Доклад «Какие открытия принесла вам проза В. Г. Распутина?» (В. Г. Распутин. Очерк «Вниз и вверх по течению»)

Дата публикации:
Автор:
Ли Елена Илларионовна

ГОРОДСКАЯ НАУЧНО – СОЦИАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ
             « ИНТЕЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО»

«Какие открытия принесла вам проза В. Г. Распутина?»

                                   (В. Г. Распутин. Очерк «Вниз и вверх по течению»)

 (Реферативная работа)

 Авторы:                                                      Бердибек  Албина , Галанова Ольга,
          Оганян Монте

                      МБОУ «СОШ № 5», 7 Б класс

Научный  руководитель:                           учитель русского языка и литературы  Ли Е.И.

          МБОУ «СОШ № 5»

Братск  2013 г.

 Цели:

  1. раскрыть удивительный художественный мир изобразительных средств в прозе

В. Г. Распутина ;

  1. показать художественную роль пейзажа в очерке.

Сейчас на месте старинного русского села  Аталанка,  Усть - Удинского  района, расположенного на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска, где в 1937 году, 15 марта родился Валентин Григорьевич Распутин, плещутся воды Братского  водохранилища, а село перенесено на более высокое место. Ангара, Байкал, сибирское село, Иркутск – любимые, дорогие сердцу писателя места. О людях, живущих на берегах Ангары, Распутин написал свои повести, рассказы, очерки.                                                                                                                                    На уроках литературы Восточной Сибири мы изучаем творчество В. Г. Распутина.  Познакомились с его произведением «На реке Ангаре».  Основой повествования «На реке Ангаре» является художественный очерк «Вниз и вверх по течению»  (Очерк – это небольшое прозаическое произведение , изображающее действительные факты , события, особенности природы какой – либо местности; автор очерка открыто выражает своё отношение к изображённым картинам), в котором рассказывается о поездке писателя в родные места. Герой  очерка, Виктор, вспоминает себя мальчиком и реку Ангару такой, какой она осталась  в его душе и памяти.                                                                                                                                    Персонаж очерков, шестилетний мальчик Витя, наблюдает жизнь на реке Ангаре. Он пытается проникнуть в тайну великой реки, разгадать её загадки,  очень хочет увидеть Ангару, как она просыпается после долгой зимней спячки. В. Распутин передаёт ту красоту, которая его однажды, в далёком детстве, поразила. «Никогда ещё не приходилось ему видеть первый решающий толчок, который срывал лёд с места.  Река беспокойно возилась, покачивалась, вздыхала.  Порой изнутри доходил глухой, утробный шум, затем раздавался быстрый и сильный, как выстрел, треск, и по льду вспыхивали трещины».                                                      Как художник пишет чистым цветом снег, без смешивания красок, нанося мельчайшие мазки на поверхность холста, так писатель достигает единой красочной стихии, в которой звучат перезвоны и перекликания всех цветов радуги во время ледохода. Всмотритесь, вглядитесь в «посиневший, вспучившийся лёд»!                                                                                            При помощи художественных средств выразительности речи:  сравнения «как выстрел», эпитета «утробный шум», олицетворения «вспыхивали трещины»… (вспыхивают светлячки, искры огня, лучики солнца…, но … трещины льда…!  Удивительно! Можно восхищаться до бесконечности художественным мастерством  писателя), используя в своём описании прилагательные,  автор  постарался так рассказать о картине ледохода, чтобы даже тот,  кто никогда её не видел, мог мысленно представить себе картину «как всё это на реке должно было сорваться  с места, закружиться, зашуметь, поплыть…».                                                                       Очерк «Ночная гроза».  «Где-то далеко  в тайге зарокотало, набрало силу и покатилось, покатилось прямо на деревню, грозя  раздавить и смять её, и, только чуть – чуть не докатившись, развалилось. Надвигалась гроза...». «Гром мгновенно, яростно, тяжело и натужно лопался, взрывался, разбрасывая вокруг множество гремящих осколков. Не успевал отшуметь один раскат, возникал другой. Гром бил размеренно и зло…».                                                                    Я выбрал эти строчки, потому что мне понятно, как это происходило; я знаю это ощущение  чего – то страшного, злого, непоправимого в природе…, а потом (в очерке «Лёд идёт») «сразу же упал дождь» (в народе говорят: «Дождь пошёл»), а у автора мы читаем «упал дождь». Что значит «упал»? Наверно, пошёл сильный, неожиданный,  крупными каплями дождь, как из ведра, когда улицы превращаются моментально в быстрые речушки… «Небо потемнело и притихло. Из него сыпал дождь». А после грозы «…звучала капель, весело и широко играло солнце. Было какое-то особое – чуткое и тайное счастье, в волнующем ожидании замирало сердце». Капельки дождя на травах и деревьях сверкают всеми цветами радуги, всё сияет…                                                                                                                                              Читая очерк «Ночная гроза» В. Распутина, я мысленно представил себя на даче.                           