Воспитание личности школьника через использование современных технологий
- Дата публикации:
- Автор:
- Рожкина Татьяна Николаевна
«Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»
Лермонтов М. Ю.
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.
Время поставило учителя школы перед необходимостью пересмотреть свои педагогические позиции, устоявшуюся систему воспитательной работы. Поиски новых подходов к воспитательной работе со школьниками – требование времени, своеобразный отклик на события в обществе. А главное – постараться заложить в юном человеке столько любви, веры в себя и людей, столько открытости и независимости, чтобы хватило на яркую, интересную взрослую жизнь. Эффективность воспитания во многом зависит от того, какие эмоции вызывает у школьников их жизнь и деятельность в коллективе. И чем больше положительных эмоций, тем выше результат. Поэтому организация любой деятельности – познавательной, трудовой, художественной и т. д. – не должна восприниматься ребятами как преднамеренное запланированное воздействие педагога, а быть для них необходимой, личностно - значимой. Иначе говоря, она должна быть интересной, нестандартной, творческой. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья характерны значительные нарушения в развитии воли, что затрудняет их воспитание. Поэтому процесс воспитания у них должен быть направлен на формирование личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и несовершенного, ущербного жизненного опыта.
В своей воспитательной работе использую современные технологии воспитания, вот некоторые из них:
- Метод взрыва по А. С. Макаренко.
"... В неисчерпаемо богатой природе человека бывают и такие явления, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление - одним ударом истребляют самые вредные наклонности и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую под новым знаменем" (Ушинский К. Д. Собр. соч. М. -Л., 1950, т. 8, с. 229).
Это явление в человеческой психике принято называть взрывом. Можно ли использовать метод взрыва в педагогических целях? А. С. Макаренко ответил на этот вопрос положительно. Он пользовался этим методом и ввел в педагогическую литературу понятие метода взрыва. (См.: Макаренко А. С. Педагогическая поэма. - Соч. М., 1957, т. 1, с. 605-608).
Взрыв в психологии - явление стремительной и коренной перестройки личности под влиянием сильных, поражающих, ошеломляющих своей неожиданностью обстоятельств.
Применение взрыва в качестве приема педагогического воздействия требует создания обстановки, в которой у учащихся возникли бы новые, сильные чувства. При этом затрагиваются ведущие чувства, связанные с жизненными интересами, перспективами, отношениями с учителем, в семье и коллективе.
Благодаря своей силе возникающее чувство (радость, благодарность, огорчение, стыд) ярким пламенем озаряет сознание и переплавляет прежние чувства, взгляды, характер, привычки. Воспитанник начинает по-новому оценивать собственное поведение, в нем утверждается мысль о необходимости коренным образом измениться. Преобладающим становится новое чувство либо одно из прежних чувств, ставшее ведущим.
В педагогике метод взрыва – это способ ярких, неожиданных, необычайно сильных воздействий на воспитанника. Взрыв обеспечивает резкий поворот ребенка в желаемое для воспитателя русло, возвращает его на правильный путь, с которого тот был сбит по каким – то причинам. (Один ученик класса мешал заниматься на уроках, подводил класс в разных мероприятиях. Ребята решили с ним поговорить. На перемене они закрылись в классе и что – то сказали ему. Слова детей были как взрыв для этого ребенка. С этого момента на уроке была тишина.).
- Этическая беседа.
Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения, какой - либо нравственной проблемы.
Предметом этической беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.
Цель этической беседы — углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
- Беседа должна иметь проблемный характер.
- Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию.
- Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.
- В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.
- Необходимо помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.
Этические беседы строятся по такому сценарию:
- сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников;
- обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;
- обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;
- применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который, проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.
При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.
В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему.
Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников, не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.
Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.
При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.
Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.
Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.
Этическая беседа «Почему люди живут семьями?».
- По вашему мнению, что же такое «семья»? (Ответы детей).
- В толковом словаре Ожегова: Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
- Объясните, кого мы относим к близким родственникам? (Ответы детей.)
- Какими качествами должны обладать члены семьи? (Ответы детей.)
- Все ли семьи у нас полные, счастливые? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, где ребёнку лучше воспитываться: в полной или неполной семье? (Ответы детей.)
- Ребята, а что же надо, чтобы образовалась семья? (Ответы детей)
- Ну, хорошо. Вот образовалась семья, где же она должна жить?
- Какой должен быть дом, условия в нём? (Ответы детей.)
- А что для этого надо? (Ответы детей.)
- Да, всё наше государство состоит из ячеек – семей (как улей). Их много-много. И чем лучше будет жить отдельная семья, тем лучше будет жить государство, тем оно будет богаче.
- Что бы вы сделали, чтобы в семье всё было хорошо? (Ответы детей.)
- Хотели ли вы в будущем иметь семью?
- Какой вы её представляете?
