (2;-4); (2;-7); (0:7); (0;-8); (1;-9); (3;-7); (5;-9); (6;-8); (6;-7); (4;-7); (4;-4); (5;-3); (5;-1); (6;0); (6;2); (7;1); (8;2); (10;3); (8;3);(5;6);(6;7);(3;14);
Глаза (1;8);(2;9);(3;8);(4;9);(5;8);
Рот (1;7); (2;6);(4;6);(5;7);(1;7). Что получилось?
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся.
Заключение
Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Проведя исследовательскую работу по данной теме, выяснила что
уроки с использованием игровых технологий:
- способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала;
- развивают творческие способности школьников и учителя;
- воспитывают веру ученика в собственные силы;
- учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами;
- формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности;
- заставляют взрослого и детей импровизировать;
- активизируют самостоятельную деятельность учащихся;
- учат школьников отстаивать свою точку зрения;
- создают психологический комфорт в классе;
- вызывают интерес у всех школьников.
Литература:
1.Алтухова Е.В. Математика 5-11. Уроки учительского мастерства. Издательство «Учитель», 2007
2.Байкова Л.А.Технология игровой деятельности: Учебное пособие. Рязань, РГПУ, 1994.
3.Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения//Современная высшая школа. — 1982, № 3
4.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психики. — 1966,№ 6.
5.Даль В. Толковый словарь живого русского языка. В 4-х т.Т.1. — М.:Терра, 1994.
6.Дереклеева Н.И. Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся. Москва, 2008
7.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. — М., 1975.
8.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.:Знание, 1989.
9.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 1990.
10.Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1989.
11.Ремчукова И.Б. .Математика 5 – 8 кл. Игровые технологии на уроках. Издательство «Учитель», 2007
12.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М:- «Народное образование», 1998
13.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология . М., 1992.