Это было вначале июня 2012 года. Сияло солнышко,  вдруг откуда – то ветерок подул… и началось что- то страшное. Сначала вдалеке тонкой змейкой молния сверкнула, а потом - гром. Гром неистовствовал, гремел и лопался над головой.  Ощущение, что твоя голова куда-то летит. Мой одноклассник, он родом из Таджикистана, рассказывал, что у него на родине, в горах, весной  еженедельно такие грозы с шаровыми молниями. Шаровые молнии приносят большой вред  жителям Таджикистана: убивают животных, людей, случаются пожары…  Невозможно противостоять ей. Пока наука беспомощна.  Может,  при помощи Нана – технологии что-то сделают!?                                                                                                                                        Родная природа в очерке «Ночная гроза» представлена целиком и фрагментарно, чтобы привлечь внимание читателя к той или иной выразительной детали. Автор оживил грозу. Описания грозы и молнии кратки (лаконичны), ёмки, конкретны. «Веришь – не веришь?» Конечно, верю во всё происходящее. Главное, на чём сосредоточил внимание автор – одержимость природного явления.                                                                                                          А «ночью (Очерк «На теплоходе») луна, круглая и полная, купалась в реке.               С неба  сорвалась звезда. Как спросонья, коротко и жалобно хныкнул гудок теплохода».  Обилие олицетворений: «луна купалась», «сорвалась звезда»,           «хныкнул гудок теплохода».                       В очерках В. Г. Распутина почти нигде нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием прекрасного писатель как бы очеловечивает природу, пробуждая в читателе определённые чувства и настроения.   Распутинский пейзаж  повествует, рассказывает. Он пронизан ожиданием тёплых весенних дней, поэзии пробуждающейся весны, тревоги во время грозы, гимну синему февральскому небу, когда наступают чудесные солнечные февральские дни, когда природа празднует какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых  веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Хочется сказать: «Остановись, мгновение!»                                                                                                                                  Через образ мальчика писатель рассказывает о своих историях и событиях, о своих чувствах и переживаниях, заботах, которые происходили в его детстве.                                                        Река Ангара очень волновала мальчика, даже по утрам он ходил проверять, не случилось ли чего с рекой. Его любимая речка была особенная, непохожая на другие реки. Она вытекала из огромного и самого глубокого озера в мире – Байкала, в который впадают триста тридцать шесть, а вытекает одна единственная Ангара. Писатель передал свою любовь любимой Ангаре и её жителям на страницах своих рассказов и повестей.                                                   Журналист Ю Прокопьев в газете «Знамя» от 2-го декабря 2011 года в статье «Записки натуралиста» пишет: «При Советской власти леса и сады считались украшением  земли и нашей жизни. При новой - всё перевёрнуто с ног на голову. Леса уничтожают, щепки летят не только в делянах, но и в охранных зонах. И самое удивительное - ни переаттестованная полиция, ни многосотенный  аппарат при администрации города и района – никто ничего не замечает! А ведь и человеку,  и птицам, и животным  деревья необходимы, как пища и вода».                                         «Разнообразное строительство и пары бензозаправок, автостоянок покрыли лес незарастающими плешинами. А сколько деловых сосен и лиственниц было уничтожено и продолжает уничтожаться на дрова и стройматериалы? Если раньше белочки выскакивали вплотную к домам, хоть изредка, а от жарков даже рябило в глазах, то сейчас в лесу, кроме пустых бутылок и бытового мусора, ничего не увидишь…  Таков печальный итог двадцатилетия!»                                                                                                                                            Отчего же на земле столько подлости, пошлости и сквернословия? Это же противно природе! Говорят, что добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает зло. Наша природа хрупка и беззащитна. Произведения великого классика Валентина Григорьевича Распутина указывают, ведут, учат нас делать добро, быть милосердными, любить и только восхищаться природой, которая так хрупка и беззащитна.                                                                        Во всех произведениях  В. Г. Распутина есть описание природы.  Писатель  видит то, чего не замечаем мы,  читатели. Он олицетворяет природу, используя необычайной красоты слова, предложения. В распоряжении писателя есть немало средств, чтобы рассказать о природе любимого родного края. В. Распутин искусно использует приёмы параллелизма (сравнения в форме сопоставления), антитезы и другие важные художественные средства изобразительности речи.   По-прежнему продолжает удивлять своими прекрасными шедеврами-произведениями о родном крае. И хочется читать и читать эти волшебные строки о Байкале, об Ангаре, о людях, живущих в Братске, о сибирской тайге…

Призыв автора: «Любите родной край! Берегите природу!». Без природы человечество – ничто!