- Так почему же люди живут семьями? (Ответы детей.)
- Игра – оценка.
Что такое игра?
- – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.
- – это важное звено в общении между детьми.
- – это своего рода подготовка ребенка к взрослой жизни.
Для ребенка – это способ самореализации и выражения самого же себя в свободной форме вне рамок поведения, которого требуют от него взрослые. Вы никогда не задумывались над тем, как много всего дети должны делать по велению сначала родителей, бабушек, дедушек, а затем в детском саду, школе? Вот игрой они и компенсируют свою роль подчиненного, выбирая тот сценарий, который им нравится. Таким образом, наши дети тренируются, повышая свое мастерство в умении принимать решения, быть ответственными. Заодно и самооценку свою тоже повышают.
Игра «Волшебный фонарик».
С помощью этой игры учим детей эмпатии – восприятию другого человека. К доске выходит учащийся. Учитель светит на него «волшебным фонариком» и отправляет за дверь. Дети на открытке (заранее приготовленные по количеству учащихся в классе) пишут положительные качества этого ребенка или что - то хорошее о нем. Приглашаем войти вышедшего ученика. Светим на него «волшебным фонариком» и вручаем открытку, зачитав, что про него написали ребята.
Итог: дети отправляют за дверь учителя, мастерят ему открытку, пишут положительные качества о нем.
Совместные игры с братьями, сестрами, родителями, одноклассниками помимо возможности сблизиться друг с другом, развивают крепкую семейную, коллективную привязанность, преданность и умение сопереживать и сочувствовать.
- Диспут
- - специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора.
В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания.
В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента.
Диспут о дружбе и товариществе.
Для диспута можно использовать такие вопросы:
-Дружба, товарищество, приятельские отношения – чем различаются по смыслу эти понятия?
- Можно ли предлагать дружбу или этого не надо делать?
- Каждый ли человек может быть другом?
-А если человек ни с кем не дружит, как вы думаете почему?
- Как вы понимаете истинную дружбу?
- Метод изучения детей.
Наблюдения показывают, что нередко в классе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у детей гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к появлению прямо противоположных отношений. В каждом школьном классе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считают «ядром» класса, поддерживают их и опираются на них в воспитательной работе. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех, и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т. д. Такие дети чувствуют себя неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в школу. Наблюдения показывают, что антигуманные, антипедагогические отношения не редки в начальных классах.
Вместе с тем описанные отношения зачастую ускользают из поля зрения педагога. Для их изучения используются специальные социометрические методы исследования: анкетирование, недописанный тезис, ранжирование и другие.
- - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.
Анкетирование «Мое свободное время».
- Занимаешься ли ты в кружках, спортивных секциях?
- Если не занимаешься, хотел бы заниматься в кружках, секциях? Напиши каких.
- Гуляешь ли ты на улице?
- Когда ты оказываешься на улице с друзьями, что вы делаете?
- Чем любишь заниматься дома в свободное время?
- Какие телепрограммы тебе больше всего нравятся?
- Гуляешь ли ты на улице?
«Недописанный тезис».
Тезис - краткое изложение мысли (1-2 строчки).
- В хорошей школе всегда…
- Школа нужна, чтобы…
- Если бы я был директором…
- Больше всего меня раздражает то, что…
- Когда звенит звонок на урок, то я…
- Когда звенит звонок с урока, то я…
- Чего мне иногда по – настоящему хочется, так это…
- Самое главное в жизни…
- Я уверен, что когда окончу школу, то…
Ранжирование.
Ранжирование - упорядочивать (упорядочить), выстраивать (выстроить) по ранжиру, по порядку.
- Расставь слова по степени личностной значимости.
Вежливый Веселый
Гуманный Красивый
Сильный Здоровый
Умный Аккуратный
Независимый Ласковый
Социометрические методы исследования дают целый ряд важных сведений о группировках и характере общения каждого испытуемого, его самооценке, сплоченности коллектива, индивидуальных проблемах детей и проблемах класса. И благодаря этим методам мы можем выстроить свою работу так, чтобы устранить недостатки в воспитании отдельных детей и в целом коллектива.
"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной",- писал А.С. Макаренко.
Давайте вдумаемся в эти слова Макаренко и сделаем для себя несколько выводов: прежде, чем воспитывать ребенка, мы сами должны быть воспитаны, должны уважать каждого ученика, и, наверное, мы должны научить наших детей обходиться без нас. А в этом нам будут помогать новые технологии воспитания.
Литература
- М. А. Аралова «Классный час играючи», «ТЦ Сфера»
- Журналы «Воспитание школьников», ООО «Школьная пресса»
- «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе», Москва «Школа – Пресс» 1994г
http://xreferat.ru/117/192-1-eticheskaya-beseda-po-nravstvennomu-vospitaniyu-na-temu-chuvstva.html