Доклад "Распутинские чтения "В поисках берега"
- Дата публикации:
- Автор:
- Ли Елена Илларионовна
Светоч Земли Русской Сергий Радонежский
(Очерк В. Г. Распутина «Ближний свет издалека»).
Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона и песня «Благослови, душе моя, ГОСПОДА!» в исполнении ученицы 8 Б класса Клодчик Галины.
Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя
________________________________
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.
О святом Сергии Радонежском я впервые узнала в этом учебном году, когда изучали на уроке литературы «Житие святого Сергия Радонежского». Церковь, Сергий Радонежский, Святая Русь… Как в сказке!
В Иркутске, на улице Мухиной, живёт моя бабушка. За её домом парк, а в парке - небольшая церковь. Ежедневно 3 раза в день звонят колокола в церкви: в 6 часов утра – утреннее Богослужение, в полдень - Обедня, в 18 часов- вечернее Богослужение. Красивые, мелодичные, загадочные, волшебные звуки колоколов витают в воздухе. Лето. Утро. Окна приоткрыты. Я сплю. При звуке колоколов просыпаюсь, лицо моё непроизвольно растягивается в улыбке. Мне становится хорошо, светло. Почему? В колокольном звуке таится поистине что – то необычное, таинственное, не похожее на привычные для нас звуки. Услышав звонящие колокола, человек на мгновение остановится и заслушается этим мелодичным перезвоном. Почему так происходит? В чём таинственная сила колоколов? Звуки колоколов как молитва, а молитва издревле учит нас очень важным вещам: скромности, умению прощать, быть добрыми и стремиться только к хорошему. Православные верующие, кому плохо даётся учение, обращаются к иконе преподобного Сергия со словами: «Преподобный Отче Сергий! Моли Бога обо мне!»
Церковная история рассказывает о том, что Промыслом Божиим дан был Руси великий святой — преподобный Сергий Радонежский, совершивший великий труд в деле объединения всех русских сил. Много святых прославлено на Руси, но только его называли игуменом Русской Земли.
Что обозначает слово «жите»? (Житие соответствует греческому слову «Биос - жизнь»). Этим термином стали обозначать жанр жизнеописания святых.
Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек. Герои жития – самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя – вера в Бога, она даёт благо при жизни и после смерти.
Один из самых почитаемых на Руси святых - Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом от родителей Кирилла и Марии. До пострижения в монахи преподобный носил имя Варфоломей – в честь одного из апостолов. Известна дата его рождения – 3 мая 1314 года. Почему Сергия называют Радонежским? (Близ Радонежа построил монастырь).) Какое носит название в настоящее время монастырь, построенный Сергием? (Троице – Сергиева Лавра). Умер преподобный Сергий в возрасте 78 лет.
Первым о Сергии написал Епифаний Премудрый, монах Троице – Сергиевой лавры, который провёл около 16 – 17 лет при святом, был его учеником. По личным впечатлениям, рассказам преподобного и близких к нему людей Епифаний написал житие Сергия . Написано оно не позже 25 – 30 лет после смерти Сергия в 1392 г.
В 1988 году В. Г. Распутин работает в газете «Литературный Иркутск», является членом редколлегии и автором двенадцати очерков. Одновременно с «Литературным Иркутском» эти очерки публикуют журналы «Наш современник» и «Москва», шесть из которых на православные темы вошли в сборник публицистики «Россия: дни и времена» (Иркутск, 1993).
Первый очерк «Из глубин в глубину» (1989г.) посвящён великой дате крещения Руси, почему Русь выбрала православие?
Очерк «Смысл давнего прошлого» (1989г.) Распутин обращается с благодарностью к предкам , которые отказались в XVII веке от измены букве. «Что завещала нам старая Русь? Самую себя и завещала - себя, собранную предками по чёрточке, по капельке, по словечку, по слогу», своё достоинство.
Расколам в России посвящён очерк «Смысл давнего прошлого». Очерк актуален и в наши дни, т.е. это события, происходящие сегодня на Украине. В. Г. Распутин был провидцем, предвидел будущее на планете Земля. Расколы в России способны повторяться.
Духовность, святость, нравственность в переломные времена на Руси… Преподобный Сергий Радонежский, великий молитвенник за землю русскую, образ которого насчитывает шестисотлетнюю историю поклонения, представлен в очерке «Ближний свет издалека».
