основные темы лирики Некрасова Н.А.

Дата публикации:
Автор:
Валиева Гульфия Мухаметгалиевна

Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и  звуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же  Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге"  ("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 года, является  продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по  преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический  герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с  определенным типом личности, как Лермонтова, а общими  принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов  выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую  лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности,  охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика  разнообразна.

 Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно  назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил  новой темой- социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года  "Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стихотворении "О  Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в  крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза,  у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и  угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания  замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний  во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет  характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы  всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается  стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, "кто  все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно  нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и  страстям". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает  здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные  стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не  умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться  от изнанки жизни.

 В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а  разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской  любовной лирики "Я не люблю иронии твоей" (датируется  предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к  К.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии,  герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное,  высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей  любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная  ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения  героев Чернышевского "Что делать?".

 Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало  стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это  душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть  ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",  женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной  жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие  стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка",  "Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая  полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".  Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и  обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в  знаменитых строках:  "От ликующих, праздно болтающих,   Обагряющих руки в крови   Уведи меня в стан погибающих   За великое дело любви," - обращается поэт к матери. Эти строки  волнуют и сегодня.

 Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный  аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у  Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного  возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про  мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в  стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой  стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский  ребенок свободно \Растет, не учась ничему, \Но вырастет он, если богу  угодно, \А сгибнуть ничто не мешает ему".

 То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл  воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим  излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной  типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой.  Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения  "Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).  В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с  просьбой или жалобой к министру государственных имуществ -  возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они/  Из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то,  что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То  же в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой...", строки 86-89 и,  наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую  обитель...".

 За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была  напечатана, и он же автор стихотворения получил второе,  предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от  самого министра внутренних дел Валуева, известного автора  либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры  вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли,  что все "страшно эффектное", как выразился один из них,  стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и  бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской  железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами  графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне  царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения,  проведенный в них социальный анализ выливались в страшное  обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и  спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и  презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному  труду простого народа.

 Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике  закономерно выходили на третий принцип - революционность.  Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,  крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два  разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот  принцип: отрывок "Назови мне такую обитель" из "Размышлений" и  последние три строфы второй части "Железной дороги".

 Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его  стихам агитационно-пропагандистский характер.  Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в  стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по  революционно-демократическому движению, другим вождям этого  движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.  Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что  революционно-демократическая деятельность является самым завидным  и желанным уделом, и вообще роль "народного заступника" для  Некрасова есть, используя формулу Фета, "патент на благородство" для  любого честно мыслящего современника. Черты вождей  революционной демократии приобретают иконописный характер, их  жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета,  подвижника за народ.

 Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864). В его содержании  не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем  воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся  критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший  когда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно время  лелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.

 Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской  тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе,  в которых он выступает достойным продолжателем петербургских  страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественником  Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его  социальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первые  строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к "ней",  связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей нас  нищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две  "сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашенными  эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьянином  пьяным,/ Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод  автора: "Хоть плачь?", "Но не краше и город богатый". В стихотворении  воскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "На  улице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.).  Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в  ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия  обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не  видно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду  работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-то  провезли" - преобладают безличные и неопределенно-личные  конструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-то  раздался выстрел -Кто-то покончил с собой".

 Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность  людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами -  лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в  стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут  гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и  политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще  целый ряд образов проходит перед нами.  

Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин»- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством». Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее(в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело , «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жиэни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений. В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа («Вчерашний день, часу в шестом…»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира-

Чему достойнее могла служить бы лира?…

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья».

Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песни. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую « заглядеться не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть». Конец стихотворения полон грусти ( «и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка- образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка почтовая»), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье –это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки». В стихотворение «Размышление у парадного подъезда» преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: «деревенские люди» , «армячишко худой на плечах», «крест на шее и  кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к «владельу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-патетически («Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!»), то скорбно и гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то зло и иронично («и сойдешь ты в могилу …герой»). В заключительной ,третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…») . Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая «покоянная лирика»- «Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя». Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро…Жалкое наследство,

О родина , оставлю я тебе…

Особое место в «покоянной лирике» занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России ( «На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник- страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, но жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

По -новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту «прозу»,

которая «в любви неизбежна». В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной («Я не люблю иронии твоей…»). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга,  и это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье, взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья- вот отличительные черты поэзии Некрасова.