КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА УРОКА ПО ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ТЕМА РАСКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ (курс «Отечественная история : 17 век»)
- Дата публикации:
- Автор:
- Мардоленова Ольга Викторовна
Цель:
предметные:определить сущность понятия раскол, выяснить причины этого явления,отработать навыки переработки информации;
метапредметные:развитие устной речи,умений сопоставлять и систематизировать материал,устанавливать причинно- следственные связи,развивать умения делать выводы,высказывать свою точку зрения, работать над развитием познавательной активности, информационнной грамотности;
личностные:продолжать формировать интерес к истории и литературе, способствовать патриотическому воспитанию учащихся;
Задачи :1.выяснить, почему произошло обострение отношений между светской и церковной властью;
2.выявить причины церковного раскола;
3.сформировать речевые навыки по изучаемой теме;
Методы: эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, решение проблемного вопроса, работа с текстом, фронтальная беседа,публичные выступления, упражнения;
Форма работы: групповая;
Технологии - технология сотрудничества, ИКТ, технология проблемного обучения
Тип урока: комбинированный,
Основные понятия:
Патриарх – высшее звание в церковной иерархии, глава Церкви, высший духовный сан, избирается Церковным собором.
Протопоп – старший православный священник.
Инок – монах.
Рукоположение – возведение священника в сан.
Соборное уложение - свод законов.
Сторонники реформ – «никониане».
Противники реформ - «раскольники», сами раскольники называли себя «верными», «старолюбцами», «старообрядцами».
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный экран
Основные даты: выписаны на доске, по ходу объяснения материала учитель обращается к ним, учащиеся фиксируют их в тетради:
1645- начало царствования Алексея Михайловича,
1649- издано «Соборное уложение»,
1653 – 1655 – церковно-обрядовая реформа патриарха Никона,
1668-1676- осада царскими войсками Соловецкого монастыря, отвергнувшего реформы
Ход урока.
І. Организационный. Приветствие. Деление на две группы. Сегодня у нас с вами групповая работа, в ходе которой мы попробуем решить проблемный вопрос: была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была ли она нужна стране или отдельным личностям?
Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека?
- Каким было положение церкви в годы Смуты? ( тяжёлым)
- Какой путь для себя выбрали священнослужители в годы правления Лжедмитрия? (Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.)
В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились, используя разные молитвы, крещения пальцами.
По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
1) Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.
2) Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
Если бы вы были на месте Алексея Михайловича, какое решение вы бы приняли? (ответы детей)
ІІ. Церковная реформа.
Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
(сообщение ученика о Никоне)
2.1 Работа с текстом учебника ( чтение пункта о реформах.)
Как вы думаете, в чем цель реформы? ( Цель реформы патриарха Никона - унификация богослужения по всей стране, централизация церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха.)
2.2. Определите положительные и отрицательные стороны церковной реформы.(ответы детей)
2.3 В чем проявился конфликт церковной и светской власти и к чему это привело?
– самостоятельная работа с текстом учебника
- выводы учащихся обеих групп
ІІІ. Церковный раскол.
У реформы были как сторонники, так и противники.
3.1. Работа с понятийным аппаратом.(никониане- первая группа, раскольники- вторая группа)
3.2 Одним из последствий реформы становится церковный раскол.
Слово раскол на долгие десятилетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня- разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий.
Слово учителя. Протопоп Аввакум – глава раскольников, отстаивавший свои убеждения, погибнет за них на костре. Давайте познакомимся поближе с этим человеком.
3.3 Рассматривание и комментирование портрета;
3.4. Самостоятельное чтение документа:
«Протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1621-1682) -глава старообрядчества.
Протопоп – обиходное название старшего православного священника.
Родился недалеко от Нижнего Новгорода в семье священника. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни.В 1651 г. с женой и младшим сыном отправился в Москву. Стал служить в соборе Казанской Божьей Матери на Красной площади. Сблизился с придворным духовенством и вошел в кружок ревнителей древнего благочестия, был знаком с Алексеем Михайловичем, перед ним открывалась духовная карьера.Но… Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь в Сибирь, там умерли его дети. Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году царь вернул Аввакума в Москву, его убеждали смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов, Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников. А в ответ, Аввакум проклял церковный собор, а затем был вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость, Аввакум был приговорен церковным Собором к казни.
11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены».
-Ребята, почему Церковный Собор приговорил Аввакума к казни? (ответы детей).
ІV. В пустозерской тюрьме, в период 1672-1673 г.г., было написано главное произведение Аввакума - "Житие" .
«Житие» является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.
4.1 Давайте познакомимся с отрывком из произведения и выполним задание:
О путешествии в Сибирь.
«Таже с Нерчи – реки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячи, а сам и протопопица брели пешком, убивающееся о лёд. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедми итти не поспеем, голодные и томные люди. В ыную пору протопопица, бедная, брела, брела, да и повалилася, и встать не сможет. А иной томной тут же взвалился:оба карамкаются, а встать не могут. Опосле на меня, бедная, пеняет: «Долго ль-де, протопоп, сего мучения будет?» И я ей сказал: «Марковна, до самыя до смерти». Она же против тово: «Добро, Петрович. Ино ещё побредём.»
Задания:
І.определите жанр произведения;назовите особенность данного произведения;о каком жизненном факте идет речь в произведении?
ІІ.
А) Вычеркните лишнее:
Алексей Михайлович, Никон, Лжедмитрий, Аввакум;
Б)Найдите слова с правописанием, не характерным для современного русского языка;
В)перечислите выразительные средства, помогающие описать тяжелый путь в Сибирь Аввакума;
Г) Составьте словарь устаревших слов и подберите к ним современные слова;
ІІІ.
Представьте себе, что вы- единомышленник Аввакума и вы находитесь на церковном соборе. Докажите, что Аввакум прав, не разделяя взгляды Никона ;
ІV.
Если бы ты жил в 17 веке, к кому бы ты примкнул во время раскола: к никонианам или раскольникам? Объясни свой выбор. Какой вопрос, интересующий тебя, не был достаточно освещен в учебнике?
4.2 После подготовки учащиеся защищают свои задания. Участники второй группы следят за выступлением, дополняют ответы.
(Выслушав учеников учитель, при необходимости, дополняет, обобщает.
4.3 Вернемся к проблемному вопросу: была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была ли она нужна стране или отдельным личностям? (выводы детей)
V. Оценивание с помощью экспертного листа