В очерке В Г Распутин пишет: «Пытаться говорить о Сергии Радонежском – это, по ощущениям, сметь войти в область запретного , неизъяснимого по своей природе. Телесные черты великого святого Земли Русской стёрлись и давно заменились духовным портретом, тот лик, который знаем мы по иконам , - это оттиск на нетленной плащанице народной памяти».
Святому даётся новое имя. Новое имя при пострижении означает отказ от прежней жизни и переход на иную ступень бытия. Поэтому он и называется иноческим
Для В. Г. Распутина важно то, что Сергий Радонежский - святой, пребывающий со своим народом. Толпы народные, текшие к Сергию за утешением и поддержкой, видели в нём , надо думать, целителя, родственного небу, одно прикосновение к которому способно отвести беды. Случаи сверхъестественных физических исцелений, описанные Епифанием , в огромном авторитете Преподобного участия почти не принимают. Они как дань святости, и в сравнении с другими святыми, дань довольно скромная. Словно Сергий имел власть и над посмертной своей славой и в лишнем ей отказывал. Не этим силён был Преподобный. Искавшие его помощи шли к нему часто за одним , а получали другое, но полученное по мере воздействия на жизнь, по «направлению» превосходило желаемое. Он благодарил любого, кто искал общения с ним. Интуиция подсказывает, что ничего великого он и не говорил при беседах, самое простое, но величие было в том, как говорил, как смотрел, что видел в собеседнике, что читал в одному ему ведомых письменах. Созданный им в себе огромный святой мир должен был производить немалое впечатление. Какое – то окрыление, вероятно появлялось у человека. Не сразу благословил Сергий и князя Дмитрия на кровавую встречу с Мамаем, выспрашивая , все ли испробованы мирные пути, и видя, как много плетётся по Руси мученических венков, а благословив и отпуская от себя князя, шепнул – вся правда тут в том , что шепнул, только что провидя: «Ты победишь». И такая сила была в этих словах, так они вошли в князя, что он «прослезился» и больше уже не позволял себе сомневаться в успехе.
С ним дружил митрополит Алексий, Киприан искал его сотрудничества, чтобы утвердиться во главе русской церкви после Алексия, строптивейшие из князей поддавались его вразумлению. Чтобы пользоваться подобным влиянием, нужно иметь славу возвышенную и чистую, источник незамутнённый и глубокий, к которому бы одинаково тянулись и простонародье, и вожди.
Далее автор называет Сергия «небесным воителем», который хранился «не в памяти, не в книгах, а в душе», что «Сергий был со всеми, со всеми голодал, одарял последним и зверя, и странника, никогда не поднимал голос…», не жаждал земных почестей: «Он и похоронить завещал себя на общем кладбище».
В очерке «Ближний свет издалека» писатель пишет: «Русский человек может быть и варваром , и невежественным. Не в первый раз награждают его подобными «достоинствами», и он никогда от них не отказывался. В семье не без урода, в народе не без уродства. Страшный век, каких не водилось и при татарщине, когда едва не вытравили огнём, разбоем и ругательствами веру, заменяя её на басурманскую, чего в старину боялись».
Вместе с образом Сергия Радонежского придвигается из глубины веков образ Святой Руси. «Святая Русь не значит Русь идеальная». Писатель делится своими представлениями. «Это примеренные на национальную фигуру сияющие одежды, пришедшиеся впору, но не воздетые до тех пор, пока последние не станут первыми. Это литургическое состояние народа, его осознанная цель, заключавшаяся в сердечной деятельности, в работе, в работе над благополучием духовным».
«Епифаний, говоря об исходящей от трудов Сергия Радонежского благодати, - пишет В. Г. Распутин, - находит для неё точное сравнение: «Рука Сергия была простёрта, яко река многоводная , тихая струями». Так и представляешь эти «тихие струи», переливающиеся от сердца к сердцу, чтобы оплодотворить и соединить их в общее национальное биение. По водоразделам всех просторов текли они, растопляя хладнорусскость, оставшуюся от времён вражды и раздоров, отогревая её в живое проточное чувство».
Такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, вызываются не итогом чего – то , а предвестием. Когда окаянство в России принялось одолевать, пришли Серафим Саровский, оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский и вновь указали переправы через предстоящие потоки лжи и грязи на противоположный берег, где, установясь на твёрдую почву, русский человек сможет опять обрести себя в праведных трудах».